Надбавки на госслужбе за выслугу лет

Надбавки на госслужбе за выслугу лет

Сегодня мы начинаем новую тему «Оплата труда государственных служащих». Вместе мы разберемся в специфике оплаты труда, пенсионного обеспечения, зачисления и увольнения со службы, аттестации. Материалы будут охватывать практические вопросы работы не только госслужащих, но и приравненных к ним по статусу лиц (например, журналистов государственных и коммунальных СМИ), а также должностных лиц местного самоуправления. Каждый месяц на страницах газеты мы будем отвечать на волнующие вас профессиональные вопросы, расскажем о том, о чем вам больше никто не скажет.

Специалист управления экономики райгосадминистрации (14 ранг госслужащего, стаж госслужбы — 3,5 года) работает на условиях неполного рабочего времени (полставки).

Можно ли ему выплачивать надбавку за высокие достижения в труде? Если да, то в каком размере?

ОТВЕТ: Да, можно. Конкретный размер этой надбавки зависит от определенных обстоятельств. Поговорим обо всем более подробно.

Возможность установления госслужащему надбавки за высокие достижения в труде (далее — надбавка за высокие достижения) предусмотрена абз.2 пп. 1 «в» п.2 постановления КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.06 г. № 268 (далее — постановление №268). Никаких ограничений относительно выплаты этой надбавки госслужащим, работающим на условиях неполного рабочего времени, ни указанный документ, ни другие нормативные акты не устанавливают.

В ч. 1 ст. 20 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-ХII написано, что продолжительность рабочего времени госслужащих определяют в соответствии с законодательством о труде Украины с учетом особенностей, предусмотренных этим Законом. Поэтому госслужащий с разрешения руководителя райгосадминистрации может работать на условиях неполного рабочего дня. Поскольку это предусмотрено ч. 1 ст. 56 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ).

Госслужащему, работающему на условиях неполного рабочего времени, и его руководителю нужно помнить о том, что работа на условиях неполного рабочего времени не влечет за собой каких-либо ограничений объема трудовых прав (ч. 3 ст. 56 КЗоТа, письмо Минтруда от 07.03.07 г. № 65/06/186-07). Согласно ч. 2 ст. 56 КЗоТа оплату труда в этих случаях производят пропорционально отработанному времени.

Поэтому, даже работая в госадминистрации на полставки, госслужащий все же вправе рассчитывать наравне с другими на получение, кроме должностного оклада, и доплат, премий, надбавок. Главное — чтобы были основания для их выплаты. Для надбавки за высокие достижения обязательны условия: своевременное выполнение задач госслужащим, высокое качество работы, соблюдение трудовой дисциплины (письмо Минтруда от 07.11.07 г. № 8379/0/14-07/13). Если же этого не будет, то и надбавки за высокие достижения госслужащему не видеть как своих ушей.

Обратите внимание: конкретные порядок и условия выплаты надбавки следует прописать в колдоговоре и положении об оплате труда райгосадминистрации.

Теперь о размере надбавки. Ее рассчитывают исходя из размера должностного оклада (с учетом надбавок за ранг и выслугу лет). Например, для специалиста без категории, который работает на полную ставку и имеет 14 ранг (50 грн) и 10%-ную надбавку за выслугу лет (стаж госслужбы — 3,5 года), максимальный размер надбавки за высокие достижения составляет: 50% от суммы должностного оклада, надбавки за ранг и надбавки за выслугу лет. Итак, имеем: (744 грн* + 50 грн + 79,40 грн**) х 50% = 436,70 грн. (*Должностной оклад специалиста райгосадминистрации по приложению 33 постановления №268 равен 467 грн, но установить его нужно на уровне минзарплаты. Ведь согласно ч.1 ст.З Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР оплата труда не может производиться ниже определенного размера минзарплаты (без надбавок и доплат). Размер последней на сегодня — 744 грн (письмо Минтруда от 03.02.10 г. № 98/13/84-10).)(**Для госслужащего, у которого стаж госслужбы свыше 3 лет, надбавка за выслугу лет составляет 10% от его должностного оклада с учетом надбавки за ранг, то есть (744 грн + + 50 грн) х 10% — 79АО грн (пп. 4п.З постановления № 268).)Но поскольку специалист райгосадминистрации работает на полставки, то, исходя из ч. 2 ст. 56 КЗоТа, ему целесообразно установить надбавку в сумме не более 218, 35 грн (50% х 436,70 грн).

