Закон регистрации проживания

Чем прописка отличается от регистрации места жительства: подробности законодательства в 2018 году

В действующем законодательстве Украины закреплен механизм добровольной регистрации места проживания граждан. Институт прописки действовал в бывшем СССР для контроля внутренней миграции населения.

Для обозначения государственной системы учета граждан украинцы применяют термины «прописка» и «регистрация».

Domik.ua выяснил, чем «регистрация» отличается от «прописки» и почему граждане Украины так называют один государственный институт.

Прописка — это отмененный с 2003 года механизм паспортной системы, введенной в бывшем СССР в 1932 году. Первоначально функции регистрации граждан получил Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). В 1940-е годы регистрацию проводили Министерство внутренних дел СССР и местные органы власти — в рамках отведенной компетенции.

Органы государственной регистрации вносили в паспорт запись о месте жительства гражданина. Она служила основанием для получения жилья, работы, медицинской помощи и др. Граждане назвали запись «пропиской». Название распространилось на весь механизм учета населения и стало официальным. С 2003 года в Украине действует система учета граждан, которую называют регистрацией .

В Украине действует институт добровольной регистрации граждан. «Прописка» — это название ликвидированной системы учета населения в бывшем СССР

На территории Украины механизм бывшей советской прописки официально действовал с 1932 по 2003 год. В 2001 Конституционный суд Украины отменил институт прописки. Украина не имела альтернативного механизма учета граждан, и советская система прописки действовала еще два года.

В 2003 году Верховная рада приняла закон Украины № 1382 «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине», который ввел правило добровольной регистрации граждан по месту проживания или пребывания. Эти функции выполняла Государственная миграционная служба Украины.

В апреле 2016 года кабинет министров утвердил постановление №207 «Об утверждении Правил регистрации места проживания и Порядка передачи органами регистрации информации в Единый государственный демографический реестр». Согласно этому постановлению функции регистрации получили исполнительные органы местной власти.

Действующие правила регистрации

Местом жительства считается адрес, по которому человек проживает более шести месяцев в году. По правилам статьи 6 Закона Украины №1382-15 граждане Украины сообщают о смене места проживания в течение 30 дней. Провести регистрацию по новому месту проживания и отменить ее по предыдущему можно в ходе одной процедуры, подав соответствующее заявление.

Для оформления регистрации граждане подают документы, в которые вносится запись о месте жительства и о праве на проживание в данном помещении.

Для записи о месте регистрации граждане подают:

— паспорт гражданина Украины;

— временное удостоверение гражданина Украины;

— удостоверение на постоянное проживание;

— вид на жительство;

— удостоверение личности, которая нуждается в дополнительной защите;

— удостоверение личности, которой предоставлена временная защита;

— при регистрации ребенка возрастом до 16 лет — свидетельство о рождении;

— квитанция об уплате административного сбора.

За регистрацию и снятие с регистрации места проживания граждане оплачивают административный сбор:

— в случае регистрации в течение 30 дней с момента снятия с регистрации на предыдущем месте проживания — в размере 0,0085 минимальной заработной платы;

— в случае обращения позже указанного срока — в размере 0,0255 минимальной заработной платы.

Для подтверждения права проживать в данном помещении граждане подают такие документы:

— свидетельство о праве собственности на жилье;

— договор аренды о праве пользоваться жильем.

Если таких документов нет, граждане подают для регистрации письменное согласие собственника жилья. Если владельцев несколько — требуется предъявить письменное согласие всех собственников.

Подробно узнать правила регистрации места жительства и уточнить, для каких видов договоров между физическими лицами нужны данные регистрации, можно на форуме юридическая консультация.

Реформа регистрации места жительства: что предлагает новый законопроект

Законодательную инициативу «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» разработали в Офисе реформы административных услуг при Министерстве экономического развития. В СМИ уже успели напугать аудиторию тем, что новым законопроектом якобы предусмотрено проверять места проживания украинцев и взимать штраф в случае проживания не по месту регистрации.

Сайт «24» выяснял – чего ожидать и есть ли причины для испуга.

