Статья 15 нк рф 2018

Статья 15. Местные налоги и сборы

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

Комментарий к Ст. 15 НК РФ

Местными налогами (а с 1 января 2015 г. — и сборами) признаются налоги (и сборы), которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 4 и п. 7 ст. 12 НК РФ.

Отметим, что с 1 января 2015 г. изменяется название ст. 15 НК РФ. С 1 января 2015 г. она именуется «Местные налоги и сборы».

К местным налогам (и сборам) относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор, введенный гл. 33 НК РФ с 1 января 2015 г.

Земельный налог, налог на имущество физических лиц, а также торговый сбор устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе земельный налог, налог на имущество физических лиц, а также торговый сбор устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения (абз. 6 п. 4 ст. 12 НК РФ).

Отметим, что до 31 декабря 2014 г. (включительно) применялся Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 2003-1).

Однако в связи с принятием Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 284-ФЗ) с 1 января 2015 г. Закон N 2003-1 утратит силу.

Вместо него будет применяться новая гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ.

При этом статус этого налога не изменится — он по-прежнему относится к местным налогам. Изменится только порядок его установления — налог на имущество физических лиц с 1 января 2015 г. будет установлен прежде всего Налоговым кодексом РФ. Кроме него он должен устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводиться в действие и прекращать действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог на имущество физических лиц обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог должен устанавливаться Налоговым кодексом РФ, законами указанных субъектов Российской Федерации, вводиться в действие и прекращать действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и будет обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) должны определить налоговые ставки в пределах, установленных гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, и особенности определения налоговой базы.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками (ст. 399 НК РФ).

Налоговый кодекс России (НК РФ) 2018

Сегодня в России действует система налогообложения, которая закреплена в НК РФ. Для плательщиков налогов и лиц, контролирующих этот процесс от имени государства, указанный документ является основополагающим при определении своих прав и обязанностей.

Собственники некоторых видов имущества, получатели выигрышей, лица, получающие постоянный доход и многие другие обязаны уплачивать в пользу государства платеж, называемый налогом. При его начислении, выплате и всех других действиях, совершаемых в процессе налогообложения, возникают две стороны. Именно для регулирования отношений между этими сторонами создан НК РФ 2018.

Отсюда следует, что Налоговый Кодекс – универсальный законодательный акт, содержащий в себе все нормы и правила, необходимые к соблюдению в процессе реализации налоговых отношений.

Кроме того, кодекс устанавливает общие принципы, согласно которым:

  • налоги не могут устанавливаться различно для разных категорий лиц, они одинаковы для всех;
  • установление налога должно быть обоснованно;
  • каждый обязан уплачивать налоги, однако, при этом учитывается его фактическая платежеспособность и т.д.

Из чего состоит НК РФ?

Действующий на 2018 год НК РФ состоит из двух частей:

  • I часть обрела законную силу с 1 января 1999 года. В ней содержатся основные сведения о системе налогообложения, ее понятия и принципы, задачи, основания, по которым возникает или прекращается обязанность уплаты налога. Здесь же определяется компетенция субъектов РФ и местных органов по установке уровня налогов, введения и прекращения их действия. Все, что касается ответственности за несоблюдение налогового законодательства, мер воздействия на нарушителя, а так жеправа и обязанности абсолютно всех участников налоговых отношений изложены в первой части;
  • II часть введена в действие с 1 января 2001 года, в ней детально рассматриваются отдельные виды налогов и сборов. Для каждого из них устанавливается порядок начисления, срок уплаты, круг обязанных уплачивать их и имеющих льготы. Для конкретного платежа – объекты и субъекты налогообложения, для специального режима налогообложения – условия его применения и т.д.

Кому нужно его знать и почему?

Обязанность уплаты налогов не возникает у человека с рождения. Он приобретает ее вместе с некоторыми правами на имущество, землю, доход и т.д. Вместе с этим следует пополнять знания в области налогового законодательства, а главным их источником является именно Налоговый Кодекс. В нем отражены все объективные данные, которые могут заинтересовать налогоплательщика. Именно поэтому каждому следует знать кодекс, чтобы найти ответы на вопросы:

  • возникла ли обязанность платить налог;
  • в каком размере;
  • за какой период;
  • как правильно оформить нужные для уплаты документы;
  • имеются ли льготы и т.д.

Знания кодекса позволят плательщику налогов и сборов не ошибиться с расчетами и сроками выплаты, избежать пеней и штрафов, а так же многих других неприятных последствий.

Таким образом, налоговый Кодекс РФ представляет собой универсальный законодательный акт, который помогает, в первую очередь, налогоплательщикам в определении их прав и обязанностей. Кроме того, он позволяет определить границы контроля налоговых органов за исполнением обязанностей граждан в области налогообложения.