Таким образом, надбавку специалисту райгосадминистрации с 14-ным рангом и стажем госслужбы свыше 3 лет, который работает на полставки, есть смысл ограничить половиной той суммы, которую бы он получал, работая на полную ставку. Конкретный же процент этой надбавки устанавливает руководитель райгосадминистрации (в пределах фонда оплаты труда). При этом он должен учитывать порядок и условия, определенные колдоговором и положением об оплате труда.

Оформление надбавки за выслугу лет

Выслугу в отношении государственных служащих впервые ввели Положением о федеральной службе №2267 от 22.12.1993 г., которое впоследствии дополнялось соответствующими изменениями и поправками. Перечень государственных должностей приводится в ФЗ РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» №119 от 31.07.1995 г.

Согласно действующему законопроекту надбавка за выслугу лет представляет собой особый вид пенсионного обеспечения, которое назначается гражданам РФ независимо от возраста и трудового стажа. Если работник продолжительное время был занят деятельностью, которая связана с риском преждевременного профессионального старения, ему полагаются надбавки за выслугу лет.

В стаж работника государственной службы включается все время работы в государственных органах, а также на постах в органах местного самоуправления. Трудовая деятельность, не связанная с госслужбой, при зачете ее в общий трудовой стаж, рассматривается согласно положениям действующего законодательства.

Как производится перерасчет стажа при определении надбавки за выслугу лет?

Согласно новой редакции пенсионного законодательства правом выхода на пенсию за выслугу лет обладают госслужащие, военнослужащие и другие лица, приравненные к данной категории граждан (сотрудники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, прокуроры, таможенной службы). Юридическим основанием для выхода на пенсию за выслугу лет выступает специальный стаж работника установленной законодательством продолжительности.

Положения ст. 10 ФЗ №58 от 27.05.2003 г. «О системе госслужбы РФ» определяют государственного служащего как гражданина, который занимает должность в государственной федеральной службе и получает определенное денежное довольствие (содержание) из средств федерального бюджета. С 1.01.2022 г. обеспечение госслужащих пенсиями регулируется ФЗ №166. При этом в соответствии с Постановлением Правительства РФ №141 от 4.03.2022 г. «Об отдельных вопросах, касающихся реализации ФЗ «О государственном соцобеспечении в РФ»», перерасчет величины надбавки за выслугу лет будет производиться в виде ежемесячной доплаты к государственной пенсии.

В регионах надбавка за выслугу лет выплачивается госслужащим дифференцированно, величина обеспечения зависит от трудового стажа работника, занимающего государственную должность:

  • Если стаж работы на госслужбе составляет 1 – 5 лет, надбавка будет начисляться в размере 10%;
  • Если стаж работы на госслужбе составляет 5 – 10 лет, надбавка будет начисляться в размере 15%;
  • Если стаж работы на госслужбе составляет 10 – 15 лет, надбавка будет начисляться в размере 20%;
  • Если стаж работы на госслужбе составляет 15 лет и более, надбавка будет начисляться в размере 30%.

Сотрудникам, занятым на государственной службе и работающим в районах Крайнего Севера, а также местностях, приравненных к этим районам (Дальний Восток, Восточная Сибирь), дополнительная процентная ставка не начисляется. Этой категории сотрудников перерасчет трудового стажа осуществляется по стандартной схеме «год за год».

Порядок и условия начисления надбавки за выслугу лет

Сотрудникам госаппарата надбавка начисляется на основании тарифной ставки (должностного оклада), который они получали без учета дополнительных доплат. Выплата производится ежемесячно вместе с заработной платой. Если сотрудник единовременно занимал несколько должностей по совместительству, то надбавка за выслугу лет рассчитывается исходя из основного оклада должностного лица.

Ежемесячная доплата за выслугу лет начисляется и выплачивается сотруднику с момента возникновения у него права на изменение или назначение соответствующего размера надбавочной части. Если в момент перерасчета материального возмещения сотрудник находился в отпуске или являлся временно нетрудоспособным, выплаты по материальной компенсации за выслугу производятся только по окончанию отпуска или наступления трудоспособности. Если надбавка назначается в период исполнения сотрудником своих прямых должностных обязанностей, но с отрывом от трудовой деятельности (повышение квалификации) при сохранении за ним его средней заработной платы – начисление надбавки за выслугу лет начинается при наступлении права.

В момент увольнения сотрудника начисления возмещения за выслугу производится пропорционально трудовому времени, которое сотрудник фактически отработал, а выплата компенсации осуществляется при окончательном расчете.

