Общая характеристика элементов правонарушения

Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях. Субъекты и участники производства по делам об административных правонарушениях

Главная > Контрольная работа >Право, юриспруденция

Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях. Субъекты и участники производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях как вид административных производств: понятие, правовая основа, задачи, принципы и обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях.

Субъекты производства по делу об административном правонарушении.

Понятие и административно-процессуальный статус участников производства по делу об административном правонарушении.

1. Производство по делам об административных правонарушениях как вид административных производств: понятие, правовая основа, задачи, принципы и обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях.

В теории административного процесса особое место занимает производство по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях понимается как совокупность осуществляемых органами (должностными лицами) на основе закона процессуальных действий, состоящих в рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях (собственно административная юрисдикция), а также в применении мер административно-процессуального обеспечения.

Статья 118 Конституции РФ устанавливает четыре вида судопроизводства: конституционное, гражданское, административное и уголовное. Таким образом, впервые на конституционном уровне административное судопроизводство выделено как самостоятельный вид судопроизводства, существующий наряду с иными видами.

Производство по делам об административных правонарушениях – это совокупность последовательных действий, урегулированных административно-процессуальными нормами, совершаемых государственными органами и должностными лицами с целью реализации норм об административной ответственности, обеспечения своевременного и всестороннего выяснения обстоятельств каждого дела и разрешение его в точном соответствии с законом.

Совершаемые уполномоченными органами в немалом объеме другие административно-процессуальные действия юрисдикционного содержания позволяют рассматривать и разрешать по существу дела об административных правонарушениях. К таким действиям можно отнести выявление и установление события правонарушения, сбор, исследование и первичную оценку обстоятельств и характера противоправных деяний, осуществление мер обеспечения административного производства, подготовку материалов дела. Поэтому нецелесообразно понимать под производством по делам об административных правонарушениях только рассмотрение дела.

Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, является относительно самостоятельным производством — административным судопроизводством, отличным от гражданского (искового) судопроизводства. Нормы административного судопроизводства не предусматривают тех специфических гражданско-процессуальных институтов, которые характерны для искового производства, где «движущим началом» является принцип диспозитивности.

Специфика участия публично-правового элемента предполагает прежде всего то, что обязанность по доказыванию по всем категориям дел, возникающих из административно-правовых отношений, должна возлагаться на «властный субъект». Гражданину во всех случаях должно предоставляться право участия в процессе доказывания. Специфика процессуального положения суда проявляется в его активной роли, способствующей выявлению действительных обстоятельств дела. Поэтому вполне возможно определить одним из основополагающих принципов административного процессуального права принцип объективной истины.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется прежде всего Кодексом об административных правонарушениях (КоАП), законодательными актами РФ, субъектов РФ, подзаконными актами, изданными в развитие Кодекса.

Кодекс содержит раздел IV под названием «Производство по делам об административных правонарушениях», в котором закреплены правила рассмотрения административных дел.

Нормы подзаконных актов, уточняющие, конкретизирующие положения КоАП РФ, на которые сделаны ссылки в КоАП РФ. Так в ч.6 ст. 27.12 указывается, что медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 28.3 КоАП, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Административно-процессуальные нормы, регулирующие про­изводство, содержатся в административно-процессуальном законо­дательстве, отнесенном к совместному ведению РФ и ее субъектов и являющемся составной частью законодательства об администра­тивных правонарушениях.

На производство в минимальной степени влияют региональные особенности. Поэтому регулирующие его административно-правовые нормы сосредоточены главным образом в КоАП РФ. Уместно вспом­нить, что КоАП РФ к ведению РФ отнес установление порядка производства, порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний и т.д.

КоАП РФ определил в основном систему субъектов производ­ства, не исключает создание других в субъектах РФ, но не конк­ретизирует их формы.

Среди основных элементов производства по делам об административных правонарушениях можно выделить: задачи производства, его стадии, процессуальные сроки, а также участников производства (тех, кто вступает в правоотношения), их права и обязанности (процессуальные роли); виды и условия использования доказательств; процессуальные результаты производства.

С учетом особенностей осуществления производства по различным категориям дел об административных правонарушениях выделяют четыре основные разновидности данного производства.

Обычное производство по делу — наиболее часто встречающийся вид производства, включающий, как правило, три стадии (исключение оставляет пересмотр постановления и решения по делу), причем действия осуществляются в сроки, установленные в качестве общего правила.

