Нарушение правил пользования жилыми помещениями рб как составить протокол

Как бороться с шумными соседями?

Свыше 2/3 населения Республики Беларусь сегодня проживает в городах и поселках, где основное жилье – многоквартирные дома. Соседей с разными привычками и семейным укладом разделяет звукопроницаемая панель. Поэтому мало иметь благоустроенную квартиру, нужно еще, чтобы повезло с соседями. А они бывают разными, в том числе с антиобщественным поведением. Игра на музыкальных инструментах, громкая речь и пение, выполнение ремонтных работ в позднее время, несоблюдение правил содержания животных и многое другое могут стать причиной нарушения вашего покоя.

Однако надо помнить, что право на покой и отдых в своей квартире каждому из нас гарантирован законом, и соседи обязаны его исполнять.

В целях обеспечения комфортного и безопасного проживания граждан Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 утверждены «Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений».

Законодательством (ч. 1 ст. 21.16 КоАП) предусмотрена административная ответственность за:

– нарушение правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома (за исключением оплаты за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт), содержания конструктивных элементов (например, крыши, наружных стен, перекрытий) и инженерных систем;

– самовольное переустройство и (или) перепланировку жилых и (или) нежилых помещений, в т.ч. инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций;

– использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания.

Содержание ч. 1 ст. 21.16 КоАП раскрывается в правилах, в пункте 7 которых определены основные обязанности граждан в этой сфере.

К основным правилам, которые обязаны соблюдать соседи, относятся:

– соблюдение установленных для проживания санитарно-эпидемиологических и технических требований (в том числе требований к допустимому уровню шума и вибрации), правил пожарной безопасности, правил пользования жилыми помещениями и иных требований, установленных законодательством;

– пользование телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами лишь при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей вашего покоя;

– с 23 до 7 часов запрещается совершать действия, создающие вибрацию и шум (в том числе посредством игры на музыкальных инструментах, громкой речи и пения, применения пиротехнических средств, выполнения бытовых (ремонтных) работ, проведения ручных погрузочно-разгрузочных работ, резкого закрытия дверей, содержания домашних животных и др.).

Все должны знать, что неисполнение этих правил влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 21.16 КоАП Республики Беларусь («Нарушение правил пользования жилыми помещениями»).

За данные нарушения на соседа может быть наложен штраф в размере до 30 базовых величин.

На практике граждане не всегда знают, в какую инстанцию им необходимо обратиться в случае нарушения их прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП Республики Беларусь правом составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 21.16 КоАП Республики Беларусь, обладают сельские, поселковые, районные, городские и областные исполнительные комитеты, администрации районов в городах, а также организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие коммунальные услуги (т.е. ЖРЭО, ЖЭС, ЖСК, ЖСПК, товарищества собственников), а также органы, осуществляющие государственный санитарный надзор.

Если право составления протокола об административном правонарушении предоставлено организации (например, товариществу собственников), то орган управления такой организацией обязан определить перечень лиц, имеющих право составления протокола об административном правонарушении. Это может быть либо приказ, либо должностная инструкция, утвержденная уполномоченным лицом.

Так как законодательно не определено, что председателю правления предоставлены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, то такие полномочия должны быть закреплены в уставах ЖСК и ЖСПК.

Повестка дня общего собрания ЖСПК (ЖСК) должна содержать вопросы, касающиеся наделения (или не наделения) председателя правления полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, включения указанных полномочий в устав ЖСПК (ЖСК).

Протокол об административном правонарушении, составленный председателем ЖСПК (ЖСК) без указанных полномочий, является незаконным.

Таким образом, в рабочее (дневное) время можно обратиться с жалобой на шумных соседей в один из перечисленных выше органов, предварительно выяснив полномочия своего председателя организации застройщиков. Это позволит избежать направления повторных обращений.

При установлении факта правонарушения должен быть составлен протокол об административном правонарушении, который подлежит направлению для рассмотрения и принятия решения в суд или в орган государственного санитарного надзора – в случаях, если протокол составлен должностным лицом данного органа.

Однако зачастую нарушение правил пользования жилыми помещениями имеет место в ночное время, когда ЖРЭО, ЖЭС либо председатели ЖСК, ЖСПК, товарищества собственников уже не работают. В данном случае необходимо обращаться в территориальный отдел внутренних дел.

В соответствии со ст. 22 Закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» ОВД обязаны принимать поступающие заявления об административных правонарушениях и незамедлительно реагировать на них, организовать выезд на место происшествия.

Вместе с тем составление протоколов об административных правонарушениях за нарушение правил пользования жилыми помещениями в компетенцию милиции не входит. Территориальный ОВД примет от вас заявление в отношении нарушителей правопорядка и передаст материалы вышеуказанным компетентным органам для рассмотрения.

