Статья 68 административного кодекса

Статья 68 Водного кодекса. Административная, уголовная ответственность за нарушение водного законодательства

1. Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Комментарии к ст. 68 ВК РФ

Административная ответственность наступает за административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ. Водные административные правонарушения, связанные с водными отношениями и соответствующими правоотношениями, — часть административных правонарушений.

В статье 4 Водного кодекса РФ предусматриваются водные отношения, под которыми в ВК РФ 1995 г. подразумевались отношения в области использования и охраны водных объектов. Такая норма решает вопросы регулирования водных отношений в связи с регулированием отношений по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны вод.

Водное законодательство наряду с горным законодательством регулирует также отношения в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод. Таким образом, водные правонарушения включают собственно водные, т.е. направленные на нарушение водного правопорядка, и относительно, опосредованно водные, направленные на нарушение других аспектов и видов природопользования, тесно связанные с водными отношениями.

Водное законодательство регулирует вопросы, связанные со строительством и эксплуатацией водохозяйственных и других объектов и сооружений, проведением работ на дне, влияющих на состояние вод. В таких случаях может оказываться вредное воздействие на воды. Все это и приводит к учету и применению водного законодательства в указанных случаях. Нарушение его требований должно влечь административную ответственность как за нарушение водного законодательства в соответствии с частью 1 ст. 68 ВК РФ.

В главе 8 КоАП РФ предусматриваются собственно водные правонарушения:

— ст. 8.9 — нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов;

— ст. 8.12 — нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования;

— ст. 8.13 — нарушение правил охраны водных объектов;

— ст. 8.14 — нарушение правил водопользования;

— ст. 8.15 — нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;

— ст. 8.16 — невыполнение правил ведения судовых документов и др.

К ним примыкает группа статей КоАП РФ, например, о нарушении регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии и др. (ст. ст. 8.17 — 8.20).

О водных правонарушениях говорится в статьях 8.29 (уничтожение мест обитания животных), 8.33 (нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных); 8.35 (уничтожение редких и находящихся под угрозой уничтожения видов животных или растений); 8.38 (нарушение правил охраны рыбных запасов) и др.

Опосредованно к водным отношениям относятся также следующие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ:

— ст. 8.2 — несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;

— ст. 8.3 — нарушения правил обращения с пестицидами и ядохимикатами;

— ст. 8.4 — нарушение законодательства об экологической экспертизе;

— ст. 8.5 — сокрытие или искажение экологической информации;

— ст. 8.6 — порча земель;

— ст. 8.10 — нарушение требований по рациональному использованию недр;

— ст. 8.11 — нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр и др.

Кроме того, водные отношения и водный правопорядок могут затрагиваться нормами главы 7, где предусматриваются пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3), самовольная добыча янтаря (ст. 7.5), самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6), повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки; самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.7), самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии); самовольное подключение к централизованным системам питьевого водоснабжения и (или) системам водоотведения городских и сельских поселений (ст. 7.11) и др. (см. комментарий к ст. 16 Закона о введении в действие Водного кодекса РФ).

В условиях развития рыночной экономики и формирования разных, равноправных и равным образом защищаемых видов собственности привлечение к административной ответственности наряду с возможностями привлечения к уголовной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности за нарушения прав собственников, в том числе прав на водные объекты, может быть эффективным и иметь перспективный характер, особенно при увеличении штрафных санкций .

См.: Ивакин В.И. Юридическая ответственность за нарушение водного законодательства // Аграрное и земельное право. 2006. N 3. С. 101 — 118; Боголюбов С.А. Комментарии к гл. 7 и 8 КоАП РФ // Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Э.Н. Ренова. М.: Норма, 2002. С. 156 — 159, 164 — 172, 179, 183, 194 — 253.

Конкретный размер штрафа определяется органом, его налагающим, в соответствии с законом в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения и степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Если постановление отменяется, штраф не взыскивается (или возвращается). Наложение и взыскание штрафа не освобождает нарушителя от возмещения причиненного вреда.

В Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в самостоятельный раздел 26 «Экологические преступления». Непосредственно относящимися к водным отношениям можно считать статьи 250 и 252 УК РФ (о загрязнении вод и загрязнении морской среды).

В соответствии со статьей 250 УК РФ загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами, либо арестом.

Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются штрафом в большем размере, либо исправительными работами на больший срок, либо лишением свободы.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй указанной статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы.

Согласно статье 252 УК РФ загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды, наказывается штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами, либо арестом.

Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам, наказываются лишением свободы со штрафом.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы.

Меры уголовного наказания, предусмотренные указанными статьями, отличаются большой широтой и разнообразием и призваны обеспечивать уголовно-правовую охрану водных объектов в Российской Федерации. Однако этими нормами не исчерпывается перечень общественно опасных деяний, затрагивающих охрану водных объектов. В этой же главе 26 УК РФ предусматривается ответственность за:

— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

— нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);

— нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253);

— нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

— незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256);

— нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);

— уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);

— нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262) и др.

Водный кодекс РФ (ВК РФ) с комментариями к статьям

Статья 68. Административная, уголовная ответственность за нарушение водного законодательства

1. Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

1.1. ВК не содержит даже отсылочного положения, предваряющего нормы об ответственности за нарушение водного законодательства, о том, что споры, связанные с использованием и охраной водных объектов, разрешаются в порядке, установленном законодательством. Такие споры в зависимости от участников водных отношений, предмета спора и других обстоятельств дел разрешаются различными судами .
———————————
Об обращении в Конституционный Суд РФ см.: Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации». М.: Частное право, 2006.

