Кто осуществляет мониторинг земель сельскохозяйственного назначения

Содержание:

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 24 декабря 2015 г. N 664 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения»

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 24 декабря 2015 г. N 664
«Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения»

В соответствии с пунктом 5 статьи 67 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 1, ст. 15, 17; N 10, ст. 763; N 30, ст. 3122, 3128; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2880, 2881; N 31, ст. 3453; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279, 5282; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 23, 24; N 10, ст. 1148; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3075; N 31, ст. 4009; N 45, ст. 5417; N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251, 2253; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597, 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 19; N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3582, 3601; N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6416, 6419, 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 47, 54; N 13, ст. 1688; N 15, ст. 2029; N 25, ст. 3531; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4284; N 30, ст. 4562, 4563, 4567, 4590, 4594, 4605; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7027, 7043; N 50, ст. 7343, 7359, 7365, 7366; N 51, ст. 7446, 7448; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 14, ст. 1663; N 23, ст. 2881; N 27, ст. 3440, 3447; N 30, ст. 4080; N 52, ст. 6961, 6971, 6976, 7011; 2014, N 30, ст. 4218, 4225, 4235; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 11, 38, 40, 52; N 10, ст. 1418; N 17, ст. 2477; N 27, ст. 3997; N 29, ст. 4339, 4359, 4378; N 41, ст. 5631; N 48, ст. 6723) и в соответствии с пунктом 5.2.25.8 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983; N 32, ст. 3791; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 150; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 9, ст. 1119, 1121; N 27, ст. 3364; N 33, ст. 4088; 2010, N 4, ст. 394; N 5, ст. 538; N 16, ст. 1917; N 26, ст. 3350; N 23 ст. 2833; N 31, ст. 4262, ст. 4251; N 32, ст. 4330; N 40, ст. 5068; 2011, N 7, ст. 983; N 12, ст. 1652; N 14, ст. 1935; N 18, ст. 2649; N 22, ст. 3179; 2012, N 28, ст. 3900; N 32, ст. 4561; N 37, ст. 5001; 2013, N 10, ст. 1038; N 29, ст. 3969; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 10, ст. 1035; N 4, ст. 382; N 12, ст. 1297; N 28, ст. 4068; 2015, N 2, ст. 491; N 11, ст. 1611; N 26, ст. 3900; N 35, ст. 4981; N 38, ст. 5297; N 47, ст. 6603), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2016 г.

Регистрационный N 41470

Утвержден Порядок осуществления госмониторинга земель с/х назначения.

Мониторинг представляет собой систему оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений за изменением качественного и количественного состояния земель. Он осуществляется Минсельхозом России и подведомственными ему ФГБУ.

Объектом мониторинга являются земли с/х назначения (независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования) региона в целом, административного муниципального образования (муниципальный район, городское поселение, сельское поселение, городской округ), тестовые (валидационные) полигоны, а также земельный участок или группа земельных участков.

Выделяют мониторинг использования и мониторинг состояния земель.

В рамках мониторинга использования земель ведется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

В рамках мониторинга состояния ведется мониторинг плодородия и учет показателей состояния плодородия. Это делается в соответствии с Порядком госучета показателей состояния плодородия земель с/х назначения. При этом выявляются количественные характеристики изменения площадей земель и земельных участков, видов с/х угодий.

По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

Результаты мониторинга включаются во ФГИС «Функциональная подсистема «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения».

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 24 декабря 2015 г. N 664 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2016 г.

Регистрационный N 41470

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 23 марта 2016 г., в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 2 мая 2016 г. N 18

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приложение. Порядок осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения

Приложение
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 26 декабря 2014 г. N 852

Порядок
осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения

См. Порядок осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, утвержденный приказом Минсельхоза России от 24 декабря 2015 г. N 664

1. Настоящий Порядок определяет механизм осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения (далее — государственный мониторинг земель).

2. Государственный мониторинг земель в Российской Федерации осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Порядок организации деятельности и взаимодействия территориальных органов и структурных подразделений Росреестра при осуществлении государственного мониторинга земель устанавливается Росреестром.

3. В рамках государственного мониторинга земель осуществляются систематические наблюдения за фактическим состоянием и использованием земель, выявление изменений состояния земель, оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, оценка и прогнозирование развития негативных процессов, обусловленных природными и антропогенными воздействиями, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

4. Государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

5. В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

Полученные по итогам мониторинга использования земель сведения используются при осуществлении государственного земельного надзора для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан информацией об использовании земель.