Инициаторы законопроекта мотивировали необходимость разработки документа тем, что миллионы украинцев не могут зарегистрироваться по реальному месту жительства, когда хотят получить государственные и социальные услуги, и вынуждены отказываться от участия в местных выборах. Так же из-за бюрократической путаницы бывает трудно устроить детей в школы рядом с жильем, если зарегистрированы в другом месте. Как раз для этого, говорят авторы, законопроект и придумали – чтобы сделать процедуру регистрации как можно более простой и позволить регистрироваться онлайн.

Выгоды от регистрации

Что упростит регистрация по-новому

Чтобы зарегистрировать место проживания, достаточно будет подать онлайн или лично только 1 документ – декларацию (сейчас – 4-5 документов).

Регистрация будет осуществляться в момент обращения (сейчас – 1 день по закону, а на самом деле – от 15 минут до 10 дней).

Будет отменена необходимость в справках, которые подтверждают место проживания и состав семьи – все органы, которые имеют право знать о месте жительства, получат информацию из Единой информационной системы (сейчас такие справки требуются при предоставлении 19 административных услуг).

Отменят внесение сведений в паспорта, как обязательное условие регистрации, поставить отметку возможно будет по желанию лица.

Собственники жилья (другие распорядители), родители, органы опеки – информируются о регистрации.

Регистрацию заблокируют сразу после поступления жалобы в орган регистрации (онлайн, лично, по почте).

Законопроектом предусмотрен четкий механизм соблюдения законности во время проведения проверок.

Реформа регистрации места жительства предусматривает также создание Единой информационной системы, которая позволит осуществлять в электронном виде учет миграционных процессов, обмен информацией между реестрами территориальных общин, ЕГДР и другими информационными системами.


В Украине создадут Единую информационную систему, которая будет содержать информацию о миграционных процессах

Кого, как и почему будут проверять

Проверки предусмотрены для предотвращения подачи неправдивых данных во время регистрации. Авторы законопроекта подчеркнули – проверка данных декларации будет проводиться исключительно в случаях, предусмотренных законом.

При этом тот, кто проверяет, сможет прийти в место проживания гражданина только при условии, если он сам это инициирует. Но предварительно на основании методики ГМС и Минюста проверяющий должен определить, посещать ли ему лицо, или есть достаточно других доказательств, чтобы сделать выводы о местожительстве лица. Посещение проверяющего в большинстве случаев по сути будет означать, что лицо продемонстрирует свой доступ в жилье – в присутствии уполномоченного откроет дверь и войдет в жилище.

Школы смогут инициировать проверку, если детей, которые имеют первоочередное право на зачисление в нее будет больше, чем эта школа может принять.

В Минэкономразвития напоминают – проверка факта проживания не является новацией. На сегодня она предусмотрена девятью правительственными актами при предоставлении гражданам субсидий, пособий, жилья, защиты прав ребенка и тому подобное.


Регистрация места проживания не будет означать получение имущественных прав

Кого и за что будут штрафовать

Какие-либо штрафы за проживание не по месту регистрации законопроект не предусматривает – акцентировали его авторы. А для того, чтобы предотвратить злоупотребления, законопроект прописывает механизмы проверки фактов проживания; информирование заинтересованных органов и лиц о совершении регистрационных действий; блокировка и аннулирование регистрационных действий; обжалование решений и осуществления контроля в сфере регистрации места проживания; установление ответственности за нарушения в сфере регистрации места жительства.


Какая ответственность предусмотрена

Но этот законопроект – лишь проект. Как говорится на ФБ-странице Офиса реформы админуслуг – текст проекта был обсужден в узком кругу экспертов, и теперь разработчики предлагают присоединиться к обсуждению документа каждому заинтересованному.

Что скрывает новый закон о прописке. Главные вопросы о регистрации места проживания

Украинцы бурно обсуждают новый законопроект, который касается прописки граждан и даже предполагает штрафы. Документ «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания» обнародовал Офис реформы административных услуг. Если он пройдет общественные слушания и будет одобрен правительством, то новая система регистрации может заработать с июля 2019 года.

