Закон о профилактике безнадзорности и правонарушений рб 2014

Содержание:

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

С изменениями и дополнениями от:

13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 13 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 4 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 23 ноября 2015 г., 26 февраля, 26 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г., 27 июня 2018 г.

Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания проведения такой работы. Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов службы занятости и органов внутренних дел. Определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Установлены гарантии соблюдения прав несовершеннолетних.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 1999 г. N 121, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 62-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 2001 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 4 января 2014 года №122-З

Об основах деятельности по профилактике правонарушений

(В редакции Законов Республики Беларусь от 18.07.2016 г. №401-З, 09.01.2018 г. №91-З)

Принят Палатой представителей 16 декабря 2013 года

Одобрен Советом Республики 19 декабря 2013 года

Глава 1 Общие положения


Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

индивидуальная профилактика правонарушений — деятельность субъектов профилактики правонарушений по оказанию корректирующего воздействия на гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина и лицо без гражданства (далее, если иное не определено настоящим Законом, — гражданин) в целях недопущения совершения правонарушений, осуществляемая в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства;

насилие в семье — умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания;

общая профилактика правонарушений — деятельность субъектов профилактики правонарушений по выявлению причин правонарушений и условий, способствующих их совершению, и принятию мер по их устранению, воздействию на социальные процессы и явления в целях недопущения противоправного поведения граждан, осуществляемая в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства;

правонарушение — противоправное виновное действие (бездействие), за совершение которого предусмотрена уголовная или административная ответственность;

профилактика правонарушений — деятельность по применению мер общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений субъектами профилактики правонарушений в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства;

профилактическое мероприятие — совокупность действий субъекта профилактики правонарушений, организованных и осуществляемых им в рамках общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений;

члены семьи — близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные граждане, проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие при осуществлении профилактики правонарушений, если иное не предусмотрено частью второй настоящей статьи.

Профилактика правонарушений при ведении уголовного и административного процессов, исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности осуществляется в соответствии с другими законодательными актами.

Профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №64, 2/949), настоящим Законом и другими актами законодательства.

Граждане принимают участие в деятельности по профилактике правонарушений в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 июня 2003 года «Об участии граждан в охране правопорядка» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №74, 2/963), настоящим Законом и другими актами законодательства.

Статья 3. Законодательство в сфере профилактики правонарушений

Законодательство в сфере профилактики правонарушений основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и других актов законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Основные принципы деятельности субъектов профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений

Деятельность субъектов профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений основывается на принципах:

плановости и системности;

осуществления индивидуальной профилактики правонарушений с учетом личности гражданина;

защиты и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций;

скоординированности действий и оперативного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений;

ответственности должностных лиц субъектов профилактики правонарушений за нарушение законодательства в сфере профилактики правонарушений.

Статья 5. Субъекты профилактики правонарушений

Субъектами профилактики правонарушений являются:

органы внутренних дел Республики Беларусь (далее — органы внутренних дел);

органы прокуратуры Республики Беларусь (далее — органы прокуратуры);

органы государственной безопасности Республики Беларусь (далее — органы государственной безопасности);

органы пограничной службы Республики Беларусь (далее — органы пограничной службы);

таможенные органы Республики Беларусь (далее — таможенные органы);

орган государственной охраны;

органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее — органы Комитета государственного контроля);

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее — органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям);

Вооруженные Силы Республики Беларусь (далее — Вооруженные Силы), внутренние войска Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее — внутренние войска), иные государственные воинские формирования и военизированные организации;

местные исполнительные и распорядительные органы;

Министерство здравоохранения Республики Беларусь, структурные подразделения областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением других республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и подчиненных им государственных организаций здравоохранения (далее — органы управления здравоохранением);

государственные организации здравоохранения;

Министерство образования Республики Беларусь, структурные подразделения областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее — органы управления образованием);

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, структурные подразделения областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета, городских, районных исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты, структурные подразделения местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере социальной защиты (далее — органы по труду, занятости и социальной защите);

учреждения социального обслуживания;

Министерство юстиции Республики Беларусь, структурные подразделения областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере юстиции;

Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

юридические лица, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации;

советы общественных пунктов охраны правопорядка;

общественные объединения и иные организации (далее — иные организации).

