Комментарий к статье 87 коап рф

Комментарии к СТ 11.8 КоАП РФ

Статья 11.8 КоАП РФ. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления

Комментарий к статье 11.8 КоАП РФ:

1. Правонарушения, ответственность за которые предусмотрена в данной статье, имеют своими объектами безопасность плавания и эксплуатации судов морского и внутреннего водного транспорта, а также маломерных судов.

2. С объективной стороны правонарушения состоят в активных действиях, указанных в диспозициях ч. ч. 1 и 2 этой статьи и являющихся, по сути, нарушениями требований, установленных для эксплуатации судов, включая требования к лицам, управляющим ими.

3. Предметами рассматриваемых правонарушений являются морские суда, суда внутреннего водного транспорта и маломерные суда.

4. Для морских судов основным правовым актом, регулирующим выпуск судна в плавание, является КТМ РФ. Технический надзор за морскими судами осуществляют органы технического надзора и классификации судов (ст. 22 КТМ РФ). Регистрация судов осуществляется путем внесения в Государственный судовой реестр, судовые книги или бербоут-чартерный реестр (ст. 33 КТМ РФ; см. также Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденные Приказом Минтранса России от 21 июля 2006 г. N 87, и Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах, утвержденные Приказом Государственного комитета РФ по рыболовству от 31 января 2001 г. N 30 // БНА ФОИВ. 2001. N 22) (в ред. Приказа Госкомрыболовства РФ от 5 июня 2003 г. N 176).

Требования для выпуска в плавание и регистрации судов внутреннего водного транспорта установлены в КВВТ от 7 марта 2001 г. (ст. ст. 13 — 25; см. также Правила государственной регистрации судов, утвержденные Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144 // БНА ФОИВ. 2001. N 49). В отношении регистрации судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, действуют Правила государственной регистрации указанных судов, утвержденные Приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. N 500 (БНА ФОИВ. 2005. N 35).

Допуск лиц к управлению морскими судами и судами внутреннего водного транспорта производится в порядке, установленном КТМ РФ, КВВТ РФ, уставами службы на судах морского и речного флота. Порядок допуска к управлению маломерными судами установлен Приказами МЧС России от 29 июня 2005 г. N 502 «Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации» (БНА ФОИВ. 2005. N 35) и от 29 июня 2005 г. N 498 «Об утверждении Правил аттестации водителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (БНА ФОИВ. 2005. N 35; с изм. и доп.).

5. С субъективной стороны правонарушения совершаются умышленно.

6. Субъекты правонарушений — физические лица, в том числе и должностные (например, представители командного состава судна), управляющие судами, не соответствующими требованиям, установленным для их эксплуатации.

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспорта (ст. 23.36), в отношении судов рыбопромыслового флота — должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания (ст. 23.27), а в отношении маломерных и иных поднадзорных ГИМС судов — органов Государственной инспекции по маломерным судам (ст. 23.40 Кодекса).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица соответствующих органов, указанных выше (ч. 1 ст. 28.3).

Статья 87. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей

1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

4. При определении размера алиментов суд вправе учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлено требование ко всем детям, к одному из них или к нескольким из них.

5. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей.

Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав.

Комментарий к Ст. 87 СК РФ

1. Отношения, складывающиеся в семье между родителями и детьми, естественно предполагают взаимность и добровольность в оказании помощи друг другу и поддержки. В противном случае законодатель обязывает трудоспособных совершеннолетних детей проявлять заботу о своих родителях, а также предоставлять содержание своим нетрудоспособным нуждающимся в помощи родителям.

Эта обязанность (в отличие, к примеру, от обязательств супругов друг перед другом) носит безусловный характер и не связывается законодателем с наличием либо отсутствием у гражданина постоянного и достаточного дохода. То есть вне зависимости от материального и семейного положения взрослых трудоспособных детей родители вправе получить от них необходимое для поддержания жизнедеятельности содержание. Так, К., 1937 года рождения, обратилась в суд с иском к своим совершеннолетним трудоспособным детям о взыскании алиментов на свое содержание, указав, что является инвалидом III группы по общему заболеванию, получает пенсию по старости в размере 416 рублей 56 копеек, нуждается в дополнительной помощи. Дети ей материально не помогают.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 27 июня 2000 г. с дочери К. взысканы алименты в пользу матери в размере 1/8 МРОТ (10 рублей 44 копейки) ежемесячно до изменения материального положения сторон. С сына К. подлежащая ежемесячному взысканию сумма была определена в размере 1/4 части МРОТ, т.е. 20 рублей 87 копеек.

