Статья 147 кзот украины

Науково-практичний коментар до законодавства України про працю

Статья 147. Взыскания за нарушение трудовой дисциплины

За нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть применена только одна из следующих мер взыскания:

1) выговор;

2) увольнение.

Законодательством, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания.

1. Комментируемая статья предусматривает применение к работникам за нарушение трудовой дисциплины таких взысканий, как выговор и увольнение. Пленум Верховного Суда Украины признает дисциплинарным взысканием увольнение по основаниям, предусмотренным пп. 3, 4, 7, 8 ст. 40 и п. 1 ст. 41 КЗоТ (п. 22 постановления «О практике рассмотрения судами трудовых споров» [561]). Очевидно, таковым должно признаваться и увольнение на основании п. 11 ст. 41 КЗоТ. В то же время увольнение в соответствии с п. 7 ст. 36, пп. 2 и 3 ст. 41 КЗоТ дисциплинарным взысканием не признается. Пункт 25 Типовых правил [614] утратил силу в той части, в которой он устанавливает дисциплинарные взыскания, не предусмотренные ст. 147 КЗоТ.

2. Другие виды взысканий могут устанавливаться только законами. Это прямо следует из п. 22 части первой ст. 92 Конституции. Поэтому применение такого вида взыскания, как замечание, предусмотренного ст. 2 раздела II Устава о дисциплине работников специальных (военизированных) аварийно-спасательных служб [401], было бы незаконным. Вместе с тем приведение законодательства в соответствие с Конституцией Украины требует определенного времени. Поэтому мы считаем, что часть вторая ст. 147 КЗоТ не утратила полностью силу в связи с принятием Конституции Украины. Имеется в виду, что п. 22 ст. 92 Конституции не допускает определения другими нормативными актами, кроме законов, деяний, являющихся дисциплинарными нарушениями, и ответственности за их совершение. В то же время и процесс приведения законодательных актов в соответствие с Конституцией не может быть бесконечным. Поэтому следует ожидать внесения изменений в комментируемую статью и соответствующие подзаконные акты. Уже внесены изменения в Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта [330], которыми исключены правила о возможности применения таких видов взыскания, как перевод на нижеопла-чиваемую работу на срок до трех месяцев, перевод на низшую должность на срок до шести месяцев, поскольку эти меры взыскания имели признаки принудительного труда, что противоречит ст. 43 Конституции Украины. В то же время лишение машинистов права управления локомотивами с предоставлением работы помощником машиниста, лишение свидетельства водителя моторно-рельсового транспорта несъемного типа, свидетельства помощника машиниста локомотива с предоставлением работы, не связанной с управлением локомотивом и моторно-рельсовым транспортом, на срок до одного года, из п. 12 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта [330] не исключено.

При утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта [330] Кабинет Министров Украины стремился локализовать применение перечисленных мер взыскания. Хотя это Положение [330] распространяется на всех работников отрасли (кроме указанных в п. 2 этого Положения [330]), перечисленные взыскания могут применяться только в отношении категории работников, перечень которых утверждается Министерством транспорта Украины по согласованию с профсоюзами (следует считать, что к работникам, не вошедшим в упомянутый перечень, дисциплинарные взыскания применяются на основании и в соответствии с нормами Кодекса законов о труде). С целью локализации перечисленных мер взыскания в Положении [330] (пп. 13 и 15) обстоятельно определяются основания применения таких мер взыскания, как лишение права управления и увольнение.

Лишение права управления (лишение свидетельства) с предоставлением другой работы на срок до 1 года не следует считать связанным с применением принудительного труда. Предоставление другой работы в этом случае возможно только по просьбе работника и призвано смягчить остроту ситуации, связанной с дальнейшей невозможностью выполнения работником прежней работы. Если работник откажется от предоставленной ему работы, он подлежит увольнению с работы в соответствии с п. 2 ст. 40 КЗоТ.

3. Закон «О государственной службе» [133] (ст. 14) устанавливает такие меры дисциплинарного воздействия, как предупреждение о неполном служебном соответствии и задержка до одного года в присвоении очередного ранга или назначении на более высокую должность. В упомянутом Законе [133] они названы именно мерами дисциплинарного воздействия, а не взысканиями. В Положении о рангах государственных служащих (п. 4) задержка в присвоении очередного ранга также названа мерой дис-циплинарного воздействия. Следовательно, предупреждение о неполном служебном соответствии и задержка в присвоении очередного ранга или в назначении на должность не являются дисциплинарным взысканием.

Установление Законом «О государственной службе» [133] дополнительных мер дисциплинарного воздействия, которые могут применяться в отношении государственных служащих, не исключает возможности применения к ним мер взыскания, предусмотренных ст. 147 КЗоТ.