Период трудового стажа сотрудников, занятых на государственной службе, при расчете ежемесячной материальной компенсации за выслугу лет определяется специальной комиссией, состав которой утверждается региональным руководителем государственного органа.

Трудовой стаж госслужащих, который позволяет им претендовать на получение ежемесячного материального возмещения за выслугу, подтверждается посредством следующих документов:

  • Для военнослужащих – справка военного комиссариата или военный билет;
  • Для госслужащих – трудовая книжка;
  • В случае отсутствия трудовой книжки, наличия в ней опечаток, ошибок, неточных записей или отсутствия в ней определенного трудового стажа на других должностях – справки из архивных учреждений, с предыдущего места работы или выписки из приказов и прочих документов, которые подтверждают наличие трудового стажа сотрудника.

Окончательное решение комиссии по вопросу начисления материальной компенсации за выслугу лет оформляется в виде протокола, который передается руководителю госоргана для последующего издания приказа (или соответствующего распоряжения). В приказе отмечается величина ежемесячного материального возмещения за выслугу лет. Копия приказа в обязательном порядке приобщается к личному делу сотрудника.

Служащим, занятым на государственных должностях федерального уровня, помимо ежемесячных материальных возмещений также к должностному окладу могут быть прибавлены другие виды льгот и компенсаций, предусмотренных федеральным законодательством. Лицам, имеющим внушительный трудовой стаж (более 15 лет), полагается дополнительная материальная помощь в виде:

  • Ежемесячная доплата к основному должностному окладу за работу с информацией, которая представляет собой государственную тайну, что регламентируется ФЗ «О государственной тайне»;
  • Доплата за наличие у сотрудника ученой степени (кандидат наук, доктор наук), что регламентируется Федеральным законом «О послевузовском профессиональном и высшем образовании».

Величина денежного содержания госслужащих субъектов РФ определяется законодательными и правовыми актами субъектов РФ.

Украинским чиновникам изменили структуру зарплаты

Министр соцполитики объяснил, как новшества скажутся на суммах, которые получают госслужащие

Кабинет министров Украины изменил структуру начисления зарплаты госслужащим. Теперь доля оклада в зарплате будет составлять 50%. Соответствующее постановление приняло правительство.

Как пояснил министр социальной политики Андрей Рева в ходе заседания, изменение структуры зарплаты не повлияет на размер оплаты труда. Решение касается работников государственных органов, судов, органов правосудия.

Он также отметил, что согласно требованиям законодательства о госслужбе, до 1 января 2019 года доля оклада должна быть на уровне не менее 70%, что потребует принятия еще одного постановления в конце 2018 года.

В целом зарплата госслужащих состоит из таких компонентов:

  • оклад,
  • доплаты и надбавки,
  • премии,
  • материальная помощь.

При этом еще в 2014 году оклад составлял не более 30% от всей зарплаты.

К окладу существует немалое количество разнообразных доплат и надбавок:

  • за ранг (45-160 грн);
  • за выслугу лет (10-40% оклада с учетом надбавки за ранг);
  • за высокие достижения в труде и выполнение особо важной работы (50-100% оклада с учетом надбавок за ранг и выслугу лет);
  • за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников (коллег – 50% оклада, начальников – разница между окладами). Эта норма временно приостановлена;
  • за руководство особо крупными структурными подразделениями (10-20% оклада);
  • за знание иностранных языков (10-25% оклада);
  • за научную степень (5-10% оклада);
  • за почетное звание (5% оклада) и другие.

Оклад устанавливается по-разному для руководящих кадров и рядовых госслужащих. Отправной точкой для расчета оклада руководящих кадров является оклад премьер-министра. Например, президент может рассчитывать на 140% оклада премьера, министры и депутаты (депутаты приравниваются к министрам) – на 92% и т.д. В свою очередь, оклад премьера равен 20 минимальным зарплатам.

Таким образом, зарплаты госслужащих зависят от минимальной зарплаты, которая с 1 января 2018 года выросла до 3723 грн в месяц. Правительство также рассматривает вариант повышения «минималки» до 4100 грн.

Составляющие зарплаты госслужащих, подлежащие обязательной выплате

Алла Литвин,
заместитель директора Департамента по вопросам государственного регулирования заработной платы и условий труда, начальник отдела государственного регулирования заработной платы в бюджетной сфере

вопрос

Какие составляющие заработной платы госслужащих относятся к подлежащим обязательной выплате?

ответ

В соответствии со ст. 33 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.1993 г. № 3723-XII (далее — Закон о госслужбе ) заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, премий, доплаты за ранги, надбавки за выслугу лет на государственной службе и других надбавок.