6. В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

7. При проведении мониторинга состояния земель выявляются количественные характеристики изменения площадей земель и земельных участков различных категорий, видов разрешенного использования и видов земельный угодий.

При проведении мониторинга состояния земель выявляются изменения качественных характеристик состояния земель под воздействием следующих негативных процессов: подтопления и затопления, переувлажнения, заболачивания, эрозии, опустынивания земель, загрязнения земель тяжелыми металлами, радионуклидами, нефтью и нефтепродуктами, другими токсичными веществами, захламления отходами производства и потребления, вырубок и гарей на землях лесного фонда, образования оврагов, оползней, селевых потоков, карстовых и других процессов и явлений, влияющих на состояние земель.

8. При осуществлении государственного мониторинга земель необходимые сведения получаются с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости;

д) землеустроительной документации;

е) материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;

ж) сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления;

з) данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления;

и) результатов обновления картографической основы (результатов дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов);

к) данных государственного лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков).

9. Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения государственного мониторинга земель, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

а) базовые (проводятся для получения данных об использовании и состоянии земель на момент начала осуществления государственного мониторинга земель);

б) периодические (проводятся для получения данных об использовании и состоянии земель за период 3-х лет);

в) оперативные (проводятся для получения данных об использовании и состоянии земель на текущий момент).

При подготовке итоговых материалов государственного мониторинга земель указывается, какие виды съемки, наблюдения и обследования использовались.

10. В ходе осуществления государственного мониторинга земель Росреестр запрашивает сведения об использовании и состоянии земельных участков у федеральных органов исполнительной власти, к компетенции которых относится регулирование деятельности в отношении той или иной категории земель или вида разрешенного использования земельных участков, а также у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся соответственно в собственности Российской Федерации, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, или земель, государственная собственность на которые не разграничена.

11. Предоставление сведений, указанных в пунктах 15 и 16 настоящего Порядка, осуществляется на основании запросов Росреестра, направляемых в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Росреестра, либо в форме документа на бумажном носителе (в случае невозможности направления в форме электронного документа).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют указанные в пунктах 15 и 16 настоящего Порядка сведения в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица соответствующего органа власти, либо в форме документа на бумажном носителе (в случае невозможности направления в форме электронного документа).

12. В качестве объектов государственного мониторинга земель определяются земли (независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования) субъекта Российской Федерации в целом, административного муниципального образования (муниципальный район, городское поселение, городской округ, иные муниципальные образования), постоянно действующего полигона, эталонного стационарного участка, а также земельный участок или группа земельных участков.

13. При проведении мониторинга использования земель земельные участки изучаются в соответствии с установленными для них категориями и видами разрешенного использования.

14. Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

15. Показателями мониторинга использования земель являются:

— общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории (для объекта государственного мониторинга земель — земли определенной категории, установленной статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации*);

— общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);

— площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

— площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено неиспользование земель и земельных участков;

— площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства, за исключением порчи земель;

— площадь распределения земель по формам собственности (в разрезе категорий и видов разрешенного использования), исходя из данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— площадь застроенных земель в разрезе категорий;

— общая площадь внесенных в государственный кадастр недвижимости земель лесного фонда по видам использования лесов;

— иные показатели, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Показателями мониторинга состояния земель являются:

а) количественные показатели состояния земель:

— общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории (в разрезе категорий земель, установленных статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации);

— общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);

— общая площадь земельных участков общего пользования, внесенных в государственный кадастр недвижимости, занятых улично-дорожной сетью, коммуникациями, скверами, парками, городскими лесами (для земель населенных пунктов);

— общая площадь санитарно-защитных и охранных зон объектов, внесенных в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного специального назначения;

— количество объектов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного специального назначения, в отношении которых отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости санитарно-защитных и (или) охранных зонах (в случае если установление таких зон предусмотрено законодательством);

— общая площадь учтенных в государственном кадастре недвижимости санитарно-защитных и охранных зон объектов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов;

— количество объектов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов, в отношении которых отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости о санитарно-защитных и (или) охранных зонах (в случае если установление таких зон предусмотрено законодательством Российской Федерации);

б) качественные показатели состояния земель (с указанием степени развития негативного процесса):

— площадь земель, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);

— площадь земель, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);

— площадь подтопленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь заболоченных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь переувлажненных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь нарушенных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь захламленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);

— площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);

— площадь земель, подверженных иным негативным процессам (с указанием наименования и степени развития негативного процесса).

17. Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя.

Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.

По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

18. Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

19. Государственный мониторинг земель осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель, являющейся информационной подсистемой единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Оператором автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель является Росреестр.

20. Полученные материалы и данные государственного мониторинга земель накапливаются и хранятся в архивах (фондах) и базах данных автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель.

Информация, полученная при осуществлении государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) предоставляется оператору государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 г. N 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)»**.

21. Информация о результатах государственного мониторинга земель (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) является общедоступной.

22. Доступ федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к информации о результатах государственного мониторинга земель (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) осуществляется на безвозмездной основе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Доступ физических и юридических лиц к информации о результатах государственного мониторинга земель (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) обеспечивается путем ее размещения на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Предоставление информации о результатах государственного мониторинга земель, доступ к которой ограничен федеральными законами, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной тайне, о коммерческой тайне или иной охраняемой законом тайне.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 1, ст. 15, 17; N 10, ст. 763; N 30, ст. 3122, 3128; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2880,2881; N 31, ст. 3453; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279, 5282; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 23, 24; N 10, ст. 1148; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3075; N 31, ст. 4009; N 45, ст. 5417; N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251, 2253; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597, 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 19; N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3582, 3601; N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6416, 6419, 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 47, 54; N 13, ст. 1688; N 15, ст. 2029; N 25, ст. 3531; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4284; N 30, ст. 4562, 4563, 4567, 4590, 4594, 4605; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7027, 7043; N 50, ст. 7343, 7359, 7365, 7366; N 51, ст. 7446, 7448; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 14, ст. 1663; N 23, ст. 2881; N 27, ст. 3440, 3447; N 30, ст. 4080; N 52, ст. 6961, 6971,6976, 7011; 2014, N 30, ст. 4218, 4225, 4235; N 43, ст. 5799.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4383

uristinfo.net

45. Мониторинг земель

Мониторинг земель в соответствии с п. 1 ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется только государственными органами управления земельным фондом Российской Федерации и представляет собой систему наблюдений за состоянием земельных ресурсов.
Предметом ведения органов, осуществляющих государственный мониторинг земель, является целостный земельный фонд Российской Федерации независимо от формы собственности и целевого назначения земель.
В настоящее время общие положения о ведении мониторинга земель содержатся в ЗК РФ, а порядок его осуществления дополнительно регламентируется Правительством РФ.
Мониторинг земель проводится в соответствии с федеральными, региональными и местными программами и является частью мониторинга за состоянием окружающей среды.
Система мониторинга земель Российской Федерации складывается из множества подсистем, соответствующих конкретному виду целевого назначения земель.
Мониторинг земель осуществляется отдельно применительно к землям сельскохозяйственного назначения, землям населенных пунктов и поселений, землям промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения и т. д.
Согласно п. 3 ст. 67 ЗК РФ государственный мониторинг земель может проводиться на трех уровнях:
— федеральный уровень — мониторинг ведется в рамках всей территории Российской Федерации;
— региональный уровень — мониторинг осуществляется в пределах определенных экономических, геополитических и административных границ;
— локальный уровень — мониторинг проводится на объектах ниже регионального уровня вплоть до отдельных крупных землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков. Согласно п. 2 ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации ведение государственного мониторинга земель направлено на выполнение следующих задач:
1) своевременное выявление изменений состояния земельных ресурсов, оценка уже происшедших изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении либо об устранении последствий негативных процессов, происходящих в почвенном слое земель. В целях ее осуществления органы проводят систематические наблюдения за состоянием водной и ветровой эрозии почвенного слоя земель, вероятностью потери гумуса либо ухудшения структуры, за загрязнением земель пестицидами, другими токсичными веществами, за состоянием береговой линии рек, морей, водохранилищ, за уровнем загрязнения земель свалками, местами захоронения опасных радиоактивных отходов, автомобильными стоянками и т. д;
2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за рациональным использованием и охраной земельных ресурсов, землеустройства, а также осуществлением иных функций государственного и муниципального управления землями, обеспечение контроля за рациональным использованием и охраной земель;
3) обеспечение населения Российской Федерации информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. Пользование данными, полученными государственными органами по мониторингу земель, представляется возможным как для граждан, так и для юридических лиц, международных организаций. В целях осуществления последних двух задач государственного мониторинга земель применяются различные способы собирания необходимой информации.
Все приемы, средства и методы осуществления мониторинга земель подразделяются в зависимости от сроков и периодичности их проведения на три вида:
— базовые — осуществляются впервые на той или иной территории и носят общий характер;
— периодические — осуществляются через месяц, квартал, год или иной промежуток времени;
— оперативные — фиксируют все текущие изменения состояния земельных ресурсов.

