П 5 ст 23 нк рф

Содержание:

Статья 23 НК РФ. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

Текст статьи.

Комментарии к статье

Какие изменения внесла в статью 23 НК РФ новая редакция 2016 года?

15.02.16 г. НК РФ был изменен и дополнен. В частности, новшества коснулись ст 23 НК РФ, регламентирующей обязанности налогоплательщиков, — вступила в действе её новая редакция.

Частично были изменены пункты 3.1 и 3.2, относящиеся к участникам иностранных организаций. Действующая редакция п 3.1 ст 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков сообщить в налоговый орган, помимо прочего, такую информацию:

  1. уведомить о своем участии в иностранной организации, если его доля выше 10%;
  2. уведомить об учреждении иностранных структур (не юридических лиц);
  3. уведомить о наличии контролируемых иностранных компаний.

Ранее подпункт два был более развернутым и подробным. Он включал, в частности, обязанность сообщить о контроле над иностранными структурами без образования юр. лица или о праве на доход от деятельности подобных структур. В 2016 году законодатель его сильно сократил. Теперь необходимо уведомить налоговый орган только об учреждении иностранных структур.

Статья 23 НК РФ новая редакция 2016 включила также очень важное изменение в пункт 3.2. Уточнение конкретизировало информацию об имуществе иностранных организаций, сведения о котором нужно передавать в российские налоговые службы в определенных законом случаях. Иностранные организации и структуры, не в статусе юр. лиц, как ранее было написано в законе, имеющие налогооблагаемое имущество, должны направлять в налоговый орган все сведения об участниках своей организации или об учредителях или бенефициарах своей структуры. В статье было использовано просто слово “имущество”, без какого-либо уточнения, то есть имелось ввиду имущество, облагаемое налогом в рамках НК РФ. По тексту новой редакции, информацию об участниках или учредителях передают в налоговый орган те иностранные организации и структуры, которые имеют недвижимое имущество на праве собственности.Это очень серьезное уточнение, которое повлияет на дальнейшую судебную практику и поможет разрешить возможные споры по применению нормы п 3.2 ст 23 НК РФ.

Новые нормы действуют на налоговые отношения, возникшие с 1 января 2015 года.

Когда иностранная организация в 2016 году вместе с налоговой декларацией передаёт сведения о своих участниках?

В ст 23 НК РФ действующая редакция пункта 3.2 существенно изменена в 2016 году. Это изменение влияет на необходимость предоставления иностранной фирмой сведений о своих участниках в налоговую службу.

Иностранные организации и структуры обязаны платить налоги как со своих доходов, так и с имущества. С 2015 года, помимо обязанности предоставить налоговую декларацию, эти организации, в указанных в НК РФ случаях, передают в налоговый орган также сведения о своих участниках.

Важно разобраться, когда именно сведения об участниках иностранной организации передаются в налоговую службу.

Обязанность передавать данные об участниках иностранной организации введена год назад — с января 2015. Тогда НК РФ был дополнен п 3.2 ст 23 и новым абзацем в п 3 ст 386. Согласно этим нормам иностранная фирма, имеющая имущество, как объект налогообложения, сообщает о своих участниках по состоянию на 31 декабря отчётного налогового периода, если доля прямого или косвенного участия этих участников в организации превышает 5 процентов. Когда физическое лицо или публичная компания участвует в иностранной организации, то нужно раскрыть и порядок такого участия.

Ст 386 и ст 23 НК РФ действующая редакция 2016 года озвучила по-другому. Теперь иностранная организация, имеющаяся недвижимое имущество на праве собственности, облагаемое налогом, обязана сообщить о своих участниках. И видоизмененная норма распространяется на налоговые отношения, начавшиеся с 1 января 2015 г.

Итак, резюмируя сказанное, в 2016 году иностранная организация передает в налоговую службу вместе с декларацией сведения о своих участниках, если она имеет на праве собственности недвижимое имущество, которое облагается налогом, и при этом доля этих участников в компании более 5%.

Каким образом фирма информирует налоговую службу о закрытии своего подразделения?

Фирмы-налогоплательщики должны сообщать в налоговые органы по месту нахождения головной организации обо всех свои подразделениях, прекративших действие.