Лишение премии либо надбавок к заработной плате не может рассматриваться как мера дисциплинарного взыскания даже тогда, когда это прямо предусмотрено за несвоевременное выполнение заданий, ухудшение качества работы или нарушение трудовой дисциплины.

4. Закон «О статусе судей» [123] предусматривает возможность применения в отношении судей судов Украины таких взысканий, как выговор, снижение квалификационного класса, увольнение с должности. Установление специальных правил о дисциплинарной ответственности судей дает основания для вывода, что нормы Кодекса законов о труде относительно дисциплинарной ответственности на судей не распространяются.

5. Дисциплинарный устав прокуратуры Украины [288] устанавливает следующие меры взыскания:

2) снижение в классном чине;

3) снижение в должности;

4) лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Украины»;

6) увольнение с лишением классного чина.

6. Горный закон Украины [195] в ст. 51 предусматривает, что за нарушение горного законодательства работники горных предприятий несут дисциплинарную ответственность согласно Положению о дисциплине работников горных предприятий [419]. Это Положение [419] не устанавливает других видов взысканий, кроме предусмотренных ст. 147 КЗоТ. Но следует учитывать, что ссылка в ст. 51 Горного закона [195] на упомянутое Положение [419] не соответствует п. 22 части первой ст. 92 Конституции.

7. Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности является нарушение трудовой дисциплины. Закон не требует, чтобы такое нарушение обязательно влекло за собой какие-либо вредные последствия. Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности достаточно, чтобы был зафиксирован сам факт нарушения. В то же время последствия нарушения учитываются при определении тяжести дисциплинарного проступка и выборе дисциплинарного взыскания. Если при выборе мер дисциплинарного взыскания учитываются последствия нарушения, собственник должен быть готов к тому, чтобы доказать при рассмотрении трудового спора наличие вредных последствий и их причинную связь с допущенным работником нарушением.

8. Нарушение трудовой дисциплины определяется в п. 24 Типовых правил [614]

как невыполнение или ненадлежащее выполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей. Это определение, данное в подзаконном акте Союза ССР, подлежит корректировке с учетом содержания части первой ст. 147 КЗоТ, в которой речь идет о нарушении именно трудовой дисциплины, а не только трудовых обязанностей. К категории трудовых обязанностей работника очень трудно (а скорее, невозможно) отнести соблюдение обязанностей не разглашать коммерческую тайну, не работать по совместительству. Но к категории трудовой дисциплины соблюдение этих обязанностей относится, если только они внесены в местные правила внутреннего трудового распорядка, коллективный или трудовой договор.

9. В то же время вина как один из признаков нарушения трудовой дисциплины является абсолютно необходимой для привлечения работника к дисциплинарной ответственности. В законодательстве о труде не раскрывается содержание категории вины, не определяются ее виды. В соответствующих случаях орган, рассматривающий трудовой спор, может применять по аналогии нормы других отраслей отечественного права. Это касается и случаев, когда в действиях работника содержится признак крайней необходимости. Если работник не вышел на работу в связи с аварией системы центрального отопления в квартире, где он проживает, и необходимостью его личного участия в ликвидации последствий аварии, нарушение трудовых обязанностей имеет место, но вины (даже в форме небрежности) в действиях работника нет. Не будет вины в его действиях в случае необходимости экстренного обращения за медицинской помощью, даже если больничный листок работнику и не был выдан.

С другой стороны, собственник, как правило, не принимает на себя обязанность доставлять работников на работу собственным транспортом. Проблема транспорта должна решаться работником, как правило, без помощи собственника. Поэтому ссылка работника на плохую работу городского транспорта, по общему правилу, не исключает вину работника, например, в опоздании на работу. Только прекращение работы транспорта вследствие стихийного бедствия, аварии и других чрезвычайных обстоятельств исключает вину работника в опоздании на работу. Критерием, по которому определяется наличие в действиях работника вины, является надлежащее беспокойство работника о выполнении трудовых обязанностей.

Статья 147 кзот украины

Кодекс законов о труде Украины
(Научно-практический комментарий).- X.: 000 «Одиссей», 2001

Глава X. ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА

Статья 143. Поощрения за успехи в работе.

К работникам предприятий, учреждений организаций могут применяться любые поощрения, содержащиеся в утвержденных трудовыми коллективами правилах внутреннего трудового распорядка.

1. Перечень мер поощрения, содержавшийся в статье 143 КЗоТ до 20 марта 1991 года, предусматривал поощрения, которые не в полной мере соответствовали современным представлениям о стимулировании труда. Meры поощрения, основания их применения теперь должны определяться местными правилами внутренней трудового распорядка. Виды поощрений могут устанавливаться и в коллективном договоре. В местных прави лах внутреннего трудового распорядка могут устанавливаться любые виды поощрений, какие коллектив считает целесообразными.