В народе пошли разговоры, что с принятием такого закона по квартирам пойдут проверяющие, на улице можно будет оказаться по желанию владельца квартиры и так далее. «Вести» вместе с руководителем сектора Офиса реформ Людмилой Рабчинской изучили законопроект, чтобы найти ответы на волнующие украинцев вопросы.

ЗАЧЕМ НУЖЕН ЗАКОН?

Как обосновали в Офисе реформ, новый закон нужен для того, чтобы упростить процесс регистрации украинцев. Сейчас в стране насчитывается более 10 млн граждан, из них 63% дети, которые не могут зарегистрироваться из-за сложной бюрократической процедуры. Особенно это касается жителей временно неподконтрольных Украине территорий. Для того чтобы соответствующую запись в паспорте все же получить, они идут на различные манипуляции — например, прибегают к услугам посредников, которые прописывают за вознаграждение — не менее двух тысяч гривен. Людмила Рабчинская объяснила «Вестям», что с принятием этого законопроекта такая необходимость отпадет: человек сам сможет внести данные о месте проживания. Более того, увеличится и срок для постановки на новое место регистрации: вместо отведенных ранее 10 дней теперь заявить о смене жилья можно на протяжении месяца. Для тех граждан, которые имеют документы старого образца в виде бумажной книжки, будет ставиться штамп, а в случае с ID-картами данные внесут в электронный чип.

БУДУТ ЛИ ШТРАФОВАТЬ?

Да. Но не за то, что гражданин проживает не по месту регистрации, а за подачу заведомо неправдивой информации. «Например, ложными будут считаться сведения, когда человек указывает одно место проживания, а реально обитает в другом. Размер штрафа адекватен, к примеру, штрафу за нарушение ПДД. Мы его установили на таком уровне, чтобы органы власти не злоупотребляли этим пунктом для получения определенной выгоды».

За подачу недостоверных сведений о регистрации места жительства планируют взимать от 1,7 тыс. до 3,4 тыс. грн. Подрастет и штраф за проживание без регистрации или уведомления органа регистрации: с 17–51 грн до 340–850 грн. Он будет насчитан, если гражданин просрочил установленный срок для постановки на новую регистрацию.

НАГРЯНУТ ЛИ С ПРОВЕРКОЙ?

Согласно украинскому законодательству, в квартиру к вам попасть могут только на основании решения суда, не иначе. Новый закон ничего не меняет — инспектор с проверкой может прийти в ту квартиру, куда его пригласили, или иметь на руках решение суда. Инициаторами проверки могут быть владельцы квартиры (если, например, хотят доказать, что зарегистрированный человек там не проживает), один из родителей несовершеннолетнего, орган местного самоуправления, руководство школы, предприятия и так далее.

После принятия решения о проверке в течение пяти дней гражданину отправят уведомление о об этом, анкету для актуализации данных и сведения, на основании которых эта проверка начата. «Без приглашения никто не может прийти проверить. Регистрация места проживания находится в компетенции органов местного самоуправления, поэтому они будут определять лиц, которые будут заниматься проверкой», — говорит Людмила Рабчинская. Если гражданин согласен на визит, ему необходимо выбрать две даты в пятнадцатидневный срок и временной промежуток с семи утра до 21:00. Такая же процедура предусмотрена при частой смене мест регистрации, то есть более трех раз за год.

МОГУТ ЛИ ВЫПИСАТЬ В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ?

Если владелец квартиры или другой зарегистрированный там человек решит вас выписать по-тихому, то это у него вряд ли выйдет: анкету для актуализации данных получает именно тот человек, которого намерены снять с регистрации. «Письмо с анкетой отправляется тому лицу, которое подлежит снятию с регистрации. Письмо заказное либо e-mail, то есть другой человек ответить на него не может. Например, при разводе муж хочет снять с регистрации супругу, но он никак не сможет повлиять на то, получит ли она письмо и узнает ли об этом. Если человек писем не получал, не отвечал, то есть на контакт не выходил — регистрация аннулируется. При этом ее можно оспорить, доказав, что вы были в длительной командировке или болели, поэтому физически не могли получить корреспонденцию».

Самостоятельно снять с регистрации смогут на основании свидетельства о смерти или данных из реестра гражданского состояния; по решению суда; акта проверки факта проживания, которым установлено, что человек съехал, но не выписался должным образом (либо же, что он там никогда и не проживал).

