Статья 92 конституции российской федерации

Статья 92 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Комментарий к Статье 92 Конституции РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи, закрепляя непрерывность функционирования конституционно-правового института Президента и его преемственность, формулирует механизм передачи властных полномочий, составляющих юридическое наполнение этого института. Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги. Отсюда следует, что дата избрания Президента и исчисление срока его пребывания в должности не совпадает с моментом, когда лицо, избранное Президентом, становится реальным носителем соответствующих полномочий. Закон о выборах Президента РФ установил следующие сроки вступления Президента в должность: избранный Президент вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента, — на 30-й день со дня официального опубликования ЦИК РФ общих результатов выборов Президента. Тем самым, с одной стороны, гарантируется выполнение воли народа, передавшего избранному Президентом лицу право на осуществление власти, с другой стороны, устанавливается определенная гарантия от узурпации власти лицом, потерявшим в силу истечения срока легислатуры права на власть.

Что же касается прекращения исполнения полномочий Президента, комментируемое положение связывает его с истечением срока пребывания в должности и моментом принесения присяги вновь избранным Президентом.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает основания досрочного прекращения исполнения Президентом полномочий. В их числе — отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия, отрешение от должности.

При этом едва ли возможно указанные основания считать исчерпывающими, поскольку Конституция имеет в виду прекращение исполнения полномочий не «абстрактным» Президентом, а лицом, состоящим в должности. Следовательно, к указанным в ч. 2 ст. 92 Конституции основаниям следует отнести смерть Президента, утрату им гражданства РФ или приобретение гражданства иностранного государства, переезд на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, т.е. утрату права на избрание, как оно определено в ч. 2 ст. 81 Конституции РФ (см. комментарий к ней).

Отставка представляет собой добровольный отказ Президента от занимаемой им должности. Конституция не требует от Президента мотивации отставки, как не допускает ее возможности в пользу другого лица либо прекращения (отзыва) ранее заявленной отставки. В частности, Указом от 31.12.1999 N 1761 «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации» первый Президент РФ объявил о своей отставке и досрочном прекращении полномочий. Этим же Указом он, основываясь на ст. 92 Конституции, возложил временное исполнение полномочий главы государства на Председателя Правительства РФ.

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия является следующим конституционным основанием прекращения исполнения лицом, состоящим в этой должности, полномочий Президента. В отличие от отставки, которая всегда может быть результатом только добровольного волеизъявления Президента и его личного выбора, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие по Конституции Президенту полномочия обычно трактуется как основание, которое может быть использовано как самим Президентом, так и иным образом. В действительности, однако, речь в Конституции идет о случаях, когда глава государства не сознает ситуации и своей неспособности адекватно осуществлять полномочия (в противном случае он может подать в отставку), в силу чего возникают угрозы государству и нормальному функционированию всего государственного механизма, «здоровье» которого в огромной мере зависит именно от Президента.

Конституционный Суд РФ по запросу Государственной Думы дал официальное толкование ч. 2 ст. 92 Конституции в Постановлении от 11.07.2000 N 12-П. В данном Постановлении, в частности, указывалось следующее: «Досрочное прекращение исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации. В таком случае — в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания — волеизъявление Президента Российской Федерации может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. Приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом Российской Федерации своих полномочий или добровольной его отставкой.

Порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента Российской Федерации от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента Российской Федерации». Из этого толкования Конституционного Суда следует необходимость принятия федерального закона, конкретизирующего конституционную процедуру прекращения полномочий Президента по причине стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Отрешение Президента Российской Федерации от должности — третье конституционное основание досрочного прекращения Президентом исполнения своих полномочий.

На содержании этого основания и его конституционного регулирования, по-видимому, сказались события предшествующего периода политической и правовой истории России с характерными для нее неоднократными попытками отрешения Президента от должности; во всяком случае этому основанию посвящена отдельная статья Конституции (см. комментарий к ст. 93). В комментируемой же ч. 2 ст. 92 Конституции оговаривается, что в случае прекращения Президентом исполнения своих полномочий по одному из указанных ранее оснований выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Тем самым Конституция накладывает на федерального законодателя обязанность разрешить этот вопрос и определяет основные параметры такого разрешения: должны состоятся выборы нового Президента и они должны состоятся не позднее трех месяцев с момента, когда Российское государство осталось без Президента (см. комментарий к ст. 93).