По пп 3.1 п 2 ст 23 НК РФ фирма в течение 3 дней после закрытия подразделения подаёт об этом сведения в налоговую службу. Сделать это налогоплательщик вправе лично или через представителя, а также направив уведомление по почте заказным письмом. Также передача информации возможна в электронной форме и через личный кабинет плательщика.

Важно, что, если обособленное подразделение имеет отдельный счёт, баланс и начисляет выплаты в пользу физ. лиц, то фирма подает заявление о снятии с регистрационного учёта в территориальном органе ФСС по месту нахождения самого подразделения (ФЗ № 255 об обязательном соц. страховании).

Ст. 23 НК РФ: «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)»

Ключевая роль среди всех поступлений государства принадлежит налогам. Кроме этого, данные отчисления имеют и социальное значение. За счет взимания налогов государство оказывает воздействие на ряд общественных процессов, реализует свои контрольные функции, обеспечивает гарантии соблюдения конституционных прав.

Специфика отчислений

В правовом смысле налог представляет собой определенную форму отчуждения собственности граждан и организаций в пользу субъектов власти. Она предусматривается в законодательном порядке. Вместе с этим налог — индивидуально-безвозмездное отчисление. Он взыскивается в порядке безвозвратности с использованием методов государственного принуждения. Однако налог не обладает характером контрибуции или наказания. Установление обязательных платежей производится в одностороннем порядке. Права субъектов-плательщиков формулируются в ст. 21, а обязанности — в ст. 23 НК РФ.

Признаки плательщиков

В качестве таких субъектов выступают граждане и юрлица, на которых, согласно Налоговому кодексу, возлагается обязанность осуществлять регулярные отчисления в бюджет. Филиалы и прочие обособленные подразделения отечественных организаций уплачивают налоги по месту своего расположения. Обязанности, сформулированные в ст. 23 НК РФ, возникают, прекращаются или изменяются при наличии оснований, установленных в Кодексе и прочих отраслевых нормах, то есть, если существует объект налогообложения. В качестве него, по ст. 38, могут выступать:

  1. Операции по реализации работ/услуг/изделий.
  2. Прибыль/доход.
  3. Имущество.
  4. Стоимость проданных товаров, реализованных работ/услуг.
  5. Другой объект, обладающий стоимостной, физической или количественной характеристикой.

Иностранные субъекты

Они также могут выступать в качестве плательщиков налогов и обретать обязанности, формулируемые ст. 23 НК РФ. Так, в частности, производить отчисления в бюджет должны созданные на территории страны компании с иностранными инвестициями, объединения и организации международного типа, ведущие предпринимательскую деятельность. Кроме этого, плательщиками выступают предприятия, фирмы иные юрлица, которые образованы в соответствии с положениями иностранных законодательств, но работают в России через постоянные представителей.

Ст. 23 НК РФ (действующая редакция)

В первом пункте указаны основные обязанности плательщиков:

  1. Отчислять установленные законом налоги.
  2. Вставать на учет в уполномоченных органах, если это предусматривается иными статьями кодекса.
  3. Осуществлять учет своих расходам/доходам в установленном порядке, если это предписывается законодательством.
  4. Предоставлять контрольному органу по месту учета декларации (расчеты), если это предусмотрено в кодексе.
  5. Направлять в налоговую инспекцию по адресу проживания частнопрактикующего нотариуса, индивидуального предпринимателя, адвоката, учредившего кабинет, по запросу КУДР и хозяйственных операций; по месту расположения юрлица представлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность не позже 3-х мес. со дня окончания года. Исключением в последнем случае выступают организации, которые по ФЗ № 402 не обязаны вести бухучет либо являются религиозными объединениями, на которые за отчетные периоды не возлагалось налоговое бремя.
  6. Направлять в налоговые инспекции и должностным лицам документы, необходимые для расчета сборов, в установленном порядке и в случаях, которые предусмотрены в кодексе.
  7. Исполнять требования уполномоченной инстанции об устранении обнаруженных нарушений положений законодательства о налогах, не создавать препятствия для служащих контрольных структур исполнять их должностные обязанности.
  8. Обеспечивать на протяжении 4-х лет сохранность сведений налогового и бухгалтерского учетов, прочих документов, которые требуются для исчисления бюджетных платежей. К ним, в числе прочего, относят бумаги, подтверждающие расходные операции и поступление доходов (для ИП и организаций), выплату налогов, если другое не устанавливается кодексом.
  9. Осуществлять прочие обязанности, предусмотренные отраслевым законодательством.

