П3 ст 391 нк рф

Земельный налог. Кадастровая оценка недвижимости с учетом изменений с 1 января 2017 года (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 14.11.2016

Любой налог считается установленным, когда определены его плательщики и элементы налогообложения: объект; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления и сроки уплаты. Рассмотрим актуальные вопросы определения налоговой базы по земельному налогу, в том числе в случаях, если нет кадастровой стоимости или она не доведена до сведения налогоплательщика.

Основные положения

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. В отношении региональных и местных налогов налоговая база и порядок ее определения устанавливаются НК РФ (ст. 53).
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость устанавливается на основании Земельного кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее — Земельный кодекс РФ).
В отношении каждого земельного участка налоговая база определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). Напомним, что согласно п. 1 ст. 393 налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
На основании ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 135-ФЗ) кадастровая стоимость — это стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или рассмотрения споров о результате определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, которые предусмотрены ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ при определении рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости этого участка.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных ст. 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ.
Вопрос о применении для целей исчисления земельного налога кадастровой стоимости участка, установленной решением суда, был рассмотрен ФНС России в Письме от 26.10.2015 N СА-4-7/[email protected]: отсутствие в гл. 31 НК РФ нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка (установлении ее равной рыночной стоимости на основании решения суда), не препятствует налогоплательщику исчислять налог из новой кадастровой стоимости после вступления решения суда в законную силу. Указанная правовая позиция отражена в Определении ВС РФ от 14.09.2015 N 310-КГ15-10468 и согласуется с мнением ВАС РФ, изложенным в Постановлении от 06.11.2012 N 7701/12.
Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых и существующих земельных участков утверждены Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее — Методические указания N 222). Данный документ используется в следующих случаях:
— образования нового земельного участка;
— изменения площади земельного участка;
— изменения вида разрешенного использования земельного участка;
— перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
— включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Кадастровая стоимость земельных участков в перечисленных случаях определяется Росреестром либо на основании решения данного органа — подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков изложен в разд. II Методических указаний N 222.