ЧТО ДЕЛАТЬ ВЛАДЕЛЬЦАМ НЕСКОЛЬКИХ КВАРТИР?

Забеспокоились из-за законопроекта и те украинцы, которые владеют несколькими объектами недвижимости. Более того, не редкость, когда разные квартиры записаны не на одного человека, а на мужа, жену, ребенка и прочих родственников, которые по факту живут вместе. «Если гражданин имеет несколько мест проживания, то он выбирает одно из них как место регистрации. Более того, согласно нашему законодательству, дети до 10 лет должны проживать с родителями или особами, которые их заменяют, поэтому ребенок в принципе не может быть зарегистрирован сам в какой-то квартире».

КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ В СЪЕМНОМ ЖИЛЬЕ?

На сегодняшний день аренда жилья — дело привычное, но большое количество квартиросъемщиков живут там полулегально, так как хозяева по причине сокрытия дополнительной прибыли либо же по другим причинам не хотят указывать, что сдают квартиру, а зарегистрироваться без их согласия жилец права не имеет. «Если закон примут, то квартиросъемщик может подать декларацию, указав фактическое место проживания. Об этом уведомят владельца жилья. Если он не согласен и подаст жалобу, то квартиросъемщик может позвать инспектора и доказать, что он здесь живет, предъявив квитанции за ЖКХ, договор аренды, личные вещи. В случае, если это окажется правдой, регистрация будет подтверждена. Такие нововведения помогут многим приезжим зарегистрироваться в столице». Правда, по мнению столичных риелторов, владельцы квартир на такой шаг не пойдут. «Кто захочет прописывать у себя постороннего человека? Думаю, если такой закон примут, то арендодатели найдут лазейки, как его обойти», — говорит риелтор Дмитрий Исоков.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ПОДАВАТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ?

Декларация — это ведомость, которая подается лицом и содержит в себе данные о его месте регистрации. Это дело добровольное. «Большинство людей не будут попадать под проверки, если у них есть действующая регистрация. Если таковая отсутствует более 90 дней —вносить данные необходимо. Если вы куда-то переезжаете на время, то сообщать или нет об этом — зависит от вашего желания». Исключение составляют те граждане, у которых есть какие-либо ограничения по свободе передвижения или обязательства перед третьим лицом или государством. То есть призывники, должники, участники судебного процесса. Данные категории в случае проживания более одного месяца в другом месте обязаны уведомить орган регистрации о месте своего фактического проживания. Процедуру можно пройти в онлайн-режиме, внеся данные в единую информационную систему, в которой будут аккумулироваться ведомости из реестров территориальных общин и Единого государственного демографического реестра.

Живешь без прописки — плати 3 тысячи: в Украине увеличены штрафы

На территории Украины свободу передвижения и выбора места жительства гарантирует Конституция. Эти свободы распространяются на всех, кто пребывает в стране на законных основаниях. Об этом сообщает Domik.ua.

Правила регистрации места проживания физических лиц закреплены в статье 6 Закона Украины №1382-15 “О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине“ в редакции от 16.04.2017. Граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают в стране, обязаны регистрировать место своего жительства в течение 30 дней. Это допустимый срок безнаказанного пребывания без регистрации, если человек сменил место жительства. В этой ситуации необходимо за месяц отменить регистрацию на старом месте жительства и открыть на новом.

Уполномоченные органы местной власти проводят регистрацию в день подачи заявления. Законодатели позволяют одновременно отменить старую регистрацию и открыть новую. Для этого граждане подают одно заявление и платят административный сбор за одну операцию.

В Законе Украины №1382-15 также установлены правила и сроки первичной регистрации места жительства — по факту рождения. Родители или иные законные представители обязаны зарегистрировать место проживания родившегося ребенка в течение трех месяцев с момента государственной регистрации дня рождения.

Исполнительные органы местной власти фиксируют сведения о регистрации места проживания в территориальном демографическом реестре. Далее эти данные поступают в Единый государственный демографический реестр Украины.