Участие в других организациях

Кроме обязанностей, предусмотренных в п. 1 ст. 23 НК РФ, плательщикам надлежит предоставлять сведения в налоговую службу по месту своего жительства или расположения определенные сведения. В частности, субъектам надлежит проинформировать контрольные структуры о своем участии в отечественных организациях, если доля превышает 10%. Это необходимо сделать в течение месяца с даты подписания соответствующего соглашения. Исключением из п. 2 ст. 23 НК РФ являются случаи участия в ООО и хозяйственных товариществах.

Сведения о подразделениях

Помимо обязанностей, приведенных в п. 1 ст. 23 НК РФ, плательщики должны предоставить сведения об обособленных структурных единицах отечественной компании, созданных в пределах территории России. Исключением выступают представительства и филиалы. Об изменениях в сведениях об обособленных структурных единицах следует проинформировать:

  1. Не позже месяца с даты образования подразделения.
  2. В течение 3-х дн. с момента изменения данных об обособленной структурной единице.

Кроме того, плательщик, наряду с исполнением обязанностей по п1 ст. 23 НК РФ, должен сообщить сведения обо всех подразделениях, через которые прекращается работа организации (которые ею закрываются):

  1. В трехдневный срок с даты принятия о завершении деятельности через представительство/филиал (или их закрытии).
  2. В течение 3-х дн. со дня окончания работы организации через обособленное подразделение (ликвидации структурной единицы).

Плательщики-физлица, кроме обязанностей, предусмотренных в ст. 23 ч. 1 НК РФ, должны сообщать в налоговый орган о наличии у них недвижимости/транспортных средств, признаваемых по законодательству в качестве объектов обложения. Информирование осуществляется по месту проживания или расположения имущества при не получении соответствующих уведомлений и, соответственно, неуплаты сборов по нему за время владения. Данное сообщение вместе с копиями правоустанавливающих документов на недвижимость или бумагами, подтверждающих регистрацию ТС, направляется однократно до 31 декабря периода, идущего за прошедший отчетный год. Информирование налогового органа не осуществляется, если лицо:

  • Получало уведомления об уплате.
  • Пользовалось налоговой льготой.

Участие в иностранных компаниях

Ст. 23, 31 НК РФ касаются взаимодействия налоговой инспекции и плательщика. Первая, в частности, устанавливает обязанность уведомлять налоговую инспекцию по месту проживания/адресу расположения:

  1. О зарубежных фирмах, в отношении которых они выступают как контролирующие лица.
  2. Об учреждении зарубежных структур без создания юрлица. В налоговый орган также предоставляются сведения о фактическом праве на прибыль, которую получает такой субъект или контроле со стороны плательщика над ним. К таким случаям, в том числе, относят ситуации, когда лицо является учредителем или имеет фактическую возможность получать доход при его распределении.
  3. Об участии в зарубежных организациях, если доля превышает 10%. Определение последней осуществляется в порядке, сформулированном в ст. 105.2 кодекса.

Материальные ценности иностранной организации

Зарубежные предприятия, а также структуры, действующие без создания юрлица, имеющие имущество, которое относится к объектам обложения по ст. 374 Кодекса, обязаны в предусмотренном отраслевым законодательством порядке извещать налоговую инспекцию данные об участниках указанных хозяйствующих субъектов. Уведомление осуществляется по месту расположения материальных ценностей. Структурам, работающим без создания юрлица, надлежит сообщать данные об управляющих, учредителях и бенефициарах. В случае если у субъекта хозяйствования в наличии имеется несколько объектов, уведомление налогового органа осуществляется по адресу расположения одного из них по выбору плательщика.

Ответственность

Плательщики должны исполнять обязанности, установленные ст. 23, 45 НК РФ. Им также надлежит выполнять предписания, определенные в положениях иных законодательных актах по сборам и налогам. В случае ненадлежащего соблюдения или уклонения от погашения своих обязанностей субъект будет нести ответственность в установленном нормативными документами порядке. Факт формирования обязательств предусматривается в ст. 23 НК РФ. Непосредственно само исполнение предписаний закона освящается во второй, указанной выше норме.