Определение периода применения кадастровой стоимости

Рассматривая вопрос о кадастровой стоимости земельных участков, хотелось бы обратить внимание на Письмо Минфина России от 19.12.2012 N 03-05-05-02/123, в котором указано, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 165-О-О правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, используемого для целей налогообложения. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в которой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
На основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. При этом в указанном Письме отмечено, что положения, предусмотренные ст. 5 НК РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Исходя из положений упомянутого Определения Конституционного Суда РФ нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, согласно прямому указанию в п. 5 ст. 5 НК РФ, действуют во времени по правилам, предусмотренным данной статьей для актов законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, по мнению Минфина России, при утверждении органом исполнительной власти субъектов РФ новых результатов государственной оценки земель в нормативном акте, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в случае, если улучшается положение налогоплательщика. Аналогичное мнение содержится и в Письме Минфина России от 18.12.2012 N 03-05-04-02/105.
Следует также обратить внимание на Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Омскшина». В данном судебном разбирательстве налогоплательщик оспаривал конституционность положения п. 1 ст. 5 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей (абз. 1), и ст. 391 НК РФ, регулирующей порядок определения налоговой базы по земельному налогу.
Основанием для жалобы стало то, что налоговая инспекция отказала налогоплательщику в праве уменьшить сумму земельного налога и определить налоговые обязательства по данному налогу в ином (меньшем) размере. При этом инспекция руководствовалась данными о кадастровой стоимости, содержавшимися в новом нормативном правовом акте, опубликованном в декабре, в то время как налогоплательщик, не использовавший при исчислении земельного налога новые показатели кадастровой стоимости земельных участков, исходил из того, что для целей определения налоговой базы по земельному налогу эти показатели, в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ, на начало налогового периода не вступили в силу и подлежали применению лишь с 1 января года, следующего за годом, в котором истек месяц с даты опубликования названного правового акта.
Оценивая нормативное содержание абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что это законоположение предполагает вступление в силу акта законодательства о налогах по крайней мере не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (Определение КС РФ от 08.04.2003 N 159-О); оговорка «по крайней мере» не означает отсутствия и необязательности соблюдения иных условий вступления в силу указанных актов (Определение КС РФ от 17.11.2011 N 1571-О-О). Следовательно, оспариваемая норма не может препятствовать судам применять при рассмотрении конкретных дел положения ст. 5 НК РФ в более благоприятном для налогоплательщиков смысле.
Из взаимосвязанных положений ст. ст. 1, 2, 6 (ч. 2), 8, 17 (ч. 1), 18, 19, 34, 35, 55 (ч. 3) и 57 Конституции РФ, рассматриваемых в единстве с правовыми позициями КС РФ по вопросам действия во времени нормативных правовых актов, влияющих на определение налоговой базы по земельному налогу, следует, что нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании ст. 5 НК РФ. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
В связи с этим в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О Конституционный Суд РФ пришел к выводу об отсутствии неопределенности в вопросе о соответствии Конституции РФ положений п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ, находящихся во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ, в той части, в какой на их основании в правоприменительной практике решается вопрос о распространении на нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, направленные на регулирование кадастровой стоимости земельных участков, особого порядка вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Изложенная правовая позиция Конституционного Суда РФ относительно смысла соответствующих законоположений сохраняет свою силу и является общеобязательной.
Следовательно, оспариваемые налогоплательщиком законоположения не могут истолковываться и использоваться в правоприменительной практике, включая практику арбитражных судов, без учета приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, как того требуют взаимосвязанные положения ст. 6 и ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Таким образом, положения п. 1 ст. 5 и ст. 391 НК РФ не противоречат Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который в НК РФ определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Иное означало бы нарушение прав налогоплательщиков, закрепленных в ст. ст. 8 (ч. 1), 34 (ч. 1), 57 Конституции РФ.
Согласно п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации самостоятельно определяют налоговую базу на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах) и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что для определения налоговой базы по земельному налогу налогоплательщики прежде всего обязаны установить, являются ли данные земельные участки объектом налогообложения. Уместно напомнить, что согласно ст. 389 НК РФ указанным объектом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения земельные участки, перечень которых приведен в п. 2 ст. 389 НК РФ.