Резолютивная часть решения суда первой инстанции дополнена указанием о том, что размер взысканных с ответчиков алиментов подлежит индексации пропорционально увеличению установленного значения МРОТ.

Отменяя судебные постановления, Президиум Верховного Суда РФ указал, что вне зависимости от материального и семейного положения взрослых трудоспособных детей родители вправе получать от них необходимое для поддержания жизнедеятельности содержание. Указанные обстоятельства суд учитывает при определении размера алиментов, но право родителей в данном случае должно носить приоритетный характер по отношению к праву детей, поскольку предполагается, что взрослые трудоспособные лица в состоянии заработать средства к существованию, а нетрудоспособные и престарелые — нет.

В рассматриваемом случае суд в нарушение требований п. 3 ст. 1 СК РФ отдал предпочтение интересам совершеннолетних малоимущих детей, фактически проигнорировав безусловное право их матери на получение материальной помощи, поскольку назначенные судом алименты, учитывая реальное стоимостное содержание суммы, взысканной в общей сложности с двух ответчиков, не в состоянии как-либо повлиять на материальное положение К. в силу того, что согласно данным управления по труду и социальным вопросам администрации Тверской области прожиточный минимум в регионе по состоянию на 2000 г. составил 904 рубля.

В гл. 13 СК РФ («Алиментные обязательства родителей и детей») не указан минимальный размер взыскиваемой в таких случаях суммы. Указано лишь, что размер алиментов определяется судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. Вместе с тем размер алиментов не должен определяться формально, как это имело место в рассматриваемом случае .
———————————
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 18 декабря 2002 г. по делу N 187пв02пр.

Нетрудоспособность родителей, равно как и любых других членов семьи, означает достижение ими пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) либо наличие у них инвалидности I или II группы; III группа инвалидности дает право родителям на получение содержания от своих детей только в том случае, если они не могут найти работу, рекомендованную соответствующим заключением ВТЭК.

Нуждаемость родителей в помощи со стороны детей возникает, когда их собственных средств (заработка, пенсии и т.д.) не хватает для поддержания своего материального состояния на уровне прожиточного минимума.

Будучи закрепленной в правовой норме, обязанность трудоспособных совершеннолетних детей проявлять заботу о своих родителях является в первую очередь нравственным долгом и обязанностью детей, поскольку исполнение соответствующего предписания с помощью мер государственного принуждения невозможно.

2. Семейный кодекс РФ предоставляет право трудоспособным совершеннолетним детям заключить соглашение, определяющее участие каждого из них в содержании нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей. При этом Кодекс упоминает только одну разновидность подобного соглашения — соглашение об уплате алиментов, что не исключает в принципе возможности заключения и иных соглашений: о предоставлении каких-либо средств родителям независимо от того, являются они нетрудоспособными и нуждающимися или не являются. Допустимы соглашения о выплате родителям средств, заключаемые также не только трудоспособными совершеннолетними детьми, но и трудоспособными несовершеннолетними детьми в случае приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме (эмансипация либо вступление в брак до достижения 18-летнего возраста).

Соглашения об уплате алиментов на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей могут заключаться с каждым из родителей в отдельности или с обоими вместе. Если нетрудоспособный нуждающийся в помощи родитель является недееспособным, соответствующее соглашение от его имени заключает его законный представитель.

Отсутствие соглашения об уплате алиментов в пользу нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей дает им право ставить вопрос об их взыскании в судебном порядке.

3. При взыскании алиментов в пользу нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей обязателен учет материального, семейного положения как родителей, так и детей, а также учет любых других заслуживающих внимания интересов сторон. Определяя размер алиментов, подлежащих уплате в пользу родителей, суд обязан установить источники дохода каждой из сторон, выяснить наличие иждивенцев, других лиц, которым обязаны доставлять содержание алиментообязанные лица, и т.д.