Декларация

Вопросы, касающиеся сдачи документа в налоговый орган, разъясняются в п. 5.1 ст. 23 НК РФ. В частности, субъекты, на которых возлагается обязанность предоставлять налоговый расчет (декларацию) в электронном виде, обязаны обеспечить ее получение уполномоченной структурой в указанной форме по каналам телекоммуникационной связи. Ст. 23, пункт 5.1 НК РФ предписывает, что сдача отчетности осуществляется через оператора оборота документов, которые применяются налоговой инспекцией при реализации полномочий в рамках отношений, регламентируемых отраслевым законодательством. Плательщики обязаны предоставить квитанцию о том, что декларация (расчет) была принята в электронном виде по каналам телекоммуникационной связи. В положении 5.1 ст. 23 НК РФ предписано, что сделать это необходимо в течение шести дней с даты отправки.

Отправка сообщений

В п. 7 ст. 23 НК РФ указано, что уведомления, предусмотренные в рассматриваемой норме кодекса, могут направляться через представителя или лично, заказной корреспонденцией, в электронном виде по каналам телекоммуникационной связи или из личного кабинета субъекта. Форматы и формы сообщений, вне зависимости от носителя, на которых они представлены, порядок их заполнения утверждаются исполнительной федеральной структурой, уполномоченной в сфере контроля и надзора по сборам и налогам. Если уведомления направлены с помощью каналов телекоммуникационной связи, они должны заверяться усиленной электронной квалифицированной подписью заявителя или его представителя. Порядок предоставления указанных сообщений определяется исполнительным (федеральным) органом уполномоченным осуществлять надзор и контроль в сфере обложения.

Налоговые агенты

Они также рассматриваются в качестве участников соответствующих правоотношений. К налоговым агентам относят лиц, на которых, согласно НК, возлагаются обязанности по начислению, удержанию у плательщика и перенаправлению в бюджет (внебюджетный фонд) налогов. К примеру, в качестве таких субъектов выступают работодатели. Они осуществляют начисление и удержание, а также перечисление во внебюджтеный фон ли бюджет соответствующего уровня (федеральный/региональный/муниципальный) сборов, взимаемых с зарплаты и прочих доходов сотрудников предприятия. Налоговым агентам предоставляются те же права, которые предусмотрены для плательщиков, если другое не устанавливается Кодексом.

Обязанности агентов

Этим субъектам налоговых правоотношений надлежит:

  1. Своевременно и правильно осуществлять исчисление, удержание из средств, которые выплачиваются плательщиками, направлять во внебюджетные и бюджетные фонды соответствующего уровня налоги.
  2. Не позже месяца сообщать письменно в контрольную инстанцию по адресу постановки на учет о невозможности осуществить списание с дохода и сумме задолженности.
  3. Вести учет поступлений налогоплательщика, удержанных и направленных в бюджетные/внебюджетные фонды обязательных платежей, в том числе индивидуально по каждому лицу.

В случае невыполнения указанных обязанностей или ненадлежащего их исполнения налоговые агенты несут ответственность по установленному в законодательстве порядку.

Заключение

Налогообложение представляет собой одну из ключевых сфер государственной деятельности. От того, насколько четко регламентированы обязанности и права субъектов, участвующих в правоотношениях, будет зависеть не только достижение главных целей — полное и своевременное получение средств от организаций и граждан. Регулирование налоговых правоотношений позволяет обеспечить защиту имущественных прав плательщиков. Обязательство по отчислению платежей, более чем другие, содержит противоречие, которое выражается в столкновении общественного и частного интереса.

В этой связи в качестве ключевой задачи на этапе формирования и введения налоговых сборов, законодательных предписаний, регламентации содержания правоотношений выступает поиск оптимального баланса между ними. Именно для этого приняты основы кодекса. В законодательстве четко регламентируется процесс осуществления прав и исполнения обязанностей всех субъектов налогообложения. Жесткая взаимосвязь между юридическими возможностями и обязательствами, четким регулированием вопроса об их реализации обусловили возникновение процедурных предписаний.