Государственная кадастровая оценка

Если земельные участки признаются объектом налогообложения, то их кадастровая стоимость определяется в соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ, согласно которому для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится согласно законодательству РФ об оценочной деятельности.
Государственная кадастровая оценка — это совокупность действий, включающих (ст. 24.11 Федерального закона N 135-ФЗ):
— принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
— формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
— отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;
— определение кадастровой стоимости и составление отчета об этом;
— утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
— внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости этого участка, что определено п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены в Постановлении Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (далее — Правила N 316).
В соответствии с п. 1 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель проводится Росреестром и его территориальными органами, что следует из п. п. 3, 4 Указа Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии». Для проведения указанных работ также могут привлекаться оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.
Кадастровая оценка осуществляется для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. п. 2, 3 и 4 Правил N 316).
Обратите внимание! Согласно ст. 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Таким образом, в Федеральном законе N 135-ФЗ отсутствуют требования о необходимости проведения государственной кадастровой оценки земель не реже одного раза в 5 лет. При этом следует напомнить, что до 15 июля 2016 г. в ст. 24.12 указанного Закона содержалось положение о том, что государственная кадастровая оценка проводится не реже чем один раз в течение 5 лет. Однако в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» это требование было исключено.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории (п. 8 Правил N 316).
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Обратите внимание! Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров (п. 9 Правил N 316).
Органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил N 316). По этим результатам сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 НК РФ). В настоящее время такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» (далее — Постановление N 52).
Согласно п. 1 Постановления N 52 территориальные органы Росреестра обязаны бесплатно предоставлять плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков по письменному заявлению налогоплательщика в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон N 221-ФЗ).
Обратите внимание! С 1 января 2017 г. на основании Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» гл. 2 «Ведение государственного кадастра недвижимости», в том числе ст. 14, и гл. 3 «Порядок кадастрового учета» Федерального закона N 221-ФЗ утратят силу. С указанной даты начнет действовать Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который будет регулировать отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, которое подлежит такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в данном Реестре.
В соответствии с п. 2 Постановления N 52 сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения должны размещаться на официальном сайте Росреестра в сети Интернет. Как отмечено в Письме Минфина России от 15.08.2013 N 03-05-05-02/33366, информация о кадастровой стоимости земельного участка, размещенная на официальном сайте Росреестра в сети Интернет, может применяться организацией при исчислении земельного налога.
Следовательно, налогоплательщики-организации обязаны самостоятельно обеспечивать себя сведениями о кадастровой стоимости земельных участков посредством получения таких сведений через сеть Интернет либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Росреестра о предоставлении такой информации.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам (далее — запросы о предоставлении сведений) любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет, единый портал государственных и муниципальных услуг, а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, использованием иных технических средств связи посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
Что касается кредитных и страховых организаций, то сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, необходимые этим организациям для осуществления банковских операций и страхования, они запрашивают и получают в органе кадастрового учета только в электронной форме посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, или иных технических средств связи.
На основании п. 8 ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, за исключением тех, которые предоставляются в виде кадастровых планов территорий, должны предоставляться в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено Федеральным законом N 221-ФЗ. Срок предоставления запрашиваемых сведений в виде кадастровых планов территорий не может превышать 15 рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса.
Если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в государственном кадастре недвижимости такие сведения отсутствуют, орган кадастрового учета в срок, предусмотренный п. 8 ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ, выдает (направляет) обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений. Если в запросе имеется указание о получении (выдаче) сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, через многофункциональный центр, орган кадастрового учета обязан передать в указанный центр подготовленный в установленный срок документ, содержащий запрашиваемые сведения, либо обоснованное решение об отказе в предоставлении таких сведений, либо уведомление об отсутствии запрашиваемых сведений в государственном кадастре недвижимости. Решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжаловано в судебном порядке (п. п. 9, 10 ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ).
Конституционный Суд РФ в Определении от 03.07.2014 N 1555-О, анализируя вопросы кадастровой оценки, отметил, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель. Однако при этом Конституционный Суд РФ, ссылаясь в том числе на положения Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», указал, что государственная кадастровая оценка земель не лишена экономических оснований и установление кадастровой стоимости, равной рыночной, не опровергает предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