На основе адресных данных из регистрационной записи в ласти ведут официальную переписку с гражданами по поводу налогообложения, извещают о необходимости выполнить предусмотренные законами государственные обязанности и судебные решения. Данные о месте проживания необходимы при нотариальной заверке договоров, подлежащих обязательной государственной регистрации. В сфере гражданско-правовых актов, которые совершают физические лица, это операции отчуждения движимого и недвижимого имущества, наследственные и договоры дарения, опеки, пожизненного содержания и др.

Ответственность за проживание без регистрации места жительства предусмотрена в статье 197 Кодекса Украины об административных правонарушениях. За это нарушение, а также за проживание без паспорта или с недействительным паспортом, следует административное предупреждение.

Если эти правонарушения совершены повторно в течение года, то это влечет штраф в размере от одного до трех необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Законодатели сочли просрочку регистрации новорожденных детей без уважительных причин проступком, за который надо наказывать штрафом в таких же размерах, — от одного до трех необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, — но сразу, без предупреждения. Это правило указано в статье 212-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Размер необлагаемого налогом минимума при выполнении норм административного и уголовного законодательства равен 50% ежемесячного прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Это положение закреплено в пункте 169.1.1 Налогового кодекса Украины (НКУ) и в пункте 5 подраздела 1 раздела XX Переходных положений НКУ.

В законе №2246-19 “О государственном бюджете Украины на 2018 год“ законодатели определили соответствующие размеры ежемесячного прожиточного минимума для трудоспособных лиц (ПМТЛ) на три бюджетных периода, которые составляют:

— 1 января — 1 июля ПМТЛ — 1762 грн;

— 1 июля — 1 декабря ПМТЛ — 1841 грн;

— 1 декабря 2018 — 1 января 2019 года ПМТЛ — 1921 грн.

На эти же периоды штрафы на основе размера ПМТЛ с учетом ставки 50% для административного и уголовного взыскания, составят такие суммы:

— 1 января — 1 июля: 50% ПМТЛ — 881 грн; штраф в диапазоне 881-2643 грн;

— 1 июля — 1 декабря: 50% ПМТЛ — 920,5 грн; штраф в диапазоне 920,5-2761,5 грн;

— 1 декабря 2018 — 1 января 2019 года: 50% ПМТЛ — 960,5 грн; штраф в диапазоне 960,5-2881,5 грн.

Закон о прописке и регистрации

В современном обществе каждый вправе свободно передвигаться по разным странам, сменять места пребывания и места жительства. Для урегулирования вопроса о передвижении граждан по территории России, был издан законодательный акт № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Изменения в законе о порядке регистрации граждан РФ по месту жительства

Федеральный Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вступил в законную силу 25 июня 1993 года. Закон обуславливает права иностранных граждан и граждан Российской Федерации на свободу передвижения.

С течением времени во все законодательные акты вносятся изменения, дополнения и поправки. Необходимость нововведений заключается в поддержании актуальности положений закона в соответствии с возникшими обстоятельствами. Настоящий Федеральный Закон № 5242-1 претерпел внесение последних изменений 3 апреля 2017 года. Поправки были сделаны на основании законодательного акта № 65.

Статья 5 ФЗ № 5242-1

Положения данной статьи указывают на правила регистрации гражданина по месту пребывания, а также содержит правила о снятии граждан с регистрационного учета. Основные моменты статьи 5 закона о регистрации граждан РФ:

  • оформить регистрацию по месту пребывания нужно в строго установленный период времени — в течении 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение;
  • не нужно проводить регистрационную процедуру, если гражданин прописан в этом же населенном пункте;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Москва, если есть прописка в городе федерального значения — Москва, МО;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Санкт-Петербург, если есть прописка в городе федерального значения — Санкт-Петербург, Ленинградская Область;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Севастополь, если есть прописка в городе федерального значения — Севастополь, Республика Крым (эта часть статьи 5 введена при последней редакции закона);
  • после подачи пакета документов в орган регистрации, работники учреждения обязаны в течении трех рабочих дней зарегистрировать человека по новому месту пребывания;
  • регистрация и снятие гражданина с места пребывания с некоторых учреждений (санатории, тюрьма, пансионат, кемпинг и т. д.) осуществляется администрацией в соответствии с датой прибытия и выбытия;
  • если выявлен факт фиктивной (ложной) регистрации по месту пребывания, то сотрудники регистрационного учреждения начинают процесс снятия гражданина России с учета.