Ускоренное производство по делу предусмотрено применительно к правонарушениям, совершение которых влечет административный арест либо административное выдворение. Оно характеризуется сокращенными сроками рассмотрения дела, направления жалобы и принесения протеста на постановление о назначении данного наказания, рассмотрения жалобы или протеста, а также последующего пересмотра решения (ст. 29.6, 30.2, 30.5, 30.9 КоАП РФ).

Упрощенное производство по делу осуществляется в случаях, когда предупреждение оформляется, а административный штраф налагается и взимается на месте совершения нарушения без составления протокола (ст. 28.6 КоАП). При этом три стадии (за исключением пересмотра постановления и решения по делу) как бы слиты воедино.

Усложненное производство по делу имеет место при применении комплекса мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, проведении административного расследования (ст. 27.1, 28.7 КоАП РФ), а также наличии третьей стадии — пересмотра постановления и решения по делу. Этот вид производства по делу отличается более высокой продолжительностью по сравнению обычным производством.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:

— всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела,

— разрешение его в соответствии с законом,

— обеспечение исполнения вынесенного постановления,

— выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Всесторонность и полнота исследования всех обстоятельств дела означает, что должны быть выяснены все имеющиеся значение факторы для правильного рассмотрения дела. В частности, необходимо установить, имело ли место административное правонарушение, виновно ли лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, причинен ли имущественный ущерб, есть ли основания для прекращения дела. Подлежат также выяснению обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, данные о правонарушителе, другие сведения, имеющие значение для дела.

Разрешение дела в соответствии с законом означает, что никто не может быть привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

В этой связи важной задачей производства по делам об административных правонарушениях, сформулированной в ст. 24.1 КоАП РФ, является обеспечение исполнения вынесенного по делу постановления. Неисполнение постановления о привлечении к административной ответственности или исполнение его не полностью снижает эффективность борьбы с административными правонарушениями, обусловливает неисполнение принципа законности.

Важной задачей производства по делам об административных правонарушениях является также превентивно-предупредительная, призванная выявить причины и условия, способствующие совершению административных проступков. Органы и должностные лица, выполняющие административно-юрисдикционные функции, обязаны не только выявлять эти причины и условия, но вносить в соответствующие организации, их должностным лицам представление о принятии мер по устранению данных причин и условий.

Производство должно осуществляться с соблюдением вытека­ющих из законодательства принципов. Наиболее общими из них являются следующие.

— равенства лиц, совершивших административные пра­вонарушения, перед законом.

Принцип объективности является важнейшим принципом по делам этой категории.

Этот принцип выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, выяснить все необходимые обстоятельства без пристрастности и предвзятости к рассмотрению дела. Объективность несовместима с обвинительным уклоном, пренебрежением обстоятельствами, свидетельствующими в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, неравным отношением к участникам производства по делу. Необходимость объективного рассмотрения обстоятельств дела обусловливает внимательное, уважительно-культурное отношение как к самим участникам производства, так и к их ходатайствам и обращениям.

С целью реализации этого принципа на практике КоАП РФ закрепил различного рода гарантии, обеспечивающие достижение истины по делу, к примеру, институты пересмотра, ответственность за ложные показания, отводы субъектов правоприменения и некоторых участников процесса. При необходимости субъект административно-юрисдикционной деятельности вправе истребовать необходимые документы, провести экспертизы, проверки и иные меры в целях объективного разрешения дела, чтобы полностью исключить односторонний, предвзятый подход к оценке фактов.

Своевременность выяснения обстоятельств означает соблюдение предусмотренных КоАП РФ процессуальных сроков, что не только способствует неотвратимости привлечения виновных к ответственности, но и является серьезной превентивной мерой.

Принцип законности. Указание ст. 24.1 КоАП РФ на необходимость разрешения дела в соответствии с законом имеет непреходящее значение. Речь, по сути, идет об одном из основополагающих принципов производства по делам об административных правонарушениях принципе законности. Сущность этого принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, применительно к производству по делам об административных правонарушениях состоит в том, что никто не может быть привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Принцип родного языка. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Состав правонарушения: понятие и общая характеристика элементов.

Состав правонарушения — совокупность объективных и субъективных признаков, необходимых и достаточных для признания данного деяния правонарушением.

Факт правонарушения будет установлен только тогда, когда в данном общественном деянии зафиксированы все необходимые элементы и признаки состава правонарушения.