3. Одновременно комментируемая статья устанавливает, что во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. При этом для временно исполняющего обязанности Президента РФ Конституция, казалось бы, устанавливает только три ограничения: он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

В действительности, однако, Председатель Правительства, принявший на себя полномочия Президента, не растворяется в этих полномочиях и, как следует из смысла комментируемого положения, не утрачивает статуса Председателя Правительства. Председатель Правительства временно заменяет Президента, имеет все его права и обязанности, за исключением специально оговоренных в комментируемой статье. Однако он не приобретает личного правового статуса Президента и его протокольных прав; в связи с этим Председатель Правительства осуществляет права и обязанности Президента не как его заместитель, но как Председатель Правительства, и именно в этом смысле не замещает, а заменяет Президента. Председатель Правительства в данном случае выступает в качестве как бы представителя самого конституционного института Президента, но не заместителя Президента. Такое понимание вытекает и из практики реализации комментируемых положений ст. 92. В частности, одновременно с Указом Президента РФ от 31.12.1999 N 1761 был издан Указ исполняющего обязанности Президента N 1762, которым он объявил о том, что приступает к временному исполнению полномочий Президента.

Кроме того, словосочетание «во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности», предполагает, во-первых, более широкий круг оснований досрочного прекращения полномочий главой государства, чем это предусмотрено ч. 2 комментируемой статьи (отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности), это перечень, как отмечено в комментарии к ч. 2 данной статьи, который может быть дополнен; во-вторых, охватывает и те случаи, когда Президент временно не в состоянии выполнять свои обязанности, например его болезнь, которая, однако, не влечет досрочного прекращения полномочий. Этим в том числе обусловлена необходимость законодательной регламентации условий и порядка временного исполнения Председателем Правительства РФ обязанностей главы государства.

Статья 92 конституции российской федерации

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Комментарий к статье 92

Комментируемая статья определяет момент вступления Президента РФ в должность, а также основания прекращения его полномочий и порядок его временного замещения.

Основаниями прекращения исполнения Президентом РФ его полномочий являются:

– стойкая неспособность исполнения полномочий по состоянию здоровья;

– отрешение от должности.

Поскольку отставка в силу добровольности данного решения относится исключительно на усмотрение должностного лица, а процедура отрешения от должности достаточно подробно регламентирована Конституцией, пояснений требует только вопрос о стойкой неспособности исполнения полномочий по состоянию здоровья.

Конституционный суд РФ пришел к следующему заключению (Постановление от 11 июля 2000 года № 12-П). Досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции РФ. В таком случае — в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания — волеизъявление Президента РФ может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. По смыслу части 2 статьи 92 Конституции РФ во взаимосвязи с частями 1 и 3 этой же статьи и частью 1 статьи 93, приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставкой. При этом должна быть исключена возможность превращения данной процедуры в способ необоснованного отстранения Президента РФ от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента РФ.

Исходя из постановления Конституционного Суда РФ от 6 июля 1999года № 10-П, предусмотренное частью 3 комментируемой статьи положение о временном исполнении Председателем Правительства РФ обязанностей Президента РФ распространяется на случаи досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий, перечисленные в части 2 комментируемой статьи, а также на иные исключительные случаи, когда Президент РФ своим решением возлагает на Председателя Правительства РФ выполнение своих обязанностей или когда объективно исключено принятие Президентом РФ решения о временном возложении исполнения обязанностей Президента на Председателя Правительства РФ.

Статья 92 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 92 Конституции РФ гласит:

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 92 КРФ

1. Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией РФ, вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента, — на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов Президента (ст. 82 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»//СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171). Момент вступления Президента в должность знаменуется принесением им торжественной присяги.

В обычных условиях Президент прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом (см. комм. к ст. 81, 82). Этим обеспечивается преемственность и непрерывность власти главы государства.

Вновь избранному Президенту вручается удостоверение об избрании, образец которого утверждается Центризбиркомом (Постановление ЦИК РФ от 22 января 2004 г. N 80/684-4//Вестник ЦИК РФ. 2004. N 5).