С 1 апреля 2015 года вступает в силу порядок осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения

В рамках государственного мониторинга земель осуществляются систематические наблюдения за фактическим состоянием и использованием земель, выявление изменений состояния земель, оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, оценка и прогнозирование развития негативных процессов, обусловленных природными и антропогенными воздействиями, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Государственный мониторинг земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Понятие, задачи и виды мониторинга земель

Рубрика: Сельское хозяйство

Статья просмотрена: 31411 раз

Библиографическое описание:

Дамдын О. С. Понятие, задачи и виды мониторинга земель // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 165-166. — URL https://moluch.ru/archive/36/4146/ (дата обращения: 20.10.2018).

Принятие эффективных управленческих решений по соблюдению земельного законодательства зависит в первую очередь от наличия точных научно обоснованных данных о качественном состоянии земель и происходящих в них изменениях. Источником получения таких данных является мониторинг земель.

Мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель для своевременного выявления различных изменений, их оценки, а также предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Мониторинг — преимущественно техническая и информационно-аналитическая работа, связанная с применением технических средств контроля за состоянием земель, взятием проб почв и проведением почвенно-геоботанических обследований, анализов и измерений химического и биологического состава почв, их физического состояния. Можно сказать, что мониторинг это одновременно мера предупредительного, текущего и последующего контроля.

Мониторинг имеют право осуществлять только государственные органы управления земельным фондом РФ, порядок осуществления устанавливается Правительством РФ. Мониторинг земель является составной частью мониторинга состояния окружающей природной среды, входит в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ 1 ) и проводится в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Суть мониторинга заключается в слежении за динамикой процессов происходящих в почвах, в целях выявления причин и источников негативных изменений, принятия научно обоснованных решений по совершенствованию земельного законодательства, внесению необходимых корректировок в правовой режим земель и порядок землепользования.

Мониторинг ведется на всей территории РФ по отношению к любым земельным участкам независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования, что, в свою очередь, означает, что сотрудники государственной службы мониторинга имеют право проводить необходимые замеры и обследования там и тогда когда это предусмотрено, а собственники и землепользователи не имеют права препятствовать этим действиям.

Государственный мониторинг в зависимости от целей наблюдения и территориального охвата может быть:


федеральным, охватывающим всю территорию РФ;

региональным, охватывающим территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами;

локальным (местным), ведущимся на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков.

Предметом мониторинга является целостный земельный фонд РФ независимо от форм собственности на землю и их целевого назначения.

Объектом мониторинга являются все земли в стране вне зависимости от форм собственности на земли, их целевого назначения и характера использования.

Мониторинг земель осуществляется отдельно применительно к землям сельскохозяйственного назначения, землям населенных пунктов и поселений, землям промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения и т. д.

Согласно п. 2 ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации ведение государственного мониторинга земель направлено на выполнение следующих задач:


своевременное выявление изменений состояния земельных ресурсов, оценка уже происшедших изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении либо об устранении последствий негативных процессов, происходящих в почвенном слое земель. В целях ее осуществления органы проводят систематические наблюдения за состоянием водной и ветровой эрозии почвенного слоя земель, вероятностью потери гумуса либо ухудшения структуры, за загрязнением земель пестицидами, другими токсичными веществами, за состоянием береговой линии рек, морей, водохранилищ, за уровнем загрязнения земель свалками, местами захоронения опасных радиоактивных отходов, автомобильными стоянками и т. д;

информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за рациональным использованием и охраной земельных ресурсов, землеустройства, а также осуществлением иных функций государственного и муниципального управления землями, обеспечение контроля за рациональным использованием и охраной земель;

обеспечение населения Российской Федерации информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. Пользование данными, полученными государственными органами по мониторингу земель, представляется возможным как для граждан, так и для юридических лиц, международных организаций. В целях осуществления последних двух задач государственного мониторинга земель применяются различные способы собирания необходимой информации.

Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:


дистанционного зондирования (съемка и наблюдение с космических аппаратов, самолетов);

сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарны и иных участков, межевых знаков;

наземных съемок, наблюдений и обследований;

соответствующих фондов данных.