1) объект правонарушения — те общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом, которым нанесен правонарушением действительный или возможный ущерб, те блага, ценности общества и отдельной личности (жизнь, здоровье, материальное благополучие людей, общественный порядок и др.), на которые посягает нарушитель;
2) субъект правонарушения — деликтоспособное, т.е. достигшее определенного возраста, вменяемое лицо, а также организация (фирма, предприятие, орган печати и др.), которые совершили правонарушение. В юриспруденции действует общий принцип — незнание официально опубликованного закона не освобождает субъекта от юридической ответственности за его нарушение.
3) объективная сторона правонарушения — характеристика элементов противоправного проступка. В первую очередь, это касается самого деяния, способов и обстоятельств его совершения. Для ряда правонарушений необходимо наступление вреда, а также установление причинной связи деяния и наступивших вредоносных последствий. Для таких правонарушений важно, чтобы наступивший вред был причинен именно этим деянием, а не наступил в силу каких-либо иных причин;
4) субъективная сторона правонарушения определяет вид и степень виновности нарушителя, характеризует его психическое отношение к содеянному, а также мотивы и цели правонарушения.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 55 ; Нарушение авторских прав

Состав правонарушения: понятие и характеристика элементов

Правонарушение — это виновное противоправное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, влекущее за собой юридическую ответственность.

Юридический состав правонарушения — это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности. Юридический состав правонарушения содержит в себе 4 компонента:

Объект правонарушения — общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом, которым правонарушение причиняет или может причинить вред (права и свободы личности, общественный порядок, конституционный строй государства). От объекта правонарушения необходимо отличать предмет правонарушения. Предметом правонарушения выступают различные материальные блага, ценности.

Объективная сторона правонарушения — это внешняя характеристика правонарушения, его внешнее описание. В качестве элементов объективной стороны правонарушения рассматривают само противоправное деяние; вред, причиненный данным деянием для общественных отношений; наличие причинно-следственных связей между совершенным правонарушением и наступившим вредом; время, место и иные обстоятельства, при которых было совершено противоправное деяние; приемы, средства и способ совершения правонарушения.

Субъект правонарушения — это физическое или юридическое лицо, совершающее правонарушение. Субъектом правонарушения может быть только деликтоспособное лицо. Гражданское законодательство признает как индивидуальных (физические лица), так и коллективных (юридические лица) правонарушителей. Уголовное и административное право в связи с необходимостью индивидуализации ответственности и наказания признает только индивидуального правонарушителя. Однако косвенно через институт соучастия изучаются и коллективные субъекты (банда, мафиозная группа).

Субъективная сторона правонарушения указывает на психическое состояние лица в момент совершения им правонарушения, его отношение к своим действиям и наступившим последствиям. Она включает в себя мотив, цели и вину правонарушителя. Мотив правонарушения — внутреннее психическое побуждение лица к совершенному им противоправному деянию. Цель правонарушения — конечный результат (последствие), к которому стремится лицо, нарушающее предписания правовых норм. Вина — это определенное психическое отношение лица к совершаемым им деяниям и их результатам. Вина является важнейшим элементом субъективной стороны правонарушения, отсутствие вины исключает правонарушение.

Деяние не может быть признано правонарушением, если в его составе нет всех четырех компонентов состава правонарушения.

Юридический состав правонарушения, характеристика его элементов

Состав правонарушения включает в себя четыре злемента. Необходимо иметь в виду, что отсутствие хотя бы одного из них лишает противоправное деяние значения правонарушения.

Элементами правонарушения являются:

  • объект правонарушения;
  • субъект правонарушения;
  • объективная сторона правонарушения;
  • субъективная сторона правонарушения.

Объект правонарушения — определенная разновидность общественных отношении, урегулированных правом, на которую посягается противоправное виновное деяние. При этом у правонарушения наряду с объектом может быть свой конкретный предмет (материальный, духовный, личностный).

Субъект правонарушения — лицо, совершившее противоправное виновное деяние. Это лицо должно быть деликтоспособным. Деликтоспособными признаются, во-первых, все вменяемые физические лица, достигшие определенного возраста. Рядом составов правонарушений предусмотрен специальный субъект должностное лицо, военнослужащий, медицинский работник.

Объективную сторону правонарушения образуют все те элементы противоправного деяния, которые характеризуют его с внешней стороны, с точки зрения его объективного проявления.

В своем полном состоянии объективная сторона правонарушения включает в себя:

  • само противоправное деяние;
  • причиненный им вред;
  • необходимую причинную связь между противоправным деянием и причиненным вредом.

Субъективная сторона правонарушения состоит из элементов психического характера, представляющих собой внутреннее отношение правонарушителя к своему противоправному деянию, к его результатам, к средствам достижения преступных целей.

