Предмет конституционного права как отрасли правовой системы

Предмет конституционного права как отрасли правовой системы

Конспект лекции: Понятие и предмет конституционного права как отрасли права

Конституционное право — одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы. В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

  • 1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;
  • 2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:
  • 3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;
  • 4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Понятие и предмет конституционного права как отрасли права

Рассмотрим понятие и предмет конституционного права как отрасли права.

Конституционное право представляет собой одну из отраслей правовой системы России. Понятие конституционного права раскрывает его сущностные черты.

Конституционное право – это совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Понятие конституционного права раскрывается в его основополагающих правовых нормах.

Общественные отношения, которые регулируются нормами отрасли, в юридических науках принято называть её предметом.

В сравнении с остальными правовыми отраслями предмет конституционного права имеет существенные особенности. Они заключаются в том, что оно регулирует отношения, которые складываются почти во всех сферах: политической, экономической, социальной, духовной и т.д.

Важной отличительной чертой предмета конституционного права является то, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в разных сферах жизни, охватываемых этой отраслью, имеет различное объемное наполнение.

В части общественных сфер нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения. В полном объеме их регулирование осуществляется иными отраслями права. Так, в экономической сфере предметом конституционного права являются лишь те отношения, которые характеризуют основные начала, понятия и принципы экономики. А в целом правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.

В других сферах жизнедеятельности общества предметом конституционного права охватывается более широкий или весь комплекс общественных отношений. К ним относятся отношения, связанные с устройством государства, органов государственной власти, всей политической системы общества. То есть это сферы, посредством правового регулирования которых обеспечивается целостность, полноценность, управляемость общества как единой социальной системы.

Таким образом, предметом конституционного права являются базовые, основополагающие отношения, создающие фундамент сложной системы социальных связей, которые подлежат правовому воздействию. Эти базовые отношения являются системообразующими, оформляющими целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, которая основана на общих началах политического, экономического и социального устройства.

По причине подобного всеобъемлющего характера общественных отношений, являющихся предметом конституционного права, они характеризуются огромным многообразием и сложностью системы.

Нормы рассматриваемой отрасли закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и местного самоуправления. К ним следует отнести:

– виды органов государственной власти;

– правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты;

– систему органов местного самоуправления.

Подобной правовой регламентацией обеспечивается такое управление обществом, которое построено на четком согласовании и соподчинении всех организационных структур, задействованных в реализации властных правомочий по управлению обществом.

Конституционно-правовое регулирование порядка организации и деятельности различных органов власти производится с разным уровнем глубины.

К предмету конституционного права можно отнести почти всю область общественных отношений, которая связана с установлением правового статуса представительных и законодательных органов государственной власти.

Это объясняется тем, что именно данными институтами в большинстве своем обеспечивается самоорганизация общества как единого политического организма. Ими создается каркас механизма управления общественными процессами и принимаются законы, при помощи которых производится правовое регулирование самых важных общественных отношений.

Конституционно-правовым регулированием в полной мере охватываются и общественные отношения, которые связаны с функционированием института главы государства – Президента Российской Федерации.

К предмету отрасли конституционного права в сфере регулирования деятельности исполнительной власти относятся только те правоотношения, в которых выражаются конституционные основы и принципы, определяющие порядок формирования и статус исполнительных органов. Прежде всего, это касается Правительства РФ, правительств и высших должностных лиц субъектов РФ.

Подробная и точная компетенция правительства и всех остальных органов исполнительной власти регламентируется нормами административного права.

Схожим образом рассматриваются пределы конституционно-правового регулирования судебных учреждений. Однако правоотношения в сфере конституционного судопроизводства, которые связаны с деятельностью Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов Федерации, в полном объеме охватываются предметом конституционного права.

Предметом конституционного права в области органов местного самоуправления охватываются отношения, которые устанавливают основы их правового статуса, принципы их организации и деятельности, механизм взаимоотношений с органами государственной власти. В целом правоотношения, которые возникают в сфере местного самоуправления, относятся к предмету муниципального права.