В содержание мониторинга земель входит выполнение наблюдений по нескольким направлениям: изучаются процессы, связанные с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие эрозии, потеря гумуса, заболачивание, засоление), зарастанием сельскохозяйственных земель сорняками и кустарником, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами и другими веществами. Также наблюдение ведется за процессами образования оврагов, оползней и другими природными явлениями, состоянием земель, занятых хозяйственными объектами, включая места захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов.

Все приемы, средства и методы осуществления мониторинга земель подразделяются в зависимости от сроков и периодичности их проведения на три вида:


базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга) осуществляются впервые на той или иной территории и носят общий характер;

периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период — раз в три года и более) осуществляются впервые на той или иной территории и носят общий характер;

оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент) фиксируют все текущие изменения состояния земельных ресурсов.

Данные мониторинга применяют для вынесения решений о возможном размещении того или иного объекта, определении разрешенных видов землепользования, то есть служат предупреждению такого землепользования, которое способно привести к ухудшению земель. Мониторинг также фиксирует отклонения от разрешенного поведения, выявляя правонарушения, связанные с загрязнением, заражением и иными видами деградации земель и его данные, в этом случае, служат доказательством при привлечении нарушителей к ответственности.

Данные полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются, накапливаются и передаются на вечное хранение в государственный фонд, а также ежегодно обобщаются и используются для подготовки ежегодного Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, который ежегодно предоставляет служба земельного кадастра РФ.

Земельный кодекс Российской Федерации. http://www.zemkodeks.ru.

Краткий курс по земельному праву: учеб. пособие/ Г.С. Антосевич. – М. Издательство «Окей-книга», 2008. – 123 с.

1 Помимо мониторинга земель в ЕГСЭМ входит мониторинг состояния других природных объектов, осуществляемый различными федеральными министерствами и ведомствами. Общее руководство ЕГСЭМ выполняет МПР России.

Похожие статьи

Принципы построения системы мониторинга земель на примере.

Мониторинг земель — это система наблюдений за состоянием земельного фонда для

3. подготовка отчетов о ведении мониторинга земель; 4. изучение состояния земель на локальных полигонах ГМЗ

1. Земельный кодекс Российской Федерации.

Применение системы дистанционного мониторинга земель.

Применение системы дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения вРоссийской Федерации. Волчков Сергей Сергеевич, студент; Булгаков Павел Алексеевич, Мурлыкин Роман Юрьевич.

Состояние и динамика развития земельного фонда РФ

Объектами мониторинга земель являются все земли РФ независимо от форм собственности, их целевого назначения и разрешенного использования. К задачам государственного мониторинга земель относят: − своевременное выявление изменения состояния земель

Результаты мониторинга земель сельскохозяйственного.

Сложившаяся в настоящее время система обеспечения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления оперативной информацией о плодородии почв и состоянии.

Проблемы регулирования процедуры принудительного.

сельскохозяйственное назначение, земля, государственный мониторинг земель, земельный участок, состояние земель, сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство, целевое назначение.

Управление земельными ресурсами в Российской Федерации.

Под функциями государственного управления земельными ресурсами понимается: землеустройство, кадастр, оценка, контроль, мониторинг [3].

Государственное управление землями сельскохозяйственного назначения весьма многогранно.

Применение геоинформационных систем в мониторинге земель.

Следует отметить что, в Орловской области будет создана геоинформационная система мониторинга земель сельскохозяйственного назначения для выявления неиспользуемых земель.

Некоторые особенности правового режима земель.

Ключевые слова: земля, земельные ресурсы, земельные участки сельскохозяйственного назначения. Общественные отношения, возникающие в сфере использования земель, в Российской Федерации направлены на разумное использование земельных ресурсов.

Мониторинг земель Республики Крым на современном этапе

мониторинг земель заповедного и рекреационного назначения

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Крым, мониторинг земель, мониторинг земель Республики, состояние земель, Российская Федерация, процесс, единый центр.

Мониторинг сельскохозяйственных земель

Главная » Земля » Мониторинг сельскохозяйственных земель

На основании многолетней практики можно сделать вывод, что уровень жизнедеятельности и развития любой страны непосредственно зависит от имеющихся земельных ресурсов. При этом они предполагают не только государственные территории, но и то, что располагается выше или ниже этих пространств, в том числе различные энергетические характеристики и хозяйственные условия. Государственное состояние напрямую связано с развитием инфраструктуры и использованием потенциала земель.