Также 3 апреля 2017 года были внесены изменения в 5-ую статью Федерального Закона № 5242-1 — «части пятую — четырнадцатую считать соответственно частями шестой — пятнадцатой», т. к. одна часть статьи утратила силу.

Существует еще один важный закон, посвященный вопросам актов гражданского состояния. Изучить го можно тут:

Процедура регистрации граждан РФ по месту жительства

Процедура регистрации граждан по месту жительства регламентируется несколькими законами:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Жилищный Кодекс России;
  • Законодательный акт, регулирующий право граждан на свободу перемещения по стране;
  • Закон о регистрации;
  • Постановления России, обуславливающие правила постановки на учет и правила снятия с учета.

Согласно положениям нового закона о прописке, процедура оформления граждан по месту жительства следующая:

  • Изначально требуется составить заявление, в котором указать прошение о снятии с учета с предыдущего адреса прописки;
  • Далее следует процедура снятия с учета. Нужно придти в специализированное государственное учреждение с собранным пакетом документов, на основании которых будет составлен листок убытия;
  • После получения листа выбытия необходимо заполнить форму для прописки (самостоятельно или с помощью сотрудника ФМС);
  • Теперь нужно подать пакет документов на регистрацию по новому адресу проживания. Кроме подачи бумаг, нужна обязательная явка в паспортный отдел всех членов семьи старше 14 лет. Если все поданные документы оформлены надлежащим образом (в соответствии с законом), то сотрудник ФМС принимает их и заверяет. По закону, после процедуры заверения пакета бумаг передается начальнику отдела. В компетенции начальника решить через какой период времени будут готовы документы;
  • Придти за готовыми бумагами вправе один из членов семьи, который участвует в процессе перерегистрации по новому месту жительства. Все документы выдаются под роспись получателя.

Срок регистрации

Согласно положениям Федерального Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор адреса пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» для проведения процесса регистрации по новому месту жительства, можно обратиться:

  • в отделение ФМС;
  • к интернет-порталу Госуслуг;
  • в отделение МВД, заменяющее ФМС;
  • в многофункциональные центры;
  • в управляющую компанию по месту прописки;
  • в паспортный стол.

Инстанцию для подачи документов каждый гражданин выбирает самостоятельно. Согласно положениям Федерального Закона № 5242-1, должностные лица регистрационного органа обязаны в течении трех рабочих дней предоставить гражданину паспорт с записью о новом адресе проживания.

Необходимые документы

6-ая статья закона РФ о регистрации граждан РФ содержит список бумаг, требуемых для проведения процесса перерегистрации с одного жилого помещения в другое.

Перечень необходимых документов:

  • Заявление;
  • Удостоверение личности;
  • Бумаги, подтверждающие права на жилое помещение (дом, квартира). Например, контракт об аренде или бумага, свидетельствующая о праве собственности;
  • Листок выбытия;
  • Листок прибытия;
  • Разрешение на регистрацию (разрешение нужно, если гражданин не собственник жилья).

По закону, заявление должно содержать информацию:

  • Наименование учреждения, в которое подается заявление;
  • ФИО заявителя;
  • ФИО владельца жилья;
  • Основания для прописки в данном жилом помещении;
  • Адрес нового жилья;
  • Паспортные данные заявителя;
  • Дата выселения с предыдущего адреса проживания;
  • Подпись собственника жилья.

Скачать образец заявления можно по ссылке.

Скачать закон

Федеральный Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержит все особенности и нюансы проведения регистрации. При несоблюдении норм настоящего закона, граждане и должностные лица будут привлечены к административной ответственности. Ответственность за несоблюдение правил регистрации указана в Кодексе об Административных нарушениях России.