2. К работникам, на которых распространяется действие уставов и положений о дисциплине, применяются поощрения, указанные в соответствующих актах. Так, в пункте 10 Устава о дисциплине работников связи предусмотрены: объявление благодарности, премирование, награждение ценным подарком, занесение в Книгу почета или на Доску почета, награждение Почетной грамотой, награждение нагрудным знаком «Почетное отличие Министерства связи Украины». Допускается одновременное применение нескольких поощрений. Пунктом 8 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта установлены тождественные поощрения, а в дополнение к ним предусмотрено награждение нагрудным знаком «Почетный железнодорожник».

Статья 144. Порядок применения поощрений.

Поощрения применяются собственником или уполномоченным им органом совместно или по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации.

Поощрения оглашаются приказом (распоряжением) в торжественной обстановке и заносятся в трудовые книжки работников в соответствии с правилами их ведения.

1. Необходимость согласования применения мер поощрения с профсоюзным комитетом обусловлена тем, что он должен выразить мнение трудового коллектива, знающего представленного к поощрению работника и могущего отвести его кандидатуру в случае, если работник в действительности не заслужил этого поощрения.

2. Собственник применяет меры поощрения к работникам совместно или по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения.

3. Поощрение объявляется в приказе (распоряжении), Доводятся до сведения работника и трудового коллектива и заносятся в трудовую книжку работника.

4. Уставами и положениями о дисциплине определяются виды поощрений и особенности их применения в отношении работников, на которых распространяется действие уставов и положений о дисциплине.

Статья 145. Преимущества и льготы для работников, успешно и добросовестно выполняющих свои трудовые обязанности.

Работникам, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности, предоставляются в первую очередь преимущества и льготы в области социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания (путевки в санатории и дома отдыха, улучшение жилищных условий). Таким работникам предоставляется также преимущество при продвижении по работе.

1. Статья 145 предусматривает предоставление преимуществ и льгот работникам, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности. Эта часть нормативного регулирования не требует особых комментариев, ибо ее наличие определяется тем, что имеющаяся возможность у предприятия, учреждения предоставить эти льготы должна реализовываться в отношении лучших работников.

2. Комментируемая статья закрепляет преимущества указанных работников при продвижении их по работе. Здесь имеются в виду переводы на более квалифициро ванную работу с более высоким окладом, или на высшую должность. Разумеется, при решении этого вопроса дол жен производиться всесторонний учет деловых качест работника, которые оценивает собственник.

Статья 146. Поощрения за особые трудовые заслуги.

За особые трудовые заслуги работники представляются в вышестоящие органы к поощрению, к награждению орденами, медалями, почетными грамотами, нагрудными значками и к присвоению почетных званий и званию лучшего работника по данной профессии.

1. Государственные награды могут устанавливаться конами Украины (пункт 5 статьи 32 Конституции Украины), однако до настоящего времени соответствующие законы не приняты.

2. В соответствии с полномочием, указанным в пункте 25 части первой статьи 106 Конституции Украины Президент Украины установил следующие знаки отличия:

а) знак отличия Президента Украины — «Герой Украины» (с вручением ордена «Золотая Звезда» и ордена Государства); б) знак отличия Президента Украины — «Орден князя Ярослава Мудрого» I, II, III, IV, V степеней; в) знак отличия Президента Украины — орден «За заслуги» 1, II, III степеней; г) знак отличия Президента Украины _ «Орден княгини Ольги» I, II, III, IV, V степеней.

3. В Украине действует такая форма признания заслуг перед государством и обществом, как присвоение почетных званий «Народный артист Украины», «Народный художник Украины», «Народный архитектор Украины», «Заслуженный работник промышленности Украины», «Заслуженный металлург Украины», «Заслуженный шахтер Украины», «Заслуженный энергетик Украины», «Заслуженный строитель Украины», «Заслуженный юрист Украины», «Заслуженный учитель Украины», «Заслуженный деятель науки и техники Украины», «Заслуженный врач Украины», «Заслуженный работник сельского хозяйства Украины» и другие почетные звания. Они устанавливаются и присваиваются Указом Президента Украины. Награжденным лицам выдается удостоверение и вручается соответствующий нагрудный знак.

4. Кабинетом Министров Украины утверждена Почетная грамота Кабинета Министров Украины (постановление от 5 января 1998 года №17) и утверждено Положение о Почетной грамоте Кабинета Министров Украины.

5. Примерное положение о ведомственных поощрительных отличиях утверждено Указом Президента Украины от 13 февраля 1997 года.

Статья 147 . Взыскания за нарушения трудовой дисциплины.

За нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть применена только одна из следующих мер взыскания:

Законодательством, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания.

1. Основанием для применения дисциплинарного взыскания является дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей.

Противоправным считается действие или бездействие, нарушающее требование закона или подзаконных актов, устанавливающих трудовые обязанности работника.

Обязательным элементом состава дисциплинарного проступка является вина работника в любой форме (умысла или небрежности, неосторожности).

2. Статья 147 КЗоТ предусматривает применение к работникам за нарушение трудовой дисциплины таких взысканий: выговор и увольнение. Пленум Верховного Суда Украины в постановлении «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 6 ноября 1992 года № 9 признает дисциплинарным взысканием увольнение по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4, 7, 8 статьи 40 КЗоТ и пунктом 1 статьи 41 КЗоТ Украины (пункт 22 постановления).

3. Другие виды взысканий могут устанавливаться уставами, положениями и законодательством о дисциплине в отношении отдельных категорий работников.

Так, в пункте 12 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта дисциплинарными взысканиями являются:

б) лишение машиниста права управления локомотивом с предоставлением работы помощником машиниста, а также лишение свидетельства водителя моторно-рельсового транспорта несъемного типа и свидетельства помощника машиниста с предоставлением работы, не связанной с управлением локомотивом и моторно рельсовым транспортом, на срок до одного года;

в) перемещение на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев ;

г) перемещение на низшую должность на срок до шести месяцев ;

Следует подчеркнуть, что в соответствии с Констицией Украины принудительный труд, под которым понимается поручение работы, на которую работник не давал согласия при поступлении на работу или на которую он свободно не соглашается в процессе работы, запрещен. Поэтому дисциплинарные взыскания, предусмотренные в пунктах «б», «в» и «г», не могут применяться, поскольку противоречат статье 43 Конституции Украины. Такую позицию занимает Пленум Верховного Суда Украины (п. 12 постановления № 9 от 01.11.1996 г. «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия»).

4. Статья 14 Закона Украины «О государственной службе» от 16 декабря 1993 года устанавливает такие меры дисциплинарного воздействия, как предупреждение о неполном служебном соответствии и задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на высшую должность. В этом Законе они названы мерами «дисциплинарного воздействия», а не взыскания, хотя кроме мер «дисциплинарного воздействия» к государственным служащим могут применяться и меры взыскания, предусмотренные статьей 147 КЗоТ Украины.

5. В дисциплинарном уставе прокуратуры Украины установлены такие меры взыскания:

2) понижение в классном чине;

3) понижение в должности;

4) лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Украины»;

6) увольнение с лишением классного чина.

6. Закон Украины «О статусе судей» от 15 декабря 1993 года в статье 32 предусматривает применение к судьям таких дисциплинарных взысканий:

— понижение квалификационного класса;

— увольнение с должности.

Установление специальных правил дисциплинарной ответственности судей говорит о том, что нормы КЗоТ Украины о дисциплинарной ответственности на судей не распространяются.

Статья 147′. Органы, правомочные применять дисциплинарные взыскания

Дисциплинарные взыскания применяются органом, которому предоставлено право приема на работу (избрания, утверждения и назначения на должность) данного работника.

На работников, несущих дисциплинарную ответственность по уставам, положениям и иным актам законодательства о дисциплине, дисциплинарные взыскания могут налагаться также органами, вышестоящими по отношению к органам, указанным в части первой настоящей статьи.

Работники, занимающие выборные должности, могут быть уволены только по решению избравшего их органа и лишь по основаниям, предусмотренным законодательством.

1. В соответствии с частью 1 комментируемой статьи право применения дисциплинарного взыскания предоставляется тому органу, которому предоставляется право приема на работу (избрания, утверждения или назначения на должность) данного работника. Это означает, что собственник или уполномоченный им орган (руководитель предприятия, учреждения, организации) всегда обладает правом применения взыскания, так как право принимать на работу непосредственно закреплено в статье 16 Закона Украины «О предприятиях в Украине». Заместители руководителя предприятия (или уполномоченный собственником орган) могут получить право принимать и увольнять с работы рабочих и служащих на основании устава, приказа или распоряжения руководителя предприятия.

2.Часть 2 данной статьи предоставляет полномочия органам, вышестоящим по отношению к органу, которому предоставлено право приема на работу работников, несущих дисциплинарную ответственность по уставам и положениям о дисциплине, применять дисциплинарные взыскания в отношении названных работников.

В отношении государственных служащих дисциплинарные взыскания вправе применять только лица, пользующиеся правом приема их на работу.

3. В соответствии с частью 3 статьи 1471, которая специально устанавливает, что выборные работники могут быть уволены по решению органов, которые их избрали, это увольнение должно производиться только по основаниям, установленным законодательством.