Одновременно, на следующий день или в иное удобное время, следует обратиться с жалобой в ЖРЭО, ЖЭС либо к председателю ЖСК, ЖСПК, товарищества собственников.

Также к нарушению правил пользования жилыми помещениями относится самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых (нежилых) помещений.

В связи с этим необходимо знать, что в соответствии с п. 20 Положения о переустройстве и (или) перепланировке, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 г. № 384, запрещается:

– производить в выходные и праздничные дни работы по переустройству и (или) перепланировке, создающие шум или вибрацию;

– начинать такие работы ранее 9 часов и заканчивать их позднее 19 часов в рабочие дни и др.

Между тем следует всегда помнить, что мы живем в цивилизованном обществе, где существуют нормы этики и морали. И только ваша личная дисциплинированность и соблюдение установленных правил общежития помогут избежать конфликтов.

Екатерина БИЛИДА,
старший прокурор отдела прокуратуры Гродненской области.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ

Ответственность за несоблюдение правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома наступает:

1. в соответствии с п. 1 ст. 85 ЖК совершеннолетние члены, бывшие члены семьи собственника жилого помещения, проживающие совместно с ним и не имеющие доли в праве общей собственности на занимаемое жилое помещение, наниматель жилого помещения, проживающие совместно с ним члены, бывшие члены его семьи, в течение года три и более раза привлекались к административной ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, выразившееся в разрушении, порче жилого помещения либо в использовании его не по назначению, делающие невозможным для других проживание с ними в одной квартире или в одном жилом доме, были предупреждены собственником о возможности выселения без предоставления другого жилого помещения и в течение года после такого предупреждения привлекались к административной ответственности за аналогичные правонарушения;

• подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения по требованию собственника жилого помещения или других заинтересованных лиц.

2. в соответствии со ст. 155 ЖК если собственник жилого помещения имеет без уважительных причин шестимесячную задолженность по плате за ЖКУ либо в течение года три и более раза привлекался к административной ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями, местный исполнительный и распорядительный орган обязан в письменной форме предупредить собственника о необходимости погасить задолженность либо устранить нарушения, а если они повлекли разрушение и (или) порчу жилого помещения, — также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта жилого помещения.

Если собственник жилого помещения не погасил в течение одного месяца с даты получения предупреждения задолженность по плате за ЖКУ в полном объеме, либо не провел ремонт местный исполнительный и распорядительный орган вправе подать в суд иск о понуждении собственника жилого помещения к отчуждению жилого помещения.

При принятии судом решения о принудительной продаже этого жилого помещения оно подлежит принудительной продаже с публичных торгов.

КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (ВЫДЕРЖКИ):

статья 15.47. Нарушение правил содержания собак, кошек и (или) хищных животных — влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 до 15 базовых величин (Бв), а в случае причинение вреда здоровью людей или имуществу, — от 10 до 30 Бв или административный арест.

статья 17.9. Курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, — влечет наложение штрафа в размере до 4 Бв.

статья 21.13. Самовольные переоборудование, перекрашивание или иное изменение балконов, лоджий и других архитектурных и конструктивных элементов фасадов жилых домов, иных зданий и сооружений, установка на фасадах, балконах, лоджиях, крышах спутниковых и иных антенн, а равно непринятие мер по поддержанию в надлежащем состоянии внешнего вида жилых домов, иных зданий, сооружений и ограждений — влекут наложение штрафа в размере от 2 до 15 Бв.

статья 21.16. Нарушение правил пользования жилыми помещениями или содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома (за исключением оплаты за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт), конструктивных элементов и инженерных систем либо самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, в том числе инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций, а также использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания, — влекут наложение штрафа в размере до 30 Бв, а на юридическое лицо — от 30 до 50 Бв.

2. самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, приведшие к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также переоборудование вентиляционных шахт и каналов — влекут наложение штрафа в размере от 30 до 50 Бв, а на юридическое лицо — от 50 до 70 Бв.

Правом составления административных протоколов обладают уполномоченные лица организаций, осуществляющих эксплуатацию жилфонда, органов Министерства внутренних дел, а также органов государственного санитарного надзора, местные исполкомы.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются судами или органами государственного санитарного надзора.

В городе большинство из нас живут в многоквартирных жилых домах и, наверное, каждый из нас сталкивался с «проблемой шумных соседей». Кто-то мирится с «неизбежным соседством», а кто-то решает идти в наступление, давая отпор правонарушителю. Да-да, шум, создаваемый соседями, является правонарушением, согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), если кто не знал.

Часть 1 статьи 21.16 КоАП влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо — от тридцати до пятидесяти базовых величин за нарушение правил пользования жилыми помещениями или содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома (за исключением оплаты за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт), конструктивных элементов и инженерных систем либо самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, в том числе инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций, а также использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания.