Сегодня в действующей редакции кодекса этих норм достаточно много. Вслед за ними в рамках налогового обязательства возникли правоотношения процедурного характера. За счет жесткой регламентации содержания бремени исключается возможность злоупотребления со стороны любого субъекта, участвующего в них. Немаловажно и то, что тщательная проработка предписаний и правил, осмысленное их внедрение в общественную жизнь, сферу хозяйствования позволяет осуществить надлежащий контроль соблюдения законодательства, полнотой и своевременностью направления отчислений в бюджет. Неисполнение предусмотренных нормативными документами обязательств влечет ответственность виновных лиц.

Уполномоченные инстанции обладают правом применять меры государственного принуждения, в числе которых, например, блокирование расчетных счетов должника, штрафы, пени. Наложение санкций при этом не избавляет должников от обязанности погасить основную задолженность. Отдельное внимание уделяется в законодательстве предоставлению отчетной документации. Она отражает реальное положение дел на предприятии или у ИП. Декларация также выступает в качестве эффективного контрольного инструмента.

П 5 ст 23 нк рф

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации

(расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) — 1.1) утратили силу. — Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ;

2) обо всех случаях участия в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

4) утратил силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ.

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, также несут обязанности, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

7. Сообщения, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Если указанные сообщения переданы в электронной форме, такие сообщения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представившего их, или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронной форме, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок представления сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

1) Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

Напомним, что по вопросу о возможности уплаты за налогоплательщика налога третьим лицом Минфин РФ в последнее время выпустил значительное количество разъясняющих писем, а именно: письмо от 14 февраля 2013 г. № 03-02-08/6, письмо от 4 февраля 2013 г. № 03-05-04-03/2261, письмо от 14 декабря 2012 г. № 03-05-04-03/99, письмо от 14 декабря 2012 г. № 03-02-08/106, письмо от 23 ноября 2012 г. № 03-02-08/100, письмо от 20 ноября 2012 г. № 03-05-04-03/93. В них Минфин РФ придерживается единой точки зрения и приходит к выводу, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена уплата налога за налогоплательщика третьим лицом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В случае неуплаты налога в установленный срок производится взыскание налога с налогоплательщика-организации в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ, в том числе за счет денежных средств на его счетах в банках.

2) Подпунктом 2 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

Обратим внимание, что п. 2 ст. 116 Налогового кодекса РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным ст. 83 Налогового кодекса РФ.

3) Подпунктом 3 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Так, например, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации (ст. 54 Налогового кодекса РФ).

Индивидуальные предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, определяют правила ведения учета доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Минфина РФ № 86н, МНС РФ № БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 г. «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей» (далее – Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей). Но Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства.

В случае если индивидуальный предприниматель применяет какой-либо из установленных частью второй Налогового кодекса РФ специальных налоговых режимов, то он обязан вести налоговый учет доходов и расходов:

1) в случае применения УСН – в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и с учетом Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденных Приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения»;

2) в случае применения Патентной системы налогообложения – в Книге учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения и с учетом Порядка заполнения Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения , утвержденных Приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения»;

3) в случае применения ЕСХН – в Книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и с учетом Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), утвержденных Приказом Минфина РФ от 11 декабря 2006 г. № 169н «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), и порядка ее заполнения».

В случае применения ЕНВД налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) должны вести учет физических показателей, в том числе и их изменения в течение налогового периода. Пунктом 1 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ определено, что объектом налогообложения для применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности признается вмененный доход от предпринимательской деятельности налогоплательщика.

Пунктом 2 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вмененный доход признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Поэтому, по мнению Минфина России, индивидуальные предприниматели-налогоплательщики единого налога на вмененный доход подпадают под действие пп. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с указанным Законом № 402-ФЗ (письмо ФНС России от 21 августа 2012 г. № ЕД-4-3/[email protected]).

4) Подпунктом 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

При этом, как следует из п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 г. № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

При этом налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату) (ст. 80 Налогового кодекса РФ).

5) Подпунктом 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны:

представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) не обязана вести бухгалтерский учет.

При этом отметим, что в данном случае речь идет только об организациях (а не об индивидуальных предпринимателях, которые, несмотря на применяемый ими режим налогообложения, ведут учет доходов и расходов в соответствующих книгах учета доходов и расходов. При этом в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством, они вправе не вести бухгалтерский учет (пп. 1 п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ)).

