Страховая деятельность в рф является

§ 4. Государственное регулирование страховой деятельности

Целью государственного регулирования страховой деятельности в Российской Федерации является содействие развитию рынка страховых услуг, создание благоприятных условий для деятельности страховых организаций, защита прав и интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства.

Важнейшие задачи государства по созданию эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан, предприятий и организаций определены в Основных направлениях развития национальной системы страхования Российской Федерации в 1998-2000 гг., утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998г. № 1139. Выполнение поставленных в этом документе задач обеспечивается за счет бюджетных средств, выделяемых по программам обязательного государственного страхования, целевых резервов, а также путем разработки и принятия ряда системообразующих законодательных актов, в частности, о страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

Принципиальное значение для сохранения национального страхового рынка имеет проводимая государством политика разумного протекционизма в области страхования. Она включает два направления:

1) ограничение деятельности иностранных страховщиков на территории страны;

2) ограничение участия иностранного капитала в деятельности российских страховых организаций.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона РФ «Об организации страхового дела. » и п. 3.1 Условий лицензирования страховой деятельностью на территории нашей страны могут заниматься только российские страховые организации.

Кроме того, ранее в п. 5 постановления Верховного Совета РФ «О введении в действие Закона Российской Федерации «О страховании» от 27 ноября 1992 г. № 4016-1 доля иностранных инвесторов в капитале национальных страховых компаний была ограничена 49%.

24 июня 1994 г. на острове Корфу Российской Федерацией со странами ЕС было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, согласно которому указанное ограничение должно прекратить свое действие через 5 лет (ст. 29 и п. 1 части В Приложения 7).

В связи с тем, что молодой российский рынок страхования еще не может противостоять массированной экспансии иностранных страховщиков, 20 ноября 1999 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 204-ФЗ. Закон, отменив ограничение на долю иностранцев в уставном капитале отдельных компаний, ввел некоторые новые ограничения на деятельность таких страховщиков.

Этим Законом, в частности, предусмотрено, что российские страховые компании, в капитале которых доля иностранных физических и юридических лиц более 49%, не могут на территории России осуществлять страхование жизни, все виды обязательного страхования, а также страхование государственной собственности и иных государственных имущественных интересов.

Законом введена суммарная квота участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале отечественных страховых организаций — не более 15%. Приобретение акций и долей в капитале российских страховщиков иностранцы могут производить только с разрешения федерального органа страхового надзора. При этом установлено, что руководителями и главными бухгалтерами компаний с участием иностранных инвестиций могут быть исключительно граждане Российской Федерации.

Страховая компания, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору, вправе осуществлять на территории России страховую деятельность, если иностранный инвестор сам является страховой организацией и не менее двух лет участвует в деятельности российских страховщиков.

Для страховых компаний с участием иностранного капитала установлены повышенные минимальные размеры уставного капитала: 250 тыс. МРОТ — для страховщиков и 300 тыс. МРОТ — для перестраховщиков.

Важнейшей составной частью системы государственного регулирования страхования является надзор за страховой деятельностью. Его цели: а) обеспечение соблюдения требований законодательства РФ о страховании, б) защита прав и охраняемых законом интересов участников страховых отношений и иных заинтересованных лиц и государства, в) контроль за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховых организаций.

С августа 1996 г. функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью возложены на Минфин РФ, в структуре которого имеется специальный Департамент страхового надзора.

К основным функциям страхового надзора относятся следующие:

— лицензирование страховой деятельности;

— ведение реестров страховых организаций и страховых брокеров;

— контроль за деятельностью страховщиков по вопросам обоснованности страховых тарифов, платежеспособности и соблюдения страхового законодательства;

— утверждение правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых организаций и отчетности о страховой деятельности;

— принятие нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;

— обобщение практики страховой деятельности.

В рамках выполнения этих функций органы страхового надзора вправе получать от страховых организаций необходимую отчетность (один раз в год), иную информацию об их финансовом положении. Они также могут в необходимых случаях потребовать документы, относящиеся к страхованию, от других предприятий и организаций, а также граждан.

Эффективной формой контроля являются проверки деятельности страховых организаций с точки зрения соблюдения ими страхового законодательства и достоверности предоставляемой отчетности.

Федеральный орган страхового надзора уполномочен давать страховым организациям предписания об устранении нарушений законодательства о страховании, а в случаях, когда эти предписания не выполняются, приостанавливать, ограничивать или отзывать лицензии.