Таким образом, понятию конституционного права можно дать следующее определение. Конституционное право – это совокупность норм права, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества. К ним относятся: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Предметом конституционного права являются базовые отношения, возникающие в процессе формирования основ жизнедеятельности общества и государства.

Глава 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1 Понятие конституционного права

Во всех системах права и правовых системах стран мира конституционное право как отрасль права считается, как правило, ведущей, приоритетной отраслью публичного права. Это свойственно и системе права Украины

Конституционное право Украины является ведущей отраслью национального права, нормы которой регулируют политические и другие, тесно связанные с ними важнейшие общественные отношения

На сегодня в науке конституционного права существуют различные, часто противоречивые определения конституционного права как отрасли права, сформировались исторически в каждой отдельно взятой стране мира. В разных гос жавах, наряду с понятием»конституционное право»распространено понятие»государственное право», а в ряде стран эти термины употребляются параллельноо.

Понятие»конституционное право»и»государственное право»начали предприниматься учеными-правоведами в. Великобритании,. США,. Франции,. Германии и ряде других стран. Европы и. Северной. Америки практически одновременно, у в XIX в. Со временем проблема названия»государственное право»или»конституционное право»стала настолько традиционной для юридической науки, что в многих учебников и пособий включены соответствующие подразделениеи.

Относительно дискуссий о соотношении терминов»конституционное право»и»государственное право», то их применение в юридической теории и практике каждой конкретно взятой страны определяется: 1) предметом правов ного регулирования этой отрасли права-понятия»конституционное право»употребляется в государствах, где сформировался конституционный строй и эта отрасль права регулирует все важнейшие общественные отношения во всех сферах с в совместной и государственного строя, 2) методом правового регулирования этой отрасли права — для государственного права характерно применение исключительно императивного, субординационного метода, тогда как в конституции йному праве императивный метод используется в органическом сочетании с диспозитивная, координационным методом, 3) правовыми традициями применения того или иного термина в юридической науке конкретными х стран. Сегодня термин»государственное право»традиционно используется в странах, где издавна существует развитый конституционный строй -. Австрии,. Португалии,. Германии,. Швейцарии и др.. Вместе с тем понятие»конституционно туцийних право», привнесенное правовой доктриной бывших метрополий, употребляется в странах, где происходит лишь зарождение основ конституционного строя (Барбадос,. Гана,. Мали и др.н.).

Применение термина»конституционное право»в национальной правовой системе вполне объективным и закономерным и наиболее удачным, поскольку конституционное право Украины регулирует важнейшие общественные е идносины как в государстве, так и в обществе, а. Конституция Украины признается одной из высших ценностей общества и государства. К тому же народ Украины считается носителем суверенитета и единственным источником власти, т.е. приоритетным субъектом конституционного права, поэтому понятие»государственное право»является некорректным, поскольку приводит к искусственному разъединения предмета этой отрасли права: если есть»государственное право», то должна существовать и»народное право».

В Украине ведущие ученые-конституционалисты (М. И. Козюбра,. О. Л. Копыленко,. В. Ф. Мелащенко,. В. Ф. Погорилко,. В. М. Шаповал,. Л. П. Юзьков и. Ин) понимают под понятием конституционного права Украины ведущую отрас узь национального права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, обеспечивающие организационную и функциональное единство общества как целостной социальной ной системы, основы конституционного строя Украины, статус человека и гражданина, территориальное устройство государства, формы непосредственной демократии, систему органов государственной власти и местного самоуправ намоврядування.

Итак конституционное право Украины — это ведущая отрасль национального права, нормы которой определяют и регулируют политические и другие важнейшие общественные отношения в экономических социальной, культурные (духовной) и других сфеpax жизни и деятельности общества и государства.

Как и каждой другой отрасли национального права, конституционному праву Украины присущи определенные признаки, характерные для всей национальной системы права: нормативность; формальная определенность; направленность ь на достижение определенного правового результата, возможность защиты правовых предписаний средствами государственного воздействия и т.д.. К тому же конституционное право Украины, как и другие отрасли национального права, находить ь продолжение и логическое завершение в соответствующей юридической науке и системе учебных дисциплин. Такие признаки конституционного права Украины следует относить к общимих.