Новации Закона о государственной кадастровой оценке

Обратите внимание! С 1 января 2017 г. вступит в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее — Закон N 237-ФЗ), согласно ст. 24 которого устанавливается переходный период для применения данного Закона с 1 января 2017 г. до 1 января 2020 г. В течение этого периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии как с Законом N 237-ФЗ, так и с Законом N 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных Федеральными законами. Решение о дате перехода к осуществлению государственной кадастровой оценки, согласно Закону N 237-ФЗ, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. При этом указанные органы вправе принять решение о выборе вида объектов недвижимости, категории земель, государственная кадастровая оценка которых в переходный период проводится в соответствии с Законом N 237-ФЗ. Если государственная кадастровая оценка начата до 1 января 2017 г., то она проводится в соответствии с Законом N 135-ФЗ и должна быть завершена до 1 января 2020 г. (п. 5 ст. 24 Закона N 237-ФЗ).
В ст. 20 Закона N 360-ФЗ предусмотрено, что в отношении договоров на проведение работ по определению кадастровой стоимости, заключенных до дня вступления в силу Закона N 360-ФЗ (до 15.07.2016), подлежат применению ст. ст. 24.15 и 24.17 Закона N 135-ФЗ до исполнения соответствующих обязательств сторонами таких договоров.
По мнению Минэкономразвития России, изложенному в Письме от 25.01.2011 N Д06-428, признание результатом кадастровой оценки исключительно результата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является нецелесообразным. В данном Письме также отмечено, что положения Земельного кодекса РФ направлены на регулирование земельных отношений, в то время как в Законе N 135-ФЗ установлены правовые основы регулирования оценочной деятельности, в том числе в области государственной кадастровой оценки.
Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
В Письме Минфина России от 17.09.2013 N 03-05-06-02/38455 указано, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки земель, является Минэкономразвития России. Поэтому вопросы, связанные с определением размера кадастровой стоимости земельного участка, находятся в компетенции данного министерства.
Согласно п. 1 Правил N 316 организация государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Обратите внимание! Согласно п. 2 ст. 19 Закона N 360-ФЗ в случае, если после 1 января 2014 г. кадастровая стоимость объектов недвижимости определена в соответствии со ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ без использования результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 г. или на 1 января года, в котором впервые начала использоваться для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, кадастровая стоимость подлежит пересчету до 1 января 2017 г. с использованием результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 г. или на 1 января года, в котором впервые начала применяться для целей налогообложения кадастровая стоимость.
Что касается кадастровой стоимости, определяемой в соответствии со ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ после 1 января 2017 г., то она устанавливается с использованием результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 г. или на 1 января года, в котором впервые начала использоваться для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.
Пунктом 13 ст. 14 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, форма которой утверждена Приказом Минэкономразвития России от 01.10.2013 N 566, предоставляется бесплатно по запросам любых лиц.
Кадастровая справка оформляется на одном вертикально расположенном листе формата А4 и заверяется подписью уполномоченного в установленном порядке лица органа кадастрового учета, выдавшего кадастровую справку, и оттиском печати такого органа.
Как отмечалось, согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, наряду с кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляются в виде:
— копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
— кадастровой выписки об объекте недвижимости;
— кадастрового паспорта объекта недвижимости;
— кадастрового плана территории;
— в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Отметим, что сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка отражены в кадастровом паспорте земельного участка и в кадастровой выписке о земельном участке, формы которых содержатся в Приложениях 3 и 4 соответственно к Приказу Минэкономразвития России от 25.08.2014 N 504 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории».
Следует обратить внимание на то, что по вопросу оформления уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений в Письме Минэкономразвития России от 06.08.2010 N Д23-3033 указано следующее: Законом N 221-ФЗ и изданными в его развитие нормативными правовыми актами не установлены требования к форме и содержанию данного документа, в том числе действующим законодательством не предусмотрено указание в уведомлении причин отсутствия в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений.

Статья 391. Порядок определения налоговой базы

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Абзац утратил силу.

4. Для налогоплательщиков — физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

5. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I и II групп инвалидности;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

6. Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 настоящей статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом срок представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

7. Если размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной пунктом 5 настоящей статьи, превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

8. До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Статья 391 НК РФ. Порядок определения налоговой базы

СТ 391 НК РФ.

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2015 г.

4. Для налогоплательщиков — физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

5. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I и II групп инвалидности;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

8) пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

6. Утратил силу с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. N 286-ФЗ

6.1. Уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.

Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет, представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. В случае, если при применении налогового вычета в соответствии с настоящей статьей налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

8. До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Комментарий к Ст. 391 Налогового кодекса

Пункт 1 комментируемой статьи стал предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в результате подачи жалобы обществом.

В жалобе заявитель оспаривает конституционность положения пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 45, 46 (часть 1) и 57, поскольку по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, оно не позволяет пересматривать налоговую базу по земельному налогу путем подачи уточненной налоговой декларации в случае определения судом «законной» кадастровой стоимости земельного участка за предыдущий период.

Определением Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 N 1555-О было отказано в рассмотрении жалобы по нижеприведенным обстоятельствам.

Что касается земельного налога, то его правовое регулирование, носящее комплексный характер и обеспечиваемое актами налогового, а также земельного законодательства, применимого для целей налогообложения, как это следует из ряда решений Конституционного Суда Российской Федерации, должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным лишь с отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, применяемых для целей налогообложения, что недопустимо (Постановление от 2 июля 2013 года N 17-П; Определения от 3 февраля 2010 года N 165-О-О, от 1 марта 2011 года N 280-О-О и т.д.).