Конечно же не только шум в жилых помещениях наказуем, а также и другие действия, но обо всем по порядку.
Итак, что же согласно этим самым правилам пользования жилыми помещениями должны делать и наоборот не должны делать наши соседи, ну и, конечно же, мы с вами.

Согласно п. 7 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений (далее — Правила), утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399, граждане обязаны:
— использовать жилые и вспомогательные помещения, а также находящееся в них оборудование в соответствии с их назначением;
— соблюдать установленные для проживания санитарно-эпидемиологические и технические требования, правила пожарной безопасности, требования настоящих Правил и иные требования, установленные законодательством (ст. 26 Жилищного кодекса);
— предоставлять в организации контактные телефоны (при необходимости телефоны доверенных лиц) для экстренной связи в случае возникновения аварийных ситуаций, связанных с содержанием и использованием жилых помещений;
— обеспечивать в жилых и вспомогательных помещениях сохранность конструктивных элементов и инженерных систем, санитарно-технического, электрического, газового и иного оборудования, соблюдать правила пользования этим оборудованием.
При обнаружении неисправности конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования жилого дома, других опасных явлений, угрожающих разрушению конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования жилого дома, здоровью и жизни проживающих в жилом доме граждан, их имуществу, незамедлительно принимать меры к устранению данных неисправностей и сообщать о дефектах организации или соответствующей аварийной службе;
— содержать в чистоте и порядке жилые помещения, включая подсобные, балконы и лоджии, не сорить в кабинах лифтов, вспомогательных помещениях жилых домов и на придомовой территории;
— выносить мусор, твердые коммунальные отходы в специально отведенные места, производить чистку ковров и иных бытовых вещей в местах, определяемых организацией;
— обеспечивать доступ в занимаемые ими или находящиеся в их владении и пользовании жилые и (или) нежилые помещения, а также к расположенному в них инженерному оборудованию работникам организаций для проверки соответствия жилого помещения установленным для проживания санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям, проведения осмотров, ремонтных работ (при необходимости), снятия показаний приборов индивидуального учета расхода воды, тепловой и электрической энергии, газа, а также для приостановления предоставления некоторых видов коммунальных услуг в случае их неоплаты;
— обеспечивать подготовку жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период (утепление окон и дверей);
— расходовать экономно воду, газ, электрическую и тепловую энергию;
— пользоваться телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами лишь при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя других граждан в жилом доме.
С 23 до 7 часов не должны совершаться действия, создающие вибрацию и шум (в том числе посредством игры на музыкальных инструментах, громкой речи и пения, применения пиротехнических средств, выполнения бытовых (ремонтных) работ, проведения ручных погрузочно-разгрузочных работ, резкого закрытия дверей, содержания домашних животных и других действий);
— возмещать ущерб, причиненный гражданами вспомогательным помещениям жилого дома, помещениям других граждан и организаций независимо от форм собственности при осуществлении права владения и пользования жилыми помещениями;
— содержать в надлежащем техническом, противопожарном и санитарном состоянии в подвале и вспомогательных помещениях жилого дома занимаемые хозяйственные кладовые (сараи) и прилегающие к ним проходы, не допускать накопления в них мусора, хранения взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся (горючих) жидкостей, газовых баллонов и других огнеопасных веществ и материалов, а также пользования открытым огнем;
— использовать легкосъемные конструкции для закрытия существующих каналов прокладки сантехнических коммуникаций;
— поддерживать функциональность элементов противопожарной защиты (эвакуационные двери, люки, лестницы), расположенных на балконах и лоджиях квартир;
— выполнять другие обязанности, предусмотренные Правилами и иными актами законодательства, а также вытекающие из договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг, договора управления общим имуществом.
Согласно пункту 16 этих же Правил гражданам и организациям в жилом доме запрещаются:
— действия (бездействие), приводящие к порче жилых и вспомогательных помещений, нарушению условий проживания граждан в других жилых помещениях, а также препятствующие осуществлению прав и законных интересов других граждан и организаций;
— курение во вспомогательных помещениях многоквартирного жилого дома;
— сушка белья во вспомогательных помещениях многоквартирного жилого дома;
— переоборудование и реконструкция вентиляционных шахт и каналов;
— хранение в жилых помещениях, а также на балконах и лоджиях взрывоопасных, отравляющих и загрязняющих воздух веществ и предметов (за исключением средств борьбы с грызунами и другими животными), а также легковоспламеняющихся веществ с нарушением правил хранения и пользования;
— загромождение балконов, лоджий;
— загромождение коридоров, лестничных маршей и площадок, проходов, запасных выходов и других вспомогательных помещений;
— содержание во вспомогательных помещениях жилого дома животных, в том числе пчел;
— самовольная установка на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и других конструкций;
— самовольное выполнение работ, связанных с изменением архитектурно-планировочных решений зданий, жилых и вспомогательных помещений или влияющих на несущую способность конструкций зданий, в том числе устройство погребов и других помещений под балконами и лоджиями, в подвалах и технических подпольях, на этажах многоквартирных жилых домов;
— самовольные переустройство и (или) перепланировка.