Наряду с общими признаками конституционному праву Украины присущи и специальные признаки, характеризующие особенности и специфику этой отрасли права:

1. Конституционный право Украины относится к отраслям публичного права, поскольку предмет правового регулирования этой отрасли права связан с публичным осуществлением власти народа, государства и территориальных ной общини.

2. Конституционные право Украины имеет предметом правового регулирования наиболее важные общественные отношения в политической и других сферах общественного и государственного строя. Эти отношения связаны с основами общ пильного и государственного строя; правовым статусом человека; формами непосредственной демократии: организацией и деятельностью органов государственной власти; основами местного самоуправления; правовой охраной. Констит уции Украины; национальной безопасностью и обороной Украины тощщо.

3 конституционного право Украины имеет свой метод правового регулирования, т.е. совокупность приемов и способов юридического воздействия на общественные отношения, которые являются предметом данной отрасли права. Современному конституц ции праву Украины присущи как императивные, так и диспозитивные методы правового воздействия на важнейшие политические, экономические, социальные и культурные (духовные) общественные отношения. Хотя императивно-в готов метод остается доминирующим в конституционном праве, но в последнее время возрастает и роль диспозитивных методедів.

4. Конституционное право Украины имеет достаточно разветвленную систему. Эта система представлена ??такими элементами, как естественное и позитивное право; материальное и процессуальное право, общая и особенная часть тощ что. Но традиционными элементами системы конституционного права остаются институты и нормы конституционного права. При этом отдельные основные институты конституционного права на сегодня получили свойств и подотраслей права — гуманитарное право, избирательное право, парламентское право, конституционное процессуальное право тощтощо.

5. Для конституционного права Украины характерна особая система отраслевых источников права. Основной источник конституционного права Украины -. Конституция Украины 1996 г — является одновременно главным источником всей системы национального права и выступает приоритетной ценностью правовой системы Украины в целомлом.

6. Функции конституционного права Украины, то есть основные направления и виды его воздействия на общественные отношения распространяются на все или большинство сфер общественной и государственной жизни Украины — политическую, эко ономичну, социальную, культурную (духовную, идеологическую), внешнеполитическую и другие тесно связанные с ними сфери.

7. Для конституционного права Украины характерно широкий круг субъектов соответствующих отраслевых правоотношений. Фактически участниками конституционно-правовых отношений являются почти все субъекты национального права. Ал ле главным, приоритетным субъектом конституционного права является народ Украины, что в конце и определяет сущность этой отрасли права: конституционное право Украины — это, прежде всего, право украинской народоду.

8. Конституционное право Украины предусматривает особый вид общественных отношений, связанных с юридической ответственностью за нарушение конституционно-правовых норм. Кроме отраслевой конституционно-правовой от дповидальности, нарушение норм конституционного права Украины влечет наступление иных видов публично-правовой ответственности — уголовной, административной и дисциплинарнойої.

9 конституционных право Украины имеет исключительно важное значение для национальной системы права и правовой системы Украины в целом. Эта отрасль права выступает стержнем национальной системы права, а так система права является главным элементом правовой системы, то можно утверждать, что конституционное право одновременно является и важнейшей составной частью правовой системы Украинни.

10. Конституционное право Украины играет очень важную роль в обществе и государстве, выступая одновременно как общепризнанной ценностью (благом) так и средством познания действительности. В отличие е ид других отраслей права, положения норм этой отрасли права, конституционно-правовые исследования и конституционная образование важны для каждого человека, независимо от его политических, религиозных и других пере убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства и других признаков. К тому же на сегодня конституционное право Украины выступает одним из основных факторов консолидации гражданского общества и развития демократического, социального, правового государстважави.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Понятие, предмет и методы конституционного права

Понятие конституционного права

Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т. е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки. Вначале остановимся на понятии «конституционное право» как отрасли российского права.

Конституционное право России как отрасль права — составная часть национальной правовой системы нашей страны, совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняют и защищают права и свободы человека и учреждают в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе функционального разделения.

Главная задача и смысл конституционного права России — найти баланс свободы народа и власти государства.

Конституционное право регулирует фундамент отношений, складывающихся в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества. К его предмету относятся те отношения, которые можно называть базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер.

Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений. В сфере отношений человека (общества) и государства он связан с охраной прав и свобод человека; в сфере властеотношений — с устройством государства и государственной власти.

Баланс этих отношений обеспечивается принципами, выражающими качественную определенность, формы организации и функционирования государства и общества, а также механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества. Именно такого рода общественные отношения составляют предмет конституционного права. В Конституции РФ оформление в качестве составляющих предмета конституционного права получили важнейшие общественные отношения, складывающиеся по поводу основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, учреждения и функционирования государственного механизма, местного самоуправления.

Следовательно, конституционное право России — ведущая отрасль национального права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы.

Во-вторых, конституционное право — это наука. С одной стороны, она изучает конституционное право определенной страны (в данном случае — России), а с другой — является частью международной науки, которая обогащается теорией и практикой различных стран (в том числе России). Наука — это не система норм, а научные представления о действующем конституционном праве, его истории, теории; выводы, гипотезы. Они отражены в различных книгах, статьях, научных докладах, приобретают заостренную форму в научных дискуссиях. Источниками науки являются также нормативные акты (например, в Конституции РФ содержится официальное доктринальное положение о человеке как высшей ценности, определяющее суть правового регулирования), официальные документы (послания Президента РФ парламенту), конституционно-правовая практика (решения Конституционного Суда РФ, а также особые мнения его судей). В России развивается наука о конституционном праве как таковом (иногда его называют «общее конституционное право», иногда — «сравнительное конституционное право»), совершенствуются знания о конституционном праве зарубежных стран и о российском конституционном праве.

В-третьих, российское конституционное право — это учебная дисциплина. Студенты и другие обучающиеся изучают основы действующего конституционного права, основы науки о нем, конституционно-правовую практику.

Предмет конституционного права

Понятие «конституционное право» многозначно. Это и отрасль права, и наука, и учебная дисциплина. Являясь отраслью публичного права, конституционное право занимает особое место в системе российского права, что определяется его предметом и содержанием.

Предметом конституционного права, как и любой отрасли права, являются общественные отношения. Конституция закрепляет и регулирует наиболее важные отношения во всех сферах жизни общества и государства. Следовательно, конституционные отношения — это наиболее значимые отношения, которые определяют природу государства и общества.

Объект конституционных отношений — предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Вопрос о предмете конституционного права, о пределах конституционного регулирования был и остается дискуссионным. В отечественной юридической науке есть два подхода к определению предмета конституционного права, т. е. круга общественных отношений, регулируемых конституционным правом. Согласно первому подходу (он является преобладающим) предмет конституционного права определяется весьма широко, в его содержание включаются установления как конституции, так и законов и подзаконных нормативных актов, конкретизирующих и развивающих конституционные положения. При таком подходе предмет конституционного права неоправданно расширяется, а значение конституционных установлений принижается, по существу, они низводятся до норм текущего (отраслевого) законодательства.

Второй подход нацелен на сужение предмета конституционного прав, определяемого в основном предметом и содержанием конституции как особого нормативного правового акта. Такой подход к определению предмета конституционного права является более предпочтительным. Он обусловлен современной тенденцией формирования системы российского права, появлением, в частности, в публичном праве новых отраслей права.

Конституция есть результат общественного развития. В своем историческом развитии ее содержание претерпело существенные изменения, связанные с динамикой общественных отношений. Можно выделить следующие основные этапы эволюции содержания конституций, или ее поколений.

Первое поколение — с конца XVIII в. до Первой мировой войны; второе — между Первой и Второй мировыми войнами; третье — с 1945 г. до конца 1980-х гг.; четвертое — с начала 1990-х гг. по настоящее время.

См.также: История конституции

В современном мире конституции национальных суверенных государств при всем разнообразии их содержания регулируют следующие группы общественных отношений:

  • учреждение и оформление государства как суверена на своей территории и в мировом сообществе;
  • признание народовластия, форм его осуществления, принципов организации и деятельности правового государства, форм правления и государственного устройства;
  • формирование основ функционирования гражданского общества, статуса его институтов (партий, общественных объединений, церкви, СМИ и др.);
  • провозглашение и гарантирование, осуществление, охрана и защита основных прав, свобод и обязанностей личности;
  • установление условий участия государства в международных отношениях, принципов внешней политики, взаимоотношение международного и внутригосударственного (национального) права.