К этим элементам относятся:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Состав правонарушения: понятие и характеристика его элементов

Состав правонарушения – юридическая конструкция, представляющая собой совокупность необходимых признаков каждого правонарушения.

Элементы состава правонарушения: объект; субъект; объективная сторона; субъективная сторона.

Объект правонарушения – общественные отношения, находящиеся под охраной права.

Виды объектов правонарушения:

1. Общий – вся совокупность общественных отношений, охраняемых правом;

2. Родовой – совокупность однородных общественных отношений, охраняемых правом;

3. Непосредственный – конкретное общественное отношение, охраняемое правом.

Субъект правонарушения – достигшее определенного возраста деликтоспособное, вменяемое лицо, или в предусмотренных законом случаях организация.

Требование к субъекту правонарушения:

1. Достижение определённого возраста. В уголовном праве ответственность наступает с 16 лет, а в отдельных случаях – с 14 лет; в административном – с 16, в трудовом — с 16, в гражданском – полная – с 18 лет, частичная – с 14 лет;

2. Вменяемость – способность лица отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения правонарушения.

Объективная сторона правонарушения – характеризует его проявление во вне.

Элементы объективной стороны правонарушения:

1. Основные элементы: деяние (действие или бездействие);противоправность деяния; общественно вредные последствия; причинная связь между деянием и наступившими последствиями.

2. Факультативные элементы: время; место; способ; обстановка; орудие; средство.

Субъективная сторона правонарушения характеризует психическое отношение лица (вину) к совершенному правонарушению.

Элементы субъективной стороны правонарушения:

2. Факультативные: цель; мотивы.

Формы вины:

1. Умысел характеризуется тем, что лицо, совершившее правонарушение, сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия; предвидело его общественно опасные последствия и желало их (прямой умысел) или сознательно допускало наступление этих последствий (косвенный умысел);

2. Неосторожность характеризуется тем, что лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (противоправная самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (противоправная небрежность).

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие, состав административного правонарушения, его элементы.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административное правонарушение обладает следующими признаками:

  • общественная опасность – в результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства;
  • противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права;
  • виновность – деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности;
  • наказуемость – за совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности.

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения включает в себя следующие элементы:

  1. объект административного правонарушения;
  2. объективная сторона административного правонарушения;
  3. субъект административного правонарушения;
  4. субъективная сторона административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Особенная часть КоАП РФ в названиях гл. 5-11 указывает на родовые объекты административных правонарушений, т.е. на объекты конкретных административных проступков, объединенных совокупностью однородных общественных отношений, которые нарушаются субъектами соответствующего правонарушения – физическими или юридическими лицами.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

Объективная сторона правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц, выражается в действии или бездействии руководителей, других должностных лиц либо представителей предприятий, учреждений и организаций, нарушивших установленные для юридических лиц требования, правила, нормы и стандарты.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Административные правонарушения: Видео

Смотрите еще:

  • Общий долг россии на 2014 Внешний долг России В общий внешний долг России входят долги компаний, долги банков, долги ЦБ РФ, долги субъектов РФ, долги государственных и коммерческих структур резидентов Российской […]
  • П2 ст 23 фз 52-фз о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Федеральный закон РФ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 12 марта 1999 года 17 марта 1999 года Список изменяющих документов (в ред. […]
  • Правосудие по уголовным делам осуществляется 4.2.5 Осуществление правосудия только судом Правовая основа данного принципа содержится не только в ст. 118 Конституции РФ, но и в ст. 49 Конституции РФ, где говорится, что каждый […]
  • Признаки которыми не обладает судебная власть Признаки которыми не обладает судебная власть 1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ Исходя из принципа разделения власти Конституция РФ относит судебную власть к […]
  • 118 ч3 ук рф Статья 118. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности 1. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в […]
  • Если судебный пристав не может взыскать долг Взыскание задолженности по кредиту – права и обязанности судебных приставов Причины невыплаты кредита могут быть самыми разными, но последствия, к сожалению, одинаковы для всех. После […]
  • Комментарий к статье 87 коап рф Комментарии к СТ 11.8 КоАП РФ Статья 11.8 КоАП РФ. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления Комментарий к статье 11.8 КоАП РФ: 1. […]
  • Подведомственность дела о защите прав потребителей Подведомственность дела о защите прав потребителей Подсудность дел о защите прав потребителей. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» установлена альтернативная […]

Комментарии запрещены.