Статья 15 НК РФ. Местные налоги и сборы (действующая редакция)

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 15 НК РФ

В комментируемой статье НК РФ содержится исчерпывающий перечень местных налогов и сборов.

В п. 4 ст. 12 НК РФ установлено, что местными признаются налоги и сборы:

а) устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

б) вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

в) обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ) муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

При установлении местных налогов представительные органы муниципальных образований наделяются правом определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты местных налогов, если только эти элементы налогообложения не были установлены самим Налоговым кодексом РФ. Этими же органами муниципальной власти могут устанавливаться особенности определения налоговой базы по местным налогам, соответствующие налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Установленные местные налоги вводятся в действие на территории муниципального образования в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о введении местных налогов. В таком же порядке принимается решение о прекращении действия местных налогов.

Особый порядок установления и введения в действие предусмотрен для местных налогов в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. На территории указанных субъектов Российской Федерации местные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о местных налогах (то есть не решениями представительных органов муниципальных образований, а так же, как и в случае с региональными налогами, — законодательными органами субъектов Российской Федерации, на территории которых расположено местное самоуправление).

Исчерпывающий перечень местных налогов содержится в ст. 15 Налогового кодекса РФ, а основные элементы каждого местного налога установлены во второй части Налогового кодекса РФ и в ряде случаев дополнены в решениях представительных органов муниципальных образований в соответствии с полномочиями, переданными на муниципальный уровень.

Ст. 346 НК РФ (2017-2018): вопросы и ответы

Ст. 346 НК РФ: официальный текст

Ст. 346 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 346 НК РФ после вступления в силу федерального закона от 06.06.2003 № 65-ФЗ утратила свою силу. Эта статья разъясняла особенности начисления налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции. Теперь информация на эту тему содержится в главе 26.4 НК РФ, целиком посвященной спецрежиму, действующему для соглашений о разделе продукции.

Почему статья 346 НК РФ году вызывает вопросы?

Возникновение вопросов в связи со ст. 346 НК РФ объясняется достаточно просто. Дело в том, что в Налоговом кодексе существует 53 статьи с первым индексом 346 — от 346.1 до 346.53. Все они включены в раздел VIII.1 НК РФ и посвящены особенностям применения специальных налоговых режимов, таких как ЕСХН (гл. 26.1), УСН (гл. 26.2), ЕНВД (гл. 26.3), соглашений о разделе продукции (гл. 26.4), патентной системы (гл. 26.5).

О сравнительной характеристике спецрежимов читайте в этой статье.

В связи с широкой распространенностью применения упрощенной системы налогообложения у современных бухгалтеров и предпринимателей большинство имеющихся вопросов связано именно с этой налоговой системой. Давайте подробнее остановимся на самых массовых и интересных вопросах, связанных с определением доходной и расходной частей в учете на УСНО. Именно эти показатели напрямую влияют на величину налога при выбранной системе налогообложения.

Какие особенности определения доходов по ст. 346 15 НК РФ?

При упрощенке с любым из выбранных объектов обложения налогом крайне важно посчитать доходы. Ведь с таким объектом налогообложения, как доходная часть деятельности, сумма к уплате в бюджет определяется как суммарная величина всех перечисленных в п. 1 ст. 346.15 НК РФ поступлений, умноженная на ставку налога. При выбранном объекте «доходы минус расходы» также важно правильно подсчитать доходы, ведь их величина участвует в подсчете налогооблагаемой базы.

Итак, учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы — полный их перечень представлен в ст. 248 НК РФ.

Важным вопросом остается то, какие поступления не учитываются при определении налогооблагаемой базы.

Их всего 3 группы — они представлены в п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. Особое внимание следует обратить на перечисленные в первом подпункте — их исчерпывающий список содержится в ст. 251 НК РФ.

Подробнее об этих доходах читайте здесь.

Разберем несколько практических примеров, с которыми могут сталкиваться налогоплательщики на УСН при определении размера своих доходов в целях налогообложения. Вот некоторые из часто встречающихся ситуаций:

Некоммерческая образовательная организация ООО «Ласточка» оказывает платные образовательные услуги. За прошедший год доход от оказания таких услуг составил 7 млн руб. Кроме того, организация выполнила условия, определенные грантодателем – физическим лицом для получения гранта на разработку программы обучения детей с ограниченными возможностями и получила грант в размере 5 млн руб.

Компания находится на упрощенной системе налогообложения «доходы». От какой суммы будет браться налог?

В соответствии с п. 1 ст. 346.18 НК РФ при определении налогооблагаемой базы следует посчитать все полученные ООО «Ласточка» доходы. При этом в п. 346.15 Кодекса четко указано, какие доходы учитываются при расчете налога.

Итак, доходы от оказания образовательных услуг в соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ (это доходы от продаж, которые перечислены в подп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ), следует целиком (7 млн руб.) отнести к объектам обложения налогом при упрощенке.

