Нарушение таможенных правил коап рф

Нарушения таможенных правил (научно-практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях)


Нарушения таможенных правил
(научно-практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях)

А.Н. Козырин,
профессор, д.ю.н.

Со вступлением в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) фактически полностью лишается своей деликтной составляющей. С 1 июля 2002 года признаются утратившими силу многие нормы раздела X «Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение» ТК РФ, и в первую очередь это касается положений главы 39 «Виды нарушений таможенных правил и ответственность за эти нарушения» ТК РФ.

Выведение из ТК РФ вопросов, связанных с деликтами в таможенной сфере и производством по делам о нарушениях таможенных правил, и их перемещение в КоАП РФ — решение, встретившее не-однозначную оценку у ученых и практиков. Очевидно, что переход от ТК РФ к КоАП РФ в вопросе привлечения к ответственности за нарушения таможенных правил потребует времени для соответствующей «настройки» и формирования новой правоприменительной практики.

С принятием КоАП РФ значительно сокращено количество составов, признаваемых видами нарушений таможенных правил. Если в ТК РФ их было 40, то в КоАП РФ — только 22. Такое сокращение произошло прежде всего за счет «укрупнения» отдельных составов нарушений. Например, такие виды нарушений таможенных правил, как перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу помимо таможенного контроля (ст. 276 ТК РФ), сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу (ст. 277 ТК РФ), перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу с обманным использованием документов или средств идентификации (ст. 278 ТК РФ), были объединены в КоАП РФ в ст. 16.1 «Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации».

Административные правонарушения в области таможенного дела именуются нарушениями таможенных правил. Основными объектами нарушения таможенных правил являются:

— порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

— порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

— порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

— порядок обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами и их уплаты;

— порядок предоставления в отношении товаров и транспортных средств таможенных льгот и пользования ими.

Отдельные деяния могут посягать одновременно на несколько из перечисленных объектов.

Определение объекта нарушения таможенных правил содержится в ТК РФ.

Так, под перемещением через таможенную границу Российской Федерации таможенное законодательство понимает совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач (ст. 18 ТК РФ).

Особо следует отметить, что понятия «перемещение через таможенную границу» и «пересечение таможенной границы» не являются тождественными. Перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации может выражаться как в фактическом пересечении таможенной границы Российской Федерации (при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации), так и в подаче таможенной декларации или совершении иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения вывезти товары или транспортные средства (при вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации).

При этом все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю (ст. 191 ТК РФ), а само перемещение товаров и транспортных средств производится только в соответствии с их таможенными режимами (ст. 22 ТК РФ).

Таможенный контроль осуществляется должностными лицами таможенных органов путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы; в других формах, предусмотренных действующим законодательством (ст. 180 ТК РФ).

Таможенному контролю подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также определенные виды деятельности.

Товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала (при ввозе — с момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной границы Российской Федерации, при вывозе — с момента принятия таможенной декларации) и до его завершения в соответствии с таможенным режимом (при ввозе — как правило, до выпуска товаров и транспортных средств, а при вывозе — до момента пересечения таможенной границы Российской Федерации) (ст. 192 ТК РФ).

В таможенном законодательстве действует принцип выборочности таможенного контроля, который заключается в том, что при его проведении таможенные органы используют те формы таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. Неприменение определенных форм таможенного контроля не означает, однако, что лица освобождаются от обязанности соблюдать предписания таможенного законодательства и не несут ответственности за совершенные правонарушения.

На лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации либо осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, возлагается обязанность представлять этим органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (ст. 182 ТК РФ). В целях проведения контроля должностные лица таможенного органа имеют также право доступа на территорию и в помещения, принадлежащие любым лицам, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (ст. 184 ТК РФ).

В случае если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, таможенный контроль может также проводиться после выпуска товаров и транспортных средств вне зависимости от времени, прошедшего с момента осуществления такого выпуска (ст. 193 ТК РФ). В такой ситуации таможенные органы вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный таможенный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим операциям с данными товарами.