2. Конституция предусматривает следующие основания для досрочного прекращения полномочий Президента: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия, отрешение от должности.

Согласно Конституции, досрочное прекращение полномочий главы государства возможно лишь при обстоятельствах и при наличии гарантий, определенных самой Конституцией.

Систематическое толкование положений комментируемой статьи позволяет утверждать, что досрочное прекращение полномочий Президента (не имея в виду отрешение от должности) и возложение им своих обязанностей временно на Председателя Правительства подразумевают уход Президента с поста по собственной инициативе и при полной добровольности этого акта (исключая случаи объективной невозможности принятия самим Президентом такого решения).

Конституция не предоставляет парламенту права решать вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента, за исключением отрешения его от должности Советом Федерации на основе ст. 93 и п. «е» ч. 1 ст. 102 Конституции. В процедуре отставки лишь Совет Федерации наделен Конституцией правом назначить выборы нового Президента в установленный ею срок (ч. 2 ст. 92 и п. «д» ч. 1 ст. 102). Что касается Государственной Думы, то на практике ею принимаются постановления рекомендательного характера с предложениями Президенту досрочно прекратить исполнение президентских полномочий, медицинскому центру — представить заключение палатам Федерального Собрания и Правительству РФ о состоянии здоровья действующего Президента, а также делаются соответствующие заявления в адрес Президента (СЗ РФ. 1998. N 35. Ст. 4379; N 50. Ст. 6116; 1999. N 20. Ст. 2422).

Первый Президент РФ в декабре 1999 г. объявил о своей отставке и прекратил полномочия до истечения конституционного срока. При этом был принят ряд правовых актов с целью обеспечения преемственности государственной власти, ее непрерывности, соблюдения конституционного порядка функционирования государственного механизма. Так, Указом от 31 декабря 1999 г. N 1761 «Об исполнении полномочий Президента РФ» со ссылкой на ст. 92 Конституции временное исполнение президентских полномочий было возложено на Председателя Правительства (СЗ РФ. 2000. N 1. Ч. 2. Ст. 109). Одновременно был издан Указ, подписанный исполняющим обязанности Президента, в соответствии с которым Председатель Правительства приступил к временному исполнению полномочий Президента (Указ от 31 декабря 1999 г. N 1762//там же. Ст. 110). Досрочные выборы нового Президента были назначены Советом Федерации на 26 марта 2000 г., с тем чтобы они состоялись не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий, как этого требует ч. 2 рассматриваемой статьи Конституции (Постановление от 5 января 2000 г. N 4-СФ//СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 166).

Досрочное прекращение исполнения Президентом своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять их требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента принимать решения, вытекающие из его конституционного статуса главы государства в соответствии с требованиями Конституции. Однако если процедура отрешения президента от должности урегулирована в ст. 93 Конституции, то процедура отставки Президента, досрочного прекращения полномочий ввиду его нездоровья Конституцией не определена.

Комментируемые нормы ч. 2 и 3 ст. 92 Конституции были истолкованы Конституционным Судом, который отметил, что досрочное прекращение полномочий Президента в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять их является элементом конституционного статуса Президента; порядок досрочного прекращения полномочий должен исключать возможность превращения его в способ необоснованного отстранения Президента от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи Конституции во взаимосвязи с положениями ее ст. 10, 78 (ч. 4), 82 (ч. 2), 92 (ч. 1) и 93 (ч. 1) при определении такого порядка надлежит соблюдать принцип баланса и взаимодействия всех ветвей власти. Содержание и назначение ч. 2 рассматриваемой статьи не являются посягательством на неприкосновенность Президента. Конституционный Суд указал, что порядок прекращения исполнения полномочий Президента досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия определяется на основе требований Конституции и постановлений Конституционного Суда (постановления от 6 июля 1999 г. N 10-П и от 11 июля 2000 г. N 12-П//СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3773; 2000. N 29. Ст. 3118).

Гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно, и членам его семьи предусмотрены ФЗ от 12 февраля 2001 г. и изданным на его основе Постановлением Правительства от 11 апреля 2001 г. N 286 (СЗ РФ. 2001. N 7. Ст. 617; N 16. Ст. 1613; 2005. N 7. Ст. 560).