В настоящее время условия оплаты труда государственных служащих определяются постановлением КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268 (далее — постановление № 268 ).

Должностные оклады государственных служащих устанавливаются в зависимости от сложности и уровня ответственности исполняемых служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 26 Закона о госслужбе ранги присваиваются государственному служащему при принятии на государственную службу в пределах соответствующе й категории.

Надбавка за ранг устанавливается в соответствии с рангом, присвоенным государственному служащему. Положение о рангах государственных служащих утверждено постановлением КМУ от 19.06.1996 г. № 658 . Размеры надбавок за ранги государственных служащих утверждены приложением 57 к постановлению № 268.

Надбавка за выслугу лет в соответствии со ст. 33 Закона о госслужбе и согласно п. п. 4 п. 3 постановления № 268 выплачивается государственным служащим ежемесячно к должностному окладу с учетом надбавки за ранг и в зависимости от стажа государственной службы в таких размерах: свыше 3 лет — 10 %, свыше 5 лет — 15 %, свыше 10 лет — 20 %, свыше 1 5 лет — 25 %, свыше 20 лет — 30 %, свыше 25 лет — 40 %.

Кроме того, постановлением № 268 работникам указанных органов предусмотрена выплата:

  • надбавки за почетное звание «заслуженный» в размере 5 % должностного оклада;
  • надбавки за знание и использование в работе иностранного языка: одного европейского — в размере 10 %, одного восточного, угро-финского или африканского — 15 %, двух и более языков — 25 % должностного оклада;
  • доплаты за ученую степень кандидата или доктора нау к по соответствующей специальности — в размере соответственно 5 и 10 % должностного оклада.

Доплата за ученую степень и надбавка за почетное звание к должностному окладу выплачиваются, если деятельность работников по профилю совпадает с имеющейся ученой степенью или почетным званием.

Следовательно, вышеуказанные составляющие заработной платы относятся к подлежащим об язательной выплате.

В соответствии с п. 2 постановления № 268 руководителям соответствующих органов пре­доставлено право устанавливать работникам надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы в размере до 50 % должностного оклада с учетом надбавки за ранг государственного служащего и выслугу лет и премирование и премировать работников только в пределах установленного фонда оплаты труда .

Надбавки за высокие достижения в труде устанавливаются в зависимости от конкретных заданий, ст оящих перед соответствующим органом, в случае добросовестного и качественного выполнения работником в течение определенного периода своих должностных обязанностей, профессионализма, компетентности, инициативности и отсутствия нарушений исполнительской и трудовой дисциплины по приказу руководителя.

Надбавка за выполнение особо важной работы устанавливается на четко определенный срок , то есть на период выполнения этой работы, с целью стимулирования ускорения ее выполнения и повышения качества выполняемой работы.

Надбавка отм еняется или уменьшается в случае несвоевременного выполнения заданий, ухудше ния качества работы и нарушения трудовой дисц иплины. Отмена надбавок осуществляется по приказу соответствующего руководителя с обязательным указанием конкретных обстоятельств, повлекших отмену.

Конкретные условия назначения и отмены надбавки целесообразно определять в Положении.

Премирование работников осуществляется в пределах фонда премирования, образованного в размере не менее чем 10 % должностных окладов и экономии фонда оплаты труда.

Конкретные условия, порядок и размеры премирования работников определяются в положении о премировании соответствующего органа в зависимости от имеющихся средств на эти цели .

Размер премии конкретному работнику определяется согласно положению о премировании, действующему в данном учреждении, в зависимости от личного вклада работника в итоговые результаты работы. Премирование работников осуществляется по решению руководителя соответствующего органа на основании приказа.

Вместе с тем право устанавливать надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы и премировать работников предоставлено руководителю органа в зависимости от личного вклада в общие результаты работы.

Указанные выплаты осуществляются дифференцировано в пределах фонда оплаты труда при наличии средств после осуществления обязательных выплат.

Частью 1 ст. 35 Закона о госслужбе предусмотрено предоставление государственным служащим ежегодного отпуска с выплатой помощи для оздоровления в размере должностного оклада.

В соответствии с пп. 3 п. 2 постановления № 268 руководителям органов исполнительной власти предоставлено право в пределах установленного фонда оплаты труда оказывать работникам помощь для оздоровления в размере, не превышающем среднемесячную заработную плату работника, один раз в год при предоставлении ежегодного отпуска.

Это одна и та же помощь, выплата которой в размере должностного оклада обязательна при предоставлении ежегодного отпуска , а при наличии средств — в размере среднемесячной заработной платы.