Закон РФ «Об организации страхового дела . » предоставляет федеральному органу страхового надзора право обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховой организации в случае неоднократного нарушения ею требований законодательства РФ, а также о ликвидации юридических лиц, осуществляющих страхование без лицензии.

В целях усиления надзора за страховой деятельностью во всех регионах страны по решению Правительства РФ были созданы территориальные органы страхового надзора. Инспекции имеют практически все права и обязанности федерального органа страхового надзора, за исключением функций по выдаче лицензий, направлению предписаний, приостановлению, ограничению и отзыву лицензий, а также по обращениям в суды.

Государственное регулирование страховой деятельности в России

Главная > Реферат >Банковское дело

1. Теоретические основы государственного регулирования страховой деятельности

1.1 Государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направления

1.2 Нормативное регулирование страховой деятельности

1.3 Функции страхового надзора

2. Анализ современного состояния страхового рынка РФ

2.1 Анализ страхового рынка

2.2 Анализ деятельности Федеральной службы страхового надзора

2.3 Государственное регулирование в зарубежных странах

3. Перспективы развития страхового законодательства

3.1 Проблемы государственного регулирования страхового рынка РФ

3.2 Перспективы либерализации страхового рынка РФ

Список использованной литературы

В современных условиях изменились взаимоотношения между страховы­ми компаниями и государством, что связано с кардинальными преобразова­ниями всей системы страхования на рыночных основах и отказом от государ­ственной монополии на страховое дело. Невозможно отрицать, что при командно-административной системе управления народ­ным хозяйством, доминирующей роли государственной собственно­сти и слабой экономической ответственности руководителей и тру­довых коллективов за её сохранность, страхование никак не могло в полной мере выполнять свои функции. Теперь рыночные преобразования, трансформирующие экономиче­ские отношения, когда товаропроизводитель начинает действовать на свой страх и риск, по собственному плану и несёт за это ответст­венность, предъявляют к страхованию новые требования.

Страхование — необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характер общественного производства, порождает отношения между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба.Однако предприятия и организации различных форм собственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или по­вреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенса­ции недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев (неритмичные поставки сырья, неплатеже­способность оптовых покупателей).

Актуальность рассматриваемого вопроса усиливается еще и потому, что в современном обществе, наряду с традиционным предназначением — обес­печением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.), — объектом страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явле­ний (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.)Кроме того, изменения затрагивают также сферу имущественного и лич­ного страхования граждан, что непосредственно связанно с интере­сами населения, а проблема возмещения потерь для человека всегда была и остается первостепенной.

Многовековой опыт и история страхования убедительно дока­зали, что оно является мощным фактором положительного воздей­ствия на экономику. Однако на пути развития страхования в России имеются разнообразные проблемы, которые могут быть решены лишь при наличии соответствующих условий. Нынешнее состояние страхования не соответствует в полной мере запросам хозяйствующих субъектов, и будущее его в таком виде бесперспективно. Для реализации возможностей страховой отрасли нужна активная государственная поддержка и, чем быстрее государство осознает роль страхования как стратегического сектора экономики, тем скорее в России будет осуществлен переход к социально-ориентировочному рыночному росту.

Задачами данной работы являются:

рассмотрение понятия государственного регулирования экономики, его сущности, содержания, методов, форм и видов, необходимости и границ допустимого государственного вмешательства в экономические процессы, основных принципов регулирующей деятельности государства на макроуровне, эволюции мировой системы государственного регулирования и современных подходов к этой проблеме

определение возможных путей совершенствования российской системы государственного регулирования страхового рынка

1. Теоретические основы государственного регулирования страховой деятельности

1.1 Государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направления

В условиях переходного периода регулирующая функция государства в страховой деятельности должна проявляться в различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, проведение специальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций. Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган (специальную структуру) — государственный страховой надзор (контроль). Подобная структура существует во многих странах.

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств, проводимое по нескольким направлениям:

а) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;

б) законодательное обеспечение становления и защиты нацио­нального страхового рынка:

в) государственный надзор за страховой деятельностью;

г) защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, пре­дупреждение и пресечение монополизма.

Повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, совершенствование нормативной базы стра­ховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации.