Статья 148 . Срок для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется собственником или уполномоченным им органом непосредственного за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня обнаружения, не считая времени освобождения работника от работы в связи с временной нетрудоспособностью или нахождения его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

1. Часть первая статьи 148 предусматривает, что взыскание применяется непосредственно за выявлением нарушения трудовой дисциплины, ограничив срок применения взыскания одним месяцем со дня выявления проступка. В этот месяц не засчитывается время освобождения работника от работы в связи с временной нетрудоспособностью или нахождением работника в отпуске.

2. Часть 2 этой статьи устанавливает временные ограничения для привлечения работника к дисциплинарной ответственности: дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Институт дисциплины труда не допускает возможности применения дисциплинарного взыскания, если со дня нарушения трудовой дисциплины прошло более шести месяцев.

Статья 149 . Порядок применения дисциплинарных взысканий.

До применения дисциплинарного взыскания собственник или уполномоченный им орган должен затребовать от нарушителя трудовой дисциплины письменные объяснения.

За каждое нарушения трудовой дисциплины может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

При избрании вида взыскания собственник или уполномоченный им орган должен учитывать степень тяжести совершенного проступка и причиненный им вред, обстоятельства, при которых совершен проступок, и предшествующую работу работника.

Взыскание объявляется в приказе (распоряжении) и сообщается работнику под расписку.

1. Обязательность представления объяснения работникам по поводу совершения проступка — одна из гарантий того, что наложение взыскания правомерно.

Отсутствие объяснения должно быть подтверждено соответствующим актом об отказе работника дать такое объяснение. Отсутствие таких объяснений не препятствует применению взыскания, если собственник или уполномоченный им орган располагает доказательствами того, что он объяснения затребовал.

Если нарушитель трудовой дисциплины отказался от дачи такого объяснения, то акт составляется за подписью нескольких лиц.

2. Не допускается применения нескольких дисциплинарных взысканий за один проступок (нельзя за один проступок объявить выговор и уволить работника). Однако при причинении ущерба работником возможно сочетание дисциплинарной санкции и материальной ответственности, поскольку дисциплинарная и материальная ответственность имеют разное целевое назначение и могут совмещаться.

3. Собственник или уполномоченный им орган имеет право выбирать вид взыскания, однако он обязан при этом учитывать следующие обстоятельства: а) степень тяжести совершенного проступка; б) причиненный нарушением вред; в) обстоятельства, при которых совершен проступок; г) предыдущую работу работника (часть 3 статьи 149)

4. Приказ (распоряжение) о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку. Срок такого сообщения в КЗоТ Украины не установлен, однако он предусмотрен пунктом 31 Типовых правил внутреннего трудового распорядка — три дня.

Пропуск этого срока означает нарушение порядка применения дисциплинарного взыскания.

В случае отказа работника расписаться составляется соответствующий акт, который подписывают свидетельствующие этот факт лица.

Статья 150. Обжалование дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в порядке, установленном действующим законодательством (глава XV настоящего Кодекса).

1. Законодательством установлен общий порядок обжалования наложенного дисциплинарного взыскания, предусматривающий это обращение работника с заявлением в комиссию по трудовым спорам (КТС) (статьи 221 и 225 настоящего Кодекса).

2 Работник также может обжаловать наложенное взыскание прямо в суд, куда он обращается с заявлением о признании недействительным (незаконным) взыскания, объявленного работнику, согласно статье 124 Конституции Украины.

Статья 151 . Снятие дисциплинарного взыскания.

Если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имевшим дисциплинарного взыскания.

Если работник не допустил нового нарушения трудовой дисциплины и притом проявил себя как добросовестный работник, то взыскание может быть снято до истечения одного года.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к работнику не применяются.

1. Согласно части 1 статьи 151, если работник в течение года со дня применения к нему дисциплинарного взыскания не был подвергнут новому, старое теряет силу, и это не требует никакого нового приказа (распоряжения). В случае если взыскания в указанный период применялись к работнику, старое сохраняет свое действие.

В соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях запись о дисциплинарном взыскании в трудовую книжку не вносится.

2. Если работник не допустил нового нарушения трудовой дисциплины, притом проявил себя как добросовестный работник, то взыскание может быть снято до истечения одного года (часть 2 статьи 151 КЗоТ Украины). Дисциплинарные взыскания, снятые досрочно или утратившие силу, не могут учитываться при увольнении (пункт 3 статьи 40 КЗоТ Украины) и не должны указываться в служебных характеристиках (например, при прохождении конкурса, аттестации).

3. В части 3 статьи 151 запрещается применение к работнику на протяжении срока действия дисциплинарного взыскания поощрения, которое имеет как моральный, так и материальный характер.

Статья 152. Передача вопроса о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива или его органа.