Однако нормы гражданского законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об организациях различных организационно-правовых форм обязывают соответствующие экономические субъекты вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Указанные нормы законодательства Российской Федерации распространяются на все экономические субъекты, независимо от применяемого ими режима налогообложения. Закон № 402-ФЗ не изменяет требования указанных федеральных законов. Исходя из этого и в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 402-ФЗ организации, применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Таким образом, в настоящее время вести бухгалтерский учет должны все организации, находящиеся на территории РФ. При этом бухгалтерский учет должны вести как коммерческие, так и некоммерческие организации (пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона № 402-ФЗ).

Годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность нужно представлять не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного года, то есть не позднее 31 марта. При этом необходимо учитывать, что если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ).

Также не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного периода по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо представить также в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (ч.1, ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

Обратим внимание, что согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Учитывая изложенное, в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой в налоговые органы, аудиторское заключение включать не обязательно (Письмо УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 года N 13-11/030545).

6) Подпунктом 6 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, пени.

То есть налоговые органы, например, не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами (п. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/[email protected] «О налоговых проверках»).

7) Подпунктом 7 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Отметим, что ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Также налогоплательщик не должен препятствовать представителям налоговых органов осуществлять их должностные обязанности при проведении выездных налоговых проверок. Так, налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностным лицам налоговых органов, проводящим выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

Истребуемые налоговым органом документы при проведении налоговой проверки представляются налогоплательщиком в установленный пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ срок.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых налоговым органом при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 93 Налогового кодекса РФ).

Налогоплательщик обязан также устранять выявленные в ходе налоговой проверки налоговым органом нарушения законодательства о налогах и сборах. На основании пп. 13 п. 3 ст. 100 Налогового кодекса РФ в акте налоговой проверки, в частности, указываются выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, в случае если Налоговым кодексом РФ предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах. Сроки устранения выявленных налоговым органом в ходе налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах могут различаться в зависимости от конкретных обстоятельств и видов таких правонарушений. При этом общий срок устранения нарушений законодательством о налогах и сборах Налогового кодекса РФ не установлен.

8) Подпунктом 8 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны в течение 4-х лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

При этом, как указал Минфин РФ в письме от 30 марта 2012 г. № 03-11-11/104 течение указанного срока начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налога, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов.

В пп. 1 ст. 29 Закона № 402-ФЗ указано, что первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5-ти лет после отчетного года.

При этом документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее 5-ти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

Индивидуальные предприниматели обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность первичных учетных документов, Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (п. 48 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей).

При этом Налоговым кодексом РФ может быть установлена иная продолжительность срока хранения применительно к отдельным документам. В частности, в соответствии с п. 4 ст. 283 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на сумму ранее полученных убытков. Также в абз. 7 п. 7 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ указано, что налогоплательщик, применяющий УСН, обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.

Также Налоговый кодекс РФ не предусматривает обязанность хранения на бумажном носителе документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Статьей 93 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (письмо Минфина России от 22 августа 2012 г. № 03-02-07/1-202).

Также укажем, что Приказом Минкультуры РФ от 25 августа 2010 г. № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения.

Так, в соответствии с ним постоянному хранению подлежат, в частности:

штатные расписания организации, изменения к ним (ст. 71);

разряды (уровни) оплаты труда, выплаты денежного содержания по должностям работников (ст. 598);

книги, журналы регистрации несчастных случаев, учета аварий (ст. 630);

перечни профессий, работники которых подлежат обязательным медицинским осмотрам (ст. 645);

документы (доклады, сводки, справки, сведения) о состоянии и проверке работы с кадрами (ст. 648);

локальные нормативные акты (положения, инструкции) о персональных данных работников (ст. 655);

личные дела (заявления, копии приказов и выписки из них, копии личных документов, листки по учету кадров, анкеты, аттестационные листы и др.) руководителей организации, членов руководящих, исполнительных, контрольных органов организации; работников, имеющих государственные и иные звания, премии, награды, ученые степени и звания (ст. 656);

протоколы заседаний конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей, избранию на должность, формированию кадрового резерва (ст. 670);

списки работников отдельных категорий (ст. 685);

учебные планы, программы, задания (ст. 711).