1.2 Нормативное регулирование страховой деятельности

Нормативное регулирование деятельности составляют законодательные и подзаконные акты по страхованию:
1. Конституция Российской Федерации — правовой документ, имеющий наивысшую юридическую силу (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
2. Правовые документы, имеющие высшую юридическую силу:
• Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), часть вторая, гл. 48 «Страхование» (принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г., введен в действие 1 марта 1996 г. (Приложение 1);
• Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ (Приложение 2);
• Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (Приложение 3);
• Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (от 28 июня 1991 г. № 1500-1, с изменениями и дополнениями от 2 апреля 1993 г. № 474I-I);
• Федеральный закон «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ и от 17.12.99 № 212-ФЗ);
• Указы Президента Российской Федерации.
3. Законодательные и нормативные правовые акты, постановления Правительства и положения:
• «О Федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью» (Департамент страхового надзора министерства финансов — Указ Президента РФ от 14.08.96 № 1177);
• Нормативные методические материалы, издаваемые Федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;
1) условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации (от 12 декабря 1992 г. № 02-02/4 с изменениями и дополнениями от 22 января 1993 г.);
2) методика расчета нормативного размера соотношения активов и обязательств страховщиков и Инструкция о порядке применения «Методики расчета нормативного размера соотношения активов и обязательств страховщиков», утвержденные приказом Росстрахнадзора от 30 октября 1995 г. № 02/02;
3) правила размещения страховщиками страховых резервов, утвержденные приказом Минфина РФ от 22 февраля 1999 г. № 16н (с изменениями от 16 марта 2000 г.);
4) постановление Правительства РФ от 16 мая 1994 г. № 491 «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками» (с изменениями от 7 июля 1998 г.);
5) рекомендации по аудиторской проверке страховщиков от 13.03.95;
6) методики расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования (утв. распоряжением Росстрахнадзора от 08.07.93 № 02-03-36) и другие.
4. Юридические документы:
• договор страхования;
• лицензия на страхование;
• страховое свидетельство (полис или сертификат);
• условия (Правила) страхования;
• учредительные документы страховщика (устав. Правила страхования по видам и др.)

Конституция РФ декларирует основные стратегические направления развития страны, порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления; определяет полномочия законодательной, исполнительной и судебной властей, правовой статус Президента РФ, органов федерального, регионального и местного (муниципального) самоуправления.

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), являясь основным законом рыночной экономики, своими нормами охватывает и сферу страхования.

В ГК РФ (часть вторая, гл. 48 «Страхование») сформулированы общие положения о формах страхования (обязательной и добровольной), договорах страхования, правах и обязанностях субъектов правовых отношений; об интересах, страхование которых не допускается; о последствиях наступления страхового случая; об основаниях по освобождению страховщика от выплаты страхового обеспечения и страхового возмещения; о перестраховании, взаимном государственном страховании и др.

Понимание и знание основных понятий, изложенных в ГК РФ, позволяет всем, кто соприкасается со сферами страхования и туризма, единообразно их употреблять и использовать, что создает благоприятные условия для разрешения возможных конфликтных ситуаций, ибо не только незнание законов, но и непонимание их не освобождает от ответственности.

Договор страхования является основным юридическим (нормативно-правовым) документом, регламентирующим правоотношения Сторон (страховщика и страхователя), в силу которого страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор (застрахованному, «третьему лицу», выгодоприобретателю), а страхователь обязуется уплатить страховой взнос в установленный срок. Договор страхования может содержать и другие условия, определяемые по соглашению Сторон. Например, в договоре в обязательном порядке указываются события, на которые страховщик принимает страховые обязательства, величина общей страховой суммы (сумм), размер страхового взноса, выплаты страхового обеспечения (страхового возмещения.

1.3 Функции страхового надзора

Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Федеральная служба страхового надзора образована в соответствии с Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ № 330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора».

Государственное регулирование страховой деятельности.

Государственное регулирование страховой деятельности.

Необходимость государственного надзора определяется важной ролью страхования в экономической жизни общества, связанной с ликвидацией последствий неблагоприятных событий и аккумуляцией инвестиционных ресурсов, а также потребностью защиты интересов страхователей.

Для обеспечения государственного контроля на страховом рынке в феврале 1992 года Указом Президента РФ была образована Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) в форме федерального органа исполнительной власти. В 1996 году функции Росстрахнадзора были переданы Департаменту страхового надзора при Министерстве финансов РФ.

Основным государственным органом, осуществляющим надзор за страховой деятельностью, является Министерство финансов РФ, в состав которого входит Департамент страхового надзора.

Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:

а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

д) выдача предусмотренных законодательством разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями;

е) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным настоящим Законом к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

ж) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Департамент страхового надзора Минфина России имеет право:

— получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, а также необходимую информацию от предприятий, организаций, банков, граждан;

— проверять соблюдение страховыми компаниями страхового законодательства и достоверность предоставленной ими отчетности;

— давать предписание страховщикам по устранению выявленных нарушений, а в случае невыполнения ими этих предписаний – приостанавливать, ограничивать или отзывать лицензии;

— обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховой компании в случае неоднократного нарушения законодательства РФ, а также о ликвидации страховщиков, осуществляющих страховую деятельность без лицензии.

В целях усиления воздействия на формирования страховых фондов и деятельность страховщиков на территории РФ Правительством было принято решение о создании территориальных органов страхового надзора. Территориальным органом страхового надзора Министерства финансов РФ является инспекция, осуществляющая свою деятельность на соответствующей территории Российской Федерации в пределах компетенции, установленной законодательством. Инспекции страхового надзора Министерства финансов РФ подразделяются на межрегиональные, обслуживающие территории нескольких краев, областей и инспекции — в субъектах Российской Федерации. Инспекция страхового надзора в своей деятельности руководствуется законами и иными правовыми актами РФ, правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятых в пределах их компетенции.

Главной задачей инспекции страхового надзора является обеспечение соблюдения требований законодательства РФ о страховании всеми участниками страховых отношений на соответствующей территории РФ в целях эффективного развития рынка страховых услуг.

Территориальные органы страхового надзора наделены практически всеми правами и обязанностями федерального органа надзора, за исключением функции выдачи лицензии и дачи предписаний о приостановлении, ограничении либо отзыве лицензий, а также по обращению в суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним действующего законодательства.

Территориальные органы страхового надзора представляют Министерству финансов РФ в установленном порядке бухгалтерскую, статистическую и иную предусмотренную законодательством отчетность, систематически информируют Минфин России о своей деятельности.

страховая деятельность

Большой англо-русский и русско-английский словарь . 2001 .

Смотреть что такое «страховая деятельность» в других словарях:

СТРАХОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — В правовом регулировании: в соответствии с действующим законодательством два основных критерия характеризуют понятие страховой деятельности: 1) разделение страховщиком риска с держателями полисов и 2) взаимоотношения между страховщиком и… … Страхование и управление риском. Терминологический словарь

Страховая деятельность (страховое дело) — 2. Страховая деятельность (страховое дело) сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием … Официальная терминология

Страховая компания «Восхождение» — ЗАО Страховая компания Восхождение осуществляла свою деятельность на основании лицензии от 25 ноября 2009 года. На рынке страховых услуг компания работала с 2002 года. По состоянию на конец июня 2014 года, компания имела лицензию на осуществление … Энциклопедия ньюсмейкеров

Деятельность Страховая — коммерческая деятельность по защите имущественных и других интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев путем денежной компенсации из фондов, формируемых за счет уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).… … Словарь бизнес-терминов

Деятельность Страховая Превентивная — деятельность страховой организации по предупреждению возможных страховых случаев. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Страховая медицинская организация — (англ. insurance medical organization) в РФ юридическое лицо, основанное на любой форме собственности, обладающее необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и организующее свою деятельность в соответствии с … Энциклопедия права

Страховая компания MBASK — Тип Закрытое акционерное общество Год основания 1992 Основатели Э. Гарибов Расположение Азербайд … Википедия

Страховая услуга — трудовая целесообразная деятельность аппарата страховой компании и страховых посредников, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем страховые интересы клиентуры (страхователей). Через страховую услугу осуществляется купля… … Финансовый словарь

СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ — (insurance company) Компания, основная деятельность которой состоит в предоставлении страховых услуг. В их число могут входить страхование жизни, автомобилей, страхование от пожара, болезней или многие другие виды страхования. Поскольку страховые … Экономический словарь

страховая превенция — страховая превенция: Деятельность страховых организаций, направленная на снижение вероятности наступления страховых событий и (или) тяжести их последствий. Источник: ГОСТ Р 51702.2 2000: Страхование. Классификация расходов на страховую превенцию … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СТРАХОВАЯ — деятельность, связанная с гружданско правовыми отношениями по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых… … Большой экономический словарь

Формы и методы правового регулирования страховой деятельности в РФ

Главная > Курсовая работа >Банковское дело

Оглавление

1. Нормативная база страховой деятельности. 4

2. Система органов государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью 7