Поэтому шум, создаваемый соседями, игра на музыкальных инструментах, громкая речь и пение, выполнение бытовых (ремонтных) работ, резкое закрытие дверей и многое другое, что нарушает наш покой и указанные Правила недопустимо в многоквартирном жилом доме.
Раз уж упомянули про ремонт, то нужно также отметить, что согласно п. 20 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384, в период проведения переустройства и (или) перепланировки в многоквартирных и блокированных жилых домах запрещается:
— производить в выходные и праздничные дни работы по переустройству и (или) перепланировке, создающие шум или вибрацию, а также начинать такие работы ранее 9 часов и заканчивать их позднее 19 часов в рабочие дни;
— загромождать и загрязнять строительными материалами и их отходами коридоры, лестничные марши и площадки, проходы, запасные выходы и другие вспомогательные помещения жилого дома;
— использовать пассажирские лифты для транспортировки строительных материалов и их отходов без упаковки.

Что же касается общежитий, то согласно Положению об общежитиях, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 № 269, внутренний распорядок в общежитии устанавливается правилами, утверждаемыми администрацией государственной организации по согласованию с профсоюзным комитетом (при его наличии).

Граждане, проживающие в общежитии, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка в общежитии и пожарной безопасности.
Как мы все понимаем, порой утихомирить шумных соседей и любителей жить как им заблагорассудиться просьбами и уговорами просто не получается не только у жильцов, однако и у представителей правопорядка.

Так как самые частые нарушения, на которые мы жалуемся, связаны именно с шумом, создаваемым соседями будь то пение, громкое прослушивание музыки или же ремонт, то нужно определиться, какой допустимый уровень шума допускается национальным законодательством.
Пункт 37 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.08.2015 № 95, гласит, что допустимые и максимальные уровни звука в жилых помещениях жилого дома должны соответствовать Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам, устанавливающим требования к шуму на рабочих местах, в транспортных средствах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

При этом допустимый уровень шума, согласно абз. 2 ч. 1 п. 4 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Шум на рабочих местах, в транспортных средствах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.11.2011 № 115, — такой уровень шума, который не вызывает у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем и анализаторов, чувствительных к шуму.

Также данные санитарные нормы устанавливают такое понятие как предельно допустимый уровень шума — уровень шума, который при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всей трудовой деятельности, не должен вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья человека.

Дела, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 21.16 КоАП рассматривает районный суд либо же органы государственного санитарного надзора (районный центр гигиены и эпидемиологии или, проще говоря, санстанция), но лишь по ч. 1 ст. 21.16 КоАП и по тем делам, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов государственного санитарного надзора.

Протоколы об административных правонарушениях по ст. 21.16 КоАП составляют уполномоченные на то должностные лица:
— сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах;
— органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, но лишь по ч. 1 ст. 21.16 КоАП;
— организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги.

В случае, если вы вызываете милицию на шумных соседей, то сотрудники органов внутренних дел приедут и примут от вас заявление, помогут утихомирить правонарушителя, однако составить протокол об административном правонарушении за нарушение Правил пользования жилыми помещениями не смогут, а передадут ваше заявление в тот орган, который вправе проводить подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению.

В соответствии с подп. 4.2 п. 4 и подп. 7.6 п. 7 решения координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией г. Минска от 29.03.2017 № 1 в целях профилактики правонарушений УВД администраций районов г. Минска поручено во всех случаях информировать организации жилищно-коммунального хозяйства о выявленных фактах нарушений Правил пользования жилыми помещениями.

Прокуроры районов обязаны организовать поступление из территориальных УВД материалов проверок по сообщениям (заявлениям) о нарушениях гражданами Правил пользования жилыми помещениями и при наличии оснований в порядке ст. 2.15 ПИКоАП давать поручения организациям жилищно-коммунального хозяйства о начале ведения административного процесса и привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Также вы можете самостоятельно обратиться в органы, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений.

Если же вы подали заявление на соседа, а потом пожалели его и больше не желаете привлекать его к ответственности дабы не портить соседские отношения, то примириться с ним уже не выйдет, так как если будет доказано, что сосед шумел либо каким-то образом еще нарушил Правила пользования жилыми помещениями, то к ответственности его привлекут.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП обстоятельством, исключающим административный процесс в отношении физического лица, является отсутствие заявления потерпевшего или его законного представителя, либо примирение потерпевшего с физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

Примирение возможно по делам об административных правонарушениях, указанных в ст. 4.5 КоАП, которые влекут административную ответственность по требованию и такими делами не являются дела, предусмотренные ст. 21.16 КоАП.