Комментируемая статья в зависимости от нарушения того или иного положения водного законодательства (не только ВК) допускает установление административной или уголовной ответственности, привлечение к которой не освобождает виновных от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный вред в полном объеме за свой счет.
1.2. КоАП устанавливает следующую административную ответственность:
— за уничтожение или повреждение наблюдательных режимных скважин на подземные воды, наблюдательных режимных створов на водных объектах, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, а также знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря РФ — штраф на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц — от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц — от пятидесяти до ста МРОТ (часть 2 статьи 7.2);
— за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий — штраф на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц — от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц — от пятидесяти до ста МРОТ (статья 7.6);
— за повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки, а также централизованной или нецентрализованной системы питьевого водоснабжения или системы водоотведения городов и сельских поселений — штраф на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц — от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц — от двухсот до трехсот МРОТ (статья 7.7);
— за самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта либо земельного участка водоохранной зоны водного объекта — штраф на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц — от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц — от двухсот до трехсот МРОТ (часть 1 статьи 7.8);
— за самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения — штраф на граждан в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ; на должностных лиц — от тридцати до сорока МРОТ; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот МРОТ (часть 2 статьи 7.8);
— за самовольную переуступку права пользования водным объектом — штраф на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц — от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц — от ста до двухсот МРОТ (статья 7.10);
— за самовольное подключение к централизованным системам питьевого водоснабжения и (или) системам водоотведения городских и сельских поселений — штраф на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц — от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц — от двухсот до трехсот МРОТ (статья 7.20);
— за искажение экологической информации о состоянии водных объектов — штраф на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц — от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц — от ста до двухсот МРОТ (статья 8.5);
— за нарушение порядка отвода земельных участков, а равно порядка предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов — штраф на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ (часть 1 статьи 8.12);
— за нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов — штраф на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц — от двадцати до тридцати МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати до тридцати МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот до трехсот МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 2 статьи 8.12);
— за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, — штраф на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц — от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц — от ста до двухсот МРОТ (часть 1 статьи 8.13);
— за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования, — штраф на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц — от двадцати до тридцати МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати до тридцати МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот до трехсот МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 2 статьи 8.13);
— за незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава леса либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов — штраф на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц — от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц — от двухсот до трехсот МРОТ (часть 3 статьи 8.13);
— за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, — штраф на граждан в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ; на должностных лиц — от тридцати до сорока МРОТ; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот МРОТ (часть 4 статьи 8.13);
— за загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах — штраф на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот МРОТ (часть 5 статьи 8.13);
— за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты — штраф на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц — от пятнадцати до двадцати МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати до двадцати МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста до двухсот МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 1 статьи 8.14);
— за нарушение условий разрешения (лицензии) на водопользование при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении промыслового рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений — штраф на граждан в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ; на должностных лиц — от тридцати до сорока МРОТ; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот МРОТ (часть 2 статьи 8.14);
— за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств — штраф на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц — от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц — от ста до двухсот МРОТ (статья 8.15);
— за невыполнение капитаном судна морского, внутреннего водного плавания или другого плавучего средства правил регистрации в судовых документах операций с веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, других водных объектов, либо со смесями, содержащими такие вещества свыше установленных норм, а равно внесение в судовые документы неверных записей об этих операциях — штраф в размере от десяти до двадцати МРОТ (часть 1 статьи 8.16);
— за невыполнение капитаном судна, осуществляющего добычу (промысел) водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны РФ, предусмотренных законодательством РФ обязанностей по ведению промыслового журнала, а равно внесение в него искаженных сведений — штраф в размере от сорока до пятидесяти МРОТ (часть 2 статьи 8.16);
— за самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ — штраф на должностных лиц в размере от ста пятидесяти до двухсот МРОТ с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от двух тысяч до трех тысяч МРОТ с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой (статья 8.19);
— за нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения — штраф на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц — от двадцати до тридцати МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати до тридцати МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот до трехсот МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (статья 9.2).
Согласно статье 2.1 КоАП, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Должностное лицо (например, государственный инспектор по охране природы) подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, ОМС, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (статья 2.4 КоАП).
1.3. Поскольку воды — компонент окружающей среды, то привлечь к административной ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды и водного законодательства можно в течение года со дня совершения административного правонарушения (статья 4.5 КоАП).
В соответствии со статьей 23.23 КоАП рассматривать дела о «водных» административных правонарушениях и, соответственно, привлекать к ответственности вправе государственные инспектора по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов. Вместе с тем на основании статьи 23.29 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2, статьей 7.6, частью 1 статьи 7.8, статьями 8.5 и 8.12, частями 1, 2 и 3 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14, статьями 8.15 и 8.19, вправе рассматривать также государственные инспектора по охране природы. Названное «двоевластие» инспекторов по использованию и охране водных объектов и инспекторов по охране природы объясняется отставанием положений КоАП от частых изменений системы и структуры органов исполнительной власти и перераспределения их полномочий, устанавливаемых актами Президента и Правительства. КоАП действует с 2002 года. Широкомасштабная реорганизация ФОИВ была проведена в 2004 году.

Статья 6.8 КоАП РФ. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (действующая редакция)

1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, —

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 6.8 КоАП РФ

1. В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»:

к наркотическим средствам относятся вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.;

психотропные вещества — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.;

аналоги наркотических средств и психотропных веществ — запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.

Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I); Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список II); Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список III); Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список IV), утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681.

2. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» приобретением наркотических средств или психотропных веществ надлежит считать их покупку; получение в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи; присвоение найденного; сбор дикорастущих растений или их частей, содержащих наркотические вещества (в том числе на земельных участках сельскохозяйственных и иных предприятий, а также на земельных участках граждан, если эти растения не высевались и не выращивались), остатков находящихся на неохраняемых полях посевов наркотикосодержащих растений после завершения их уборки и т.д.

Под хранением следует понимать любые умышленные действия, связанные с фактическим нахождением наркотических средств или психотропных веществ во владении виновного (при себе, если это не связано с их перевозкой, в помещении, тайнике и других местах).

Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности. Поскольку законом не установлены критерии отнесения находящихся в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ к небольшому, крупному, особо крупному размеру, этот вопрос должен решаться судом в каждом конкретном случае, исходя из их количества, свойств, степени воздействия на организм человека, других обстоятельств дела и с учетом рекомендаций, разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве России. Выводы о размере наркотических средств или психотропных веществ должны быть мотивированы в приговоре (см. п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 9).