А на долговременное хранение (75 лет) сдаются дела следующих категорий:

личные дела работников (ст. 656);

трудовые договоры, договоры подряда, не вошедшие в состав личных дел (ст. 657);

документы (заявления работника о согласии на обработку персональных данных, сведения, уведомления) о субъекте персональных данных (ст. 666);

личные карточки работников, в том числе временных (ст. 658);

документы (выписки из протоколов, списки трудов, отчеты) конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей, избранию на должность лиц (работников), не имеющих личных дел (ст. 671);

списки работников организации (ст. 685);

книги, журналы, карточки учета приема, перемещения (перевода), увольнения работников, личных дел, личных карточек, трудовых договоров (ст. 695).

9) В соответствии с пп. 1 и пп. 1.1. п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели обязаны были сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя

об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) — в течение 7-ми дней со дня открытия (закрытия) таких счетов;

о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств — в течение 7-ми дней со дня возникновения (прекращения) такого права.

Однако, положением пп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон N 52-ФЗ) со 2 мая 2014 года данная обязанность была отменена.

Вышеуказанные нормы Налогового кодекса РФ были излишними, так как дублировали обязанность банков представлять указанные сведения в отношении налогоплательщиков — клиентов банка (ст. 86 Налогового кодекса РФ). Одновременно отменяется ответственность налогоплательщиков за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 Налогового кодекса РФ).

Отменяя обязанность налогоплательщиков по уведомлению налоговых органов об открытии (закрытии) банковского счета, Закон N 52-ФЗ установил порядок осуществления контроля за исполнением кредитными организациями обязанности по предоставлению сведений о банковских счетах в налоговые органы, а также усиливает ответственность кредитных организаций за ненадлежащее исполнение ими указанной обязанности. Также и права налоговых органов были дополнены новым положением об осуществлении контроля за исполнением банками предусмотренных Налоговым кодексом РФ обязанностей (ст. 31 Налогового кодекса РФ). Порядок этого контроля должен быть утвержден ФНС России по согласованию с Банком России.

10) В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех случаях участия в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) и иностранных организациях — в срок не позднее 1-го месяца со дня начала такого участия.

Форма соответствующего сообщения утверждена Приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Налоговый кодекс РФ не определяет содержание понятия «участие организации в российских и иностранных организациях», в связи с чем на основании п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ данное понятие применяется в том значении, в каком оно используется в других отраслях законодательства Российской Федерации.

С учетом положений гражданского законодательства Российской Федерации под участием в коммерческих организациях следует понимать участие в уставном капитале (уставном фонде) российской или иностранной организации.

11) В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение 1-го месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение 3-х дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации.

В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сообщение о создании обособленного подразделения (за исключением филиала и представительства) подается в налоговый орган по месту нахождения организации по форме № С-09-3-1, утвержденной Приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

12) В соответствии с пп. 3.1 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение 3-х дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение 3-х дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения).

Сообщение об обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность организации (которые закрываются организацией) по форме № С-09-3-2, утвержденной Приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных п. 2 и п. 3 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

13) В соответствии с пп. б п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23 июня 2013 года N 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 24 августа 2013 года пп. 4 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ, предусматривающий обязанность организации сообщать о принятии решения о реорганизации или ликвидации организации, утратил силу.

Соответственно с указанной даты у организаций, принявших соответствующее решение, отсутствует обязанность подавать в налоговые органы сообщение по форме N С-09-4 «Сообщение о реорганизации или ликвидации организации», утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 года N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст. 23 Налогового кодекса РФ, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

14) Пунктом 3 ст. 23 Налогового кодекса РФ была установлена обязанность адвоката, учредившего адвокатский кабинет, сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления им профессиональной деятельности, в течение 7-ми дней со дня открытия (закрытия) соответствующего счета.

Законом N 52-ФЗ указанная обязанность была отменена.

Отметим, что с 1 января 2015 года положения ст. 23 Налогового кодекса РФ опять претерпят изменения, к которым относятся следующие:

1) Закон N 52-ФЗ дополнил ст. 23 Налогового кодекса РФ п. 2.1, положения которого начнут действовать с 1 января 2015 года.

Так, п. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ предусматривается, что:

«Налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абз. 1 . 2.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы».