Статья 6. Координация деятельности по профилактике правонарушений

Координация деятельности по профилактике правонарушений в пределах компетенции осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и нижестоящими прокурорами территориальных и транспортных прокуратур, в том числе посредством организации работы координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.07.2016 г. №401-З)

Глава 2 Полномочия президента Республики Беларусь, государственных органов, иных организаций в сфере профилактики правонарушений


Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере профилактики правонарушений

Президент Республики Беларусь в сфере профилактики правонарушений:

Полный текст доступен после авторизации.

Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 года №122-З
«Об основах деятельности по профилактике правонарушений»

Постановление СР НС РБ 55-СР6/I 21.12.2016 О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

21 декабря 2016 г. № 55-СР6/I

О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Рассмотрев принятый Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 декабря 2016 года проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98, частями второй и шестой статьи 100 Конституции Республики Беларусь Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Одобрить проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

2.Направить принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на подпись Президенту Республики Беларусь.

Председатель Совета Республики

Национального собрания Республики Беларусь М.Мясникович

Об Основах Системы Профилактики Безнадзорности и Правонарушений Несовершеннолетних

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

безнадзорность – социальное явление, характеризующееся отсутствием надлежащего надзора за поведением и образом.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений.

Законодательство Республики Беларусь, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Республики Беларусь.

Органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются:

комиссии по делам несовершеннолетних;

органы опеки и попечительства;

Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении следующих.

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей, опекунов или попечителей, указанных в статье 5 настоящего Закона, проводится на основании следующих.

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей, опекунов или попечителей проводится в течение срока, необходимого для оказания социальной и иной помощи.

Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, имеют право на:

уведомление родителей, опекунов или.

Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, родители, опекуны или попечители несовершеннолетних, а также.

Работники органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах своей компетенции:

Государственные органы в пределах своей компетенции осуществляют контроль за деятельностью подведомственных органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и.

Комиссии по делам несовершеннолетних в пределах своей компетенции:

осуществляют меры, предусмотренные законодательством, по координации деятельности органов, учреждений и иных организаций.

Органы управления образованием при осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции:

осуществляют меры по.

В специальные учебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет. В специальные.

Учреждения социального обслуживания в соответствии с их уставами:

организуют комплексное изучение, анализ и практическое решение проблем несовершеннолетних и семей, находящихся в социально.

Основаниями для приема несовершеннолетнего в социально-педагогический центр являются:

личное обращение несовершеннолетнего;

направление органа, осуществляющего профилактику.

Органы опеки и попечительства при осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции:

устанавливают опеку и.

Органы управления здравоохранением при осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции осуществляют:

Органы по труду, занятости и социальной защите при осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции:

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Специальными подразделениями органов внутренних дел.

Инспекции по делам несовершеннолетних в пределах своей компетенции:

выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений либо совершающих в отношении.

Приемники-распределители для несовершеннолетних в пределах своей компетенции:

обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних в целях защиты их жизни, здоровья.

Подразделения криминальной милиции в пределах своей компетенции:

предупреждают, выявляют и пресекают преступления несовершеннолетних, а также устанавливают лиц, их подготавливающих.

Иные органы и организации, осуществляющие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах своей компетенции:

участвуют в организации досуга.

Финансовое обеспечение органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, производится за счет средств республиканского и.

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу в отношении несовершеннолетних, указанных в абзаце девятом части первой статьи 5 настоящего.

Для рассмотрения вопроса о возможности помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения или специальные лечебно-воспитательные учреждения начальники органов.

Заявления о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения, о переводе несовершеннолетних из специальных.

Исполнение решений суда о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения или специальные лечебно-воспитательные учреждения обеспечивают:

инспекции по делам.

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) не могут находиться в период с двадцати трех до шести часов вне.

Настоящий Закон вступает в силу через три месяца после его официального опубликования, за исключением статьи 32, которая вступает в силу со дня его официального опубликования.

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок со дня официального опубликования настоящего Закона:

подготовить и внести в установленном порядке в Палату представителей.