Если уже готовы идти до конца, то нужно знать, что согласно ст. 6.3 ПИКоАП доказательствами являются любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых суд, орган, ведущий административный процесс, устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, предусмотренного КоАП, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу.

К источникам доказательств относятся объяснения лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего, свидетеля, заключение эксперта, вещественное доказательство, протокол об административном правонарушении, протокол процессуального действия, документ и другой носитель информации, полученные в порядке, установленном ПИКоАП и иными законодательными актами.

Собранные по делу об административном правонарушении доказательства подлежат всесторонней, полной и объективной проверке судом, органом, ведущим административный процесс.

Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в их совокупности — с точки зрения их достаточности для принятия решения по делу об административном правонарушении.

Доказательство признается недопустимым, если оно получено с нарушением конституционных прав и свобод гражданина или требований ПИКоАП, связанным с лишением или ограничением прав участников административного процесса или нарушением иных правил административного процесса.
Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу вынесения решения по делу об административном правонарушении, а также использоваться для доказывания любого обстоятельства по делу об административном правонарушении.
Достоверными признаются доказательства, если они соответствуют действительности. В основу процессуальных решений, принимаемых судом, органом, ведущим административный процесс, могут быть положены только достоверные доказательства.

Достаточными признаются доказательства, когда их совокупность позволяет установить обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении.

Следует также знать, что если с момента правонарушения прошло два месяца, то привлечь правонарушителя уже невозможно, за исключением обстоятельств, которые вряд ли применимы по делам о нарушении Правил пользования жилыми помещениями, так как согласно ст. 7.6 КоАП административное взыскание за совершение административного правонарушения может быть наложено не позднее двух месяцев со дня его совершения. Данные сроки на привлечение не восстанавливаются.

Данное обстоятельство является обстоятельством, исключающим административный процесс в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП.
При написании заявления о привлечении правонарушителя к ответственности нужно четко указывать время и место совершения правонарушения, если известно, то указать анкетные данные правонарушителя, свидетелей, которые смогут подтвердить факт правонарушения, а также возможно приложить к заявлению доказательства в виде аудио либо же видеозаписи.

Мы, порой, видим мелкие огрехи других людей, однако не замечаем больших изъянов у себя. Неспроста народная мудрость гласит: «В чужом глазу соломину видеть, в своем — бревна не замечать». Поэтому не стоит забывать о взаимоуважении!

Октябрь — Привлечение членов ТС к административной ответственности

Журнал «Руководитель ЖКХ» №10 (10) октябрь 2016

Автор: Игорь БУЕВИЧ, юрист

В редакцию журнала «Руководитель ЖКХ» пришло письмо от председателя правления ТС с просьбой разъяснить, как привлечь члена этого ТС к административной ответственности за самовольное строительство кладовки (без решения общего собрания членов ТС и получения разрешительных документов) на этаже многоквартирного жилого дома. Председатель правления ТС направил владельцу кладовки уведомление о необходимости предоставления им разрешительных документов на строительство или демонтаж кладовки, однако требования остались неисполненными.

Административная ответственность за самовольное строительство

Административная ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями и общим имуществом предусмотрена ст. 21.16 КоАП, которая состоит из двух частей.

Согласно части первой ст. 21.16 КоАП нарушение правил пользования жилыми помещениями или содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома (за исключением оплаты за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт), конструктивных элементов и инженерных систем либо самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, в том числе инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций, а также использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания, влекут наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на юридическое лицо — от 30 до 50 базовых величин.

В соответствии с частью второй ст. 21.16 КоАП самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, приведшие к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также переоборудование вентиляционных шахт и каналов влекут наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — от 50 до 70 базовых величин.

Руководителю на заметку

Действия члена ТС по самовольному строительству кладовки на этаже жилого дома содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью первой ст. 21.16 КоАП.

Кроме нарушения положений законодательства, связанного с документальным оформлением проектирования и строительства кладовки, в рассматриваемом случае имеются и нарушения требований жилищного законодательства в части владения и пользования общим имуществом.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 172 ЖК участник совместного домовладения (в данном случае — член ТС) пользуется общим имуществом согласно целевому назначению этого имущества, не препятствуя осуществлению прав на это имущество других участников совместного домовладения (членов ТС).

В силу п. 4 ст. 215 ЖК к исключительной компетенции общего собрания членов ТС относится отчуждение или передача общего имущества во владение и пользование одному или нескольким членам ТС, иным лицам в случае, если это не нарушает прав и законных интересов членов ТС.

Решения по вопросам, касающимся управления общим имуществом, отчуждения либо передачи общего имущества во владение и пользование одному или нескольким членам ТС, иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы членов ТС, принимаются при наличии голосов более 2/3 членов ТС от их общего количества (подп. 1.2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.10.2010 № 538 «О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков» (далее — Указ № 538)).