Так, гражданин И. обратился в суд с иском к своей дочери о взыскании алиментов в размере 100 рублей. В обоснование требований он указал, что является пенсионером, инвалидом III группы, размер его пенсии составляет 654 рубля 51 копейку, из которых ежемесячно удерживают по 100 рублей в пользу бывшей жены, часть денег уходит на лекарства, поэтому средств недостаточно, а дочь помощи не оказывает.

Суд, установив, что заработок ответчицы составляет 500 рублей, на иждивении она имеет малолетнюю дочь, помогает матери и размер алиментов в 100 рублей значителен для ответчицы, а также учитывая, что истец предъявил иск, чтобы компенсировать свои затраты по уплате алиментов в пользу бывшей жены, снизил размер взыскиваемых алиментов до 50 рублей в месяц .
———————————
Судебная практика по семейным спорам / Под ред. П.В. Крашенинникова. С. 224, 225.

4. Предъявление иска об уплате алиментов на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей возможно как к одному, нескольким, так и ко всем трудоспособным совершеннолетним детям. Если требование об уплате алиментов заявлено не ко всем алиментообязанным лицам, суду при определении размера алиментов предоставлено право учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя. Как отмечалось в юридической литературе, инициатива суда по учету детей, к которым не предъявлялся иск о взыскании алиментов, допускается лишь при наличии таких исключительных обстоятельств, как недееспособность лица, которому было заявлено соответствующее требование об уплате алиментов, поскольку иное противоречит процессуальному принципу диспозитивности . На наш взгляд, суды при решении подобных вопросов должны исходить все-таки из более широких возможностей.
———————————
Семейный кодекс Российской Федерации: Комментарий. М., 1996. С. 258.

5. Обязанность трудоспособных совершеннолетних детей по содержанию нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей не является безусловной. К числу оснований, полностью освобождающих детей от указанной выше обязанности, СК РФ относит лишение их родителей родительских прав. Однако в тех случаях, когда трудоспособные совершеннолетние дети, к которым предъявлен иск, тем не менее не отказываются от содержания своих лишенных родительских прав родителей либо когда такие родители впоследствии восстанавливаются в утраченных родительских правах, суд может принять решение о выплате алиментов в их пользу.

На усмотрение суда отдан вопрос о возможности освобождения детей от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей: не заботились о всестороннем развитии своих детей, их воспитании, не принимали участия в их содержании и т.д.

Статья 8.27 КоАП РФ. Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению

Новая редакция Ст. 8.27 КоАП РФ

Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Комментарий к Статье 8.27 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при осуществлении лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами и лесного семеноводства. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Вырубленные, погибшие и поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами; лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков. Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (ч. 1 ст. 61, ч. 1, ч. 2 ст. 62, ч. 1, ч. 2 ст. 64 ЛК РФ). Важно отметить, что отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении представляются гражданами, юридическими лицами, осуществляющими воспроизводство лесов, лесоразведение, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 — ст. 84 ЛК РФ. Лесоразведение осуществляется для предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв, создания защитных лесов и иных целей, связанных с повышением потенциала лесов. В целях лесного семеноводства осуществляются лесосеменное районирование; создание постоянных лесосеменных участков; формирование федерального фонда семян лесных растений; другие мероприятия по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян лесных растений. При воспроизводстве лесов используются улучшенные и сортовые семена лесных растений или, если такие семена отсутствуют, нормальные семена лесных растений. При воспроизводстве лесов не допускается применение нерайонированных семян лесных растений, а также семян лесных растений, посевные и иные качества которых не проверены (ч. 1 ст. 63, ч. 2 — ч. 4 ст. 65, ч. 1 ст. 66 ЛК РФ).