В соответствии с пп. 3 п. 2 постановления № 268 руководителям соответствующих органов в пределах установленного фонда оплаты труда предоставлено право оказывать работникам материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов в сумме, не превышающей среднемесячную заработную плату.

Решение о предоставлении такой материальной помощи принимается руководителем соответствующего органа, исходя из обстоятельств, изложенных в заявлении работника.

Обстоятельства, по которым предоставляется указанная материальная помощь, и порядок ее выплаты целесообразно определять в Положении, действующем в данном учреждении.

Работникам органов исполнительной власти на протяжении года может предоставляться одна материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов, в размере, не превышающем среднемесячную заработную плату работника.

Надбавка за выслугу лет

Для многих категорий граждан, получающих заработную плату из федерального бюджета, предусматривается надбавка за выслугу лет. Однако иногда даже работники бухгалтерии, не говоря уже о простых сотрудниках, не знают, как рассчитать надбавку за выслугу лет в связи с изменениями законодательства. О том, как считается процентная надбавка за выслугу лет госслужащим, муниципальным служащим, сотрудникам полиции и ФСИН и другим бюджетникам будет полезно знать каждому человеку, занятому в этой сфере.

Надбавка за выслугу лет – что это такое

Под надбавкой за выслугу лет в российском законодательстве подразумевается доплата, осуществляемая работникам сфер и учреждений, находящихся на полном бюджетном финансировании и работающим на государство. То есть, в первую очередь – не просто сотрудникам, а лицам, которые находятся на определенной службе. Соответственно, в общем случае трудовых взаимоотношений данная категория выплат не является обязательной и не предусмотрена для работников коммерческих и некоммерческих организаций.

Данная дополнительная выплата привязывается в первую очередь к установленной тарифной ставке или окладу работников. При этом она имеет форму процентной надбавки за выслугу лет – в зависимости от наличествующего трудового стажа в рамках соответствующей службы увеличивается и размер таковой выплаты. То есть, данная надбавка не устанавливается непосредственно в виде твердой денежной суммы, а напрямую зависит от предусмотренного должностного оклада или ставки, увеличивая их на указанный процент.

Правовое регулирование надбавки за выслугу лет обеспечивается различными нормативными документами. В некоторых сферах её размеры прямо определяются федеральным законодательством. В частности, примером подобного правового регулирования могут являться следующие нормативные документы:

  • ФЗ №79 от 27.07.2004. Данный документ регламентирует гражданскую государственную службу и устанавливает в качестве обязательной к применению надбавку за выслугу лет для госслужащих.
  • ФЗ №2202-1 от 17.01.1992. В данном документе регламентируется работа российской прокуратуры и устанавливается надбавка за выслугу лет для прокуроров.
  • ФЗ №53 от 28.03.1998. Этим законом рассматривается воинская служба, а также надбавки за выслугу лет для военнослужащих в Российской Федерации.
  • ФЗ №40 от 03.04.1995. Означенный закон затрагивает вопросы деятельности ФСБ в целом, и в его положениях также есть упоминание наличия надбавки за выслугу лет работникам службы безопасности.
  • ФЗ №403 от 28.12.2010. Данный закон регулирует деятельность Следственного комитета РФ, в том числе и в вопросах предоставления его работникам надбавки в зависимости от их срока службы.

Следует также обратить внимание на тот факт, что помимо федеральных законов и действующих на всей территории РФ нормативных актов, затрагивающих надбавку за выслугу лет, различные дополнительные нормативы могут устанавливаться в рамках субъектов федерации или даже непосредственно муниципалитетов или даже отдельных учреждений.

Ключевой особенностью подобного правового регулирования является обязательность выплаты положенных федеральным законодательством доплат и надбавок. Соответственно – региональные и местные нормативы могут лишь увеличивать размер подобных дополнительных платежей работникам, посвятившим длительное время службе во благо государства.

Кому положена надбавка за выслугу лет

Как можно понять из вышеизложенной информации, надбавка за выслугу лет предполагает её предоставление лишь ограниченному кругу лиц. В частности, надбавка за выслугу лет предусматривается для следующих категорий граждан:

  • Судьи.
  • Прокуроры.
  • Работники следственного комитета.
  • Работники аппарата Госдумы, Совета Федерации и Администрации Президента.
  • Государственные служащие.
  • Муниципальные служащие.
  • Сотрудники МВД.
  • Служащие ФСБ.
  • Сотрудники МЧС.
  • Военнослужащие.
  • Работники ФСИН.
  • Медработники.
  • Педагоги.
  • Сотрудники бюджетных учреждений – библиотек, театров, музеев.
  • Иные категории граждан, чья деятельность оплачивается из федерального или местного бюджета и рассматривается отдельными нормативными документами.