Что касается средств в объеме 5 млн руб., полученных на разработку программы обучения детей с ограниченными возможностями, они не могут не учитываться в составе доходов, которые следует учитывать при расчете налогооблагаемой базы при исчислении единого налога при выполнении определенных условий (п. 1.1 ст. 346.15, п. 14 ст. 251 НК РФ). Условия, позволяющие не учитывать полученный грант в доходах и предусмотренные п. 14 ст. 251 НК РФ, следующие:

  • грант должен быть получен от лиц, которые имеют право его представлять (физических лиц, некоммерческих организаций, иностранных и международных организаций и объединений, перечисленных в перечне, утвержденном Правительством РФ от 28.06.2008 № 485);
  • цели выдачи гранта — осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
  • грантодателем определены условия получения гранта, порядок и сроки отчета по нему;
  • получатель гранта должен организовать ведение раздельного учета дохода и расходов.

Если организация – получатель гранта соблюла все вышеперечисленные условия, она может не учитывать его в составе доходов, облагаемых единым налогом.

ООО «Суднуда» владеет 2 круизными теплоходами, регистрация которых была проведена по всем правилам (суда зарегистрированы в Международном реестре России). За последний отчетный период доход компании от перевозки пассажиров составил 10 000 000 руб. Судна совершали круизные туры из Санкт-Петербурга в портовые города Финляндии (Ханко, Турку, Хельсинки). Кроме того, компания обеспечивала питание пассажиров на борту и предоставляла кейтеринговые услуги. От этого вида деятельности доход составил 1 000 000 руб. за отчетный период. С какой суммы надлежит уплачивать налог, если компания находится на упрощенной системе налогообложения «доходы»?

В соответствии с подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при расчете объекта налогообложения «доходы» не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251. Услуги по перевозке пассажиров (п. 33 ст. 251 НК РФ) не могут быть отнесены к объекту налогообложения. А вот доходы, полученные от оказания услуг, в соответствии со ст. 248 учитываются при расчете налога (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Это значит, что при расчете упрощенного налога следует учесть лишь доходы в размере 1 000 000 руб., которые получены от оказания услуг общепита и кейтеринга.

ООО «Альфа» сдает в аренду принадлежащее ему помещение за 50 000 руб. в месяц. Помимо арендной платы фирма получает от арендатора компенсацию коммунальных платежей. Какую сумму следует признавать доходом для налогообложения: только арендную плату или с учетом коммуналки, узнайте здесь.

Подробнее о расчете налога на упрощенке с объектом налогообложения «доходы» читайте в статье «Порядок расчета налога по УСН «доходы» в 2017-2018 (6%)»

Какие особенности определения расходов по ст. 346.16 НК РФ?

Для «упрощенцев», выбравших объект для расчета налога «доходы минус расходы», крайне важно проследить, имеют ли они право уменьшить базу налогообложения на сумму понесенных ими в ходе хозяйственной деятельности затрат. Дело в том, что список таких расходов, которые могут уменьшить базу налогообложения, а соответственно, и снизить сумму платежа в бюджет, является исчерпывающим и закрытым. Все эти расходы перечислены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Рассмотрим несколько наиболее часто встречающихся на практике ситуаций, чтобы более четко определить, какие именно расходы могут уменьшать налогооблагаемую базу, а какие — нет:

ООО «Агронафт», занимающееся продажей продуктов питания, получило за год доход в размере 40 000 000 руб. Компания выбрала УСН с объектом «уменьшенные на расходы доходы». За этот же период компания осуществила текущий ремонт торгового зала на сумму 200 000 руб. Кроме того, компания произвела реконструкцию офисного помещения, в результате чего его площадь увеличилась на 10 кв. м. За данные строительные работы был уплачен 1 000 000 руб. На какую сумму можно уменьшить налогооблагаемую базу при расчете налога?

За счет расходов, понесенных при выполнении текущего ремонта торгового помещения, можно уменьшить налогооблагаемую базу. Это допустимо в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Затраты на реконструкцию офисного помещения на сумму в 1 000 000 руб. могут уменьшить базу налогообложения при упрощенке в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Это значит, что база для обложения налогом, рассчитываемая как уменьшенные на расходы доходы, может быть сокращена на 1 200 000 руб. (1 000 000 + 200 000) за отчетный период.

ООО «Радуга» оформило подписку на журналы по бухучету и на газету объявлений на сумму 20 000 руб. Компания избрала для учета упрощенную систему налогообложения, учитывающую расходы. Можно ли уменьшить налогооблагаемую базу на 20 000 руб., потраченных на подписку?

При определении суммы налога к уплате объект налогообложения можно уменьшить лишь на перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходы. В связи с тем, что в этой статье не упомянуты расходы на подписку, то и уменьшить на ее стоимость полученные доходы нельзя.