Таким образом, вводится новая обязанность налогоплательщиков — физических лиц сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества и транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении данных объектов налогообложения за период владения ими (п. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ). Это сообщение должно быть направлено до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

За неисполнение указанной обязанности для налогоплательщика — физического лица предусматриваются меры налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества или транспортного средства, по которым не представлено или несвоевременно представлено сообщение (ст. 129.1 Налогового кодекса РФ).

Также необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28 мая 2009 г. N 763-О-О отнес самостоятельное обращение налогоплательщика в налоговый орган о выдаче налогового уведомления (при его неполучении до даты уплаты соответствующего налогового платежа) к праву налогоплательщика, а не к его обязанности;

2) с 1 января 2015 года ст. 23 Налогового кодекса РФ дополняется новым пунктом – п. 3.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», которым предусматривается, что:

Налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 и п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные ст. 25.14 Налогового кодекса РФ:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях пп. 1 п. 3.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 Налогового кодекса РФ;

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения);

3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами;

3) с 1 января 2015 года ст. 23 Налогового кодекса РФ дополняется новым пунктом – п. 3.2 ст. 23 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», которым предусматривается, что:

Иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Налогового кодекса РФ, помимо обязанностей, предусмотренных ст. 23 Налогового кодекса РФ, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих).

При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, указанных в данном пункте, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица.

4) Также с 1 января 2015 года положения ст. 23 Налогового кодекса РФ дополняются положениями нового п. 5.1 о том, что:

«Лица, на которых Налоговым кодексом РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Указанные лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом».

Указанный п. 5.1 ввел в ст. 23 Налогового кодекса РФ Федеральный закон от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»;

5) Также абз. 1, абз. 2 и абз. 4 п. 7 ст. 23 Налогового кодекса РФ излагаются в новых редакциях.

При этом, абз. 4 п. 7 ст. 23 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей с 1 января 2015 года) предусматривает, что порядок представления сообщений, предусмотренных п. 2 и п. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов».

А с 1 июля 2015 года в новой редакции действуют абз. 1 и абз. 2 п. 7 ст. 23 Налогового кодекса РФ. Связано это со вступлением в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон N 347-ФЗ).

Так, абз. 1 и абз. 2 п. 7 ст. 23 Налогового кодекса РФ (в редакции Закона N 347-ФЗ) предусматривается, что сообщения, предусмотренные п. 2 и п. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Если указанные сообщения переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, такие сообщения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представившего их, или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Смотрите еще:

  • Тк рф больничный оплата Статья 183 ТК РФ. Гарантии работнику при временной нетрудоспособности Текст статьи. Комментарии к статье Проверка расчёта по больничному По ст 183 ТК РФ сотрудник, заболевший сам или […]
  • Закон 171-фз о внесении изменений в земельный кодекс рф Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Расторжение договора по требованию потребителя Решение суда о расторжении договора об оказании услуг по ст 32 ЗоЗПП Решение суда о расторжении договора об оказании услуг по ст 32 ЗоЗПП Именем Российской Федерации с. Завьялово 23 ноября […]
  • Гаражные кооперативы россии Гаражные кооперативы подрубрика 121099, Москва, Новый Арбат улица, дом 32 Ищете платную парковку машин в центре Москвы? Тогда вы её нашли! Современный многоуровневый подземный паркинг […]
  • Ликино земельный участок Ликино земельный участок Метр квадратный – Вся недвижимость России Недвижимость Подмосковья Земельные участки в Подмосковье Ликино-Дулево Куровское город, Советская улица , […]
  • В тюрьме отбывают наказание осужденные Условия отбывания наказания в виде лишения свободы в тюрьмах В тюрьмах отбывают наказание: осужденные к лишению свободы на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжких преступлений; […]
  • Клин купить земельный участок Клин купить земельный участок Метр квадратный – Вся недвижимость России Недвижимость Подмосковья Земельные участки в Подмосковье Клин Продаем земельный уч. 6 соток СНТ […]
  • Когда примут закон об оружии в украине В Раде разрабатывают новый законопроект о легализации оружия – Пашинский Документ должны представить уже осенью. В Верховной раде Украины разрабатывают законопроект о законном обороте […]

Обсуждение закрыто.