3. Часть 3 комментируемой статьи связывает временное исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства не только с конкретными случаями, предусмотренными в ч. 2 данной статьи, но, очевидно, и со всеми другими случаями, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности. К их числу следует отнести не только исключительные обстоятельства, но и, например, болезнь Президента, влекущую временное невыполнение им обязанностей, а не досрочное прекращение полномочий. Так, в 1996 г. на Председателя Правительства было возложено исполнение обязанностей Президента в связи с проведением ему хирургической операции. При этом Указом Президента было определено, что эти обязанности осуществляются Председателем Правительства в полном объеме, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и тактическим ядерным оружием, для чего ему передаются соответствующие технические средства («ядерная кнопка») (указы от 19 сентября 1996 г. N 1378 и от 5 ноября 1996 г. N 1534 (оба признаны утратившими силу) и Указ от 6 ноября 1996 г. N 1535. — СЗ РФ. 1996. N 39. Ст. 4533; N 46. Ст. 5239, 5240).

Объем полномочий лица, исполняющего обязанности Президента, меньше, чем у самого Президента. Так, исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

Как следует из ч. 2 и 3 комментируемой статьи и практики их применения, ограниченное по времени исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства продолжается до возвращения действующего Президента к исполнению своих обязанностей (до момента подписания им соответствующего указа) или до вступления в должность вновь избранного Президента.

Статья 92 Конституции России

Текст Ст. 92 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год:

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 92 Конституции Российской Федерации

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи Конституции Российской Федерации установлены временные рамки правового статуса Президента Российской Федерации. Он приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом страны. Таким образом, законодательно установлены общие положения временных рамок правового статуса президента.

Исключениям из общего правила посвящен второй пункт комментируемой статьи — основаниям досрочного прекращения полномочий Президента.

В последнее время привлекают пристальное внимание теоретические и практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента Российской Федерации.

В комментируемой ч. 92 статьи Конституции России указаны три способа досрочного прекращения исполнения полномочий Президента: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности. Рассмотрим каждый из них.

Отставка. Это добровольный уход с поста подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности, устного объявления будет в данном случае вряд ли достаточно. Подача в отставку и принятие Председателем Правительства на себя выполнение обязанностей Президента имеют бесповоротный для Президента характер. Иначе говоря, Президент не может потом объявить, что он «передумал» и отзывает свое заявление об отставке.

Однако возникает практический вопрос: наступает ли для Председателя Правительства исполнение обязанностей Президента при отставке последнего автоматически или Председатель должен официально объявить о начале исполнения обязанностей? Во избежание недоразумений, было бы полезным толкование ст. 92 Конституции со стороны Конституционного Суда РФ. Можно предложить следующее толкование: поскольку Конституция говорит лишь об отставке Президента и не предусматривает того, что кто-то такую отставку может принять, начало развития событий вызывается фактором официального объявления Президентом об отставке, которая, как сказано, подается в письменной форме (с указанием не только года, месяца и дня, но и часа, с которого начинается отставка), даже если Президент объявляет о ней в публичном выступлении либо в заявлении по телевидению.

Состояние здоровья. При решении вопроса о судьбе полномочий Президента в связи с состоянием здоровья возможны две ситуации.

Первая ситуация. Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и поэтому сам объявляет, что не может продолжать исполнение полномочий Президента в силу физической немощи. Для этой ситуации подходит начальная формула ч. 2 ст. 92: Президент «прекращает исполнение полномочий досрочно» в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Но это означает ту же отставку, лишь с указанием конкретного основания.

Вторая ситуация. Состояние здоровья Президента таково, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение. Что касается собственного мнения Президента, то либо его невозможно спросить, например, при стойкой потере сознания, либо это мнение при состоянии Президента не может иметь решающего значения, например, при наступивших глухоте, слепоте.

С замещением Президента иное положение. Его замещение Председателем Правительства на время отпуска не предусмотрено. Находясь в отпуске, Президент продолжает оставаться «при исполнении». Поэтому формулировка ч. 3 ст. 92 рассчитана на экстраординарные ситуации. А при их наступлении все зависит от конкретных обстоятельств. Когда Президенту РФ Б.Н. Ельцину предстояла несложная операция по исправлению перегородки носа, то заявления о переложении обязанностей на Председателя Правительства не делалось. Однако перед операцией на сердце Президент издал несколько указов относительно порядка временного исполнения его обязанностей Председателем Правительства.