В соответствии с п. 15 ст. 18 ТК РФ таможенное оформление представляет собой процедуру помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями ТК РФ.

В настоящее время большинство товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, оформляется в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение (ст. 127 ТК РФ).

Для обеспечения соблюдения требования таможенного законодательства о надлежащем таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, приказом ГТК России от 20.05.1996 N 304 «О доставке товаров под таможенным контролем» введена процедура доставки товаров под таможенным контролем, под которой понимается перевозка товаров, транспортных средств и документов на них от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин, НДС, акцизов, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без применения мер экономической политики.

При характеристике порядка обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами и их уплаты, а также предоставления в отношении их таможенных льгот особое значение приобретает само понятие «таможенные платежи». Под ними в действующем законодательстве подразумеваются таможенная пошлина, иные налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами (ст. 18 ТК РФ). Статья 110 ТК РФ содержит следующий перечень таможенных платежей:

1) таможенная пошлина;

4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий;

5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

6) таможенные сборы за таможенное оформление;

7) таможенные сборы за хранение товаров;

8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9) плата за информирование и консультирование;

10) плата за принятие предварительного решения;

11) плата за участие в таможенных аукционах.

В ряде случаев лицам, перемещающим товары и транспортные средства, предоставляются льготы по таможенным платежам, в частности в виде:

— освобождения от уплаты таможенных платежей;

— частичного освобождения от уплаты таможенных платежей;

— снижения ставки таможенных платежей;

— возврата уплаченных таможенных платежей;

— предоставления рассрочки и отсрочки уплаты таможенных платежей;

— установления необлагаемого минимума объекта налогообложения.

Большинство льгот по уплате таможенных платежей включаются в содержание таможенного режима, в соответствии с которым товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации (например режимы таможенного склада, экспорта, временного ввоза/вывоза, реэкспорта).

Объективная сторона нарушения таможенных правил определяется в каждом случае диспозицией конкретной статьи ТК РФ. Она может выражаться как в действии (незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу), так и в бездействии (недекларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу).

Непосредственными объектами нарушения таможенных правил являются товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены правила, установленные нормативными правовыми актами по таможенному делу. Определение товаров и транспортных средств закреплено в ст. 18 ТК РФ, в соответствии с которой под товарами понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением собственно транспортных средств, то есть любых средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. Таким образом, под товарами следует понимать имущество, перемещаемое (перемещенное) через таможенную границу Российской Федерации, а под транспортным средством — имущество, посредством которого такие товары перемещаются (были перемещены). Правильное определение статуса непосредственного объекта зачастую является определяющим для верной квалификации правонарушения, а иногда и для привлечения лица к ответственности.

Особо следует обратить внимание на то, что непосредственным объектом правонарушения являются только те товары или транспортные средства (или только та их часть), в отношении которых не выполнены требования, действующие в таможенном деле.

За совершение административных правонарушений в области таможенного дела могут применяться административный штраф и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Предусмотренные в КоАП РФ составы нарушения таможенных правил различаются по степени тяжести и частоте их совершения в сфере таможенной практики.

В настоящей статье, публикуемой в нескольких номерах «Налогового вестника», комментируются наиболее существенные административные правонарушения в области таможенного дела.

1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.1 КоАП РФ)

Под незаконным перемещением понимается перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от него путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других, либо с представлением таможенному органу поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, документов, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, или иных недействительных документов, либо с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Одним из ключевых понятий, используемых при формулировании данного состава правонарушения, является понятие «таможенная граница». В соответствии со ст. 3 ТК РФ под таможенной границей подразумеваются пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных таможенных складов*1. Таможенная граница представляет собой очертание таможенной территории. С ее помощью устанавливаются пространственные пределы суверенитета государства в таможенной сфере. Таможенная граница может совпадать с Государственной границей Российской Федерации*2, а может от нее отличаться.
_____
*1 Понятие «таможенная территория» приведено в частях 1-3 ст. 3 ТК РФ, а понятия «свободная таможенная зона» и «свободный таможенный склад» — в ст. 75 ТК РФ.