Ответственность по КоАП РФ:

  • Штраф в размере 2-5 тысяч рублей оплачивается за проживание без регистрации больше недели (7 дней). Для жителей больших городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) штраф составляет 5-7 тысяч рублей;
  • Штраф в размере 3-5 тыс. руб. обязаны оплатить физические лица, предоставляющие свою жилую собственность в аренду лицам без регистрации. А юридические лица — 50-750 тыс. руб. В городах федерального значения сумма штрафа значительно выше, для физических лиц составляет 5-7 тыс. руб., для юридических — 300-800 тыс. рублей.

Чтобы в процессе регистрации по новому адресу не быть привлеченным к ответственности по Административному Кодексу, необходимо знать и соблюдать положения Федерального Закона № 5242-1. Скачать ФЗ о регистрации можно здесь.

Новые правила прописки: что изменится для украинцев

Новый порядок регистрации места проживания уже окрестили реформой, но так ли это?

В рамках расширения полномочий органов местного самоуправления и оптимизации предоставления административных услуг в Украине изменился порядок регистрации места проживания. Некоторые парламентарии и аналитики подают эти изменения под соусом с названием реформа. Так ли это? Действительно ли мы осуществили реформу регистрации места проживания украинцев? Стали ли мы ближе к цивилизованному миру по осуществлению аналогичной административной процедуры? Попытаемся сейчас вместе разобраться.

С апреля этого года вступили в силу изменения в Закон Украины «О свободе передвижения и свободный выбор местожительства в Украине», которым парламентарии изменили процедуру регистрации места жительства.

Отныне гражданин Украины, а также иностранец или лицо без гражданства, которые постоянно или временно проживают в Украине, обязаны зарегистрировать свое новое место проживания на протяжении тридцати календарных дней после снятия с регистрации предыдущего места жительства. Родители должны зарегистрировать место проживания новорожденного ребенка на протяжении первых трех месяцев от дня регистрации рождения. Регистрация места проживания новорожденных может также осуществляться через органы соцзащиты и ЗАГСы. Раньше срок регистрации для всех категорий составлял десять дней и только через органы миграционной службы.

Регистрация места проживания теперь будет осуществляться одновременно со снятием с предыдущего места жительства. То есть сниматься с регистрации или, по-простому выписываться, для новой регистрации не нужно, все можно сделать в рамках одной процедуры. Действовать можно самому или через доверенное лицо. Ранее же, нужно было сначала сняться с регистрации, и только после получения талона о снятии с регистрации на руки, подавать документы в новом месте. А если расстояние между старым жильем и новым было существенным, то это превращалось в проблему. Теперь орган регистрации самостоятельно уведомляет орган регистрации предыдущего места проживания – и то очень удобно.

Рассмотрим перечень документов, который необходимо теперь подавать для такой процедуры. С целью регистрации лицо или его представитель подает в орган регистрации через центр предоставления административных услуг, следующие документы:

— письменное заявление о регистрации (и о снятии с регистрации предыдущего места, если необходимо две процедуры провести);

— документ, в какой вносятся ведомости о месте жительства (паспорт, документ о пребывании в Украине, иные документы). Если ребенок не достиг шестнадцатилетнего возраста, подается свидетельство о рождении;

— квитанцию об уплате административного сбора;

— документы, которые подтверждают право на проживание в жилье (право собственности, право аренды или согласие собственника);

— военный билет или приписное удостоверение (для граждан, которые подлежат взятию на военный учет или находятся на военном учете).

Иные документы требовать запрещено. Если сравнивать с предыдущим порядком, из списка документов убрали талон о снятии с регистрации.

Стоимость процедуры (размер административного сбора) увеличилась с 0,85 гривен до 12 гривен на сегодняшний момент и привязана к минимальной заработной плате (0,0085 от размера минимальной зарплаты). Срок проведения процедуры сократился до одного дня.

Регистрация и снятие с регистрации места проживания осуществляется органом регистрации, к которому относятся исполнительный орган сельского, поселкового или городского совета, сельский голова на территории соответствующей административно-территориальной единицы, на которую распространяются полномочия соответствующего сельского, поселкового или городского совета. Документы подаются через административные центры, что, в принципе, очень удобно.