В связи с принятием настоящего Закона признать утратившими силу:

Указ Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 27 мая 1967 года «Об утверждении Положения о комиссиях по делам.

ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ — ЗАДАЧА ПОВСЕДНЕВНАЯ

Одним из важнейших направлений со­циальной политики государства яв­ляется защита детства, обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних. Эффективная реализация государственной политики в данной сфере напрямую зависит от неукоснительного исполнения требова­ний нормативных правовых актов, уровня координации и взаимодействия всех ветвей государственной власти, правоохранитель­ных органов, общественных объединений и иных организаций.

В Республике Беларусь благодаря введению в действие Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О до­полнительных мерах по государственной за­щите детей в неблагополучных семьях» (Де­крет № 18) создана довольно эффективная система органов и учреждений, занимаю­щихся предупреждением правонарушений несовершеннолетних и семейного неблаго­получия. Подобные системы успешно функ­ционируют и в других развитых странах.

Первостепенное значение имеет обеспе­чение средствами прокурорского надзора реализации законов, имеющих непосред­ственным предметом своего регулирования профилактику преступлений. Проводимый на постоянной основе анализ исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи свидетельствует о том, что уро­вень взаимодействия субъектов профилак­тики, принимаемых ими профилактических мер не всегда соответствует предъявляемым требованиям.

Прокуратурой Лоевского района проведена проверка исполнения требований Закона Республики Беларусь от 31.05.2003 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органами и учреждениями Лоевского района в 2014 году.

За 2014 год на территории Лоевского района отмечено увеличение числа зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними по сравнению с 2013 годом (с 4 до 6 или на 50%). Удельный вес совершенных несовершеннолетними преступлений составил 5,7 % (по области 4,5 %).

Совершенные в 2014 году преступления относятся к категории менее тяжких, всего количество участников преступлений – 12 (2013 -3).

Рост преступности среди несовершеннолетних свидетельствует о просчетах и низком уровне профилактической работы с подростками и неблагополучными семьями со стороны КДН, ИДН, РОО и других органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений на территории района, их разобщенности в исполнении Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Тревожит факт увеличения числа совершенных преступлений школьниками. Участие в совершении преступлений приняло 12 несовершеннолетних, из них 10 школьников, или 83%, из которых 5 учащихся обучаются в учебных заведениях расположенных на территории района.

Сложившееся положение с преступностью и правонарушениями учащихся школ, выявленные недостатки в организации профилактической работы свидетельствуют о ненадлежащем административном контроле за организацией воспитательной работы в учреждениях образования, наличии существенных недостатков в организации досуговой занятости учащихся.

В связи с совершением преступлений учащимися ГУО «Лоевская районная гимназия» и ГУО «Крупейский детский сад-базовая школа», организованы и проведены проверки деятельности С оветов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Заседания советов профилактики указанных учреждений образования проводятся согласно планов, составленных на календарный год. Вместе с тем, планы работы советов профилактики на 2014 г. практически полностью идентичны аналогичным планам на 2013 год, и не учитывают проблематики учебных заведений. Мероприятия, указанные в плане, как правило, носят массовый характер в ущерб индивидуальной работе.

Советы профилактики ограничивают свою работу обсуждением уже совершенных отдельными учащимися правонарушений, причины их не устанавливаются, меры к их устранению не принимаются. При рассмотрении на заседании совете профилактики учащихся, совершивших правонарушения, вопросы о ранее проводимой индивидуальной профилактической работе с такими несовершеннолетними не рассматриваются, анализ правонарушений с установлением их причин и виновных в этом лиц не проводится.

Анализ подростковой преступности в контексте конкретных составов преступлений показал, что увеличение преступности в целом произошло за счет хулиганских проявлений, одно преступление связано с незаконным оборотом наркотиков. Преступления указанной категории совершили учащиеся ГУО «Лоевская районная гимназия» и ГУО «Сутковский детский сад -средняя школа».

Преступления совершались подростками в вечернее и ночное время, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении родителями обязанностей по контролю за детьми. Учреждениями образования не уделяется должного внимания работе с родителями учащихся, которыми не обеспечивается надлежащий контроль за поведением детей. Не налажено взаимодействие с комиссиями содействия семье и школе предприятий, где они работают.