*2 Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»).

Перемещение товаров или транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля означает, что такое перемещение совершается вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления.

Согласно ст. 27 ТК РФ пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации допускается в местах, определяемых таможенными органами, и во время их работы. Под местами пересечения таможенной границы Российской Федерации понимаются зоны таможенного контроля, которые создаются вдоль таможенной границы Российской Федерации (ст. 181 ТК РФ). Таможенное законодательство допускает возможность пересечения таможенной границы Российской Федерации в иных местах, а также вне времени работы таможенных органов, но только с их предварительного согласия. Нормативными правовыми актами по таможенному делу может быть установлено, что пересечение таможенной границы Российской Федерации отдельными видами товаров и транспортных средств может производиться только в определенных местах.

Согласно ст. 127 ТК РФ время производства таможенного оформления определено как время работы таможенного органа. Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 КоАП РФ, может образовывать пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации в установленных таможенными органами местах, но до начала или после окончания времени производства таможенного оформления.

Статья 16.1 КоАП РФ предусматривает также ответственность за сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Под сокрытием в данной статье понимается использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других.

Товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, могут быть сокрыты от таможенного контроля путем:

— использования способов, при которых визуальное обнаружение товаров во время таможенного контроля затруднено (в том числе тайников);

— придания одним товарам вида других, то есть существенного изменения внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида.

Под способом, затрудняющим обнаружение предметов, понимается физическое сокрытие перемещаемых предметов, при котором должностное лицо таможенного органа при досмотре багажа пассажира, товаров и транспортных средств не может обнаружить сокрытые от таможенного контроля предметы путем обычного визуального осмотра, либо сокрытие в местах, не предназначенных для транспортировки товаров, доступ в которые затруднен.

Особым способом, затрудняющим обнаружение товаров, является использование тайников. Специфика этого способа обусловливается тем, что к тайникам относятся места:

— специально оборудованные для сокрытия предметов от таможенного контроля, то есть полностью изготовленные для незаконного перемещения предметов (магнитные контейнеры, прикрепляемые к транспортным средствам в труднодоступных местах, дополнительные полости в автомашинах, не предусмотренные заводской конструкцией);

— приспособленные, то есть подвергнутые конструктивным изменениям (предварительная разборка и монтаж конструктивных емкостей на транспортных средствах, их оборудование дополнительной оснасткой, приспособлениями; оборудование чемоданов с двойным дном).

Под приданием одним товарам вида других понимается существенное изменение внешних характерных признаков предметов, которые позволяют отнести их к предметам иного вида.

Статья 16.1 КоАП РФ предусматривает также ответственность за перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств с представлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также за использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.

Для понимания нарушения таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена ст. 16.1 КоАП РФ, определим понятия следующих видов документов:

1) поддельных документов;

2) недействительных документов;

3) документов, полученных незаконным путем;

4) документов, содержащих недостоверные сведения;

5) документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам.

Под поддельными документами понимаются полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, но незаконно измененные (путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа и т. п.).

Недействительными документами являются документы, утратившие юридическую силу либо не приобретавшие ее.

К документам, полученным незаконным путем, относятся документы, выданные с нарушением процедуры их выдачи либо полученные в результате неправомерных действий должностного лица, выдавшего такой документ.

Документами, содержащими недостоверные сведения, считаются документы, фактически являющиеся подлинными, но сведения в которых не соответствуют действительности.

Документами, относящимися к другим товарам и транспортным средствам, признаются документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения иных товаров и транспортных средств.

Представление таких документов должно находиться в причинно-следственной связи с принятием таможенным органом решения о возможности перемещения товаров и транспортных средств.

Документы должны представляться таможенному органу непосредственно в момент перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Под незаконным перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации законодатель понимает их перемещение при помощи поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, но относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Под идентификацией понимается форма таможенного контроля, осуществляемая путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и других идентификационных средств (ст. 185 ТК РФ).

Таможенными органами могут идентифицироваться:

а) транспортные средства;

б) помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю;

в) места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;

г) товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем.