В рассматриваемом случае решение о передаче части общего имущества на этаже жилого дома одному из членов ТС общим собранием не принималось. А ведь такое решение, по сути, является первым документом, с предоставления которого начинается процедура получения необходимой разрешительной технической документации.

Право председателя правления ТС на привлечение членов ТС к административной ответственности

Согласно пп. 2, 6 и 12 части первой ст. 3.30 ПИКоАП правом составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 21.16 КоАП наделены уполномоченные на то должностные лица:

— сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах;

— органов, осуществляющих государственный санитарный надзор (по части первой ст. 21.16);

— организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги.

В п. 56 ст. 1 ЖК определено, что товарищество собственников — это организация, создаваемая собственниками жилых и (или) нежилых помещений в целях сохранения и содержания общего имущества, владения и пользования им, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Кодексом и уставом товарищества собственников.

В п. 33 ст. 1 ЖК под общим имуществом понимаются помещения, расположенные за пределами квартир и (или) нежилых помещений и предназначенные для обслуживания двух и более жилых и (или) нежилых помещений в жилом доме, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции и т.д.

Таким образом, ТС относится к числу организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги.

Возникает вопрос: имеет ли право председатель правления ТС составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 21.16 КоАП? Ответ на него не так прост, как это может показаться на первый взгляд.

В соответствии с п. 12 части первой ст. 3.30 ПИКоАП должностное лицо должно быть уполномочено на составление протоколов об административных правонарушениях. Это означает, что такое полномочие должно быть записано в документе, которым определены права и обязанности должностного лица. В отношении единоличного руководителя юридического лица на практике допускается, что такого рода запись может быть сделана в обобщенном виде (например, так: «осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством»).

Согласно п. 1 ст. 214 ЖК органами управления ТС являются общее собрание (собрание уполномоченных) членов ТС, правление ТС и председатель правления ТС. Каждый из указанных органов управления обладает полномочиями, установленными ЖК и иными актами законодательства, а также уставом ТС. Как видно, у ТС нет единоличного руководителя.

Полномочия председателя правления ТС определены в п. 3 ст. 216 ЖК. В этом пункте указано, что к компетенции председателя правления ТС относится осуществление текущего руководства деятельностью ТС в пределах полномочий, определенных ЖК, уставом ТС и трудовым договором (контрактом), заключенным с ним в соответствии с ЖК и законодательством о труде. Прямое указание на то, что председатель правления ТС вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, отсутствует.

Нет прямого указания об этом и в Указе № 538.

Таким образом, в соответствии с нормами ЖК и названного Указа председателю правления ТС не предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Однако в ЖК закреплено, что полномочия председателя правления ТС могут определяться не только в ЖК, но и в уставе ТС. Это означает, что председатель правления будет вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в случае внесения соответствующей записи в устав ТС.

В случае отсутствия полномочий на составление протоколов об административных правонарушениях председатель правления ТС вправе направить сообщение о совершении административного правонарушения в тот орган, должностные лица которого обладают такими полномочиями. В отношении ст. 21.16 КоАП такими органами являются сельский, поселковый, районный, городской и областной исполнительные комитеты, администрация района в городе.

Согласно ст. 9.3 ПИКоАП сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации об административном правонарушении должно быть сделано в письменной форме и подписано руководителем. К нему могут прилагаться документы и иные материалы, подтверждающие достоверность сообщения об административном правонарушении.

Составление протокола об административном правонарушении

Общий порядок составления протокола об административном правонарушении предусмотрен в ст. 10.2 ПИКоАП. Этим порядком должны руководствоваться также и председатели ТС, полномочные составлять данные документы.

Протокол об административном правонарушении должен содержать:

дату и место его составления;

должность, фамилию, имя и отчество лица, составившего протокол;

сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс;

время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на статью (часть статьи) Особенной части КоАП, предусматривающую ответственность за данное правонарушение;

фамилии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются;

отметку о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности;

перечень материалов, прилагающихся к протоколу об административном правонарушении;

иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Законодательством не утверждена единая форма протокола об административном правонарушении. Каждый государственный орган утверждает собственную форму, которой руководствуются его должностные лица.

Считаем, что в случае предоставления председателю правления ТС полномочий на составление протоколов об административных правонарушениях общему собранию членов ТС целесообразно будет также утвердить и форму этого протокола*.

Оформленный протокол подписывается лицом, его составившим, а также физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс. Если к административной ответственности привлекается юридическое лицо, то протокол подписывается его представителем (как правило, директором).

Руководителю на заметку

Если привлекаемое лицо отказывается от подписания протокола или не явилось для его подписания, в протоколе об этом делается соответствующая запись.

