Коап рф пожарная безопасность

Коап рф пожарная безопасность

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 20.4 КоАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 20.4 КоАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

3 — 5. Утратили силу. — Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

9. Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Комментарии к статье 20.4 КоАП РФ, судебная практика применения

Такой вид наказания по статье 20.4 КоАП РФ как предупреждение, может быть назначен всем субъектам, указанным в санкции статьи

«Вопрос 15: Можно ли в соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ назначить должностным лицам, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическому лицу административное наказание в виде предупреждения?

Ответ: Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Поскольку штраф имеет материальное выражение, законодателем в зависимости от субъекта административной ответственности указаны суммы штрафа, которые могут быть наложены на граждан, должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц.

Однако структура санкции не позволяет сделать вывод о том, что предупреждение может быть наложено только на граждан.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что такой вид административного наказания, как предупреждение, может быть назначен всем субъектам, указанным в санкции ч. 1 ст. 20.4 Кодекса» («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года», утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006, извлечение)

Составление протокола инспекторами городов субъектов РФ (позиция Верховного Суда РФ):

«Вопрос 4. Обладают ли государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и совершенных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами?

Ответ: …государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, независимо от того, какими лицами совершены эти правонарушения» («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2010 года», утвержден постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.03.2011, извлечение)

Статья 11.16 КоАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте

Новая редакция Ст. 11.16 КоАП РФ

Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 11.16 КоАП РФ

1. Объектом указанного в статье правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на транспорте.

Правовое регулирование обеспечения пожарной безопасности осуществляется посредством Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре», распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30 сентября 2004 г. N НА-54-р(фс) «О создании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта», а также нормативных документов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования пожарной безопасности на разных видах транспорта.

Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ 11 ноября 1992 г. N ЦУО-112, устанавливают основные требования пожарной безопасности на объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта и являются обязательными для исполнения всеми организациями, учреждениями, предприятиями и объединениями МПС России, а также предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, пользующимися услугами железнодорожного транспорта.

Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, утв. Приказом Минтранса РФ от 24 декабря 2002 г. N 158 (далее — Правила), устанавливают требования пожарной безопасности на судах внутреннего и смешанного (река — море) плавания, находящихся в эксплуатации, ремонте и отстое, и обязательны для выполнения всеми судовладельцами и членами экипажей судов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Правила распространяются на самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, на несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, пассажирские и наливные суда, паромные переправы.

Экземпляр Правил должен находиться на борту каждого судна, за исключением судов, эксплуатируемых без экипажа.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих правила пожарной безопасности, установленные на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте.

При обеспечении пожарной безопасности на судах судовладельцы и экипажи судов руководствуются международными договорами и соглашениями, законодательными актами Российской Федерации в области транспорта, иными нормативными правовыми и техническими актами в области пожарной безопасности судов, а также Правилами.

Судовладельцы (далее также — владельцы судов), капитаны судов организуют изучение Правил и обеспечивают выполнение на судах требований и мероприятий, предусмотренных ими.

Все члены экипажей судов, а также иные лица, работающие или выполняющие на судне обязанности, связанные с деятельностью судна, обязаны знать и выполнять правила пожарной безопасности, владеть практическими навыками борьбы с пожарами, а в случае возникновения пожара действовать согласно судовому расписанию по тревогам.

Пассажиры, находящиеся на судах, должны быть ознакомлены с противопожарным режимом и соблюдать требования пожарной безопасности.

Для борьбы с пожарами и за живучесть судна в составе общесудового плана пожаротушения должно быть предусмотрено создание аварийных партий (групп) из членов экипажа. Количество и численный состав аварийных партий (групп) устанавливаются в зависимости от численности экипажа судна и его назначения.

Ответственность за обеспечение пожарной безопасности судна в соответствии с действующим законодательством возлагается на владельца судна, эксплуатирующего его от своего имени, независимо от того, является ли он собственником судна или использует его на ином законном основании.

Организацию работы по выполнению на судах требований противопожарного режима, выполнению мер пожарной безопасности при осуществлении технологических процессов в периоды эксплуатации, при ремонте и отстое судов (проведение огневых работ, погрузка и выгрузка взрыво-, пожароопасных грузов и т.п.) осуществляют соответствующие службы владельца судна, судоремонтной организации, порта. При отсутствии такой службы эти функции осуществляют назначенные для этой цели лица инженерно-технического персонала, прошедшие специальную противопожарную подготовку.

Обо всех случаях пожара, причинах и принимаемых мерах по спасению людей и ликвидации пожара капитан судна обязан сообщить в ближайшую диспетчерскую службу бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте и владельцу судна.