Средства идентификации (атрибуты таможенного обеспечения) должны отвечать следующим требованиям:

а) невозможность подделки оттисков (в отношении печатей, штампов, подписей, маркировок);

б) невозможность нарушения без видимых следов целостности атрибутов (в отношении пломб, клейких лент, замков);

в) стойкость штемпельных и оттискных материалов и средств письма (паст, чернил, пломб, клеевых покрытий) к внешним климатическим воздействиям;

г) четкость воспроизводимых отпечатков и оттисков на документы и упаковки товаров и транспортных средств.

Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами или с разрешения последних, кроме случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств (часть 3 ст. 185 ТК РФ). Информация об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации должна быть немедленно сообщена таможенным органам. Это сообщение должно быть сопровождено доказательствами наличия указанной угрозы.

Комментируемая статья КоАП РФ в качестве санкции за незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации предусматривает наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Нарушение таможенных правил коап рф

СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

Статья 412. Ведомственный контроль деятельности таможенных органов

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов.

Комментарий к статье 412

В ст. 401 ТК РФ установлено, что таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Статьей 402 определен порядок их создания, реорганизации и ликвидации (см. комментарий к указанным статьям). Приказ ГТК России от 10 октября 2002 г. N 1082 содержит положения, предписывающие вышестоящим таможенным органам осуществлять руководство, в том числе методическое, деятельностью подчиненных таможенных органов, ее координацию и контроль (п. 25 Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне). Приведенными Положениями определяются обязательность решений вышестоящего таможенного органа для нижестоящего и возможность реализации положения комментируемой статьи об осуществлении ведомственного контроля.

В то же время в статье содержится ссылка на возможность установления иными федеральными законами исключения из общего правила, установленного настоящей статьей. Так, в соответствии с гл. 30 КоАП РФ пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях возможен только по жалобе лиц, указанных в ст. 25.1 — 25.5 КоАП РФ, или по протесту прокурора. Тем самым исключается возможность пересмотра постановления и решения по делу об административном правонарушении вышестоящим таможенным органом в рамках ведомственного контроля.

Об обжаловании в таможенные органы решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц и принимаемых в отношении их мер см. комментарий к гл. 7 ТК РФ.

Статья 413. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц

1. За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Таможенные органы возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей, в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Вред, причиненный правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарий к статье 413

Дисциплинарную ответственность за неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут в соответствии с Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации», а также в соответствии с Трудовым кодексом РФ и законодательством Российской Федерации о государственной службе, Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396 .

СЗ РФ. 1998. N 47. Ст. 5742.

Привлечение к административной и уголовной ответственности осуществляется в соответствии с КоАП РФ и УК РФ. Административная ответственность в отношении должностных лиц таможенных органов в соответствии с КоАП РФ может, в частности, наступать за отказ в предоставлении информации (ст. 5.39), нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11), непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи (ст. 17.4) и др.

Уголовная ответственность должностных лиц таможенных органов за неправомерные действия (бездействие) наступает в соответствии с положениями гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» УК РФ.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В соответствии с этим положением ГК РФ (ст. 1064) установлены общие основания ответственности за причинение вреда. Аналогичная норма содержится в НК РФ (ст. 35). Вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, возмещается за счет казны РФ (ст. 1069 ГК РФ). Статьей 158 БК РФ прямо предусмотрено, что по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности в суде от имени казны РФ выступает главный распорядитель средств федерального бюджета. В соответствии со ст. 255 БК РФ при недостаточности на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) денежных средств для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание денежных средств осуществляется в первую очередь по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в предусмотренных законом случаях.

ТК РФ в качестве общего правила исключает возмещение вреда, причиненного правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц. Однако в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами, такой вред подлежит возмещению.

Так, в соответствии с п. 8 ст. 408 ТК РФ имущественный вред, причиненный владельцам средств связи или транспортных средств в случае использования таможенными органами их средств связи или транспортных средств для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством РФ.