ООО «Компас» избрало УСН с объектом «доходы», о чем было сообщено в уведомлении для местной ИФНС. За отчетный период компания понесла материальные расходы на приобретение сырья для производства на сумму 500 000 руб., а также отремонтировала арендованный автомобиль, за что было уплачено 10 000 руб. На какую сумму можно уменьшить облагаемую налогом базу?

В соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики-упрощенцы могут уменьшить сумму полученных доходов на расходы при расчете базы для налогообложения. Однако компания избрала объектом налогообложения «доходы», а это значит, что в соответствии с п. 1 ст. 346.18 Кодекса при подсчете базы для налогообложения надлежит учитывать лишь выручку, полученную от реализации. При этом стоимость указанных расходов никак не повлияет на размер налога.

О том, всегда ли платится налог при УСН и какой может быть его минимальная сумма, читайте в материале «Как рассчитать минимальный налог при УСН в 2017-2018 годах?».

ООО «Канитель» за отчетный период получило 20 000 000 руб. от реализации книг. Компания избрала упрощенную налоговую систему с объектом обложения налогом «доходы, уменьшенные на расходы». За этот же период ООО «Канитель» понесло такие расходы:

  • оплата издательствам за закупку партии книг в размере 10 000 000 руб.;
  • расходы на рекламу в метро своей продукции — 20 000 руб.;
  • на канцелярию — 2 500 руб.;
  • на почтовую корреспонденцию и телефонную связь — 2 000 руб.;
  • зарплата с учетом отчислений во все фонды обязательного соцстрахования работников в размере 700 000 руб.;
  • командировочные агенту в размере 10 000 руб. для расчета за проезд и оплату жилья;
  • оплата за судебный сбор и юридические услуги по спорам в сумме 100 000 руб.;
  • ущерб от кражи из кассы магазина в сумме 20 000 руб.;
  • за установку и наладку пожарной сигнализации — 10 000 руб.;
  • на размещение объявлений о поиске кассира — 5 000 руб.

На какую сумму расходов можно уменьшить базу для обложения налогом?

Согласно п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщик на упрощенке сможет уменьшить налогооблагаемую базу только на перечисленные в указанном пункте расходы.

Теперь разберемся, на какие именно расходы можно уменьшить полученные доходы.

  • оплата издательствам за закупку партии книг относится к стоимости приобретенных для реализации товаров (подп. 23), значит, выручку от реализации книг в книжном магазине ООО «Канитель» можно уменьшить на 10 000 000 руб.;
  • расходы на рекламу своей продукции в метро можно отнести на рекламные расходы (подп. 20) — от доходов отнимаем 20 000 руб.;

Об особенностях учета рекламных расходов на упрощенке читайте в статье «Как учесть расходы на рекламу при УСН».

  • расходы на канцелярские товары — это еще минус 2 500 руб.;
  • расходы на почтовую корреспонденцию и телефонную связь — можем отнять от доходов 2 000 руб.;
  • выплата зарплаты и уплата отчислений во все фонды обязательного соцстрахования работников — можно уменьшить базу для налогообложения на 700 000 руб.;
  • оплата командировочных, которые были потрачены агентом на проезд к месту назначения и на оплату проживания в гостинице, — можно вычесть из доходов 10 000 руб.;
  • оплата судебных и юридических услуг по спорам с кредиторами — можно отнять от суммы доходов все 100 000 руб.;
  • ущерб от кражи из кассы магазина не относится ни к одному основанию из перечисленных во всех подпунктах п. 1 ст. 346.16 НК РФ, значит, на данную потерю налогооблагаемую сумму уменьшить нельзя (а если виновное в краже лицо будет осуждено и выплатит весь нанесенный ущерб, тогда эти 20 000 руб. потребуется отнести к внереализационным доходам и увеличить налогооблагаемую базу);
  • расходы на установку и наладку пожарной сигнализации относятся к действиям по обеспечению пожарной безопасности ООО «Канитель», а значит, можно уменьшать налогооблагаемую базу на 10 000 руб.;
  • расходы на размещение объявлений о поиске кассира нельзя отнести к расходам на рекламу, ведь компания в таких объявлениях не рекламирует свои товары, значит, на сумму в 5 000 руб. уменьшить налогооблагаемую базу нельзя.

Силантьев Г. Р. работает программистом в ООО «Ояж-Трейд» (налогоплательщик, избравший УСН с объектом налогообложения «уменьшенные на расходы доходы»). Компания разрабатывает программное обеспечение, которое продает своим клиентам. На создаваемые программы ООО «Ояж-Трейд» оформило патенты для защиты своих авторских прав. Сумма расходов составила 200 000 руб.