Собственник или уполномоченный им орган имеет право вместо наложения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива или его органа.

1. Собственник или уполномоченный им орган вместо наложения дисциплинарного взыскания имеет право передать вопрос о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива или его органа. Трудовые коллективы могут применять к своим членам за нарушение трудовой дисциплины меры общественного взыскания (товарищеское замечание, общественный выговор). Эти меры, установленные статьей 9 Закона СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями и организациями», сохранили свою силу, поскольку норма статьи 152 КЗоТ имеет отсылочный характер.

2. Орган трудового коллектива имеет право рассматривать вопрос о нарушении трудовой дисциплины и применении мер общественного взыскания или воздействия, такое же право имеют и товарищеские суды. Так, статья 1 Положения о товарищеских судах предусматривает, что товарищеские суды облечены доверием коллектива, выполняют его волю и ответственны перед ним.

В соответствии со статьей 152 КЗоТ Украины товарищеские суды как органы трудового коллектива вправе по представлению собственника рассматривать вопросы о нарушении трудовой дисциплины и принимать решения о применении в отношении нарушителей трудовой дисциплины мер общественного взыскания и воздействия. Такими мерами воздействия являются:

а) возложение обязанностей принести публичное извинение потерпевшему или коллективу;

б) постановка перед собственником вопроса об увольнении работника.

Статья 147 кзот украины

Статья 147. Взыскания за нарушения трудовой дисциплины.

За нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть применена только одна из следующих мер взыскания:

Законодательством, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания.

1. Основанием для применения дисциплинарного взыскания является дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей.

Противоправным считается действие или бездействие, нарушающее требование закона или подзаконных актов, устанавливающих трудовые обязанности работника.

Обязательным элементом состава дисциплинарного проступка является вина работника в любой форме (умысла или небрежности, неосторожности).

2. Статья 147 КЗоТ предусматривает применение к работникам за нарушение трудовой дисциплины таких взысканий: выговор и увольнение. Пленум Верховного Суда Украины в постановлении «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 6 ноября 1992 года № 9 признает дисциплинарным взысканием увольнение по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4, 7, 8 статьи 40 КЗоТ и пунктом 1 статьи 41 КЗоТ Украины (пункт 22 постановления).

3. Другие виды взысканий могут устанавливаться уставами, положениями и законодательством о дисциплине в отношении отдельных категорий работников.

Так, в пункте 12 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта дисциплинарными взысканиями являются:

б) лишение машиниста права управления локомотивом с предоставлением работы помощником машиниста, а также лишение свидетельства водителя моторно-рельсового транспорта несъемного типа и свидетельства помощника машиниста с предоставлением работы, не связанной с управлением локомотивом и моторно рельсовым транспортом, на срок до одного года;

в) перемещение на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев ;

г) перемещение на низшую должность на срок до шести месяцев ;

Следует подчеркнуть, что в соответствии с Констицией Украины принудительный труд, под которым понимается поручение работы, на которую работник не давал согласия при поступлении на работу или на которую он свободно не соглашается в процессе работы, запрещен. Поэтому дисциплинарные взыскания, предусмотренные в пунктах «б», «в» и «г», не могут применяться, поскольку противоречат статье 43 Конституции Украины. Такую позицию занимает Пленум Верховного Суда Украины (п. 12 постановления № 9 от 01.11.1996 г. «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия»).

4. Статья 14 Закона Украины «О государственной службе» от 16 декабря 1993 года устанавливает такие меры дисциплинарного воздействия, как предупреждение о неполном служебном соответствии и задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на высшую должность. В этом Законе они названы мерами «дисциплинарного воздействия», а не взыскания, хотя кроме мер «дисциплинарного воздействия» к государственным служащим могут применяться и меры взыскания, предусмотренные статьей 147 КЗоТ Украины.

5. В дисциплинарном уставе прокуратуры Украины установлены такие меры взыскания:

2) понижение в классном чине;

3) понижение в должности;

4) лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Украины»;

6) увольнение с лишением классного чина.

6. Закон Украины «О статусе судей» от 15 декабря 1993 года в статье 32 предусматривает применение к судьям таких дисциплинарных взысканий:

— понижение квалификационного класса;

— увольнение с должности.

Установление специальных правил дисциплинарной ответственности судей говорит о том, что нормы КЗоТ Украины о дисциплинарной ответственности на судей не распространяются.

Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 147. Стягнення за порушення трудової дисциплины

За нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть применена только одна из следующих мер взыскания:

Законодавством, статутами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания.