Привлекаемое лицо вправе делать замечания и давать объяснения по содержанию протокола, которые вносятся в протокол. По окончании составления протокола привлекаемому лицу вручается копия протокола под расписку.

Если привлекаемое лицо было надлежащим образом извещено, но не явилось для подписания протокола, ему направляется копия этого протокола в течение 3 дней со дня составления. Надлежащим извещением признается, в частности, направление заказного письма с уведомлением о вручении.

* Образец протокола об административном правонарушении (за основу взята форма протокола, утвержденная постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 11.06.2007 № 26) размещен на с. 51.

Подготовка дела к рассмотрению в суде

Согласно части первой ст. 3.2 ПИКоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 21.16 КоАП, рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда.

На основании части первой ст. 3.31 ПИКоАП административный процесс ведется по месту совершения административного правонарушения. В целях обеспечения оперативности, объективности и полноты административного процесса он может проводиться по месту обнаружения или выявления правонарушения, по месту нахождения органа, ведущего административный процесс, а также по месту жительства, месту пребывания (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс, или большинства свидетелей.

Как видим, у должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, есть выбор, в какой суд направить материалы дела. Представляется, что председателю правления ТС целесообразно направлять материалы дела в районный (городской) суд по месту нахождения жилого дома ТС.

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее 10 суток со дня начала административного процесса (часть первая ст. 10.1 ПИКоАП). При этом административный процесс считается начатым с момента составления протокола об административном правонарушении (ст. 9.5 ПИКоАП). В течение этих 10 суток нужно оформить необходимые документы или их копии, получить подписи, осуществить иные действия.

Дело об административном правонарушении направляется в суд в течение 5 суток с момента окончания подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.

Согласно пп. 1 и 2 части первой ст. 7.6 КоАП применительно к рассматриваемому случаю административное взыскание может быть наложено:

— за совершение административного правонарушения — не позднее двух месяцев со дня его совершения;

— за совершение длящегося административного правонарушения — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения.

Иные случаи привлечения членов ТС к административной ответственности

На основании п. 12 части первой ст. 3.30 ПИКоАП должностные лица организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях по следующим статьям КоАП:

— частям второй и третьей ст. 15.22 КоАП, предусматривающим административную ответственность за незаконное уничтожение, изъятие или повреждение деревьев и кустарников, цветников и газонов, произрастающих на придомовой территории;

— ст. 15.30 КоАП — за загрязнение леса и иной древесно-кустарниковой растительности отходами или сточными водами либо иным способом;

— ст. 15.47 КоАП — за нарушение правил содержания домашних и (или) хищных животных, в том числе в случае причинения вреда здоровью людей или имуществу;

— ст. 15.51 КоАП — за загрязнение либо засорение вод;

— ст. 15.52 КоАП — за нарушение правил водопользования;

— ст. 15.53 КоАП — за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств;

— ст. 15.54 КоАП — за повреждение водохозяйственных сооружений и устройств либо самовольное подключение к ним;

— части второй ст. 15.63 КоАП — за нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами;

— ст. 21.12 КоАП — за самовольное строительство жилых домов, производственных, хозяйственных, культурно-бытовых или иных строений и сооружений;

— ст. 21.14 КоАП — за нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов (загромождение улиц, площадей, дворов, других земель общего пользования строительными материалами и другими предметами, нарушение других правил благоустройства и содержания населенных пунктов);

— ст. 21.15 КоАП — за нарушение порядка проведения раскопок (проведение без соответствующего разрешения раскопок улиц, площадей, дворов, других земель общего пользования, отсутствие ограждений в местах проведения раскопок или ненадлежащее их содержание, а равно непринятие мер по приведению мест раскопок в порядок в установленные сроки).

При наличии надлежаще оформленных полномочий председатель правления ТС будет иметь право составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении членов ТС и иных жильцов жилого дома ТС по вышеназванным статьям КоАП.

В данной статье мы рассмотрели стандартную ситуацию нарушения членом ТС законодательства и порядок привлечения его к административной ответственности.

Председателю правления ТС важно помнить, что он имеет право составлять протоколы об административном правонарушении, если такие полномочия закреплены уставом ТС.

Образец протокола об административном правонарушении

Протокол № _________ об административном правонарушении

14 октября 2016 г. город Минск

Председатель правления товарищества собственников «Дом № 1» Иванов Петр Денисович, руководствуясь ст. 3.30, 10.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составил настоящий протокол о том, что:

10 октября 2016 г. в ходе осмотра мест общего пользования установлено, что Воронов А. С., проживающий в квартире № 24 дома № 1 по улице Морской, на 6-м этаже указанного дома в месте расположения мусоропровода осуществил самовольное строительство нежилого помещения для целей хранения собственного имущества.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью первой ст. 21.16 Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Свидетели по делу об административном правонарушении:

1. Петрова Мария Алексеевна, проживающая по адресу: г. Минск, ул. Морская, д. 1, кв. № 28 _________.