Кроме того, предприятие в отчетном периоде направляло Силантьева Г. Р. в рамках повышения квалификации на 2 семинара. Первый проводил институт, который имеет лицензию на оказание образовательных услуг и с которым был заключен договор, а ООО «Ояж-Трейд» издало приказ о направлении Силантьева Г. Р. на обучение в этот институт (10 000 руб.). Второй проводился в консультационном центре частным предпринимателем, специализирующимся на оказании консультационных услуг (2 000 руб.). Приказ о направлении Силантьева Г. Р. на обучение был издан, но ИП, оказывающий консультационные услуги, не оформил лицензию.

На какую сумму расходов можно уменьшить полученные доходы при расчете налога?

Расходы на оформление патента для индивидуализации своих интеллектуальных прав на разрабатываемое программное обеспечение учтены в подп. 2.2. п. 1 ст. 346.16 НК. Значит, полученную выручку от реализации собственного программного обеспечения можно уменьшить на 200 000 руб. при расчете налога.

Расходы на посещение семинаров могут уменьшить налогооблагаемую базу «упрощенца» лишь частично. Согласно подп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК затраты на обучение, организованное институтом, в размере 10 000 руб. можно вычесть из доходов, а вот 2 000 руб. — нет.

Подробнее о принимаемых при упрощенке расходах читайте в статье «Принимаемые расходы при УСН в 2017-2018 годах».

Ст. 346 НК РФ отменена, а вопросы относительно нее часто оказываются связаны с упрощенкой. Упрощенная система налогообложения очень популярна среди бизнесменов среднего и малого звена благодаря простоте налогового учета и сниженной налоговой нагрузке. Налогоплательщикам изначально важно определиться, какой объект налогообложения они выбирают — от этого напрямую зависит, какие расходы можно будет учесть при расчете налога и можно ли их учесть в принципе.

Новая редакция Налогового Кодекса РФ с изменениями на 2018 год

Законодательно закреплены не только права человека и гражданина, но и его прямые обязанности. Одной из основных таких обязанностей является уплата налогов. Причем, в структуре законов о налогообложении есть главный – Налоговый кодекс РФ.

Законом определен круг лиц, которые обязаны уплачивать налоговые платежи. Эта обязанность порождается приобретением имущества, дохода, права и т.д. у лиц, которые должны внести платеж в пользу государства в установленном размере. Однако НК РФ действует не только с целью наложение обязательства уплачивать налоги, но и для защиты прав и интересов плательщиков.

Таким образом, новая редакция Налогового кодекса России содержит все нормы и правила налогообложения, нюансы самой процедуры уплаты налога, правила решения споров между сторонами правоотношения, образовавшегося в налоговой сфере и т.д.

В самом НК РФ 2018 определены принципы, в соответствии с которыми он функционирует:

  • налоги универсальны для всех с точки зрения разницы религиозных взглядов, пола, расы и т.д.;
  • недопустимо установление налогов при отсутствующих на то основаниях;
  • ставки и размер налога должны быть не только объективными и соответствующими законам, но и исчисляться с учетом фактической платежеспособностью конкретного лица.

Кто и зачем обязан знать положения кодекса?

Независимо от социального и финансового статуса знать общие положения Налогового кодекса РФ должны абсолютно все. Это обусловлено тем, что так или иначе человек участвует в налоговых отношениях. Такая обязанность возникает у него с приобретением особого статуса, выходом на работу, обретением дохода или имущества.

Способов приобретения обязанности уплаты налога множество, и каждая должна быть знакома налогоплательщику.

Чтобы найти ответы на многочисленные вопросы, достаточно заглянуть в НК РФ, там можно точно и однозначно определить:

  • когда и на каком основании возникла обязанность платить налог;
  • в каком размере нужно его платить;
  • как верно подготовить документы;
  • имеются ли послабления и льготы и т.д.

Только знания кодекса могут позволить налогоплательщику не ошибиться в исчислении налога и определении обязанности его уплаты.

В итоге, Налоговый кодекс РФ 2018 – опора для каждого налогоплательщика в определении возникновения, изменения или прекращения установленной законодательно обязанности уплаты налога. Именно в этом законодательном акте содержатся все нормы, регулирующие и контролирующие налоговые отношения.

Состав и структура НК РФ

В новой редакции НК РФ разделение происходит на 2 основные части:

  • как и во многих других нормативно-правовых актах первая часть – общая. Из этой части можно узнать об общих понятиях, терминах, принципах и правилах налогообложения. Здесь изложены нормы, предполагающие ответственность за пренебрежение законодательством, перечень мер воздействия на нарушителей. Из первой части также можно узнать о компетенции различных субъектов налоговых отношений, о правах и обязанностях всех без исключения участников налоговых отношений;
  • во второй части рассматриваются по отдельности и детально все виды налогов и сборов, допустимые и прямо установленные в РФ. Здесь же определен срок выплаты налогов, правила исчисления, льготы, специальные режимы и т.д.