3. Методы государственного регулирования страховой деятельности. 9

3.1. Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов 9

3.2. Законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка. 10

3.3. Государственный надзор за страховой деятельностью 11

3.4. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке 13

Список литературы 16

Страховая деятельность обусловлена определенными социально-экономическими потребностями общества. Являясь одним из элементов производственных отношений, страхование создает необходимые условия для проведения предупредительных мероприятий по предотвращению отрицательных последствий воздействия стихийных сил природы, других чрезвычайных событий и всевозможных случайных причин на развитие производства в обществе, а также на развитие социальной сферы. В случае возникновения ущерба от указанных обстоятельств страхование призвано возместить материальные потери, способствуя восстановлению разрушенных, поврежденных производственных сил, компенсируя вред, причиненный в социальной сфере, в том числе и отдельным членам общества.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Страхование наряду с другими мерами призвано предотвращать и ликвидировать отрицательные последствия чрезвычайных обстоятельств. Данная важная сфера деятельности в России основывается на соответствующей правовой базе, которая включает в себя значительное количество различных нормативных актов, в своей совокупности образующих страховое законодательство.

Страхование является комплексным правовым институтом, объединяющим нормы различных отраслей Российского права и в первую очередь нормы гражданского и финансового права.

Нормы финансового права регулируют отношения в сфере страхования, возникающие в процессе создания, распределения и использования фонда страхования, т. е. такие отношения, которые относятся к сфере финансовой деятельности и регламентируются методом «власти и подчинения».

1. Нормативная база страховой деятельности.

Нормативные правовые акты — это законы, указы, постановления различных органов, уполномоченных такие постановления издавать. Характерным признаком нормативного правового акта является то, что он адресован не кому-то конкретно, а неопределенному кругу лиц, т.е. всем, ведущим деятельность, описанную в этом акте.

Основным источником в области правового регулирования страхового надзора в Российской Федерации является Закон РФ “Об организации страхового дела в Российской Федерации”, представляющий собой новую редакцию Закона РФ “О страховании” 1992г, принятую Законом РФ от 17декабря 1997 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О страховании»”.

Кроме законов в структуру нормативно-правовой базы, регулирующей страховую деятельность, входят подзаконные акты.

К первой группе подзаконных актов можно отнести следующие указы Президента РФ:

Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров»;

Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. N 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования».

Вторую группу составляют нормативные акты, издаваемые Правительством РФ:

Постановление Совета Министров РФ от 11 октября 1993 г. N 1018 «О мерах по выполнению Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР»;

Постановление Правительства РФ от 29 марта 1994 г. N 251 «Об утверждении Правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование»;

Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Третью группу составляют ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти, издаваемые соответствующими отраслевыми государственными ведомствами. Особое место в данной группе нормативных актов занимают акты, издаваемые Министерством финансов РФ, Федеральной службой страхового надзора, и акты Федеральной антимонопольной службы.

Кроме общих ГК и Закона “Об организации страхового дела в Российской Федерации ” существует много различных нормативных актов по конкретным видам страхования. Например, Закон “О медицинском страховании граждан Российской Федерации ” и ряд постановлений Правительства к этому закону. Есть Кодекс торгового мореплавания, в котором целая XII глава посвящена морскому страхованию. Издано большое количество нормативных актов о различных видах обязательного страхования.

Также важным правовым источником, регулирующим отношения страхователя и страховщика, является – договор страхования. Договор заключается в письменной форме. При заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.

С 1 июля 2003 года вступил в силу Закон «Об обязательном гражданском страховании ответственности владельцем транспортных средств».

Таким образом, правовые отношения, связанные с проведением страхования и регулирующие страхование, возникающие по поводу организации страхового дела, регулируются нормами гражданского права.

2. Система органов государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью

Вся страховая деятельность регулируется специальным страховым законодательством. Главенствующая роль в контроле за деятельностью страховщиков и соблюдением законодательства в этой сфере принадлежит органам государственного страхового надзора, существующим во всех странах мира и различающимся не только по своей организационной структуре, но и по степени «жесткости» проводимого контроля за страхованием.

Основные задачи текущего надзора – обеспечение соответствия деятельности страховщика требованиям закона, соблюдение утвержденных правил страхования, обеспечение добросовестной конкуренции, устранение обстоятельств, которые угрожают благополучию страхователей.

Органом страхового надзора в настоящее время является Министерство финансов РФ, в составе которого находится департамент страхового надзора. Основные функции и компетенция этого органа определены в ст. 30 Закона РФ “Об организации страхового дела в РФ”. К ним относятся:

выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;

обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Для исполнения возложенных на него обязанностей федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе:

получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

при выявлении нарушений страховщиками требований закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

Наряду с Департаментом страхового надзора контрольные функции осуществляют Государственная налоговая служба Российской Федерации, Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, а также территориальные органы страхового надзора, которые осуществляют непосредственный надзор за страховой деятельностью в субъектах РФ.