Оспариваемое заявителем положение пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации — в системной взаимосвязи с приведенными правилами земельного законодательства и законодательства об оценочной деятельности — также не предполагает установление недостоверной, экономически не обоснованной налоговой базы по земельному налогу. Это законоположение, связывая определение налоговой базы по земельному налогу именно с кадастровой стоимостью соответствующего земельного участка, вместе с тем не лишает налогоплательщика права на установление кадастровой стоимости такого объекта в размере, равном ее рыночной стоимости, так же как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, ему принадлежащего, или ошибки в кадастровых сведениях.

Заявитель усматривает неконституционность оспариваемого им законоположения также в том, что это положение препятствует ему в восстановлении прав плательщика земельного налога, нарушенных установлением кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в размере, превышающем его рыночную стоимость.

Между тем, как следует из материалов, изученных Конституционным Судом Российской Федерации, при рассмотрении дела заявителя судами исследовался вопрос о возможности пересмотра налоговой базы по земельному налогу. Проверка же законности и обоснованности судебных решений, как связанная с исследованием и установлением фактических обстоятельств, включая сопоставление данных кадастровой и рыночной оценки земельного участка, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговый период определяется пунктом 1 статьи 393 НК РФ и признается равным году.

Те проблемы, которые возникают при определении налоговой базы при изменении кадастровой стоимости земельного участка в одном налоговом периоде, мы уже рассмотрели, когда комментировали статью 390 НК РФ.

Пункт 1 комментируемой статьи дополнен абзацам 2 Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», в соответствии с которым в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Абзац 3 пункта 1 комментируемой статьи устанавливает правила определения налоговой базы в отношении тех земельных участков, которые находятся на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга). Данная норма гласит, что налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Заявитель обратился в Конституционный Суд РФ с целью признания положений пункта 1 статьи 5 и положений статьи 391 НК РФ с целью признания их неконституционными. Основанием для обращения в КС РФ послужило решение налогового органа. Инспекция руководствовалась данными о кадастровой стоимости принадлежащих организации земельных участков, содержащимися в Постановлении правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (опубликовано 25 декабря 2007 года), в то время как организация, не применившая при исчислении земельного налога введенные указанным Постановлением новые показатели кадастровой стоимости земельных участков, исходила из того, что для целей исчисления налоговой базы по земельному налогу эти показатели в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации на начало налогового периода не вступили в силу и подлежат применению лишь с 1 января 2009 года.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются положения пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой они служат основанием для решения вопроса о порядке вступления в силу нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливающих кадастровую стоимость земельных участков, применительно к отношениям, связанным с исчислением и уплатой земельного налога.

Конституционный Суд в Постановлении от 02.07.2013 N 17-П указал, что положения пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе Российской Федерации для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Таким образом, КС РФ указал, что нормы статьи 391 НК РФ не противоречат Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» пункт 1 статьи 391 НК РФ дополнен абзацами 4, 5 и 6, которые ввели ряд новых правил в порядке определения налоговой базы по земельному налогу.

Так, абзац 5 пункта 1 комментируемой статьи ввел новое правило, согласно которому изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

При этом в соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ошибкой в государственном кадастре недвижимости является техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Также согласно нововведению изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1 комментируемой статьи.

В пункте 2 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Необходимо заметить, что для применения пункта 2 статьи 391 НК РФ недостаточно только одного того факта, что земельный участок находится в общей собственности.

Для применения указанной нормы необходимо наличие одного из двух условий: налогоплательщики должны являться разными людьми или для налогоплательщиков, в чьей общей собственности находится земельный участок, применяются разные ставки.

Правовой режим общей собственности устанавливается главой 16 ГК РФ.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

На основании пункта 2 указанной статьи имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

В силу пунктов 3 и 4 статьи 244 ГК РФ общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. Общая собственность на делимое имущество возникает в случаях, предусмотренных законом или договором.

Так, в письме Минфина России от 19.02.2014 N 03-05-05-02/6903 рассмотрен вопрос о налогообложении земельным налогом участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования, права на который принадлежат одному налогоплательщику. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.