Следует отметить, что в отношении медработников, педагогов, библиотекарей, музейных сотрудников, надбавки за выслугу лет предусмотрены исключительно при условии, что они работают именно в финансируемых из государственного бюджета организациях. Работники частных клиник, музеев, библиотек и школ не считаются категориями граждан, которые вправе безусловно претендовать на надбавку за выслугу лет.

Как считается выслуга лет

Ключевым фактором при определении надбавки за выслугу лет является непосредственно порядок расчета не только самого размера выплат, но и наличествующей выслуги. Следует отметить, что в каждом конкретном случае на то, как считается выслуга лет, влияют в первую очередь непосредственно затрагивающие работу определенного ведомства нормативные документы и акты.

Однако есть несколько общих правил, которые являются актуальными для всех без исключения категорий лиц, претендующих на соответствующие надбавки за выслугу. К ним можно отнести следующие особенности расчета выслуги:

  • Выслуга лет начинает отсчитываться от даты непосредственного начала соответствующей службы.
  • Периоды временной нетрудоспособности, отстранения от должности не по вине служащего, а также отпусков включаются в расчет выслуги.
  • Выслуга лет считается суммировано для отдельной сферы деятельности. То есть, например, если перерыв в работе в качестве госслужащего составил несколько лет, то при повторном трудоустройстве на государственную службу все время предыдущей работы сотрудника на госслужбе будет в полной мере включено в выслугу лет при соответствующих расчетах.

Данные особенности учитываются при расчете выслуги лет во всех ситуациях, когда за нее предусматриваются дополнительные льготы. Однако также следует отметить, что в отдельных случаях расчет выслуги лет на период отпусков по уходу за ребенком может иметь предельные сроки в соответствии с нормативами законодательства – чаще всего включается в выслугу не более пяти лет таковых отпусков.

Кроме этого есть отдельные дополнительные факторы, которые могут влиять на расчет выслуги лет, увеличивая количество отработанных месяцев с юридической точки зрения. К таковым ситуациям можно отнести зачет одного месяца работы за несколько в случае особого характера работы. Например, повышенная выслуга лет предусмотрена для военнослужащих-летчиков, для которых один месяц фактической службы при определении выслуги лет засчитывается за два.

Как рассчитать надбавку за выслугу лет

Вопрос о том, как рассчитать надбавку за выслугу лет, является актуальным как для работников кадрового отдела и бухгалтерии, так и для самих сотрудников, которые хотят иметь полное понимание о заработанных ими средствах. При этом следует понимать, что информирование работника о его заработной плате и всех полагающихся ему надбавках является прямой обязанностью работодателя. В целом, рассчитать надбавку за выслугу лет можно только на основании конкретных нормативных документов, регулирующих определенную деятельность. Это связано с тем, что как требования за выслугу лет, так и фактические размеры возможных надбавок могут серьезно отличаться между различными видами службы, равно как и порядок их начисления.

В общем же случае надбавка за выслугу лет рассчитывается путем умножения действительного оклада на коэффициент, предполагаемый для определенной выслуги лет. При этом применяется данная надбавка ежемесячно по отношению к получению заработной платы. В различных случаях могут предполагаться различные механизмы её начисления.

Надбавка за выслугу лет госслужащим

Госслужащие имеют право претендовать на надбавки в зависимости от их выслуги лет. При этом характер предоставления таких надбавок касается любой государственной службы, регламентированной соответствующим законом. Размеры надбавки за выслугу лет госслужащим в общих случаях выглядят следующим образом:

Новый закон о госслужбе: новации в оплате труда госслужащих

06.05.2016 5631 0 1

Как определено в ст. 50 Закона № 889, теперь составляющими заработка госслужащего будут: должностной оклад; надбавки за выслугу лет и за ранг госслужащего; выплаты за дополнительную нагрузку при исполнении обязанностей временно отсутствующего госслужащего; выплаты за дополнительную нагрузку при исполнении обязанностей по вакантной должности; премии. Материальной помощи среди этих составляющих в настоящее время нет.

Установлено, что в целом объем премий госслужащего не может превышать 30 % годового фонда его должностного оклада (данная норма вступает в силу с 01.01.19 г.).