Регулирование указанных групп общественных отношений и определяет предмет конституционного права. В то же время простое их перечисление не раскрывает особенности предмета конституционного права. Для общественных отношений, входящих в предмет регулирования конституционного права, характерно то, что они являются существенными, коренными, основополагающими во взаимоотношениях общества, государства и личности. Именно они находят либо исчерпывающее регулирование в самой конституции, либо конституционные установления составляют основу (базу) для последующего их регулирования в текущем (отраслевом) законодательстве.

Однако это не исключает того, что предметом конституционного регулирования могут быть отношения, не являющиеся существенными, основополагающими (можно сказать, что это «случайный» элемент в содержании конституции). Включение этих отношений в предмет регулирования конституционного права осуществляется по воле государства, придает им конституционную форму, но не превращает их в основополагающие по своей социальной природе.

Таким образом, предметом конституционного права Российской Федерации являются коренные, основополагающие общественные отношения, охватывающие публичную самоидентификацию народа и общества, учреждение суверенного государства, принципы организации и функционирования государственной власти во взаимосвязи с местным самоуправлением, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина и иные существенные основы взаимоотношений личности, общества и государства.

Предмет конституционного права расширяется в федеративных государствах. В отечественной литературе высказано мнение о существовании конституционно-уставного права субъектов РФ, занимающего в нем далеко не «периферийное положение». Рациональное зерно в суждениях о конституционно-уставном праве субъекта РФ заключается в том, что в них не игнорируются конституции и уставы субъектов РФ как учредительные акты, которые конкретизируют и дополняют единое конституционное пространство в Российской Федерации. Конституционно-уставное право наряду с общими чертами в каждом субъекте РФ имеет специфические особенности. В целом конституционно-уставное право субъектов РФ обогащает предмет и содержание единого конституционного права Российской Федерации.

Методы конституционного права

Методы конституционного права — совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования.

Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.

В конституционном праве РФ преобладают императивные методы, предписывающие поступать только определенным образом (например, представление лица на должность Генерального прокурора осуществляется только Президентом РФ). Императивные методы осуществляются в различных формах:

  • управомонения (наделение органов государства определенными полномочиями для выполнения их задач);
  • субординации (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту РФ);
  • обязывания (Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении Государственной Думой двух вотумов недоверия в течение трех месяцев);
  • требования (необходим 21-летний возраст для кандидатов в депутаты Государственной Думы);
  • запрещения (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций);
  • санкции вплоть до репрессий (законодательство о контртеррористических операциях).

Диспозитивные методы, оставляющие выбор поведения на усмотрение субъектов конституционно-правовых отношений (например, Президент РФ может принять отставку Правительства РФ, а может и не принимать), методы координации, согласования (например, согласительные процедуры, осуществляемые Президентом РФ при разрешении спора между субъектами Федерации) в конституционном праве не относятся к числу основных (диспозитивные методы являются основными, например, в гражданском праве).

Характеристика методов конституционного права

Характеристика методов, способов воздействия конституционного права на общественные отношения в отечественной научной литературе крайне скупа. Чаще всего данный вопрос ограничивается описанием конституционных норм, устанавливаемых ими прав, запретов, обязанностей и особенностей их воздействия на участников общественных отношений. Такой подход явно неэффективен.

Методы конституционного права как отрасли публичного права не могут быть отделены от методов политико-государственного руководства обществом. Основным, ведущим методом воздействия конституционного права на общественные отношения является метод учреждения (установления), т. е. метод позитивного провозглашения, утверждения конституционных ценностей. Данный метод характеризуется тем, что учреждаемые конституционные установления обладают непререкаемостью, верховенством и высшей юридической силой, действуют постоянно.

Метод конституционного учреждения (установления) подкрепляется действием таких методов государственного руководства обществом, как убеждение, поощрение и принуждение.