Прежде всего Президент определил общие условия временного исполнения обязанностей. 19 сентября 1996 г. был принят Указ «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации». В нем говорилось: в целях обеспечения условий непрерывного осуществления государственной власти и на основании ч. 3 ст. 92 Конституции РФ установить, что «временное исполнение обязанностей Президента Российской Федерации в период, определенный в соответствии с отдельными указами Президента Российской Федерации в связи с проведением хирургической операции Президенту Российской Федерации, осуществляется Председателем Правительства Российской Федерации Черномырдиным В.С. в полном объеме, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и тактическим ядерным оружием, для чего ему будут переданы соответствующие технические средства («ядерная кнопка»). Далее предусматривалось, что Председатель Правительства приступает к временному исполнению обязанностей Президента РФ «с момента, определяемого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о возложении на Председателя Правительства Российской Федерации временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации», обеспечение деятельности временного исполняющего обязанности Президента РФ осуществляется в установленном порядке Администрацией Президента РФ. Наконец, было обозначено, что данный Указ вступает в силу со дня его опубликования и действует до «момента подписания Президентом Российской Федерации указа о прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации».

Как следует из содержания Указа от 19 сентября 1996 г., Президент исходил из того, что он сам принимает решение о наступлении момента временного исполнения обязанностей по ч. 3 ст. 92. Ведь Председатель Правительства осуществляет временное исполнение обязанностей «в период, определяемый в соответствии с отдельными указами Президента», а заканчивается исполнение обязанностей с момента подписания Президентом «указа о прекращении временного исполнения обязанностей».

Практика это подтвердила. Согласно Указу от 5 ноября 1996 г. «О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С. временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации», в соответствии с Указом от 9 сентября 1996 г. Премьер-министр приступил к временному исполнению обязанностей Президента с 7 часов 00 минут 5 ноября 1996 г. Придя в сознание после операции, но оставаясь физически весьма ослабленным человеком, Президент сразу принял на себя президентские функции. 6 ноября 1996 г. был издан Указ «О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации», которым постановлялось, что исполнение прекращается с 6 часов 00 минут 6 ноября 1996 г.

2. Другой момент связан с начальными словами ч. 2 ст. 92: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно…». В них явно проглядывает двусмысленность. Выходит, что во всех трех случаях (отставка, болезнь, отрешение) Президент сам прекращает свои полномочия. Между тем очевидно, что безоговорочно это решение лишь в случае его отставки. При прекращении исполнения полномочий по состоянию здоровья, о чем говорилось ранее, инициатива может исходить как от Президента, так и со стороны (с учетом состояния здоровья). А при отрешении от должности и инициатива постановки вопроса, и решение исходят со стороны. При досрочном прекращении полномочий, выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Положение ч. 3 ст. 92 Конституции посвящено случаям, на которые распространяется временное исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства РФ и что вправе (а чего не вправе) делать последний в данное время. Прежде всего, как уже можно было видеть, имеются все основания для расширительного толкования нормы ч. 3 ст. 92 в ее связи с ч. 2: к Председателю Правительства обязанности Президента переходят во всех случаях досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом (отставка, состояние здоровья, отрешение от должности) и при замещении Президента.

Но исчерпывающего ответа на вопрос, чего нельзя делать временно исполняющему обязанности Президента, ч. 3 ст. 92 Конституции не дает. Председатель Правительства на время исполнения обязанностей не имеет права лишь распускать Государственную Думу, назначать референдум и вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. Однако это незначительная часть возможностей Президента. А всеми остальными Председатель Правительства, выходит, воспользоваться может? Не внес ясности в данный вопрос, а, напротив, усложнил его упоминавшийся Указ от 19 сентября 1996 г. «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации»; ведь в данном акте сказано, что временное исполнение обязанностей осуществляется Председателем Правительства «в полном объеме». Значит, он вправе, например, утвердить новую военную доктрину РФ (ст. 83 п. «з» Конституции), изменить состав Правительства. Непонятно также, какие акты будет принимать Председатель Правительства в указанный период, поскольку указы и распоряжения исполняющего обязанности Президента отечественным законодательством не предусмотрены.