К вопросу о правовой квалификации административных правонарушений в области таможенного дела

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 15.12.2015 2015-12-15

Статья просмотрена: 2322 раза

Библиографическое описание:

Рогачёв Д. И. К вопросу о правовой квалификации административных правонарушений в области таможенного дела // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 770-773. — URL https://moluch.ru/archive/104/24519/ (дата обращения: 20.10.2018).

Одним из приоритетных направлений деятельности должностных лиц таможенных органов является борьба с административными правонарушениями и уголовными преступлениями в области таможенного дела. В соответствии с п. 3 ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы государств-членов таможенного союза ведут административный процесс по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности. Правовая квалификация нарушений таможенных правил является необходимым инструментом деятельности должностных лиц таможенных органов, который позволяет установить какие именно нормы таможенного или иного законодательства нарушены. В статье рассмотрены понятие, сущность, назначение и проблемные вопросы правовой квалификации административных правонарушений в области таможенного дела.

Ключевые слова: административное правонарушение, нарушение таможенных правил, квалификация, состав правонарушения, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, общие нормы, специальные нормы.

Квалификация правонарушений является важным этапом в процессе применения норм законодательства. Правильная квалификация — это необходимое условие законности всей правоприменительной деятельности. Совершение административного правонарушения является юридическим фактом, который должен подтверждается наличием состава административного правонарушения и его события, которые фиксируется определенными процессуальному документами, такими как: протокол об административном правонарушении, протокол применения мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 2, 4 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). При составлении каждого из вышеперечисленных документов необходимо провести правильную квалификацию правонарушения [2, с. 43–45].

Под квалификацией административных правонарушений понимается установление соответствия признаков совершенного деяния признакам конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ. Как составная часть деятельности компетентных должностных лиц таможенных органов по применению законодательства об административных правонарушениях, квалификация представляет собой мыслительный процесс того или иного сотрудника, заключающийся в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками, включенными законодателем в конструкцию определенного состава. Результатом этого сопоставления является правовая оценка совершенного деяния. Далее делается вывод о том, что деяние содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного той или иной статьей КоАП РФ (не содержит таких признаков вовсе).

При выявлении правонарушения устанавливается, какие именно нормы таможенного или иного законодательства, таможенных правил нарушены (объект посягательств), время, место, способ и средства, орудия совершения правонарушения (объективная сторона), личность деликвента (субъект), цели, мотив его деяния (субъективная сторона), другие фактические данные, указывающие на наличие события административного правонарушения и поводов к возбуждению дела, сбора и фиксации доказательств, их анализа и оценки.

Особенностью квалификации административных правонарушений в области таможенного дела является, в большинстве случаев, необходимость наряду с установлением объекта, устанавливать и его предмет, которым могут выступать: товары и (или) транспортные средства, иностранная валюта и валюта Российской Федерации, средства таможенной идентификации, таможенная декларация и таможенные документы, что в конечном итоге необходимо для правильного назначения административного наказания

Обязанность по квалификации возлагается на разные категории должностных лиц органов, наделенных административной юрисдикцией. В таможенных органах таковыми являются должностные лица, уполномоченные на составление протокола об административном правонарушении, на рассмотрение дела о нарушении таможенных правил и жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, а также прокурор, возбудивший дело, и судья, рассматривающий дело (ст. 23.1, 23.8; п. 12 ч. 2 ст. 28.3; ст. 28.7, 30.1 КоАП РФ). Причем процесс правовой квалификации правонарушения последовательно продолжается на каждой стадии производства по делу о нарушении таможенных правил и заканчивается только после вступления постановления по делу в законную силу.