Таким образом, новая редакция Налогового кодекса России состоит из двух частей, разбитых на главы и статьи, которые регулируют все сферы и области налогообложения.

Статья 57 Конституции РФ

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Комментарий к Статье 57 Конституции РФ

Данная статья является первой и наиболее значимой в Конституции статьей о налогах и сборах. В силу ст. 64 Конституции ее положения составляют одну из основ правового статуса личности в Российской Федерации. Конституционная обязанность платить налоги и сборы носит всеобщий характер и распространяется на всех независимо от гражданства физических лиц, места и законодательства создания организации (см. п. 2 ст. 11, абз. 1 ст. 19 НК РФ). Вместе с тем в зависимости от резидентуры налогоплательщика (места его постоянного проживания или деятельности) объем обязанности по уплате конкретных налогов может быть неодинаковым. Освобождение от уплаты налогов является исключением из принципа всеобщности налогообложения — льготой. Только законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (см. Постановления КС РФ от 21.03.1997 N 5-П, от 28.03.2000 N 5-П *(715)).

Из комментируемой статьи, рассматриваемой во взаимосвязи с положениями ч. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 8 и ч. 1 ст. 19 Конституции, выводится конституционный принцип равенства налогообложения. Это означает, что налоговое бремя должно распределяться равным образом; каждый налогоплательщик находится в равном положении перед налоговым законом, а форма собственности не может быть критерием для статусной или иной дифференциации в налоговой сфере.

Как указал Конституционный Суд, в целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности; в сфере налоговых отношений не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований (см. Постановления КС РФ от 21.03.1997 N 5-П, от 04.04.1996 N 9-П *(716)).

Налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих публичных функций (см. Постановления КС РФ от 17.12.1996 N 20-П, от 16.07.2004 N 14-П *(717)). Именно поэтому обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного и безусловного требования. Этим объясняется возможность бесспорного взыскания налогов при условии его последующего судебного контроля.

Процесс исполнения налоговой обязанности имеет несколько стадий, и в нем помимо налогоплательщика участвуют и иные лица. Например, банки (коммерческие банки и иные кредитные учреждения) и налоговые агенты, для которых данная обязанность также носит безусловный публично-правовой характер. На банки возложена публично-правовая обязанность обеспечить своевременное перечисление налогов и сборов в бюджет, за неисполнение которой в НК предусмотрена ответственность (ст. 133). На налоговых агентов возложена обязанность правильно и своевременно исчислять, удерживать и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) налоги, а при невозможности удержать налог — о сумме задолженности налогоплательщика письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета (ст. 24 НК). В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогового агента на счетах в банках (п. 1 ст. 46 НК).

Налоговый агент, как субъект налоговых правоотношений, при удержании налога исполняет не обязанность налогоплательщика, а свою собственную публично-правовую обязанность по своевременному и полному перечислению налога в бюджет. Исполнение налоговым агентом данной обязанности не может рассматриваться как нарушение права налогоплательщика (Определения КС РФ от 19.04.2000 N 112-О, от 22.01.2004 N 41-О).

Понятие законно установленные налоги и сборы, содержащееся в комментируемой статье, означает, что налоги и сборы должны устанавливаться исключительно законами. Этому корреспондирует конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55). Конституционный Суд РФ в своих постановлениях сформулировал правовые позиции о том, что установить налог или сбор можно только законом; налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными». Конституция исключает возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти (см. Постановление от 04.04.1996 N 9-П).

В Постановлении от 11.11.1997 N 16-П*(718) Суд сформулировал правовую позицию: конституционное требование об установлении налогов и сборов только и исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти; только закон в силу его определенности, стабильности, особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные для исполнения им налоговой повинности. Если существенные элементы налога или сбора устанавливаются исполнительной властью, то принцип определенности налоговых обязательств подвергается угрозе, поскольку эти обязательства могут быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону в упрощенном порядке.

Однако названный запрет не исключает возможность ограниченного участия Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти в определении существенных элементов налогов и сборов. Как неоднократно указывал Конституционный Суд, Правительство в установленных законом пределах вправе конкретизировать такой существенный элемент налога, как ставка, а также регулировать порядок взимания налога (Определения КС РФ от 05.11.1998 N 197-О, от 15.07.2003 N 311-О *(719)). В то же время полномочия по установлению или изменению таких существенных элементов налога, как объект и налоговая база, принадлежат исключительно законодателю (см.: Постановление КС РФ от 28.10.1999 N 14-П; Определение КС РФ от 07.02.2002 N 29-О*(720)). Что же касается сборов, то Правительство, например, вправе самостоятельно определить не только порядок уплаты сборов, но и пределы взимания, при том что применительно к отдельным сборам конкретные их размеры могут быть установлены органами исполнительной власти субъектов РФ (Определение КС РФ от 08.02.2001 N 14-О*(721)).