В наше время владельцы участков земли зачастую желают извлекать максимальный доход из находящегося в собственности имущества, но при этом вкладывать в него как можно меньше, не заботясь об изменении качественных свойств объектов и проявляя безразличие к поддержанию состояния почв.

Этим обусловлена необходимость мероприятий по охране участков сельхозназначения, а также их грамотного применения. Эти моменты сегодня крайне важны и являются одной из главнейших стратегических целей государства. Она воплощается при помощи государственного мониторинга наделов обозначенного предназначения.

Порядок проведения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения

Выделяют два вида государственного мониторинга землевладений с сельскохозяйственным назначением:

  • эксплуатации земель;
  • состояния земель.

При мониторинге использования наделов происходит контроль за производимым землепользованием согласно их целевому назначению, обозначенному соответствующей документацией.

Данные результатов таких мероприятий применяются, когда исполняется государственный земельный надзор в целях предоставления необходимых данных о пользовании наделами земель органам государственной, муниципальной власти, а также физическим и юридическим лицам.

Мониторинг состояния земель предполагает наблюдение за плодородностью почвы участков сельхозназначения и отслеживание коэффициентов ее плодородности на основании Порядка государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 4 мая 2010 г. № 150, зарегистрированного Минюстом РФ 15 июля 2010 г., регистрационный № 17846.

Указанным видом мониторинга обнаруживаются числовые показатели характеристик динамики масштаба землевладений и наделов сельскохозяйственного назначения.

При таком мониторинге сельскохозяйственных земель требуемая информация получается с применением следующего:

  • сведений, полученных при дистанционном зондировании (это может быть всевозможная съемка, произведенная на комических и прочих летательных аппаратах);
  • сетей тестовых полигонов;
  • наземной съемки, исследований и различного контроля;
  • надлежащих документов по землеустройству;
  • инвентаризационных данных и сведений по результатам исследования наделов земли;
  • информации в отношении количества и состава земель, зафиксированной актами государственных и муниципальных органов;
  • сведений, которые предоставлены государственными и муниципальными органами власти, включая полученные при межведомственном информационном взаимодействии;
  • итогов усовершенствования картографических основ (при дешифровке фотографических планов местности либо данных, представленных топографическим картами и планами).

Проведение съемок, наблюдений и исследований, проводимых в процессе государственного мониторинга земельных объектов сельхозназначения, исходя из сроков и регулярности их исполнения подразделяют на такие типы:

  • базовый (исходный) — комплекс процедур, представляющий собой сбор и обработку сведений о состоянии сельхозземель с применением наземного контроля либо информации, полученной при дистанционном зондировании нашей планеты;
  • периодический — представляет собой установленную последовательность определенных действий, заключающихся в сборе и обработке данных о качестве земель сельхозназначения, включая их эксплуатацию по факту и состояние почвы, осуществляемых как минимум каждые пять лет, с применением наземного наблюдения или информации, полученной в результате зондирования Земли дистанционным способом;
  • оперативный — некий комплекс мероприятий, заключающихся в сборе и обрабатывании сведений о состоянии и пользовании сельскохозяйственных участков на текущий момент, исполняемых минимум раз в год (когда происходит вегетация сельхозкульутр), с применением наблюдения наземного типа или дистанционных данных в результате зондирования планеты.

Важность базовых (исходных) наблюдений предопределяется необходимостью получить первичные значения показателей, отображающих качество и пользование участков сельхозназначения при отсутствии подобной информации в конкретной местности, а также для анализа имеющихся изменений (сравнением надлежащих показателей с данными, полученными при периодических и оперативных наблюдениях).

При формировании результатов государственного мониторинга наделов сельхозназначения фиксируется, при помощи каких видов съемок, наблюдений и исследований осуществлялась данная процедура.

В процессе исполнения такого рода мероприятий в отношении сельскохозяйственных землевладений, Министерством делается запрос данных о пользовании и качестве наделов указанного назначения в федеральные органы исполнительной власти, государственные органы субъектов государства, муниципальные органы, выступающие в роли собственников земель, находящихся во владении Российской Федерации, ее субъектов, муниципалитета, либо участков, государственную собственность на которые не разграничивают.

Передача государственными и муниципальными органами информации, приведенной пунктом 14 обозначенного ранее Порядка, происходит исходя из запрашиваемых Министерством в электронном виде сведений. Для таких запросов обязательна квалифицированная электронная подпись, оформленная на соответствующее должностное лицо Министерства. Также это допустимо сделать в форме документа, оформленного на бумаге (при отсутствии возможности подготовить и направить запрос в электронном виде).