Территориальные органы страхового надзора осуществляют свою деятельность под руководством федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

15.3. Организация страхования в Российской Федерации

Рыночная экономика характеризуется разнообразием форм предпринимательской деятельности, ориентацией производителей товаров и услуг на удовлетворение запросов и интересов потребителей. Страхование как один из важнейших элементов регулируемой рыночной экономики призвано обеспечивать защиту имущественных интересов юридических и физических лиц при наступлении неблагоприятных событий и явлений.

Основными принципами организации страхового дела в условиях рыночной экономики являются его демонополизация и наличие упорядоченной структуры в сфере страховых отношений, именуемой страховым рынком.

Формирующийся страховой рынок Российской Федерации заполняется страховщиками различных форм собственности и организационно-правового статуса, определенных законодательством РФ.
Страховые отношения регулируются Гражданским кодексом РФ (ч. II., гл. 48), правовыми нормами общего законодательства, Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 31 декабря 1997 г., указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ по вопросам страхования, нормативными актами федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в РФ.
На страховом рынке основная часть страховых компаний — более 58% —относится к смешанной форме собственности, к частной — 36%, государственной — 5%, муниципальной и собственности общественных организаций — 1%.
После демонополизации страхового дела в России в 1992 г. сфера государственного страхования заметно сузилась, однако необходимость его функционирования и дальнейшего развития совершенно очевидна.
Государственный сектор на рынке страхования представляет АО «Росгосстрах» — крупная акционерная страховая компания с достаточно разветвленной сетью региональных дочерних компаний и филиалов (81), обладающая крупными резервными фондами’, богатым практическим опытом в области проведения личного, имущественного, в том числе сельскохозяйственного страхования, и специализирующаяся на общественно значимых видах страхования. В настоящее время АО «Росгосстрах» ведет активную работу по развитию перспективных направлений в области страхования, расширению операций по страхованию грузов, транспортному, морскому, авиационному страхованию, а также по освоению страхования индустриальных и экологических рисков.
Как свидетельствует зарубежный опыт, создание полноценного страхового рынка возможно только на основе интеграции государственных, частных и акционерных страховых интересов.
Коммерческий сектор страхования представлен страховщиками различного организационно-правового статуса, прежде всего, открытыми и закрытыми акционерными страховыми компаниями и обществами с ограниченной ответственностью.

Смотрите еще:

  • Примеры налоговые правонарушения в россии Какая ответственность установлена за налоговые правонарушения Все, что написано в законодательных актах Российской Федерации, к какой бы области права они не относились, обязательно для […]
  • Неустойка каско закон защите прав потребителей Неустойка по каско по Закону о защите прав потребителей Позиции судов по взысканию неустойки, предусмотренной пунктом 5 статьи 28 Закона Российской Федерации "О защите прав […]
  • Закон 236 о страховании Закон 236 о страховании Термины и определения Нормативные документы в сфере обследования зданий и сооружени Проведение обследование сооружений и зданий Экспресс-рецензирование заключений […]
  • Когда лучше давать аванс Выплата аванса работнику, находящемуся в отпуске Цитата: ж-л "Кадровое дело"Ответы на вопросы Когда выплачивать работнику аванс, если он в отпуске? 30 декабря 2014 Вопрос Здравствуйте! […]
  • Когда разрешён въезд под кирпич Штраф за проезд под "кирпич" в 2018 году Запрещает въезд всех транспортных средств в данном направлении. Если нарушение было зафиксировано на: - прилегающей территории (заправка) - 500 […]
  • Военный комиссариат по красногвардейскому району 09.10.2018 График экомобилей на октябрь - Красногвардейский район 09.08.2018 Внимание! Ограничение дорожного движения в Красногвардейском районе 09.08.2018 График экомобилей на […]
  • Мировой суд тверская область бологовский район Мировой суд тверская область бологовский район Судебный участок Бологовского района Тверской области (мировой судья Янчук Анна Васильевна) Об изменении адреса электронной […]
  • Советский мировой суд судебный участок 2 Судебный участок № 2 Советского судебного района Понедельник 9:00-18:00, вторник-четверг 9:00-17:00, пятница-9:00-16:00 Прием граждан и документов работниками аппарата мирового судьи […]

Обсуждение закрыто.