Из конституционного понятия «законно установленный налог» вытекает требование надлежащего (полноценного) установления налога. Во-первых, это подразумевает определение всех существенных элементов налога в законе: налог не может быть признан установленным, если в законе отсутствует какой-либо существенный элемент налога — субъект, объект, налоговая база, порядок и сроки уплаты, налоговый период, ставка и порядок исчисления (п. 6 ст. 3, ст. 17 НК).

Во-вторых, каждый из элементов налога в отдельности должен быть установлен корректно. Повышенные требования предъявляются к объекту налогообложения, с которым связано возникновение обязанности по уплате налога и налоговой ставки, определяющей величину налогового отчисления. В этой связи Конституционный Суд неоднократно указывал, что налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, сформулированный ясно и недвусмысленно. Что касается налоговой ставки, то законодатель обязан в любом случае определить ее максимальный размер (см.: Постановления КС РФ от 28.03.2000 N 5-П, от 30.01.2001 N 2-П; Определение КС РФ от 09.04.2002 N 69-О*(722)). Аналогичные требования предъявляются к сборам: в Постановлении от 28.02.2006 N 2-П*(723) Суд, рассмотрев дело о конституционности Федерального закона «О связи», указал, что при установлении предусмотренных им отчислений в специальный резерв универсального обслуживания, существенные элементы указанных неналоговых фискальных платежей (сбора) — объект и база, максимальный размер ставки или его критерии, должны быть установлены непосредственно законом.

К существенным элементам налога или сбора не относятся льготы. В силу принципа всеобщности налогообложения их отсутствие само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав (см. Определение КС РФ от 07.02.2002 N 37-О*(724)). Вместе с тем норма о льготе не должна носить произвольный характер и нарушать принцип равенства налогообложения (см. Определение КС РФ от 07.02.2002 N 13-О*(725)).

Комментируемая статья содержит правовую конструкцию «налоги и сборы». Главными критериями налогов и сборов, позволяющими отграничить их от иных публичных платежей, являются: обязательность в силу закона и фискальный характер (поступление в бюджет). Так, например, Конституционный Суд пришел к выводу о неналоговой природе абонентской платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, посчитав, что данная плата, в отличие от налоговых платежей, поступает РАО «ЕЭС России», а не в государственный бюджет. Кроме того, она определяется не законом, а договором присоединения (ст. 428 ГК), направляется на развитие федеральной энергетической системы и в конечном счете удовлетворяет и интересы потребителей, поскольку в результате этих инвестиций увеличивается количество электроэнергии, поступающей на единый федеральный оптовый рынок (Определение КС РФ от 05.07.2001 N 165-О*(726)).

В упомянутом Постановлении от 11.11.1997 N 16-П Конституционный Суд указал, что налоговый платеж представляет собой основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности. Сформулированное Судом определение налогового платежа в основных своих чертах воспроизведено законодателем в ст. 8 НК РФ: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ч. 1); под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ч. 2).

Важно разграничивать налоги и сборы между собой, поскольку наименования данных платежей не всегда совпадают с их действительной правовой природой. В Определении от 08.07.2004 N 224-О Конституционный Суд РФ указал, что при оценке любого платежа по существу — независимо от того, какое название он носит, — необходимо учитывать приведенные в законе характеристики налогов и сборов; в данном решении Суд пришел к выводу, что налог на операции с ценными бумагами представляет, по сути, особого рода сбор — «эмиссионный сбор». Не относится к конституционной категории сбора, например, исполнительский сбор, взыскиваемый на основании п. 1 ст. 81 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 26.06.2007)*(727), поскольку ему присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения (см. Постановление КС РФ от 30.07.2001 N 13-П*(728)).

Глава 2 НК «Система налогов и сборов в Российской Федерации» предусматривает следующие виды налогов и сборов: к федеральным налогам относятся НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, ЕСН, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог (ст. 13); к региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог (ст. 14); к местным налогам — земельный налог и налог на имущество физических лиц (ст. 15). Что касается сборов, то НК предусматривает лишь два вида сборов, отнесенных к перечню федеральных налогов и сборов: это сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина (ст. 15).

В упоминавшемся выше Постановлении от 28.02.2006 N 2-П Конституционный Суд подробно изложил критерии отграничения налогов от сборов, а также признал, что публичные платежи, не включенные в НК, но являющиеся по своей природе сборами, также входят в сферу действия комментируемой статьи. В частности, Суд указал, что иные обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное НК определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия ст. 57 Конституции и развивающих ее доктринальных правовых позиций КС РФ об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности в п. 3 ст. 17 НК, которая приобретает тем самым универсальный характер.

Помимо налогов и сборов НК содержит так называемые специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК (п. 7 ст. 12). Специальные налоговые режимы устанавливаются НК и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК и иными актами законодательства о налогах и сборах; они могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13-15 НК. К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (ст. 18).