Приобретение (получение) наркотических средств или психотропных веществ на законных основаниях, т.е. по рецепту и на основании других документов, не влечет за собой административной ответственности. Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 9 к иным документам, дающим право на получение наркотических средств или психотропных веществ, относятся документы, являющиеся основанием для выдачи (продажи) указанных средств или веществ. Такими документами могут быть лицензия на определенный вид деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, заявка медицинского учреждения на получение наркотических средств или психотропных веществ для использования в лечебной практике, выписка из истории болезни стационарного больного, товарно-транспортная накладная и т.п.

3. Под незаконностью приобретения либо хранением без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также оборотом их аналогов следует понимать нарушение установленного Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» порядка оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. К составу административного проступка, предусмотренного комментируемой статьей КоАП, относятся только отдельные разновидности оборота наркотических веществ, не представляющие значительной общественной опасности. Незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере квалифицируется в качестве преступления (ч. 1 ст. 228 УК). При отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств и психотропных веществ необходимо руководствоваться заключениями Постоянного комитета по контролю наркотиков при Минздраве России, а также данными экспертов.

Порядок оборота наркотиков представляет собой совокупность методов государственного регулирования, несоблюдение которых может повлечь за собой административные или уголовные санкции.

4. В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в список II в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», а также деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в список III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», подлежит лицензированию на основе указанного Федерального закона.

Хранение наркотических средств и психотропных веществ (частная разновидность их оборота) юридическим лицом, не наделенным статусом лицензиата, рассматривается в качестве незаконного хранения и квалифицируется в качестве данного административного правонарушения.

5. Вред, причиняемый здоровью человека, обусловлен спецификой производства наркотических средств, дозой и средой их потребления, индивидуальными особенностями организма, способностью к привыканию, токсичностью их воздействия.

Перечень наркотических средств определяется Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве России, который в своих рекомендациях определяет размер приобретаемых или хранящихся наркотических средств.

6. Примечание к комментируемой статье предусматривает редко употребляемую в КоАП практику освобождения от административной ответственности, несмотря на наличие состава административного проступка. Такая возможность допускается в случае добровольной сдачи правонарушителем приобретенных без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также их аналогов.

7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 осуществление мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров отнесено к ведению Госнаркоконтроля России.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 и абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП).

Основные новеллы Кодекса РК об административных правонарушениях

Кодекс об административных правонарушениях в новой редакции (далее – КоАП в новой редакции) разработан во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана «Стратегия «Казахстан — 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года.

Основные подходы КоАП в новой редакции были озвучены и одобрены на заседаниях Межведомственной рабочей группы при Администрации Президента, Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан и Главой государства.

КоАП в новой редакции содержит 920 статей (дейст.КоАП – 966). В нем сохранены проверенные временем основные положения действующего Кодекса об административных правонарушениях и структура с делением на Общую, Особенную и Процедурную части.

Основные изменения в Общей части

1) пересмотрен круг лиц, которые несут ответственность как должностные лица. Так, должностными лицами в КоАП в новой редакции признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие или осуществлявшие на момент совершения административного правонарушения функции представителя власти либо выполняющие или выполнявшие на момент совершения административного правонарушения организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных учреждениях, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления.

Это обусловлено, прежде всего, необходимостью исключения условий для проявления коррупции при определении субъекта административной ответственности и устранения проблемы одновременного привлечения должностных и юридических лиц к ответственности за одно и тоже правонарушение. (ст.30)

2) исключен вид административного взыскания как возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения.(ст. 41);

3) исключены нормы (ст. 67, 68, 71), регламентирующие порядок освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения, в связи с деятельным раскаянием, изменением обстановки и болезнью.

Основные изменения в Особенной части

1) Министерством юстиции совместно с Генеральной прокуратурой из КоАП в УК новой редакции переведены в качестве уголовных проступков полностью 44 статьи и части 13 статей.