3. Под семеноводством в соответствии с Федеральным законом «О семеноводстве» от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ понимается деятельность по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также сортовой контроль и семенной контроль. Семена представляют собой части растений (клубни, луковицы, плоды, саженцы, собственно семена, соплодия, части сложных плодов), применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений. Под лесными растениями понимаются лесные древесные и кустарниковые растения, используемые в лесном хозяйстве. В зависимости от наследственных свойств определяются три категории семян лесных растений: нормальные, улучшенные и сортовые (абз. 1, абз. 2, ч. 16 ст. 1, ч. 1 ст. 9). Используемые отборщиком проб методы отбора проб из партий семян лесных растений и применяемое оборудование, согласно Положению о порядке аккредитации отборщиков проб и партий семян лесных растений, утв. Приказом Рослесхоза от 15 июня 1999 г. N 126 , должны соответствовать требованиям государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства лесных растений и обеспечивать необходимую точность. Отборщик проб или юридическое лицо, сотрудником которого он является, должны располагать собственным оборудованием для отбора проб из партий семян лесных растений. При проведении работ по отбору проб из партий семян лесных растений отборщиком проб должна обеспечиваться четкая регистрация проб, результатов их анализа, возможность сопоставления результатов при повторном отборе. Применяемый порядок учета и хранения проб должен исключать возможность их смешения и обезличивания. Отборщик проб должен быть обеспечен документацией, устанавливающей технические требования и показатели по отбору проб из партий семян лесных растений и определяющей порядок хранения информации по результатам отбора проб (рабочие журналы и отчеты), и иметь соответствующее образование. Условия хранения всей документации должны обеспечивать ее сохранность в течение установленного срока, своевременность внесения в них изменений и дополнений и, при необходимости, конфиденциальность (п. 2.1, п. 2.3). Отбор проб из партий семян лесных растений осуществляется в соответствии с требованиями государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства лесных растений. Отборщики проб обязаны осуществлять отбор проб, оформление актов отбора, соблюдение сроков представления проб на анализ и несут установленную законодательством РФ ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций. Отбор проб из партий семян лесных растений, предназначенных для реализации, осуществляется представителями зональных лесосеменных станций и Научно-производственным центром лесного семеноводства (п. 3.1 (2), п. 3.8, п. 3.9).
———————————
СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5715; см. с изм. и доп.

Другой комментарий к Ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, предусмотренного ст.8.27, являются общественные отношения, возникающие в области охраны окружающей среды и заключающиеся в необходимости воспроизводства лесов. Целью воспроизводства лесов в соответствии со ст.87 ЛК является своевременное воспроизводство лесов на не покрытых лесом землях, улучшение природного состава лесов, увеличение производительности лесов, обеспечение рационального использования земель лесного фонда. Целями лесоразведения является также создание лесов на нелесных землях, сокращение непродуктивных земель лесного фонда, создание защитных насаждений на землях, не входящих в лесной фонд.

2. К повышению продуктивности лесов предъявляются следующие основные требования:

использование участков лесного фонда, ведение лесного хозяйства должны обеспечивать повышение продуктивности лесов;

повышение продуктивности лесов осуществляется в результате реализации системы научно обоснованных рубок, воспроизводства лесов, улучшения их породного состава, создания и эффективного использования постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе, гидролесомелиорации, ухода за лесами и проведения других лесохозяйственных работ;

мероприятия по повышению продуктивности лесов проводятся лесопользователями и лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствии с лесоустроительными проектами.

3. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении правил в области воспроизводства лесов; улучшения состояния и породного состава лесов; повышения продуктивности лесов; семеноводства лесных растений.

4. Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, выражается виной как в форме умысла, так и неосторожности.

5. Субъектами рассматриваемых правонарушений являются граждане, должностные лица и юридические лица.

Комментарии к СТ 8.25 КоАП РФ

Статья 8.25 КоАП РФ. Нарушение правил использования лесов

Комментарий к статье 8.25 КоАП РФ:

1. Цель данной статьи состоит в обеспечении рационального использования и охраны лесов, т.е. многоцелевого, научно обоснованного, непрерывного, неистощительного пользования лесами для удовлетворения потребностей общества и граждан в древесине и другой лесной продукции, а также эффективного ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, сбережения и защиты лесов, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов. Сфера применения статьи — деятельность организаций, а также граждан, осуществляющих заготовку и вывозку древесины и иной лесной продукции и другие виды пользования лесными ресурсами. Статья включает четыре формальных состава административных правонарушений.