Пунктом 2 статьи 391 НК РФ определено, что налоговая база по земельному налогу определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Согласно п. 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, для земельных участков в составе земель населенных пунктов, одним из видов разрешенного использования которых является жилая застройка, кадастровая стоимость определяется в соответствии с п. 2.2 данных Методических указаний. При этом в случае, если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость по результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого указанное значение является наибольшим.

Учитывая изложенное, полагаем, что при исчислении земельного налога в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования, права на который принадлежат одному налогоплательщику, применяется одна налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.

Также, например, может возникнуть вопрос о порядке исчисления и уплаты земельного налога индивидуальным предпринимателем, которому принадлежит доля в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, используемый им в предпринимательской деятельности, и о представлении налоговой декларации по земельному налогу. На данный вопрос имеется разъяснение Минфина России.

Так, в письме ФНС России от 23.01.2013 N БС-3-11/177 разъяснено, что в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. По земельным участкам, находящимся в общей совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях (ст. 392 НК РФ). Если индивидуальному предпринимателю принадлежит земельный участок (доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения), используемый (предоставленный для использования) в предпринимательской деятельности, то он обязан в отношении такого земельного участка (доли в праве общей собственности на земельный участок) самостоятельно осуществить исчисление и уплату земельного налога и представить в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу.

Пункт 3 комментируемой статьи определяет порядок определения налоговой базы организациями-налогоплательщиками и физическими лицами — налогоплательщиками, являющимися индивидуальными предпринимателями.

Так абзац 1 пункта 3 статьи 391 НК РФ устанавливает, что организации-налогоплательщики земельного налога самостоятельно определяют налоговую базу на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Обращаем внимание, что абзац 2 пункта 3 комментируемой статьи утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Напомним, что ранее данная норма устанавливала правило, согласно которому налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Пункт 4 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и подлежит применению в отношении налоговых периодов начиная с 2015 года. Так, в соответствии с новой редакцией для налогоплательщиков — физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Пункт 4 статьи 391 определяет порядок определения налоговой базы по земельному налогу физическими лицами — налогоплательщиками.

На основании статьи 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (далее — Закон N 2-ФКЗ), в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее — орган кадастрового учета).

Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Ее деятельность регулируется Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (вместе с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии).

Рассматривая данный вопрос, также необходимо обратиться к пункту 4 статьи 85 НК РФ, который устанавливает, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и о его владельце в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В судебной практике проблем в отношении порядка определения налоговой базы физическим лицом — налогоплательщиком не сложилось.

В письме Минфина России от 11.12.2014 N 03-05-06-02/63868 дополнительно сообщается, что в целях исчисления земельного налога применяется такая кадастровая стоимость земельного участка, которая отражена в государственном кадастре недвижимости.

Одновременно финансовое ведомство отмечает, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки земель, является Минэкономразвития России.

Таким образом, рассмотрение вопросов, связанных с порядком определения размера кадастровой стоимости земельного участка, находится в компетенции Минэкономразвития России.

Пункт 5 комментируемой статьи регулирует вопросы уменьшения налоговой базы по земельному налогу на сумму 10000 рублей на одного плательщика на территории одного муниципального образования или города федерального назначения в отношении того земельного участка, который принадлежит налогоплательщику на праве собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения. Также данная норма определяет категории налогоплательщиков, имеющих право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу на 10000 рублей.

Абзац 1 пункта 5 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Новая редакция дополнена также еще одним городом федерального значения — городом Севастополь.

Первая категория граждан, которые имеют право на уменьшения налоговой базы по земельному налогу на сумму 10000 рублей, — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы.

Правовой статус, права Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы закрепляются в Законе РФ от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (далее — Закон N 4301-1).

В статье 3 данного Закона установлено, что освобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджет в размерах, предусматриваемых налоговым законодательством, другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы.

Подпункт 2 пункта 5 статьи 391 НК РФ действует в редакции Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц». В соответствии с новой редакцией пункт 5 комментируемой статьи распространяется на инвалидов I и II групп инвалидности.

Правила признания граждан инвалидами и установление инвалидности регулируются Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее — Постановление N 95). Данный нормативно-правовой акт также устанавливает условия признания физического лица инвалидом.