Кто проводит мониторинг земель сельскохозяйственного назначения

В нашей стране обязанность по исполнению мероприятий в рамках государственного мониторинга сельскохозяйственных землевладений возложена на Министерство сельского хозяйства РФ, а также на подведомственные ему федеральные государственные бюджетные учреждения.

При исполнении действий по государственному мониторингу сельскохозяйственных участков применяются и данные, отражающие состояние и эксплуатацию землевладений, поступающие при информационном взаимодействии с Россельхознадзором.

Земли сельскохозяйственного назначения.

О видах разрешенного использования земель сельхозназначения читайте тут.

Объект мониторинга земель сельскохозяйственного назначения

В качестве объектов государственного мониторинга наделов сельхозназначения выступают участки, предназначенные для ведения сельского хозяйства (вне зависимости от того, какая форма собственности и хозяйствования установлена для объекта) субъектов России в общем, различных административных единиц, образуемых на уровне муниципалитета, тестовых (валидационных) полигонов и земельных наделов, либо целых групп землевладений.

При государственном мониторинге любого надела земли, в отношении которого проводится государственный мониторинг указанных угодий, необходима четкая фиксация определенных значений, характеризующих его качество и установленное документацией пользование.

Показатели при мониторинге сельскохозяйственных участков состоят в следующем:

  • общих размерах землевладений;
  • общих габаритов сельхозугодий;
  • общей площади наделов, допустимое пользование которыми соответствует обозначенному (при мониторинге участков сельхозназначения осуществляется относительно наделов с определенным видом допустимого землепользования);
  • размерах землевладений, касательно которых был обнаружен факт нецелевого использования субъектами земельных правоотношений, неисполнения обязанностей по обеспечению состояния наделов, пригодного для необходимого применения их согласно целевому назначению;
  • площади земельных объектов, которые не эксплуатируются;
  • параметрах наделов земли, которые использовались с другими возможными нарушениями положений, установленных земельным законодательством;
  • площади разграничения участков в соответствии с формами собственности, согласно данным, зафиксированным в Едином государственном реестре недвижимости;
  • прочие значения, необходимость которых обусловлена предписаниями действующего российского законодательства.

Результаты мониторинга земель сельскохозяйственного назначения

Мониторинг состояния наделов предполагает наличие некоторых показателей относительно плодородности землевладения сельскохозяйственного назначения, установленных нормами Порядка учета.

Состояние земельных участков оценивается посредством исследований, проводимых последовательно (периодично, своевременно), мероприятий по наблюдению за направлениями и скоростью происходящих преобразований, и сопоставления полученной при этом информации с показателями, выявленными при базовом наблюдении.

После того, как оценка качества землевладений получена, осуществляется прогнозирование и составление рекомендаций, к которым приобщаются различные тематические карты, схематические изображения и таблицы, отображающие данные о динамических показателях и направленности произошедших изменений, особенно несущих отрицательное воздействие на имущество.

По окончании мероприятий по государственному мониторингу сельскохозяйственных участков, полученная информация применяется при формировании доклада в отношении состояния землепользования соответствующих наделов в России.

Государственный мониторинг сельхозугодий обеспечивает сведения, которые фиксируются Федеральной государственной информационной системой «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения».

Предоставленные материалы и показатели, обнаруженные при государственном мониторинге сельскохозяйственных участков, копятся и сохраняются особыми архивами (фондами), а также специально разработанными базами данных.

Сведения, приобретенные в процессе исполнения государственного мониторинга участков сельхозназначения, передаются в государственный фонд, содержащий данные государственного экологического мониторинга (иначе называемого государственным мониторингом окружающей среды), согласно предписаний постановления Правительства РФ от 09.08.2013 № 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)».

Общие данные об итогах государственного мониторинга сельскохозяйственных землевладений в пределах муниципальных образований, субъектов РФ и государства в целом (кроме данных ограниченного в соответствии с федеральным законодательством доступа) являются общедоступными.

Пользование данными об итогах государственного мониторинга сельскохозяйственных угодий (кроме тех, которые закрыты для доступа согласно федеральных законов), федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ и муниципальных образований, а также гражданами и хозяйствующими субъектами любых организационно-правовых форм, происходит в бесплатном порядке.

Граждане и различные организации могут пользоваться обобщенными сведениями об итогах произведения государственного мониторинга участков (кроме сведений, ограниченных в доступе нормами федеральных законов) при помощи интернета. При возникновении необходимости ознакомления с такого рода информацией обратитесь к официальному сайту Министерства.