2. Порядок использования лесных ресурсов, т.е. суммарных запасов перестойных, спелых и иных древостоев, предназначенных для заготовки древесины и иной лесной продукции, выделения его лесопользователям, передачи лесных участков в натуре, правила рубок и иные требования по рациональному использованию и защите лесов, установлены в ЛК РФ и подзаконных нормативных правовых актах федерального уровня, в свою очередь, имеющих сложную систему. Следует учитывать, что эти акты регулируют использование лесов: 1) на территории Российской Федерации в целом; 2) в пределах определенного природно-географического региона. Кроме того, действуют нормативные правовые акты субъектов РФ.

3. Объектом правонарушения является порядок использования лесов, а предметом — лесные участки, отведенные для рубок, проводимых в перестойных и спелых лесных насаждениях (древостоях), выборочных и сплошных рубок, рубок ухода за лесом, санитарных рубок и рубок реконструкции малоценных лесных насаждений, теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции, ограниченные визирами, лесосечными знаками или естественными рубежами и имеющие различную форму и определенные размеры, устанавливаемые в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в зависимости от группы леса, режимов лесопользования и других факторов, а также лесные ресурсы — древесина, живица и второстепенные лесные ресурсы (кора, береста и пр.).

4. В ч. 1 комментируемой статьи содержится формальный состав нарушения правил заготовки древесины.

Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность. Это разновидность рубки лесных насаждений с последующей их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса заготовленной древесины. По своей юридической природе заготовка древесины — вид использования лесов. Она осуществляется в эксплуатационных лесах, подлежащих освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и продуктов ее переработки на основе рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов и развития лесной промышленности (ст. ст. 12, 108 ЛК РФ), а также (при соблюдении соответствующих условий) в защитных лесах. Объектом заготовки древесины в первую очередь являются погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.

Лесной кодекс запрещает заготовку древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (ч. 4 ст. 29). При этом возрасты рубок лесных насаждений, устанавливаемые для заготовки древесины определенной товарной структуры, правила заготовки древесины устанавливаются с учетом лесорастительного районирования для каждого лесного района.

5. Объективная сторона правонарушения состоит в рубке деревьев и кустарников с целью заготовки древесины от не достигших надлежащего возраста насаждений, в запрещенном месте, в нарушение лесоводственных требований к технологическим процессам рубок. Эти требования подробно урегулированы лесным законодательством. Объективная сторона выражается чаще в бездействии, т.е. в непроведении очистки лесосек, необеспечении сохранности семенных групп, куртин, полос, семенных, плюсовых и других не подлежащих рубке деревьев, подроста, сохранение которых предусмотрено в лесорубочном билете, а также в действиях (необработка древесины инсектицидами в установленные сроки и т.п.).

Объективная сторона нарушения порядка проведения рубок состоит в рубке лесных насаждений, проводимой в запрещенных местах либо с нарушением целей выборочных рубок, а также в трелевке древесины в запрещенное время, в оставлении недорубов, в оставлении аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более четырех месяцев, использовании неразрешенного способа рубки, в перерубе расчетной лесосеки и т.п., когда лесопользователи, осуществляющие заготовку и вывоз древесины, действуют на основании предоставленного им права, но не соблюдают сроки, технологический процесс, правила сбора заготовленной древесины, ее комплектования, допускают временное хранение заготовленной древесины в не предназначенных для этого местах.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.