На основании Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ) инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Льгота по земельному налогу предоставляется на основании справки об инвалидности.

Подпункт 2 пункта 5 статьи 391 НК РФ устанавливает, что лица, имеющие II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года, имеют право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу в размере установленной суммы. На практике может возникнуть вопрос, имеет ли право на уменьшение налоговой базы со ссылкой на данную норму лицо, имеющее II группу инвалидности, установленную после 1 января 2004 года.

Данный вопрос может быть решен представительным органом муниципального образования или города федерального значения, так как земельный налог является местным и, соответственно, вопросы относительно льгот решаются на местном уровне. Соответственно, представительный орган муниципального образования или города федерального значения может ввести на своей территории право физического лица — налогоплательщика земельного налога, имеющего II группу инвалидности, установленную после 1 января 2004 года, на уменьшение налоговой базы по земельному налогу в размере 10000 рублей.

В письме Минфина России от 15.10.2013 N 03-05-06-02/43026 разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Учитывая изложенное, вопрос о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога лицам, имеющим II группу инвалидности, установленную после 1 января 2004 г., может быть решен представительными органами муниципальных образований, на территории которых располагаются земельные участки, принадлежащие таким лицам.

Также в письме Минфина России от 09.07.2012 N 03-05-06-02/45 разъяснено, что уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Третья категория граждан, имеющих право на уменьшение на не облагаемую налогом сумму в размере 10000, — инвалиды с детства.

Для данной категории граждан льгота по земельному налогу также предоставляется на основании справки об инвалидности.

Правовой статус данной категории граждан — налогоплательщиков земельного налога регулируется ФЗ N 181-ФЗ.

В письме Минфина России от 01.12.2014 N 03-05-06-02/61358 рассмотрен вопрос о возможности освобождения от уплаты земельного налога инвалидов с детства. По данному вопросу Департамент финансового ведомства дал нижеследующее разъяснение.

В соответствии с пунктом 5 статьи 391 НК РФ для категорий налогоплательщиков, указанных в данном пункте, налоговая база при исчислении земельного налога уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

К таким налогоплательщикам, в частности, отнесены инвалиды с детства.

При этом обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 387 НК РФ представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные налоговые льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Учитывая изложенное, для решения вопроса об освобождении от уплаты земельного налога инвалидов с детства следует обращаться в представительный орган муниципального образования, на территории которого располагаются земельные участки, принадлежащие инвалидам с детства.

Следующая категория налогоплательщиков — ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий.

К данной категории налогоплательщиков также применяются положения Закона N 181-ФЗ, Постановления N 95.

Кроме того, данный вопрос урегулирован Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 N 69.

Понятие ветерана ВОВ закреплено в статье 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — Закон N 5-ФЗ), ветеранами ВОВ признаются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов (далее — период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Также данный Закон содержит исчерпывающий перечень лиц, которые относятся к ветеранам ВОВ, и лиц, которые относятся к ветеранам боевых действий (ст. 2 и 3 Закона N 5-ФЗ соответственно).

В письме Минфина России от 25.10.2013 N 03-04-05/45083 разъяснено, что на основании пункта 5 статьи 391 НК РФ ветераны боевых действий имеют право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении одного земельного участка, находящегося в собственности или пожизненном наследуемом владении.

Калужским областным судом было рассмотрено дело по иску о признании права на уменьшение налоговой базы по земельному налогу для такой категории граждан, как несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

Суд в своем Определении от 05.04.2012 по делу N 33-676/2012 указал, что меры социальной поддержки для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьями 14 и 15 Закона N 5-ФЗ. Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан льготы по исчислению земельного налога не предусмотрены.

В удовлетворении иска о признании права на уменьшение налоговой базы отказано, так как среди предоставляемых мер социальной поддержки для такой категории граждан, как несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, а также для инвалидов третьей группы по общему заболеванию льготы по исчислению земельного налога не предусмотрены.

Пятая категория налогоплательщиков земельного налога, имеющих право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей:

Во-первых, физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1) (далее — Закон N 1244-1).