1. Комментируемая статья, предусматривает применение к работникам за нарушение трудовой дисциплины таких взысканий как выговор и увольнение. Пленум Верховного Суда Украины признает дисциплинарным взысканием увольнение по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4, 7, 8 ст. 40 и п. 1 ст. 41 КЗоТ (п. 22 постановления признаваться и увольнении на основании п. 11 ст. 41 КЗоТ. Вместе освобождение согласно п. 7 ст. 36, п. 2 и 3 ст. 41 КЗоТ дисциплинарным взысканием не признается в. П. 25 Типовых правил утратил силу в той части, в которой он устанавливает дисциплинарные взыскания, не предусмотренные ст. 147 КЗоТ.

2. Другие виды взысканий могут устанавливаться только законами. Это прямо вытекает из п. 22 части первой ст. 92 Конституции. Поэтому применение такого вида взыскания как замечание, ст. 2 раздела II Устава о дисциплине работников специальных (военизированных) аварийно-спасательных служб было бы незаконным. Вместе с тем приведение законодательства в соответствие с Конституцией Украины требует определенного времени. Поэтому мы считаем, что часть вторая ст. 147 КЗоТ не потеряла полностью силу в связи с принятием Конституции Украины. Имеется в виду, что п. 22 ст. 92 Конституции не допускает определения другими нормативными актами, кроме законов, деяний, являющиеся дисциплинарными нарушениями, и ответственности за их совершение. Одновременно и процесс приведения законодательных актов в соответствие с Конституцией не может быть бесконечным. Поэтому следует ожидать внесения изменений в статьи, комментируется, и соответствующих подзаконных актов. Уже внесены изменения в Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта, которыми исключены правила о возможности применения таких видов взыскания как перемещение на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев, перемещение на низшую должность на срок до шести месяцев, поскольку эти меры взыскания имели признаки принудительного труда, что противоречит ст. 43 Конституции Украины. Вместе лишения машинистов права управления локомотивами с предоставлением работы помощником машиниста, лишение свидетельства водителя моторно-рельсового транспорта несъемного типа, свидетельства помощника машиниста локомотива с предоставлением работы, не связанной с управлением локомотивом и моторно-рельсовым транспортом на срок до одного года, п. 12 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта не исключено.

При утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Кабинет Министров Украины пытался локализовать применения перечисленных мер взыскания. Хотя это Положение распространяется на всех работников отрасли (кроме указанных в п. 2 настоящего Положения), перечисленные взыскания могут применяться только по категории работников, перечень которых утверждается Министерством транспорта Украины по согласованию с профсоюзами (следует считать, что для работников, которые не вошли в упомянутый перечень, дисциплинарные взыскания применяются на основе и в соответствии с нормами Кодекса законов о труде). С целью локализации перечисленных мер взыскания в Положении (п. 13 и 15) подробно определяются основания применения таких мер взыскания в виде лишения права управления и увольнения.

Лишение права управления (лишения свидетельства) с предоставлением другой работы на срок до 1 года не следует считать связанным с применением принудительной труда. Предоставление другой работы в этом случае возможно только по просьбе работника и призвано смягчить остроту ситуации, связанной с дальнейшей невозможностью выполнения работником прежней работы. Если работник откажется от предоставленной ему работы, он подлежит освобождению от работы в соответствии с п. 2 ст. 40 КЗоТ.

3. Закон «О государственной службе» (ст. 14) устанавливает следующие меры дисциплинарного воздействия как предупреждение о неполном служебном соответствии и задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на высшую должность. В названном Законе они названы именно мерами дисциплинарного воздействия, а не взыскание. В Положении о рангах государственных служащих (п. 4) задержка в присвоении очередного ранга также названа как мера дисциплинарного воздействия. Итак, предупреждение о неполном служебном соответствии и задержка в присвоении очередного ранга в назначении на должность не является дисциплинарным взысканием.

Установка Законом «О государственной службе» ; дополнительные меры дисциплинарного воздействия, которые могут применяться в отношении государственных служащих, не исключает возможности применения к ним мер взыскания, предусмотренных ст. 147 КЗоТ.

Лишение премии или надбавок к заработной плате не может рассматриваться как мера дисциплинарного взыскания, даже если это прямо предусмотрено за несвоевременное выполнение заданий, ухудшение качества работы или нарушения трудовой дисциплины.

4. Закон «О статусе судей» предусматривает возможность применения в отношении судей судов Украины таких взысканий, как выговор, понижение квалификационного класса, увольнение с должности. Установка специальных правил о дисциплинарной ответственности судей дает основания для вывода, что нормы КЗоТ о дисциплинарной ответственности на судей не распространяются.

5. Дисциплинарный устав прокуратуры Украины устанавливает следующие меры взыскания:

2) понижение в классном чине;

3) понижение в должности

4) лишение нагрудного знака» Почетный работник прокуратуры Украины «

6) освобождение в лишением классного чина.