Лесной кодекс РФ устанавливает две формы рубок — выборочную и сплошную. Выборочные рубки проводятся на соответствующих землях или земельных участках: при этом вырубается лишь часть деревьев и кустарников. Они должны обеспечить замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемые ими полезные функции. При сплошных рубках на соответствующих землях или земельных участках лесные насаждения вырубаются таким образом, чтобы в целях воспроизводства лесов сохранялись отдельные деревья и кустарники либо их группы. Статья 17 ЛК РФ устанавливает ряд ограничений проведения сплошных рубок: а) в защитных лесах они допускаются только в случае, если выборочные рубки не достигли своих целей; б) при заготовке древесины на лесных участках, предоставленных для этого, должно быть обеспечено воспроизводство лесов, учитывая общий запрет на проведение сплошных рубок в случаях, предусмотренных ЛК РФ и иными федеральными законами (ч. 6 ст. 17, п. 2 ч. 2 ст. 27, п. 3 ч. 5 ст. 87 ЛК РФ); в) специальные запреты проведения рубок лесных насаждений на лесных участках, расположенных на территории государственных природных заповедников, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы (ч. 2 ст. 103); запрет проведения сплошных рубок в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заповедников, если иное не предусмотрено правовым режимом их функциональных зон (ч. 3 ст. 103); г) запрет сплошных рубок в водоохранных лесах (ст. 104), в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (ст. 105), ценных лесов и особо защитных участков леса (ст. ст. 106 — 107), если отсутствуют ситуации недостижения целей выборных рубок.

Сплошные рубки служат заготовке древесины как основного вида использования лесов. Лесным законодательством регулируются основные требования к заготовке древесины, ее виды, способы в зависимости от подразделения лесов и категорий защитности, порядок заготовки древесины, определение ее размеров. Установлен перечень видов деревьев, рубка которых допускается только в исключительных случаях.

Заготовка древесины при сплошных и выборочных рубках осуществляется на лесных участках, предоставленных гражданам и юридическим лицам в аренду либо в безвозмездное пользование.

Следует учитывать, что Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ включил в Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» статью 8.3, согласно которой допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, леса, в том числе в охранных зонах и санитарных защитных зонах, в случаях, если в этих зонах размещены линии электропередач, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой частью указанных объектов. Цель данной статьи, которая будет действовать до дня введения в действие соответствующей нормы Лесного кодекса РФ, — обеспечить безопасность граждан и создание необходимых условий эксплуатации перечисленных выше объектов.

7. Третий состав — нарушение правил заготовки живицы или иных лесных ресурсов — сформулирован как формальный с альтернативными признаками предметов правонарушения. Заготовка живицы (терпентина) производится в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки древостоев предназначаются для рубки лесных насаждений в целях заготовки древесины (ч. 2 ст. 31 ЛК РФ). При недостатке перестойных и спелых насаждений допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубки и предназначаются для рубки.

Согласно ст. 18 ЛК РФ подсочка лесных насаждений — это процесс нанесения на стволы деревьев хвойных пород, отдельных лиственных пород разрезов и процесс сбора живицы, древесных соков. Она допускается только на лесных участках, предоставленных для заготовки живицы и древесных соков. Заготовка живицы — предпринимательская деятельность, связанная с подсочкой лесных насаждений, хранением живицы и вывозом ее из леса. Она осуществляется на основе договоров аренды лесного участка.

Объективная сторона нарушения установленных правил заготовки живицы выражается в действиях, нарушающих технологический процесс подготовительного этапа подсочки (в нерациональном устройстве подсочной территории, неправильной наметке карр на деревьях и т.п.), или в бездействии (неустановке приемников под живицу, непринятии мер по устройству живицехранилищ и т.п.); нарушениях правил сбора живицы, транспортировании к месту назначения с нарушением сроков и пр.; заключительных работ в виде действий — оставление каррооборудования на деревьях, бездействии — непроведении мероприятий по консервации оборудования на зимний период, по приведению в порядок лесосек для сдачи их лесничествам, лесопаркам или другим владельцам после окончания срока работ.

Нарушение правил заготовки пищевых лесных ресурсов имеет место в случаях, если она осуществляется без лесорубочного билета или ордера, в запрещенных для этого местах, с превышением объемов, в неустановленные сроки и т.п.

8. Часть 4 данной статьи предусматривает ответственность за использование лесов с нарушением условий различных договоров и иных документов, на основании которых предоставлены лесные участки.

Порядок заключения и содержание перечисленных в тексте комментируемой статьи договоров определены ст. ст. 74, 75, 77 и др. Лесного кодекса РФ.

Лесопользователи вправе использовать лесные участки только для тех лесных пользований, на которые им выдан соответствующий документ на лесопользование. Требования, установленные договорами или пока еще действующими разрешительными документами, базируются на установленных ЛК РФ обязанностях граждан и юридических лиц и соответствуют сформулированным в ст. 82 ЛК РФ правам указанных лиц.