Во-вторых, физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (далее — Закон N 175-ФЗ).

В-третьих, физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее — Закон N 2-ФЗ).

Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и, соответственно, имеющих право на уменьшение налогооблагаемой базы на основании пункта 5 статьи 391 НК РФ, закреплены в статье 13 Закона N 1244-1.

Порядок предоставления мер социальной поддержки данным категориям граждан регулируется соответствующими правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 N 136.

Следующая категория физических лиц — налогоплательщиков земельного налога, имеющих право на уменьшение налогооблагаемой базы, — физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.

Перечень таких лиц закреплен в Постановлении ВС РФ от 27.12.1991 N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».

На основании данного Постановления к гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:

— непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;

— непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

— непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;

— личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;

— непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.

Последняя категория налогоплательщиков — физических лиц земельного налога, которые имеют право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу на необлагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей, — физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

К правовому регулирования статуса данных категорий физических лиц применяются все те выше перечисленные нормативно-правовые акты, которые регулируют правовой статус лиц, закрепленных в подпунктах 5 и 6 пункта 5 статьи 391 НК РФ.

В пункте 6 комментируемой статьи закреплено, что уменьшение налогооблагаемой базы по пункту 5 статьи 391 НК РФ производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Такими документами, например, могут быть справка об инвалидности, удостоверение ветерана ВОВ, удостоверение участника войны, удостоверение инвалида войны, свидетельство ветерана боевых действий о праве на льготы.

В данных удостоверениях делается отметка о праве на льготы.

В абзаце втором пункта 6 статьи 391 НК РФ установлены порядок и сроки предоставления таких документов. При этом срок представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В пункте 7 комментируемой статьи урегулирована ситуация, когда размер не облагаемой земельным налогом суммы превышает размер налоговой базы. При наступлении такого превышения налоговая база по земельному налогу признается равной нулю. Из данного следует, что при кадастровой стоимости земельного участка 10000 рублей налоговая база по земельному налогу является нулевой.

Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» комментируемая статья дополнена пунктом 8.

Согласно нововведению до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Нормативные правовые акты Республики Крым и города федерального значения Севастополя об утверждении нормативной цены земли, принятые и опубликованные до 31 декабря 2014 года, применяются для целей определения налоговой базы по земельному налогу за налоговый период 2015 года.

Смотрите еще:

  • Федеральный закон 38 2006г о рекламе Федеральный закон 38 2006г о рекламе Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское […]
  • Договор визовые услуги Договор визовые услуги ОФОРМЛЕНИЕ ВИЗ ЛЮБЫХ ТИПОВ ПО ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ Оформление шенгенской визыот 45 евро Возможность посещать все страны шенгена Минимальный пакет […]
  • Какие выплаты положены беременным неработающим женщинам в беларуси Детское пособие и пособие по уходу за ребенком в Беларуси: какие выплаты положены родителям Основные моменты о детских пособиях в Беларуси: какие выплаты положены родителям в связи с […]
  • Заявление о вселении в общежитие Заселение в общежитие студентов, зачисленных на 1 курс в ВГТУ Уважаемые студенты и магистранты очной формы обучения, зачисленные на 1 курс и нуждающиеся в предоставлении места в общежитиях […]
  • Договор на программные услуги Договор технической поддержки программного обеспечения Образец договора технической поддержки программного обеспечения. Комментарии и рекомендации по составлению 1. Термины договора на […]
  • Преступления и правонарушения презентация Презентация к уроку на тему: Проступок. Правонарушение. Преступление. В презентации раскрываются понятия: проступок, правонарушение, преступление и их виды. Предварительный […]
  • Форма жалоба на постановление об административном правонарушении Форма жалоба на постановление об административном правонарушении Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве […]
  • Военный комиссариат по республики татарстан Военкоматы Казани: адреса и телефоны На данной странице находятся адреса и контактные телефоны военных комиссариатов в Казани. С помощью данного списка вы можете с легкостью найти […]

Комментарии запрещены.