Выделим основные этапы правовой квалификации нарушения таможенных правил:

  1. Первый этап заключается в установлении события правонарушения, сборе фактических данных, позволяющих сделать вывод о противоправности совершенного деяния, выявлении доказательств по делу, их процессуальном закреплении, установлении личности делинквента — субъекта правонарушения (ст. 26.1 КоАП РФ). Последовательность действий при сборе таких данных обусловлена необходимостью рационального подхода к познанию определенного противоправного деяния. Так, при установлении состава административного правонарушения в области таможенного дела целесообразно действовать по следующей схеме: объект (и предмет) этого состава — его объективная сторона — субъект состава правонарушения — его субъективная сторона. Объясняется это тем, что лишь наличие предыдущего элемента состава правонарушения дает основания для продолжения поиска. Ведь если окажется, например, что охраняемые государством общественные отношения — а именно общественные отношения в области таможенного дела составляют объект нарушения таможенных не выявлен, становится очевидным отсутствие состава правонарушения, что в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Таким образом, необходимость в установлении других элементов состава правонарушения сразу исчезает.
  2. Второй этап — анализ собранных доказательств, выявление основных и квалифицирующих признаков правонарушения, установление формы вины субъекта.
  3. Третий этап — определение нормы, статьи КоАП РФ, устанавливающей ответственность за совершение подобного рода правонарушений, и сопоставление состава правонарушения сначала по общим, затем по квалифицирующим признакам деликта, указанным в статье (норме), с фактическими данными, выявленными в процессе производства по делу о НТП [3, с. 24–25]. Специфика третьего этапа правовой квалификации состоит в установлении диспозиции (и гипотезы) юридической нормы, подлежащей применению. Эта деятельность включает в себя:

 определение отрасли права, регулирующей соответствующие общественные отношения;

 поиск нужного источника права;

 выбор в нем определенной юридической нормы;

 выявление диспозиции и гипотезы данной нормы;

 проверку действия этих элементов нормы во времени;

 проверку действия их в пространстве;

 проверку действия названных частей нормы по кругу лиц;

 разрешение имеющихся коллизий между ними и диспозициями (гипотезами) других юридических норм.

Как правило, при квалификации административных правонарушений возникают некоторые сложности, исключением не является квалификация нарушений таможенных правил. В первую очередь, трудности возникают при применении норм административного права, которые в свою очередь подразделяются на общие и специальные. Общие нормы — это предписания, которые охватывают правовые институты одной отрасли в целом. Эти нормы группируется в общую часть отрасли, и регулируют родовые объекты. В отличие от общих, специальные нормы — это предписания, которые относятся к правовым институтам одной отрасли и регулируют определенный вид родовых отношений, с учетом присущих им особенностей [3, с. 27].

Специальные нормы детализируют общие предписания, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности, т. е. обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права.

Правовая квалификация административных правонарушений в таможенной сфере имеет определенные трудности, связанные с наличием коллизий и противоречий в законодательстве, в частности, диспозиции некоторых статей главы 16 КоАП РФ имеют схожее значение. Такие случаи возникают при наличии совокупности норм, которые охватывают совершенное противоправное деяние лишь частично и ответственность за одно, по существу, деяние предусматривается двумя статьями, например: ст. 16.2 и 16.16; ч. 3 ст. 16.1 и ст. 16.11 КоАП РФ. Это происходит в силу конкуренции некоторых статей главы 16 КоАП РФ, например: ст. 16.2 и ст. 16.17; ч. 4 ст. 16.1, ч. 3 ст. 16.2 и ст. 16.3; ст. 16.9 и 16.10; ч. 2 ст. 16.2, ст. 16.3 и ст. 16.21 КоАП РФ. В таких ситуациях важно точно определить характер каждой из конкурирующих статей: какая из них по конструкции состава правонарушения является общей, а какая специальной.

Общий подход к правовой квалификации НТП заключается в том, что при конкуренции общих и специальных норм предпочтение отдается специальным нормам.

Административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров и транспортных средств предусмотрена ч. 1 ст. 16.2; за несоблюдение сроков подачи таможенной декларации при периодическом временном декларировании, при декларировании после фактического выпуска товаров, непредставление в срок необходимых сведений и документов — ст. 16.12 КоАП РФ; неподача таможенной декларации по окончании предельного срока нахождения товаров на складе временного хранения может образовать состав нарушения таможенных правил, предусмотренный ст. 16.16 КоАП РФ. Заметно различаются и санкции этих статей: административный штраф в размере до двукратной стоимости товаров и транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ), налагаемый на граждан и юридических лиц, и штраф в размере до 10 тысяч рублей, налагаемый на должностных лиц, и 100 тысяч рублей — на юридических лиц (ст. 16.12 КоАП РФ). Объективная сторона этих правонарушений выражается в бездействии — непредставлении таможенной декларации в таможенный орган либо нарушении сроков ее представления. В данном примере идентичны и субъекты ответственности: должностные и юридические лица, хотя в ст. 16.2 КоАП РФ фигурирует и физическое лицо — непосредственный виновник правонарушения. Однако ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ является общей по отношению к ст. 16.12 и ст. 16.16 КоАП РФ, а последние — специальными по отношению к ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ [3, с. 70].