Также из КоАП в новой редакции исключены 2 статьи, которые должны рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства, и 1 статья в дисциплинарном порядке;

2) предусмотрена дифференцированная ответственность субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку у субъектов среднего предпринимательства стоимость активов больше более чем в пять раз, а штрафные санкции – такие же как для субъектов малого предпринимательства;

3) сокращены отсылочные нормы. Действующий Кодекс содержит большое количество статей, в которых установлена ответственность за нарушение законодательства в какой-либо сфере в целом (ссылки на правила, законодательство). В результате фактически административная ответственность наступает за нарушение норм, содержащихся в подзаконных нормативных правовых актах. Указанное идет вразрез с Конституцией, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами (например, в статье устанавливающую ответсвенность за нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей слова «в установленный законодательством срок» изменены на «не рассмотрение в день поступления заявления» и т.д.).

В связи со структурой действующего законодательства, не представляется возможным полностью отказаться от исключения ссылок на подзаконные акты. Вместе с тем рабочей группой были предприняты все меры, чтобы данные отсылочные нормы не носили характер двоякого толкования;

4) для исключения коррупциогенного фактора предусмотрен абсолютно определенный размер штрафа.

Основные изменения в Процедурной части

1) согласно утвержденной Концепции, а также в рамках рекомендации Администрации Президента введена дифференцированная процедура привлечения лиц к административной ответственности (сокращенный и общий порядок) (глава 42).

Вместе с тем, сохранены исключения для действующего в настоящее время особого порядка привлечения к ответственности по правонарушениям, совершенным в области налогового законодательства и правонарушениям, зафиксированным сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме (ст. 810).

Сокращенное производство по делу об административном правонарушении осуществляется в случаях, когда оплата штрафа производится по квитанции, которую физическое лицо получает вместе с протоколом об административном правонарушении (лицо согласно с фактом совершенного правонарушения, признает свою вину и готово добровольно уплатить штраф и не имеет претензий).

При этом для сокращенного порядка будет предусмотрен стимулирующий механизм в виде возможности в семидневный срок с момента вручения лицу протокола оплатить 50 % от общей суммы штрафа. В случае, когда лицо не согласно с фактом совершенного правонарушения, дело рассматривается в общем порядке (ч.3 ст.811);

2) в КоАП в новой редакции систематизированы административно-процессуальные нормы путем исключения:

— главы 26 ГПК «Производство по делам об оспаривании постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях» и переноса ее положений в главу 45 КоАП в новой редакции по пересмотру не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях;

— ряд норм с главы 27 ГПК «Производство по делам об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих» в самостоятельную главу 44 КоАП в новой редакции по обжалованию действий (бездействия) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении»;

3) введен институт пересмотра вступивших законную силу постановлений по делу об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам, тем самым дается возможность реализации защиты прав физических и юридических лиц путем подачи заявления (глава 47 ст. 852-860);

4) введены положения о порядке взаимодействия органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, с компетентными учреждениями и должностными лицами иностранных государств, что соответствует поручению заместителя руководителя Администрации Президента Донакова Т.С. № 1070-1 от 28 марта 2013 года (глава 50 ст. 880-882);

5) пересмотрен институт исчисления сроков. Так, для четкого и однозначного правоприменения при исчислении срока в него включается и нерабочее время, за исключением случаев, когда срок исчисляется сутками (ст. 739);

6) изменена и уточнена дефиниция «административного задержания», что соответствует поручению заместителя руководителя Администрации Президента Донакова Т.С. (№ 51-16.43-2 от 14 марта 2013 года) и пункта 1 Нормативного постановления Конституционного совета от 13 апреля 2012 года №2 (ст.787);

7)усовершенствован институт уведомления участников производства по делам об административных правонарушениях по аналогии с главой 11 ГПК «Судебные извещения и вызовы» (ст. 743);

8)введена норма, позволяющая при установлении обстоятельств, смягчающих ответственность, судье, органу (должностному лицу) сократить сумму административного штрафа, налагаемого на физическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, но не более чем на 30 % от общей суммы штрафа (ст. 819).