Комментируемая статья предусматривает запрет на придание обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков (примечательно, что под этот запрет не подпадают сборы). Нарушение данного запрета может иметь место в результате несоблюдения законодателем порядка опубликования и введения в действие налоговых законов. Тем не менее налоговый закон не может рассматриваться как действующий до истечения определенного законом срока со дня его официального опубликования. Поэтому особенное значение приобретает надлежащее обнародование текста закона в печатном издании, имеющем определенную дату опубликования.

Распространение действия налогового закона на правоотношения, предшествующие надлежащей дате вступления в силу, означает нарушение ст. 57 Конституции. Это значит, что дата вступления налогового закона в силу, определенная законодателем, не может предшествовать надлежащей дате вступления в силу закона. Недопустимы также случаи определения законодателем даты вступления налогового закона в силу с момента его официального опубликования, а также фактическое отсутствие даты вступления закона в силу, тем более если таким законам придается обратная сила в актах официального или иного толкования либо правоприменительной практикой.

Порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах урегулирован в ст. 5 НК:

— акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей;

— акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных данных статьей;

— федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (п. 1).

Конституционный Суд РФ квалифицирует данные положения НК как содержащие разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы. Установление такого срока обусловлено необходимостью в том, чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый из ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 34 Конституции.

Статья 57 Конституции устанавливает запрет придания обратной силы в отношении тех законов, которые вводят новые налоги или ухудшают положение налогоплательщиков, что не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение налогоплательщиков. Неблагоприятные для налогоплательщиков последствия нарушения порядка вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах могут быть устранены самим законодателем путем принятия нового закона, имеющего обратную силу.

К обстоятельствам, свидетельствующим об ухудшении положения налогоплательщиков, можно отнести расширение круга налогоплательщиков, повышение налоговой ставки, изменение порядка уплаты налогообложения, создающего дополнительное обременение и т.д. Ухудшение условий налогообложения может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Запрет на придание обратной силы закону касается новых налогов, однако возможна ситуация, что устанавливаемый налог не будет являться новым по своей сути.

Содержащийся в комментируемой статье запрет распространяется также на законы, хотя формально и принятые с соблюдением надлежащего порядка опубликования и введения в действие, но прямо или косвенно распространяющие свою силу на ранее возникшие налоговые правоотношения. Новый налоговый закон не может иметь обратную силу в отношении государственных гарантий длящегося действия, адресованных определенным категориям налогоплательщиков. Комментируемая статья в указанной части неоднократно интерпретировалась Конституционным Судом в ряде его постановлений и определений, в частности, в постановлениях от 24.10.1996 N 17-П, от 08.10.1998 N 13-П, от 24.02.1998 N 7-П, от 30.01.2001 N 2-П.

Смотрите еще:

  • Закон о приватизации в российской федерации Закон "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Информация об изменениях: Законом РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-I в название настоящего Закона внесены изменения Закон РФ от […]
  • Судебная практика по ч 5 ст 2281 ук рф Проверка следствия. Продлить арест станет сложнее. 12 октября 2017 года 28 сентября 2017 года 13 июля 2017 года 20 июня 2017 года 28 апреля 2017 года 23 апреля 2017 года 22 марта 2017 […]
  • Юрист по разводу киров Адвокат по разводам в Кирове Юридические услуги в Кирове (Юридические услуги Киров) Документирование иностранцев в Кирове Мы готовы помочь оформить РВП, ВНЖ или Гражданство России в […]
  • Ярославль вклады проценты Вклады в Ярославле Специальные предложения Вклад «Все включено Максимальный доход» - 7,25% годовых в банке МКБ Государственное страхование вкладов Премиальная карта для каждого […]
  • Купить дом в селе вязовка кстовского района Купить дом в селе Вязовка в Кстовском районе 24 объявления за месяц по умолчанию Андрианова Наталья Валерьевна более 3-х месяцев назад Добавить в избранное 51 м², 7.5 соток, 1 […]
  • Проценты под вклады в омске Вклады в Омске Специальные предложения Дебетовая карта «Польза» - VISA PLATINUM. Каждая покупка по карте приносит вам деньги! до 7% годовых на остаток собственных средств по карте […]
  • Земельный участок плодородный 2 Земельные участки в поселке Плодородный Сегодня 10:52 | Земельный участок в поселке Плодородный В продаже угловой земельный участок в район стадиона ФК Краснодар, пос Плодородный, 10 […]
  • Контрольная по ук рф Наказание за сбыт при проверочной закупке по ст 228 УК РФ? Здравствуйте. Я прочитала в интернете следующее : когда посредник по сбыту наркотиков привлечен к уголовной ответственности по […]

Обсуждение закрыто.