Таким образом, у граждан больше нет нужды обращаться в Государственную миграционную службу, и они могут получить эту услугу максимально близко к своему новому месту жительства и гораздо быстрее. Ведь теперь указанную процедуру можно получить даже в сельской местности, где есть исполнительный орган или сельский голова.

Что касается ответственности за проживание без регистрации места проживания. Ранее, если человек в течение 10 дней не зарегистрировался по новому адресу проживания – была предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 17 до 51 гривны. Сейчас же – только предупреждение. Штраф отменили. Но если в течение года, будет повторно, уже после предупреждения, зафиксировано проживание без регистрации, все тот же штраф – от 17 до 51 гривны.

Упрощение процедуры регистрации – это однозначно позитивный шаг, так как от регистрации места проживания зависит право на медицинское обслуживание, предоставление социальной помощи при рождении ребенка, регистрации места проживания ребенка, получение идентификационного кода налогоплательщика, обслуживание физических лиц-предпринимателей в налоговых органах, назначение пенсии и так далее. И следующим шагом, я считаю, должно обязательно стать еще большее усовершенствование системы.

Хотя если мы обратимся к зарубежному опыту, то тут нет одного заведомо правильного алгоритма аналогичной процедуры. В некоторых странах регистрация может быть добровольной. То есть не человек закрепляется за каким-то определенным местом, а он как бы сообщает государственным органам, где его можно найти, в случае чего.

В Греции, к примеру, учет граждан ведется по месту основной работы. Во Франции и Великобритании, добровольный учет места проживания ведется исходя из данных, указываемых лицом, при оплате коммунальных услуг. В США данные места проживания фиксируются органами социального обеспечения, путем внесения данных в базу системы налогообложения, на основании которого гражданину выплачивается пенсия, взимаются налоги. Или, к примеру, учет может вестись департаментом транспортных средств, который выдает водительские удостоверения и регистрирует транспортные средства. Адрес места жительства указывается в водительских правах гражданина, а при смене места жительства следует обратиться в указанную организацию для выдачи нового удостоверения с новым адресом.

У каждого государства свои методы учета граждан. Система регистрации в нашей стране могла бы выглядеть более современной путем электронного декларирования места проживания, чтобы за 10 минут можно было отсканировать необходимые документы, заполнить обязательные формы на сайте центра административных услуг, совершить онлайн оплату и провести регистрацию. Тогда изменения смело можно было бы назвать реформой.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Смотрите еще:

  • Кодекс гражданский от 16012003 435-iv Список литературы 1. Конституция Украины 1996,. Киев - 64 с. Кодексы Украины 2. Земельного кодекса Украины 25102001, № 2768-III 3 водные кодекс Украины 6061995, № 213/95-ВР 4. Кодекс […]
  • Внесение изменений в закон о государственной регистрации прав Статья 24. О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Статья 24 . О внесении изменений в Федеральный закон "О […]
  • Общий долг россии на 2014 Внешний долг России В общий внешний долг России входят долги компаний, долги банков, долги ЦБ РФ, долги субъектов РФ, долги государственных и коммерческих структур резидентов Российской […]
  • Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области транспорта Полномочия Федеральных органов исполнительной власти в области железнодорожного транспорта Рекомендовано для работников, территориальных управлений и подведомственных предприятий […]
  • Мировой суд аскинского района Аскинский районный суд Республики Башкортостан В административном отношение башкиры в 1708 году входили в Уфимскую провинцию, подчинявшуюся Казанскому губернатору. В 1744 году […]
  • Статья 11 в сша Экономист объяснил, чем был выгоден США теракт 9/11 Российский экономист Михаил Хазин считает, что американским властям был выгоден теракт 11 сентября 2001 года. Об этом эксперт заявил в […]
  • Как приватизировать земельный пай в украине Юрист Карюк консультирует: Оформление приватизации земельного пая ОФОРМЛЕНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПАЯ В 1994 году родители получили земельный пай. Имеется сертификат 2,55 га на отца и […]
  • Воинская часть чввакуш адрес Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов (военный институт) Адрес училища: 454015, Челябинск-15, ЧВВАУШ, приемная комиссия. Телефон: (351) 722-39-15 […]

Обсуждение закрыто.