9. Объективная сторона состава — деяние в форме действий, которыми могут быть: самовольная постройка дорог, возведение строений и сооружений, пунктов хранения древесины, связанных с пользованием лесами; осуществление пользования лесными участками не в соответствии с условиями разрешительных документов; ведение работ способами, способствующими возникновению эрозии; оставление недорубов и т.п. Правонарушение считается оконченным с момента осуществления лесопользования, не соответствующего целям и требованиям, установленным договором или иным документом.

10. Субъекты правонарушений — лесопользователи, т.е. граждане, должностные лица, юридические лица. Субъективная сторона — умысел или неосторожность.

11. Дела рассматривают должностные лица федеральных органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством РФ) (ст. ст. 23.24 и 23.24.1), органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25).

Протоколы составляют должностные лица упомянутых выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Комментарии к СТ 87 СК РФ

Статья 87 СК РФ. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей

Комментарий к статье 87 СК РФ:

1. В соответствии с ч. 3 ст. 38 Конституции РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Имеется в виду ослабление таких естественных, освященных моралью связей, при которых помощь дается родителям без каких-либо специальных договоренностей.

Комментируемая статья развивает эту конституционную норму, предусматривая два варианта уплаты алиментов:

1) по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме с обязательным нотариальным удостоверением (см. комментарий к ст. ст. 99 — 105);

2) по решению суда (если такого соглашения нет и дети отказываются помогать своим родителям).

2. Рассматривая дела данной категории, суд должен установить, что родители не только нетрудоспособны, но и нуждаются в помощи.

Нетрудоспособными, по общему правилу, признаются женщины, достигшие 55, мужчины — 60 лет, а также инвалиды I, II и III группы.

Нуждаемость означает, что родители либо не имеют пенсий и пособий, либо их недостаточно.

3. Определяя размер алиментов, суд учитывает материальное и семейное положение и взрослых детей, и родителей (другие заслуживающие внимания обстоятельства — длительная болезнь истца или ответчика, необходимость дорогостоящего лечения и т.д.), т.е. сопоставляет доходы отца (матери) и детей, а также их потребности. При этом в расчет принимаются возможности не только тех, к кому предъявлены исковые требования, но и остальных детей этих же родителей.

Кроме того, суд интересует, заботятся ли дети о своих родителях. Так, если дочь не имеет достаточных средств на содержание отца (матери), но постоянно за ним ухаживает, а обеспеченный сын этого не делает, суд может взыскать алименты только с сына, а дочь освободить от их уплаты либо снизить размер алиментов.

Алименты присуждаются к ежемесячной выплате в твердой денежной сумме (см. также комментарий к ст. 83).

4. В соответствии с п. 1 ст. 71 СК отец и (или) мать утрачивают возможность получать алименты с утратой родительских прав. Комментируемая статья, помимо этого, устанавливает, что суд может освободить детей от алиментной обязанности, если установит, что отец и (или) мать уклонялись от исполнения своего родительского долга.

Таким образом, если лишение родительских прав безусловно освобождает детей от уплаты алиментов, то уклонение от родительского долга им следует доказать (как правило, свидетельскими показаниями).

Статья 87 СК РФ. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей (действующая редакция)

1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

4. При определении размера алиментов суд вправе учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлено требование ко всем детям, к одному из них или к нескольким из них.

5. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей.

Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 87 СК РФ

1. Основанием для возникновения алиментной обязанности в данном случае является наличие следующих юридических фактов: надлежащим образом установленная родственная связь родителей и детей (при необходимости отцовство может быть установлено в судебном порядке), нетрудоспособность и нуждаемость.

Упомянутая в комментируемой статье обязанность не только содержать родителей, но и заботиться о них является по существу декларативной. Нигде в законодательстве само понятие заботы не расшифровывается, и в данном случае речь идет скорее о нравственной, а не правовой категории. Вместе с тем суд может учесть степень заботливости детей при определении размера алиментов, подлежащих взысканию с каждого из совершеннолетних детей.