Передача данных, полученных в результате указанных мероприятий в отношении сельскохозяйственных наделов, находящихся в ограниченном доступе, происходит в соответствии с установлениями действующих правовых актов, регламентирующих вопросы, касающиеся государственной тайны, коммерческой тайны или других тайн, которые охраняются положениями закона на территории Российской Федерации.

Для чего нужен мониторинг земель сельскохозяйственного назначения

При мониторинге участков сельхозназначения разрешаются вопросы такого плана:

  • оперативное обнаружение изменений качества землевладений, произведение их оценки, прогнозирование и разработка предложений по оптимизации их плодородности, заблаговременное предупреждение и оперативная ликвидация отрицательных проявлений, порождаемых в результате определенных процессов;
  • оформление сведений на основании регулярных исследований плодородности почвы и наблюдения за качественными характеристиками и процедурами эффективного землепользования наделов сельхозназначения как главного источника осуществления мероприятий в области сельского хозяйства с географическим соотнесением с сельскохозяйственными полигонами и контурами;
  • наблюдение за растительностью на сельскохозяйственных территориях и ее развитием;
  • оформление реестров плодородности почвы участков сельхозназначения и ведение учета их качества;
  • создание информационных ресурсов государства в отношении сельскохозяйственных наделов для проведения мероприятий по анализу, прогнозированию и разработке направлений отечественной политики в области земельных правоотношений (в той части, которая касается участков сельскохозяйственного типа) и продуктивного землепользования, а также применения в статистике;
  • гарантирование доступности для любых граждан и организаций к сведениям в отношении состояния участков сельхозназначения;
  • принятие участия в различных программах международного плана (обеспечение исполнения международных обязанностей, предусмотренных соответствующими нормативными актами).

В целях разрешения вышеперечисленных и близких по значению вопросов необходимы современные методики, а также способы получения, сохранения, оптимизации и предъявления различных сведений и информационного обмена. В их число входят методики по сбору существенных объемов информации по целому ряду значений с крупногабаритных объектов недвижимости.

Кроме того, требуется передача полученных данных посредством электронных документов, которые являются годными для эксплуатации разнообразными системами, включая геоинформационные.

Такого рода системами осуществляется объединение географических данных пространственного плана, воздушных, космических изображений и прочих тематических сведений по множественным сельскохозяйственным параметрам, отображаемым в виде карт и таблиц.

Использование подобных систем доступно для фиксирования довольно крупных объемов сведений на экран или на другой желаемый твердый носитель любого типа.

Путем приобщения к полученным в результате мероприятий данным иных собранных и систематизированных сведений, таких, к примеру, как качественные характеристики почв, метеорологические сведения, данные фитосанитарных исследований, информация, выявленная посредством спутниковых, воздушных наблюдений и прочее, доступно получение вторичного производного картографического материала аналитического характера.

С его учетом появляется возможность проведения анализа показателей распространения сельскохозяйственных культур на определенной территории в определенный промежуток времени.

Не исключено, что это самый подходящий вариант проведения мониторинга качества растительности на конкретной территории, урожайности и состояния пастбищ, а также степени их полезности, обнаружения ухудшения растительных насаждений либо почв, прогнозов урожайности и тому подобное.

Положительность мониторинга как определенной системы по отслеживанию можно считать очевидными, так как наблюдения почвенного и агрохимического плана зачастую исполняются на основании программ, предполагающих односторонний и весьма ограниченный список показателей и применения разнообразных методик и действий.

Смотрите еще:

  • Об утверждении перечня документов необходимых для приобретения прав на земельный участок Об утверждении перечня документов необходимых для приобретения прав на земельный участок В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра […]
  • Статья 24 гк Статья 24. Имущественная ответственность гражданина Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с […]
  • Дознание по упк рсфср Статья 223 УПК РФ. Порядок и сроки дознания 1. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24 - 29 настоящего Кодекса, с […]
  • С 208 гпк рф Статья 208. Индексация присужденных денежных сумм Статья 208. Индексация присужденных денежных сумм См. комментарии к статье 208 ГПК РФ В соответствии с постановлением Пленума Верховного […]
  • Предоставление земли в аренду для строительства Статья 30.1. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности 1. Земельные участки для […]
  • Уголовный кодекс рф от 13 июня 1996 г 63-фз с изменениями Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря […]
  • Статья 14 закона о туристической деятельности Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N […]
  • Тк рф 2003 г Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня, 18, 30 […]

Комментарии запрещены.