6. Горный закон Украины в ст. 51 предусматривает, что за нарушение горного законодательства работники горных предприятий несут дисциплинарную ответственность Положение о дисциплине работников горных предприятий. Настоящее Положение не устанавливает других видов взысканий, кроме предусмотренных ст. 147 КЗоТ. Но следует учитывать, что ссылка в ст. 51 Горного закона на упомянутое Положение не соответствует п. 22 части первой ст. 92 Конституции.

7. Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности является нарушение трудовой дисциплины. Закон не требует, чтобы такое нарушение обязательно приводило к любым вредных последствий. Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности достаточно, чтобы был зафиксирован сам факт нарушения. Вместе последствия нарушения учитываются при определении тяжести дисциплинарного проступка и выборе дисциплинарного взыскания. Если при выборе меры дисциплинарного взыскания учитываются последствия нарушения, собственник должен быть готовым к тому, чтобы доказать при рассмотрении трудового спора наличие вредных последствий и их причинная связь с допущенным работником нарушением.

8. Нарушение трудовой дисциплины определяется п. 24 Типовых правил как неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей. Это определение, данное в подзаконном акте Союза ССР, подлежит корректировке с учетом содержания части первой ст. 147 КЗоТ, в которой речь идет о нарушении именно трудовой дисциплины, а не только трудовых обязанностей. К категории трудовых обязанностей работника очень трудно (а скорее — невозможно) отнести соблюдение обязанностей не разглашать коммерческую тайну, не работать по совместительству. Но к категории трудовой дисциплины соблюдение этих обязанностей относятся, если только они внесены в местных правил внутреннего трудового распорядка, коллективного или трудового договора.

9. Вместе вина как один из признаков нарушения трудовой дисциплины вполне необходимой для привлечения работника к дисциплинарной ответственности. В законодательстве о труде не раскрывается содержание категории вины, не определяются ее виды. В соответствующих случаях орган, рассматривающий трудовой спор, может применять по аналогии нормы других отраслей российского права. Это касается и случаев, когда в действиях работника содержится признак крайней необходимости. Если работник не вышел на работу в связи с аварией системы центрального отопления в квартире, где он проживает, и необходимостью его личного участия в ликвидации последствий аварии, нарушения трудовых обязанностей имеет место, но вины (даже в форме небрежности) в действиях работника нет. НЕ будет вины в его действиях в случае необходимости экстренного обращения за медицинской помощью, хотя бы больничный работнику и не был издан.

С другой стороны, владелец, как правило, не несет обязанность доставлять работников на работу собственным транспортом. Проблема транспорта должна решаться работником, как правило, без помощи владельца. Поэтому ссылка работника на плохую работу транспорта, по общему правилу, не исключает вины работника, например, в опоздании на работу. Только прекращение работы транспорта из-за стихийного бедствия, аварии и другие чрезвычайные обстоятельства исключает вину работника в опоздании на работу. Критерием, по которому определяется наличие в действиях работника, является надлежащее забота работника о выполнении трудовых обязанностей.

Смотрите еще:

  • Закон украины о пенсионном страховании на 2018 год Закон Украины "О пенсионном обеспечении" Пенсионный Закон в соответствии с Конституцией Украины гарантирует всем нетрудоспособным гражданам Украины право на материальное обеспечение за […]
  • Мировой суд кольчугино участок 2 Мировой суд кольчугино участок 2 Судебный участок №2 Фрунзенского района г.Владимира Аппарат мирового судьи мировой судья Синягин Роман Александрович Телефон: 8 (4922) 41 34 19 помощник […]
  • Об утверждении перечня документов необходимых для приобретения прав на земельный участок Об утверждении перечня документов необходимых для приобретения прав на земельный участок В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра […]
  • Мировой суд в карпинске Роспотребнадзор: Суд удовлетворил иски к двум ИП, реализующих опасную стеклоомывающую жидкость Специалисты Североуральского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области за […]
  • Статья 67 федерального закона 2007 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 июля 2017 года №190-ФЗ О внесении изменений в статьи 65 и 67 Федерального закона "Об исполнительном производстве" Принят Государственной Думой […]
  • Схема ст 221 Схема ст 221 Стартер СТ-221 1 – шестерня привода; 2 – упорное полукольцо обгонной муфты; 3 – ролик обгонной муфты; 4 – центрирующее кольцо обгонной муфты; 5 – наружное кольцо обгонной […]
  • Статья об ипотеке в гк Закон Украины "Об ипотеке" Закон об ипотеке в Украине регламентирует отношения ипотекодателя и ипотекодержателя, а также все сопутствующие вопросы. Законодательство Украины об ипотеке […]
  • Тк рф 2003 г Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня, 18, 30 […]

Комментарии запрещены.