Ведущим методом воздействия конституционного права на поведение субъектов общественных отношений является метод убеждения. Это обусловлено тем, что конституция по своему содержанию выражает компромисс тех общественных сил, которые участвовали в ее разработке и принятии. Легитимность конституции есть гарантия эффективности методов убеждения в действии и реализации конституции и по правилам конституции. В современном российском праве все острее встает вопрос о воспитании уважения к конституции, об отношении к ней как высшей правовой ценности, воплощающей государственную идеологию, национальную идею общественного согласия.

В воздействии конституционного права на общественные отношения метод убеждения дополняется методом поощрения (стимулирования). Этой цели служат предоставление дополнительных превенций, субсидий, льгот, поощрений и наград для субъектов конституционного права.

Методом воздействия конституционного права на общественные отношения служит и метод принуждения. Государство охраняет и защищает действие и реализацию конституции, в том числе и принудительными мерами. Примером действия метода принуждения может служить институт конституционной и конституционно-правовой ответственности органов публичной власти, высших должностных лиц за нарушение Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, за неисполнение решений судов, основанных на положениях Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ.

Конституционное право, как и любая иная отрасль права, воздействует на общественные отношения присущими ему правовыми способами, зависящими от содержания видов конституционно-правовых установлений (положений), от мер их обеспечения (гарантирования), охраны и защиты.

Конституционные установления (положения) как нормативно-правовые средства регулирования поведения субъектов общественных отношений не исчерпываются конституционными принципами и нормами. Нормативно-правовой инструментарий в конституционном праве намного богаче. Наряду с конституционными принципами и конституционными нормами он включает нормативно закрепленные цели, задачи, легальные определения, презумпции, фикции, преюдиции, символы, конструкции. Все указанные конституционные установления составляют систему, что позволяет регулировать общественные отношения в многообразном измерении. При этом, естественно, они имеют собственную специфику воздействия на общественные отношения.

К конституционным способам воздействия на поведение субъектов общественных отношений следует отнести установление статусов физических и юридических лиц, общественных объединений, компетенции органов публичной власти и должностных лиц, средств их обеспечения (гарантирования), охраны и защиты.

В реализации статусов субъектов конституционного права используются способы дозволения, обязывания и запрещения.

Дозволительные предписания разрешают субъекту конституционного права действовать по своему усмотрению. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ «по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе».

Запрещающие предписания не дозволяют субъектам конституционного права осуществлять определенные действия. В ч. 5 ст. 13 Конституции РФ закреплено: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Обязывающие предписания регламентируют обязанность осуществлять определенные действия. Как записано в ст. 58 Конституции РФ, «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Использование методов и способов воздействия конституции и конституционного права в целом на общественные отношения есть сознательный, творческий процесс, направленный на оптимальное их сочетание в целях повышения эффективности действия и поведения субъектов конституционно-правовых отношений. Такое сочетание в конечном счете объективно обусловлено природой и характером предмета правового регулирования, системой складывающихся разнообразных общественных отношений, теми целями и задачами, которые стоят перед гражданским обществом и правовым государством в конкретный исторический период их функционирования и развития в контексте достижений мирового общественного прогресса.

1. . Конституционное право как отрасль российского права: понятие, предмет

Конституционное право– одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Так, предметом трудового права являются трудовые отношения, финансового права – финансовые отношения, гражданского права – имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя РФ, основы правового статуса личности ,федеративное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления.

— основы конституционного устройства (строя)

— права и свободы человека и гражданина

— организацию (систему) органов гос. вл-ти и органов местного самоуправления.

общества и которые составляют его сущность как целостной системы.

Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Именно эти отношения и являются исходными для всех остальных общественных отношений между людьми, определяют положение человека в любых его общественно значимых связях. Конституционные нормы, регулирующие эти отношения, закреплены в гл. 2 Конституции Российской Федерации. Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения, на которые воздействуют нормы данной отрасли. Предмет отрасли конституционного права составляют следующие сферы общест­венных отношений: ≈ основы конституционного строя России (в которых выражается каче­ственная характеристика государства — суверенитет народа и формы его осуществле­ния, принципы государственного устройства и разделение властей, социальный и свет­ский характер государства, идеологическое многообразие, подчинение государствен­ной и общественной жизни конституции и законам); ≈ взаимоотношения между государством и личностью (основные права и обязанности личности, определяющие правовые основы статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан на террито­рии России, права и свободы человека и гражданина и гарантии их реализации, правовое положение общественных объединений); ≈ территориальное устройство государства и федера­тивные отношения (федеративное устройство России, состав и компетенция её субъектов, исключительная компетенция федерации и предметы совместного ведения федерации и субъектов фе­дерации, верховенство федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.); ≈ организация и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления: Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федера­ции, органов судебной власти, представительных и исполнительных органов государ­ственной власти субъектов Федерации, системы местного самоуправления. ≈ основы государственной политики в различных обла­стях общественной жизни (экономика, право, образование, наука, культура, здравоохранение, международные отношения, оборона, безопасность и др.). Предмет конституционного права по сравнению с другими отраслями имеет свои особенности. Во-первых, он охватывает общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, ду­ховной и др., в то время как предмет других отраслей составляют общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Во-вторых, к его предмету относятся только те отноше­ния, которые являются основополагающими, базовыми в каждой из указанной сфер. Поэто­му конституционное право выступает ведущей базовой отраслью системы права России.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, спосо­бов воздействия на общественные отношения, входящие в предмет отрасли. Основным способом воздействия государства на общественные отношения, состав­ляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государст­венно-властными полномочиями и возложение на другую сторону (стороны) отношений обязанности подчиняться велениям стороны, наделенной этими полномочиями. Другим способом правового регулирования отрасли конституционного права является установление конкретных правомочий и обязанностей участников общественных отношений, например, отношений, связанных с организацией и проведением выборов, деятельностью депутатов, реализацией компетенции государственными органами и др. Особенностью метода конституционного права выступает закрепление в Конститу­ции моральных принципов, категорий, общественных идеалов и т.п., которое придает ре­гулированию политико-правовой характер. Конституционное право использует также такие способы воздействия на участни­ков общественных отношений, как: » дозволение («каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации»); » запрет («никто не может быть принужден к выра­жению своих мнений»); » обязывание («каждый обязан платить законно уста­новленные налоги и сборы»); » управомочивание («Президент Российской Федера­ции представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях»); » установление («наименования Российская Федерация и Россия равнозначны» или уста­новление равенства сторон в отношениях); » провозглашение или декларация («Российская Фе­дерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»).

3. Конституционно-правовые нормы — это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что такие нормы имеют: а) черты, общие для всех социальных норм; б) признаки, общие для всех правовых норм, отличающих их от иных социальных норм (морали, традиций, обычаев и др.); в) признаки, отличающие конституционно-правовые нормы от норм иных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, финансового, трудового и т.д.).

К признакам, характеризующим конституционно-правовые нормы как правовые нормы, имеющие черты, общие для всех социальных норм можно отнести:

1) нормы конституционного права — это продукт правотворческой деятельности государства;

2) конституционно-правовые нормы — это государственно-властные предписания;

3) конституционно-правовые нормы являются формально-определенными, т.е. выраженными в письменной форме;

4) конституционно-правовые нормы имеют обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами и органами государства;

5) конституционно-правовые нормы — это правила общего характера. Они обращены ко всем без исключения гражданам России, а некоторые из них — также к иностранцам и лицам без гражданства. Таковыми в Конституции Российской Федерации являются ст. 2, закрепляющая, что человек, его права и свободы «являются высшей ценностью» и что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина» — обязанность государства; ст. 3 (ч. 4), предупреждающая, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону; ст. 54, провозглашающая, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением»;

6) конституционно-правовым нормам присуща их неперсонофицированность. То есть они адресованы не конкретным субъектам, а всем субъектам права либо отдельным категориям (видам) субъектов;

7) конституционные нормы имеют поведенческий характер, поскольку с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение, свою деятельность любые социальные субъекты;

8) конституционно-правовые нормы обеспечены в процессе их реализации силой государственного принуждения. Однако судебные и несудебные механизмы государственного принуждения специфичны в сравнении с механизмами принуждения, применяемыми для защиты иных отраслевых норм. Так, конституционная ответственность (за нарушения норм конституционного права как отрасли права) наступает, прежде всего, перед источником наделения властными полномочиями;

9) еще одним свойством конституционных норм является их системность. Системность означает, что все конституционно-правовые нормы органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой. Системность предполагает также, что конституционно-правовое регулирование осуществляется комплексно, посредством конституционно-правовых институтов.