Предусматриваются такие премии:

  • по результатам ежегодной оценки служебной деятельности;
  • месячная или квартальная – в зависимости от личного вклада госслужащего в общие результаты работы госоргана.

Новацией является то, что кроме средств госбюджета на оплату труда будут направляться средства международных организаций, которые поступают в госбюджет. Порядок их использования должен утверждать Кабмин.

Добавим, что в соответствии с п. 37 Плана действий Кабинета Министров Украины, утвержденного распоряжением КМУ от 16.03.16 г. № 184-р, предусматривается привлечение средств в бюджет для финансирования стимулирующих выплат госслужащих. Это планируется осуществить в июле текущего года после подписания Соглашения с ЕС по привлечению бюджетной поддержки реформы государственного управления. Впоследствии, в течение трех месяцев с момента заключения этого соглашения, принимается правительственное решение об установлении должностным лицам категорий «А» и «Б» (если они назначены после 01.05.16 г.) стимулирующих выплат.

По аналогии с нормами Закона № 3723 государством гарантировано: сокращение бюджетных ассигнований не может служить основанием для уменьшения заработка госслужащих.

Новацией в Законе № 889 (ст. 51) является установление групп оплаты труда. Заметим, что число таких групп равно количеству рангов, то есть их девять. Важно для установления размеров должностных окладов деление госорганов по юрисдикции, а именно: территория всей Украины; территория одной или нескольких областей, г. Киева или Севастополя; территория одного или нескольких районов, городов областного значения.

Наиболее существенным отличием нового Закона является норма о том, что Кабмин ежегодно во время проработки проекта государственного бюджета на следующий год должен определить схемы должностных окладов на должностях госслужбы. При этом минимальный должностной оклад по госорганам 1-й группы (наивысшей) должен составлять не более 7 минимальных окладов по 9-й (самой низкой) группе госорганов. Это значит, что соотношение минимального должностного оклада руководителя госоргана (группа 1) к минимальному окладу специалиста госоргана группы 9 составляет семь к одному.

И еще: норма об установлении размера должностного оклада группы 9 на уровне как минимум 2 МЗП будет введена только с 01.01.19 г.

На сегодняшний день размеры должностных окладов будут определяться согласно соответствующим правительственным решениям.

В отличие от Закона № 3723 теперь надбавка за ранг будет выплачиваться в размере, установленном Кабмином при утверждении схемы должностных окладов (т. е. во время подготовки проекта закона о госбюджете на следующий год).

Что касается надбавки за выслугу лет, то она будет составлять 3 % должностного оклада госслужащего за каждый календарный год стажа, но не более 50 % должностного оклада.

Еще есть возможность стимулировать работу за временно отсутствующего госслужащего в размере 50 % оклада отсутствующего работника.

При наличии вакантной должности осуществляется распределение обязанностей между работающими, и тогда им полагается выплата за дополнительную нагрузку. Ее осуществляют за счет экономии фонда должностного оклада по вакансии.

Критерии и показатели, за которые госслужащему могут выплачивать премию, должно содержать Типовое положение о премировании, которое утверждается Минсоцполитики по согласованию с Нацгосслужбой. О его принятии сообщим отдельно (на сегодняшний день такого решения еще нет).

На основании данного положения в каждом государственном органе по согласованию с профсоюзами утверждается локальное положение о премировании госслужащих, а решение о премировании принимается руководителем госоргана. Как будут выплачиваться премии всех трех вышеупомянутых видов работникам категории «А» (в частности, госсекретарям министерств, руководителям аппаратов Конституционного суда, Верховного Суда, руководителям местных госадминистраций), будет определять субъект их назначения.

Добавим: создание фонда премирования госоргана в размере 20 % общего годового фонда должностных окладов и экономии фонда оплаты труда предусмотрено с 01.01.19 г. До тех пор, исходя из положений Закона № 889, решений Кабмина по условиям оплаты труда работников госорганов, премирование возможно исключительно в пределах расходов на оплату труда, утвержденных в сметах госорганов.

Поощрение госслужащих

Не все измеряется деньгами – законодательство предусматривает также различные виды моральных поощрений: благодарность, грамота, досрочное присвоение ранга, правительственное отличие (поздравительное письмо, благодарность, почетная грамота). Согласитесь, что признание его профессиональных заслуг позволяет госслужащему уверенно шагать по служебной лестнице выше и совершенствовать свои знания.

Также не менее важно то, что госслужащему может предоставляться служебное жилье, а для решения социально-бытовых вопросов – материальная помощь. Порядок такого обеспечения также должен определить Кабмин (пока еще такого решения нет).