Особую озабоченность вызывает групповая преступность несовершеннолетних. Всего в группах совершено три преступления, при этом 9 из 12 подростков совершили преступления в группе.

Мероприятия, направленные на предупреждение групповой преступности среди несовершеннолетних, находятся на низком уровне. Причинами такого положения является отсутствие анализа их результативности комиссией по делам несовершеннолетних, а также отсутствие должного взаимодействия служб отдела внутренних дел, призванных заниматься профилактической работой. Подростковые группы криминогенной направленности выявляются только после совершения участниками групп преступлений. Работа по их разобщению практически не ведется.

Комиссией по делам несовершеннолетних не используется в достаточной мере возможности влияния на поведение подростков с помощью закрепленных за ними общественных воспитателей. Эффективность их работы невелика, комиссия не контролирует их деятельность, не заслушиваются отчеты о проделанной работе.

Чаще всего противоправные действия совершают несовершеннолетние, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, однако предусмотренные законом меры по устранению причин семейного неблагополучия заинтересованными органами, и прежде всего, учреждениями образования не принимаются.

Семейное неблагополучие является не только причиной становления несовершеннолетних на преступный путь, но проживание детей в неблагополучных семьях создает реальную угрозу их жизни и здоровью, а в отдельных случаях подростки из таких семей становятся жертвами преступлений.

Так, в июле 2014 года Ж. совершил действия сексуального характера в отношении не достигшей шестнадцатилетнего возраста С. Как установлено, С. проживала в неполной многодетной семье, которая на протяжении длительного времени являлась неблагополучной. В 2012 году дети из указанной семьи признавались находящимися в социально опасном положении и состояли на учете в ГУО «Уборковская СШ-детский сад». Несмотря на то, что основные причины семейного неблагополучия устранены не были, семья в 2013 году была снята с соответствующего учета без организации последующего контроля за условиями воспитания детей. Вопрос о повторном признании детей находящимися в социально опасном положении решен только в сентябре 2014 года, когда их мать уехала, оставив детей без присмотра.

Ненадлежащее выполнение должностными лицами ГУО «Уборковская СШ-детский сад» обязанностей по защите прав и законных интересов детей, воспитывающихся в семье С., повлекло причинение вреда их психическому и физическому здоровью.

Таким образом, ненадлежащее выполнение должностными лицами органов и учреждений Лоевского района обязанностей по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних повлекло рост преступности среди несовершеннолетних.

По результатам проверки, 15.01.2015 на имя заместителя председателя Лоевского райисполкома, прокурором внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений, а также причин и условий им способствующих.

19.01.2015 на заседании комиссия по делам несовершеннолетних по результатам рассмотрения представления принято решение предусматривающее комплекс мер направленных на повышение эффективности проводимой профилактической работы по недопущению безнадзорности и правонарушений совершеннолетних.

Исполняющий обязанности прокурора Лоевского района

Статья 13. Закона РБ Об Основах Системы Профилактики Безнадзорности и Правонарушений Несовершеннолетних
Органы управления образованием, учреждения образования

Органы управления образованием при осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции:

осуществляют меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и организуют в отношении несовершеннолетних индивидуальную профилактическую работу;

осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений, социально-педагогических учреждений;

участвуют в организации во внеучебное время досуга и временной трудовой занятости несовершеннолетних обучающихся;

организуют и осуществляют научно-методическое обеспечение образования, научно-методическое обеспечение программ воспитания;

осуществляют координацию деятельности подчиненных им организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

оказывают содействие детским и молодежным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.

Учреждения образования при осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции:

оказывают социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь несовершеннолетним обучающимся;

выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

организуют во внеучебное время досуг и временную трудовую занятость несовершеннолетних обучающихся;

реализуют программы воспитания;

создают советы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, порядок деятельности которых определяется Министерством образования Республики Беларусь;

осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.

Детские дома, детские деревни (городки), школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полномочий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, в соответствии с законодательством создают условия для проживания, питания, гармоничного развития и социализации детей, находящихся в социально опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Смотрите еще:

Комментарии запрещены.