Думается, в случае замещения Президента при его болезни Председатель Правительства должен заниматься лишь текущими делами, решать самые неотложные вопросы, а все остальное, что требует принятия нормативных актов, оставлять до выздоровления Президента. Не случайно, передав В.С. Черномырдину исполнение президентских полномочий на 23 часа, Президент РФ Б.Н. Ельцин в Указе от 6 ноября 1996 г. о прекращении временного исполнения обязанностей предписал Председателю Правительства (п. 2) «в трехдневный срок доложить о решениях, принятых им в период временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации». Трудно представить, как развивалась бы ситуация в случае более длительного исполнения обязанностей и принятия нормативных актов и.о. Президента. Но ясно то, что Президент вправе принять далее принципиальное решение по каждому документу, появившемуся в данный период.

Статья 92 конституции российской федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.Т.Ведерникова, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
с участием представителей Государственной Думы как стороны, направившей запрос в Конституционный Суд Российской Федерации, — депутата Ю.М.Нестерова и постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации В.В.Лазарева,
руководствуясь статьей 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой статьи 3, пунктом 2 части второй статьи 21, статьями 36, 74 и 105 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
рассмотрел в открытом заседании дело о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы о толковании положений частей 2 и 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений в их системной связи.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.В.Витрука, объяснения представителей Государственной Думы, выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А.Митюкова, а также приглашенных в заседание представителей: от Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации С.М.Юдушкина, от Совета Федерации — адвоката И.Б.Власенко, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Часть 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности; при этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

В части 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации определено, что во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации; исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

По мнению Государственной Думы, приведенные положения Конституции Российской Федерации не поддаются однозначному толкованию, поскольку неясно, относятся ли содержащиеся в части 3 статьи 92 слова «во всех случаях» только к тем случаям, которые упомянуты в части 2 данной статьи, либо возможно расширительное толкование этих слов; допускает ли Конституция Российской Федерации временное исполнение обязанностей Президента Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации в случаях, не названных в части 2 данной статьи; должно ли временное исполнение Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации безусловно повлечь за собой назначение новых выборов Президента Российской Федерации либо возможно возобновление исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий.

2. Смысл подлежащих толкованию положений Конституции Российской Федерации может быть выявлен с учетом места и роли Президента Российской Федерации в системе государственной власти, а также особенностей его конституционного статуса.

Президент Российской Федерации как глава государства избирается гражданами Российской Федерации и является постоянно действующим органом государственной власти (статья 80, часть 1; статья 81, часть 1). Конституция Российской Федерации устанавливает сроки полномочий Президента Российской Федерации, их начало и окончание: Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации (статья 92, часть 1).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации обеспечивает стабильность конституционного строя, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации; Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности (статья 80, часть 2). В этих целях Президент Российской Федерации наделяется соответствующими полномочиями (статьи 83-90). Гарантиями деятельности Президента Российской Федерации как главы государства служат его неприкосновенность (статья 91) и правовые механизмы, обеспечивающие постоянность его функционирования в этом качестве и непрерывность осуществления им своих полномочий.

Согласно Конституции Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, и получаемые от него на основе свободных выборов полномочия Президента Российской Федерации никто не может присвоить (статья 3, части 1 и 4). В силу этого Конституция Российской Федерации устанавливает, что досрочное прекращение исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий, временное исполнение его обязанностей Председателем Правительства Российской Федерации возможны лишь при обстоятельствах, определенных самой Конституцией Российской Федерации, ее статьями 92 (части 2 и 3) и 93.

Положение части 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации о том, что во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации, согласуется со статьей 78 (часть 4) Конституции Российской Федерации, в силу которой Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, указанное положение части 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации имеет в виду прежде всего случаи, перечисленные в части 2 данной статьи, а также другие случаи, которые носят исключительный характер, что обусловлено всей системой норм, закрепляющих конституционные гарантии деятельности Президента Российской Федерации как главы государства, избираемого народом.