Рабочее время и время отдыха, командировки

В ст. 56 Закона № 889 четко установлено, что продолжительность рабочего времени госслужащего составляет 40 ч в неделю (по аналогии со ст. 50 КЗоТ, где нормальная продолжительность не может превышать 40 ч в неделю). В то же время установлена обязанность должностных лиц явиться на работу и работать сверх этой продолжительности для выполнения безотлагательных или непредвиденных задач. Решение о работе в выходные, праздничные, нерабочие дни, в ночное время принимается руководителем госслужбы с уведомлением об этом профсоюзного органа. Однако время работы каждого госслужащего сверх установленной продолжительности не должно превышать 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год.

За такую работу предоставляется денежная компенсация, как это предусматривают нормы трудового законодательства.

Установлены и особенности предоставления госслужащим ежегодных отпусков. Так, основной ежегодный оплачиваемый отпуск будет длиться, как и ранее, 30 календарных дней, и к нему будет выплачиваться денежная помощь в размере среднемесячного заработка (было – в размере должностного оклада). Изменились принципы и критерии предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков. Отныне за каждый год после приобретения 5-летнего стажа госслужбы предоставляется один календарный день такого отпуска, но не более чем 15 календарных дней.

Есть возможность у госслужащего получить другие виды дополнительных отпусков: в связи с обучением, творческие, социальные, а также отпуска без сохранения заработной платы, в частности для участия в избирательном процессе.

Порядок и условия предоставления ежегодных отпусков будут определяться согласно нормам законодательства о труде.

Прохождение службы госслужащими имеет свои особенности, в частности, их даже могут отзывать из ежегодных отпусков. Поэтому во исполнение ст. 60 Закона № 889 постановлением КМУ от 25.03.16 г. № 230 утвержден Порядок такого отзыва. Кроме того, будут возмещаться непредвиденные расходы, связанные с отзывом из ежегодного основного и дополнительных отпусков. Возмещение будет производиться исходя из документально подтвержденных расходов (постановление КМУ от 25.03.16 г. № 231).

Впоследствии части неиспользованных отпусков, если на это есть согласие руководителя госслужбы, могут быть использованы работником или присоединены к отпуску следующего года.

Как и любой работающий, госслужащий может быть направлен в служебную командировку. В ст. 42 Закона № 889 установлено, что максимальная продолжительность такой командировки не может превышать 60 календарных дней, а более длительным она может быть лишь при условии письменного согласия госслужащего. При направлении лица в командировку следует учитывать его семейное положение и другие личные обстоятельства.

Смотрите еще:

  • Усыновление какие льготы родителям Как усыновить ребенка и получить льготы Как усыновить ребенка и получить льготы «Хотим с мужем усыновить ребенка, как это сделать? Правда, что с начала года государство материально […]
  • Тарифы на коммунальные услуги в ростове-на-дону 2018 год С июля в Ростовской области тарифы на услуги ЖКХ вырастут почти на четыре процента Цены выросли на электроэнергию, холодную и горячую воду. С 1 июля 2018 года на Дону повысят тарифы на […]
  • Приговоры по ч 4 ст 303 ук рф Суд вынес приговор по факту покушения на мошенничество в особо крупном размере и фальсификации доказательств по гражданскому делу Магаданский городской суд вынес обвинительный приговор по […]
  • Можно ли отменить свидетельство на право собственности С сегодняшнего дня свидетельства о праве собственности на недвижимость выдаваться не будут Подтвердить свое право собственности на недвижимый объект теперь можно будет только выпиской из […]
  • Как заплатить ндфл с продажи квартиры 3-НДФЛ при продаже квартиры-2017 Актуально на: 27 апреля 2017 г. 3-НДФЛ при продаже квартиры (образец) Иногда гражданин, продавший свою квартиру, должен подать декларацию по форме 3-НДФЛ […]
  • Соглашение о расторжении аренды помещения Соглашение о расторжении договора аренды нежилого помещения Наличие такого документа, как соглашение о расторжении договора аренды нежилого помещения или земельного участка, играет […]
  • Ulmart как вернуть товар Как наилучшим образом оформить возврат товара в Юлмарт в течении 14 дней (2-х недель), по гарантии и каковы условия получения денен на карту обратно? Часто в нашей жизни бывает так, что […]
  • Закон о регистрации ребенка вместе с родителями Прописка ребенка: можно ли прописать ребенка отдельно от родителей и без родителей? Принято считать, что термин «прописка» уже давно свое отжил. Тем не менее, закон показывает, что все же […]

Комментарии запрещены.