Конституционно-правовые нормы также обладают общими чертами, как и другие нормы права. В частности они:

1. отражают наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отношения;

2. представляют собой модель регулируемых общественных отношений;

3. отражают и закрепляют типичность социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости;

4. обладают общеобязательным характером.

Вместе с тем, конституционно-правовые нормы обладают и специфичными чертами, отличающими их от других норм.

Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, раскрывая специфические черты конституционно-правовых норм, указывают следующие их отличия[1]:

1) содержание, зависящее от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

2) источники, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, — в Конституции РФ;

3) своеобразие видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4) учредительный характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5) особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

6) специфический характер субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

7) особенности структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, — гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция.

4. Конституционно-правовая норма — установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления.

Классификация конституционно-правовых норм.

Оснований классификации конституционно-правовых норм несколько:

I. По объекту правового регулирования, или содержанию:

а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;

б) закрепляющие статус человека и гражданина;

в) федеративное устройство России;

г) закрепляющие и регулирующие систему и организацию деятельности органов государственной власти.

II. По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:

а) нормы, содержащиеся в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой;

б) нормы, содержащиеся в федеральных конституционных и федеральных законах;

в) нормы, содержащиеся в иных нормативных правовых актах.

III. По характеру содержащихся правовых предписаний:

а) управомачивающие, т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий;

б) обязывающие — нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ — каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);

в) запрещающие — конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ — не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).

IY. По территории действия:

а) федеральные конституционно-правовые нормы;

б) правовые нормы субъектов РФ.

Y. По степени определенности содержащихся правовых предписаний:

а) императивные — нормы, не опускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ — предметы ведения РФ);

б) диспозитивные — нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий и обстоятельств;

YI. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

б) процессуальные (процедурные).

YII. По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:

а) общие — неопределенный круг лиц;

б) специальные — определенный круг лиц.

5. Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права. В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст. 117 Конституции: «Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ». Но наличие этой нормы еще не порождает никаких конкретных правоотношений. Не порождает никаких правоотношений наличие потенциальных субъектов этих отношений: Правительства и Президента РФ. Таким образом, структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

субъекты (число которых не может быть менее двух);

Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конститу­ционного права, то не все его нормы способны породить право­отношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через кон­кретные правоотношения, а путем психологического воздейст­вия на людей и провозглашения самых общих правил и прин­ципов, которые влияют на создание конкретных норм.

Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкрет­ного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как императивное указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отноше­нию к власти, и в этом — высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.

Смотрите еще:

  • Формы и системы оплаты труда рк Оплата труда: виды, формы, порядок начисления - Бухгалтерский учет (Кабкова Е.) Различают следующие виды оплаты труда. 1. Основная заработная плата. В состав основной заработной платы […]
  • Статья 691 коап рф комментарии Статья 691 коап рф комментарии Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры […]
  • Ст 332 гпк комментарии Ст 332 гпк комментарии Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, […]
  • Практика ст 220 гпк рф Практика ст 220 гпк рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, […]
  • Ст 60 гпк рф Ст 60 гпк рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ […]
  • Воинская часть на новой земле Новая земля: уникальное строительство среди вечной мерзлоты В Арктике Министерство обороны развернуло масштабное строительство, которое не велось со времен Советского Союза. Глава […]
  • Покупка дома в краснодарском крае Особенности покупки домов и участков в Краснодарском крае Купля-продажа жилого дома в Краснодарском крае Недвижимость в Краснодарском крае — полезное вложение и выгодная и интересная […]
  • Адвокат работа временная Адвокат в Киеве за 30 дней За 30 дней За 14 дней За 7 дней За 1 день Адвокат в адвокатское объединение , дополнительно в Компании работает система мотивации "> 14000 грн * Полная […]

Комментарии запрещены.