3. В тех исключительных случаях (помимо конституционно закрепленных случаев досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации), когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, в целях обеспечения непрерывного осуществления государственной власти, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, он своим решением возлагает на Председателя Правительства Российской Федерации временное исполнение обязанностей Президента Российской Федерации с учетом ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации. Именно так поступил Президент Российской Федерации 5-6 ноября 1996 года в связи с проведением ему хирургической операции, возложив на это время исполнение обязанностей Президента Российской Федерации на Председателя Правительства Российской Федерации (Указы Президента Российской Федерации от 5 ноября 1996 года N 1534 и от 6 ноября 1996 года N 1535).

Если же в силу исключительных обстоятельств Президент Российской Федерации не в состоянии ни выполнять свои полномочия, ни возложить своим решением исполнение обязанностей Президента Российской Федерации на Председателя Правительства Российской Федерации, последний временно исполняет их в точном соответствии с положениями, содержащимися в части 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации.

Как следует из частей 2 и 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации, ограниченное по времени исполнение обязанностей Президента Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации имеет место соответственно до момента возвращения действующего Президента Российской Федерации к исполнению своих обязанностей или до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.

4. Частью 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации установлено также, что во всех случаях, когда Председатель Правительства Российской Федерации исполняет обязанности Президента Российской Федерации, ему не предоставляется право распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Данное ограничение распространяется на все случаи временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации — как предусмотренные частью 2 данной статьи случаи досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации, так и другие случаи исключительного характера.

При досрочном прекращении исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий по основаниям, указанным в части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации, проводятся выборы нового Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 75, 78, 79 и 106 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Предусмотренное частью 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации положение о временном исполнении Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации распространяется на случаи досрочного прекращения исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий, перечисленные в части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации, а также на иные исключительные случаи, когда Президент Российской Федерации своим решением возлагает на Председателя Правительства Российской Федерации выполнение своих обязанностей или когда объективно исключено принятие Президентом Российской Федерации решения о временном возложении исполнения обязанностей Президента Российской Федерации на Председателя Правительства Российской Федерации.

2. Из положения части 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации о временном исполнении Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации во взаимосвязи с положением части 2 данной статьи о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации следует, что Председатель Правительства Российской Федерации исполняет обязанности Президента Российской Федерации соответственно до момента возвращения действующего Президента Российской Федерации к исполнению своих обязанностей либо до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.

3. При досрочном прекращении исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий по основаниям, указанным в части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации, проводятся выборы нового Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

4. Данное Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении толкование является официальным и общеобязательным.

5. Настоящее Постановление является окончательным, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

6. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Российской газете». Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Смотрите еще:

  • Ставка определяет трудовой кодекс Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников СТ 333 ТК РФ. Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более […]
  • Договор найма жилья маневренного фонда Тема 9. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД 9.6. Жилые помещения маневренного фонда Маневренный фонд не выделен законодателем в качестве самостоятельного вида жилищного фонда; жилые помещения […]
  • Статья 147 кзот украины Науково-практичний коментар до законодавства України про працю Статья 147. Взыскания за нарушение трудовой дисциплины За нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть применена […]
  • Военные юристы обучение ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ Информация, адреса, документы, отзывы . Гос. образование Частное образование Доп. образование Доп. развитие Военный университет министерства обороны […]
  • Психология социальной работы с детьми пережившими насилие в семье Работа социального педагога с детьми, подвергавшимися насилию в семье Главная > Курсовая работа >Психология Омский государственный педагогический университет Факультет психологии и […]
  • Конституция закон обратной силы не имеет Конституция закон обратной силы не имеет Документ : Обратное действие законов Обратное действие законов Принятое недавно решение Конституционного Суда Украины от 09.02.99 г. N 1-рп/99 по […]
  • Закон о банкротстве республики узбекистан В Узбекистане с 2018 года введена процедура банкротства для физлиц ДУШАНБЕ, 9 янв — Sputnik. Процедура банкротства для физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, […]
  • Поправки уголовного кодекса на 2018 год статья 105 Поправки к статье 105 ук рф 2018 В случае принятия законопроекта за исследование, поиск, разведку, разработку и добычу (вылов) природных ресурсов смогут наказывать принудительными работами […]

Комментарии запрещены.