Согласно действующему Кодексу при рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 819), а также при наложении административного взыскания на физическое лицо судья, орган (должностное лицо) должны учитывать обстоятельства смягчающие ответственность. (ст. 56).

9) пересмотрена компетенция судов, а также органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (глава 36 ст. 684-735).

В частности, к подведомственности уполномоченных государственных органов отнесены дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается административное взыскание в виде штрафа.

За судами осталось рассмотрение дел об административных правонарушениях, за которые в качестве одного из видов административного взыскания предусмотрены административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев либо лиц без гражданства, конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения, лишение специального права, лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) на определенный вид деятельности, либо совершение определенных действий, приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности;

10) по аналогии со статьей 129 УПК РК введен институт использования научно-технических средств. Это позволит решать вопросы допустимости данных, полученных посредством автомобильных видеорегистраторов, видеокамер в общественных местах и т.д(ст. 778);

11) усовершенствован институт мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В частности приведены в соответствие с их содержанием такие меры обеспечения как осмотр и личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств (порядок их производства различен и предусмотрен различными статьями КРКоАП– ст.785 — 801).

Введена новая мера в виде временного запрещения деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя либо юридического лица, что обусловлено предотвращением негативных последствий, таких как возникновение опасности жизни и здоровью людей, причинения вреда окружающей среде, предотвращения аварий техногенного характера, эпидемий и т.д. (ст. 801)

Указанные меры предусматриваются в связи с тем, что согласно части 4 статьи 48 «Приостановление либо запрещение деятельности или отдельных ее видов» приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов без судебного решения допускается в исключительных случаях на срок не более семи суток с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт о запрещении или приостановлении деятельности или отдельных видов деятельности действует до вынесения судебного решения (ст. 801)

Закреплена возможность применения к лицу, совершившему административное правонарушение двух и более мер обеспечения производства по делу, так как это имеет место в деятельности правоохранительных органов;

12) для предотвращения повсеместного временного изъятия у граждан водительских удостоверений сотрудниками дорожной полиции в целях обеспечения взыскания наложенного штрафа КоАП в новой редакции оговариваются конкретные случаи признания водительского удостоверения документом по делу об административном правонарушении (ст. 795).

Старший прокурор Управления Института Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан

Смотрите еще:

  • Расторжение договора не освобождает от уплаты Если в договоре специально указано, что истечение срока его действия прекращает обязательство, то начисление неустойки также прекращается Согласно положениям ст. 309 ГК РФ обязательства […]
  • Как восстановить родительские права в беларуси Как восстановиться в родительских правах Органами прокуратуры значительное внимание уделяется исполнению законодательства о защите прав и законных интересов детей, находящихся в социально […]
  • Расчёт арендной платы госимущества в севастополе Постановление КМ Украины "О Методике расчета и порядке использования платы за аренду государственного имущества" от 4 октября 1995 г. N 786, Киев (С изменениями, внесенными Постановлением […]
  • Уголовная статья за амфетамин Какова ответственность за хранение амфетамина весом до 0,2 грамма? Добрый вечер! Есть ли какая нибудь ответственность за хранение амфитамина вес до 0,2 грамм икакое наказание? Ответы […]
  • Сфера действия тк рф Сфера действия тк рф Основным актом, регулирующим трудовые отношения, является На федеральном уровне трудовое законодательство включает в себя также федеральные законы, указы Президента […]
  • Как восстановится после эко Неудачное ЭКО: основные причины Главная › ЭКО › Неудачное ЭКО: основные причины детей родилось у нашей команды средняя результативность ЭКО по сети клиники по всей России, включая […]
  • Коап ст 68 69 Кодекс України про адміністративні правопорушення (КУпАП) 2018 КУпАП в останній чинній редакції від 28 серпня 2018 року. Нові не набрали чинності редакції кодексу відсутні. Кодекс України […]
  • С 208 гпк рф Статья 208. Индексация присужденных денежных сумм Статья 208. Индексация присужденных денежных сумм См. комментарии к статье 208 ГПК РФ В соответствии с постановлением Пленума Верховного […]

Комментарии запрещены.