2. П. 2 комментируемой статьи предоставляет право трудоспособным совершеннолетним детям заключить соглашение, определяющее участие каждого из них в содержании нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей. Соглашения об уплате алиментов на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей могут заключаться с каждым из родителей в отдельности или с обоими вместе. Если нетрудоспособный нуждающийся в помощи родитель является недееспособным, соответствующее соглашение от его имени заключает его законный представитель.

Если же такое соглашение не было достигнуто, то алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

3. Как было отмечено в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 18 декабря 2002 г. N 187пв02пр, обязанность совершеннолетних детей по содержанию нетрудоспособных родителей не может связываться с наличием либо отсутствием у детей постоянного и достаточного дохода. Эта обязанность (в отличие, к примеру, от обязательств супругов друг перед другом) носит безусловный характер и не связывается законодателем с наличием либо отсутствием у гражданина постоянного и достаточного дохода. То есть вне зависимости от материального и семейного положения взрослых трудоспособных детей родители вправе получить от них необходимое для поддержания жизнедеятельности содержание.

Указанные обстоятельства суд учитывает при определении размера алиментов, но право родителей в данном случае должно носить приоритетный характер по отношению к праву детей, поскольку предполагается, что взрослые трудоспособные лица в состоянии заработать средства к существованию, а нетрудоспособные и престарелые — нет. Нетрудоспособные нуждающиеся родители имеют право на получение не только алиментов, но и дополнительных средств в случае болезни, увечья, немощности родителей.

Освобождение от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей можно рассматривать в качестве особой меры ответственности (санкции), которая применяется при наличии вины родителей. Об этом, в частности, свидетельствует сам термин «уклонение», который предполагает совершение определенных умышленных действий.

4. Возможны ситуации, когда иск может быть предъявлен только к одному совершеннолетнему ребенку, однако суд имеет право, но не обязан, учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя при вынесении решения.

5. Дети могут быть освобождены от обязанностей по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей может выражаться в уклонении от уплаты алиментов на детей, неосуществлении воспитания детей или заботы о них, отказе от совместного проживания с ребенком без уважительных причин и т.д.

Дети также освобождаются от таких алиментных обязанностей в том случае, если родители были лишены родительских прав. Если родители, лишенные родительских прав, впоследствии были восстановлены в родительских правах, дети от обязанности по содержанию родителей не освобождаются.

Смотрите еще:

  • Статья 6 и 22 федерального закона о прокуратуре Статья 22. Полномочия прокурора Статья 22. Полномочия прокурора См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона О конституционно-правовом смысле положений статьи 22 настоящего […]
  • Новосибирск воинская часть отзывы 39 Гвардейская ракетная дивизия — воинская часть 34148 Местом дислокации воинской части 34148 является Пашино, поселок Гвардейский, который находится недалеко от Новосибирска. Полное […]
  • Коап рф статья 1235 Статья 12.35 КоАП РФ. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию Новая редакция Ст. 12.35 КоАП РФ Применение к владельцам и водителям транспортных […]
  • Статья 39 нк рф п3 Статья 39. Реализация товаров, работ или услуг Согласно Федеральному закону от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 марта 2001 г. N 33-ФЗ, вступающего в силу по […]
  • Совместный протокол при присоединении ооо Протокол совместного общего собрания участников обществ с ограниченной ответственностью, участвующих в присоединении, о внесении изменений в устав общества, к которому осуществляется […]
  • Закон материнский капитал срок Материнский капитал в 2018 году можно будет потратить на дошкольное образование Разрешается также оплатить товары и услуги для социальной адаптации детей-инвалидов Фото: ПГ / Геннадий […]
  • Контрольная по ук рф Наказание за сбыт при проверочной закупке по ст 228 УК РФ? Здравствуйте. Я прочитала в интернете следующее : когда посредник по сбыту наркотиков привлечен к уголовной ответственности по […]
  • ДопСоглашение на увеличение суммы договора образец Дополнительное соглашение об увеличении суммы договора Дополнительное соглашение № 2 к договору№201 от 19.09.2008г. г. Москва « » _____________ 2008г. Общество с ограниченной […]

Комментарии запрещены.