2. Веснин Григорий Борисович, проживающий по адресу: г. Минск, ул. Морская, д. 1, кв. № 22 _______.

Потерпевшие (если имеются) __________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, адрес, подпись)

Сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс:

1. Фамилия, имя, отчество: Воронов Андрей Сергеевич.

2. Дата и место рождения: 12.05.1974, г. Минск.

3. Гражданство: Республика Беларусь.

4. Образование: высшее.

5. Адрес места жительства, номер телефона: г. Минск, ул. Морская, д. 1, кв. № 24, тел. 8-029-1234567.

6. Место работы (учебы) и адрес, должность, номер телефона: ООО «Зодиак», г. Минск, пр. Ленинградский, д. 61, ком. 134, заместитель директора, тел. раб. 8-017-3334455.

7. Документ, удостоверяющий личность: паспорт № МР3892984, выдан Фрунзенским РУВД г. Минска 04.08.2010.

Лицо, в отношении которого ведется административный процесс, в соответствии со ст. 4.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях имеет право:

1) знать, совершение какого административного правонарушения вменяется ему в вину;

2) давать объяснения или отказаться от дачи объяснений;

3) представлять доказательства;

4) заявлять отводы и ходатайства;

5) иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания — с момента объявления ему об административном задержании;

6) беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально, прекратить полномочия своего защитника, отказаться от защитника, защищать себя самостоятельно;

7) пользоваться родным языком или языком, которым оно владеет, либо услугами переводчика;

8) возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;

9) знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению и в иных случаях по своему ходатайству, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;

10) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;

11) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, копию постановления по делу об административном правонарушении;

12) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;

13) получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс;

1) являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;

2) уведомлять суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке по вызову;

3) подчиняться законным требованиям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

4) участвовать в процессуальных действиях.

(подпись лица, в отношении которого ведется административный процесс)

Объяснения лица, в отношении которого ведется административный процесс: ______________________________________________________________________.

Лицо, составившее протокол ___________________

Замечания по протоколу (при их наличии), причины отказа от подписания протокола:______________________________________________________________________.

(подпись лица, учинившего запись)

Ходатайства лица, в отношении которого ведется административный процесс:______________________________________________________________________.

Результат рассмотрения и разрешения ходатайств: ______________________________________________________________________.

Иные сведения, необходимые для разрешения дела: ______________________________________________________________________.

С материалами дела об административном правонарушении ознакомлен(а).

Копия протокола получена __________________ ________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Сведения о направлении копии протокола: ______________________________________________________

(дата направления по почте заказным письмом

Смотрите еще:

  • Заявление на оплату труда адвоката образец Заявление об оплате труда адвоката по назначению образец Оно составляется в произвольной форме, частично схожей с заявлением на возмещение судебных издержек, которое готовится по […]
  • Законные основания не платить одн Жители могут не платить за ОДН? Рассмотрение вопроса законности взимания платы за ОДН по счетчикам, установленным без согласия жильцов, на примере Томска Есть основания полагать, что […]
  • Статья 20 23 о въезде и выезде Довереность на выезд ребенка Здравствуйте. Такой вопрос - мы в разводе, есть ребенок 13 лет. Ребенок едет на соревнования в Белоруссию с командой, нужна ли моя доверенность у нотариуса или […]
  • Возврат страховки осаго ингосстрах Возврат страховой премии по ОСАГО Договор ОСАГО заключается сроком на 1 год, но если в течение срока действия договора вы продаете автомобиль, то деньги за неиспользованный период можно […]
  • Безопасность движения поездов при эксплуатации сспс Безопасность движения поездов при эксплуатации сспс РАСПОРЯЖЕНИЕ от 23 декабря 2010 г. N 2697р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РУКОВОДСТВА ПО ПРИВЕДЕНИЮ В ТРАНСПОРТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, […]
  • Одесса украли ребенка ИЗ РОДДОМА УКРАЛИ РЕБЕНКА Распоряжением одесского мэра Эдуарда Гурвица создана комиссия по проверке работы родильных домов города. В составе комиссии - депутаты городского совета, медики, […]
  • Мировой суд участок 4 нижегородского района Мировой суд участок 4 нижегородского района Участок №4 603950, г. Н.Новгород, ул. Рождественская, 19 Мировой судья Щипкова Марина Анатольевна Время работы с 8-00 до 17-00, в пятницу до […]
  • Декларация по налогу на прибыль за 1 квартал 2018 года Декларация по налогу на прибыль Содержание сборника "Декларация по налогу на прибыль": 07. Видео о налогообложении прибыли 10. Разъяснения по тeме " Декларация по налогу на прибыль ", […]

Обсуждение закрыто.