Также ч. 1 ст. 16.3 о несоблюдении запретов и ограничений при ввозе и вывозе товаров будет являться общей по отношению к ч. 4 ст. 16.1 (предоставление недействительных документов при прибытии, убытии и помещение под процедуры таможенный транзит или на склад временного хранения) и ч. 3 ст. 16.2 о предоставлении недостоверных сведений и документов при декларировании товаров.

Например, ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ является общей нормой по отношению к статьям КоАП РФ, предусматривающим ответственность за конкретные нарушения таможенных процедур: ст. 16.18 (невывоз или неосуществление обратного ввоза товаров и транспортных средств), ст. 16.14, ст. 16.20 (незаконное использование или распоряжение условно выпущенными товарами),ст. 16.24 (использование временно ввезенных транспортных средств во внутренних перевозках по таможенной территории ТС),16.1 ч.3 (предоставление недействительных документов при помещении под процедуру таможенного транзита)и 16.1 ч.4 (несоблюдение запретов и ограничений при помещении под процедуру таможенного транзита).

Ст. 16.7 (предоставление недействительный документов при совершении таможенных операций, которые повлекли за собой недостоверные сведения о товарах) является общей статьей. Специальными по отношению к ней являются: ч. 3 ст. 16.1 (предоставление недействительный сведений) и ч. 4 16.1 (предоставление недействительных документов) при совершении таможенных операций прибытия и убытия, ч. 3 ст. 16.2 (представлены недостоверные документы или сведения) и ч. 2 ст.16.2 (представлены недостоверные сведения о наименовании, описания, классификационного кода товара или его таможенной стоимости) при совершении таможенной операции декларирования.

В результате проведенного анализа, автором была предложена классификация статей главы 16 КоАП РФ на общие и специальные. Представленная классификация (таблица 1) носит рекомендательный характер и может быть использована в практической деятельности должностных лиц таможенных органов.

Классификация норм главы 16 КоАП РФ на общие и специальные

Смотрите еще:

  • Трудовой кодекс рф читать бесплатно "ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.04.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.04.2013) 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ Принят Государственной Думой […]
  • Уголовный кодекс рф статья 40 Статья 40. Физическое или психическое принуждение 1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие […]
  • Настоящий закон статья 43 О общеобязательном государственном пенсионном страховании Статья 43. Перерасчет пенсий, назначенных до вступления в силу настоящего Закона 1. Перерасчет пенсий по возрасту, по […]
  • Ук жкх новочебоксарск семенова 15 Отключение холодного водоснабжения от 19.10.2018 09:10. Отключение отопления и горячей воды от 17.10.2018 16:56. 18 октября 2018 г. с 08:30 до 14:30 , в связи с производством ремонтных […]
  • Трудовой кодекс статья 21 22 Статья 22. Основные права и обязанности работодателя Информация об изменениях: Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ в статью 22 настоящего Кодекса внесены изменения, […]
  • Пленум трудовой кодекс рф ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 марта 2004 года №2 О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации (В редакции […]
  • Внесение изменений в закон о государственной регистрации прав Статья 24. О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Статья 24 . О внесении изменений в Федеральный закон "О […]
  • Серёжина адвокат Адвокат Серёжина Людмила Юрьевна Адрес: Москва, ул. Профсоюзная, 3 К сожалению, станция метро, к которой ближе всего находитя Адвокат Серёжина Людмила Юрьевна не была указана. Телефон: +7 […]

Комментарии запрещены.