В целях обеспечения пожарной безопасности воздушных судов и объектов организаций гражданской авиации разработано Положение о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России, утв. Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 11 декабря 1998 г. N 361.

3. Субъекты данного правонарушения — граждане, достигшие 16-летнего возраста, в случае нарушения противопожарных правил общего характера, а также должностные лица, на которых действующими правилами или специальным распоряжением была непосредственно возложена обязанность выполнять правила пожарной безопасности или обеспечивать их соблюдение на определенном участке работы транспорта.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 11.16 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В Российской Федерации обеспечение пожарной безопасности регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» и Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 14 декабря 1993 г. Названные нормативные акты устанавливают общие требования пожарной безопасности на всей территории Российской Федерации, которые являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности. Следовательно, и на транспорте соблюдение указанных правил является обязательным.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст.11.16, является пожарная безопасность на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, а непосредственно противоправные деяния направлены на нарушение установленных правил пожарной безопасности.

2. Объективная сторона комментируемого правонарушения выражается в нарушениях, которые могут совершаться как активным действием, так и бездействием.

3. Субъектом данного административного правонарушения являются граждане и должностные лица.

4. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Статья 20.4 КоАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности

Новая редакция Ст. 20.4 КоАП РФ

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

3. Утратила силу с 9 июня 2017 г. — Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ.

4. Утратила силу с 9 июня 2017 г. — Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ.

5. Утратила силу с 9 июня 2017 г. — Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Утратила силу с 9 июня 2017 г. — Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ.

9. Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Комментарий к Статье 20.4 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1, выражается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Основным нормативным документом, регламентирующим обеспечение пожарной безопасности, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Нарушение требований пожарной безопасности состоит в невыполнении либо ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.

Положения комментируемой части 1 не распространяются на случаи, предусмотренные статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.

3. Объективная сторона части 2 состоит в совершении действий, предусмотренных частью 1, но в условиях особого противопожарного режима.

Противопожарным режимом следует считать правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушения пожаров.

4. Объективная сторона части 3 заключается в нарушении стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий.

Объективная сторона данного правонарушения предусматривает наличие последствий в виде пожара и причинно-следственных связей между нарушением норм пожарной безопасности и возникновением пожара.

5. Объективная сторона части 4 выражается в выдаче сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен.

6. Объективная сторона части 5 состоит в продаже продукции или оказании услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия.

Представляется, что не совсем логично закреплять в данной статье правонарушения, предусмотренные частями 4 и 5 комментируемой статьи. Данные правонарушения логичное было бы квалифицировать по статье 19.19 — нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации. Нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений.

7. Объективная сторона части 6 проявляется в несанкционированном перекрытии проездов к зданиям и сооружениям, установленным для пожарных машин и техники.

8. Субъектами правонарушения выступают граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.

9. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные 1, 2 и 3 частями, могут быть как умышленными, так и неосторожными, правонарушения, предусмотренные 4, 5 и 6 частями, являются умышленными.

10. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел и должностные лица органов государственного пожарного надзора.

11. Рассматривают дела об административных правонарушениях должностные лица органов государственного пожарного надзора

Другой комментарий к Ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.1 и 2 данной статьи, являются общественный порядок и общественная безопасность, пожарная безопасность.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» (с изм. от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября, 27 декабря 2000 г., 6 августа 2001 г.) содержит определение следующих понятий:

пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 комментируемой статьи, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования по пожарной безопасности, установленные нормами, стандартами, правилами и т.д. (в соответствии с диспозицией статьи сюда не могут быть отнесены правонарушения, предусмотренные ст.8.32 и ст.20.4 КоАП РФ — нарушение правил пожарной безопасности в лесах и нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте соответственно).

3. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, являются граждане, должностные лица и юридические лица.

Согласно ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

4. Правонарушение, предусмотренное ч.1 комментируемой статьи, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

5. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 этой же статьи, может выражаться в том же действии (бездействии), что и в ч.1 (см. п.2 комментария к данной статье), но в условиях особого противопожарного режима.

В ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» приведено понятие противопожарного режима, под которым понимаются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.

В случае возникновения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, согласованные с Государственной противопожарной службой (ст.30 Закона).

6. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.2 комментируемой статьи, являются граждане, должностные и юридические лица (см. п.3 комментария к данной статье).

7. Правонарушения, предусмотренные ч.2 комментируемой статьи, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

8. Объектом правонарушения, предусмотренного ч.3 этой статьи, являются общественный порядок и общественная безопасность, пожарная безопасность.

9. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.3 комментируемой статьи, может выражаться в противоправном действии (бездействии). В данном случае следствием такого действия (бездействия) является возникновение пожара, однако не причинившее тяжкого (средней тяжести) вреда здоровью людей и иных тяжких последствий. Если же вред и последствия такой степени тяжести наступили, квалификация деяния будет осуществляться в соответствии с нормами действующего УК.

10. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.3 рассматриваемой статьи, являются граждане, должностные лица и юридические лица (см. п.3 комментария к данной статье).

11. Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.

12. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 данной статьи, являются общественный порядок, общественная безопасность и пожарная безопасность.

Федеральным законом «О пожарной безопасности», Законом РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг» установлены правила и порядок сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности.

Сертификация — деятельность по подтверждению соответствия продукции и услуг установленным требованиям пожарной безопасности, осуществляемая в соответствии с законодательством РФ органами сертификации.

Сертификат соответствия — документ, выдаваемый по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Сертификат пожарной безопасности — документ, выданный в соответствии с правилами Системы сертификации в области пожарной безопасности.

13. Под объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.4 данной статьи, понимается противоправное действие по выдаче сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен.

14. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.4 комментируемой статьи, могут быть должностные лица и юридические лица, ответственные за выдачу сертификата соответствия.

15. Правонарушение, предусмотренное ч.4 данной статьи, совершается умышленно.

16. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.5 этой же статьи, являются общественный порядок, общественная безопасность, пожарная безопасность.

Согласно ст.14 Закона «О сертификации продукции и услуг» запрещается реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации, без сертификата, выданного или признанного в установленном порядке.

17. Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.5 комментируемой статьи, является противоправное действие — продажа продукции или оказание услуг без сертификата соответствия, в том случае, если указанные продукция или услуги подлежат обязательной сертификации в области пожарной безопасности.

18. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.5 данной статьи, являются должностные и юридические лица, осуществляющие такую продажу или оказание услуг.

19. Правонарушение, предусмотренное ч.5 рассматриваемой статьи, совершается умышленно.

20. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 комментируемой статьи, являются общественный порядок и общественная безопасность.

21. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.6 комментируемой статьи, может выражаться как в противоправном действии, так и в бездействии. Под действием следует понимать, например, парковку автомашин, мешающую проезду пожарных машин. Бездействие может выражаться в неустранении должностным лицом помех на дороге для проезда пожарных машин, иной техники, если это входит в его обязанности.

22. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.6 данной статьи, являются граждане, должностные и юридические лица.

23. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

СТ 20.4 КоАП РФ

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

3. Утратила силу с 9 июня 2017 г. — Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ.

4. Утратила силу с 9 июня 2017 г. — Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ.

5. Утратила силу с 9 июня 2017 г. — Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Утратила силу с 9 июня 2017 г. — Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ.

9. Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Комментарий к Ст. 20.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере пожарной безопасности.

Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральными законами от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.

2. Комментируемая статья исключает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в случаях, предусмотренных другими статьями КоАП РФ: ст. 8.32 — нарушение правил пожарной безопасности в лесах и ст. 11.16 — нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.

3. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) заключается в нарушении требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 и ч. ч. 3 — 8 ст. 20.4 КоАП РФ.

4. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) заключается в совершении действий, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, но совершенных в условиях особого противопожарного режима.

5. Объективная сторона правонарушения (ч. 3) заключается в нарушении требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

6. Объективная сторона правонарушения (ч. 4) заключается в нарушении требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

7. Объективная сторона правонарушения (ч. 5) заключается в повторном совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 3 или 4 анализируемой статьи.

8. Объективная сторона правонарушения (ч. 6) заключается в нарушении требований пожарной безопасности, повлекшем возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

9. Объективная сторона правонарушения (ч. 6.1) заключается в нарушении требований пожарной безопасности, повлекшем возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека.

10. Объективная сторона правонарушения (ч. 7) заключается в неисполнении производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно.

11. Объективная сторона правонарушения (ч. 8) заключается в нарушении требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.

12. Противоправные деяния могут выражаться как в форме активных действий (нарушение), так и в форме бездействия (невыполнение) должностных лиц и граждан.

13. Субъектами данного правонарушения являются граждане; должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения правил, норм и стандартов пожарной безопасности на вверенном им участке работы; индивидуальные предприниматели; юридические лица и их структурные подразделения. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей. Они же определяют ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений и т.п. Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности (индивидуальных жилых домов, дач, садовых домиков, гаражей, надворных построек и др.) несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок — арендаторы.

Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные, а также сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов за нарушение (невыполнение) действующих требований пожарной безопасности вне места службы несут ответственность на общих основаниях (ст. 2.5 КоАП РФ).

14. Нарушение требований пожарной безопасности может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности, а в отношении наступивших последствий — в форме неосторожности (исключая поджоги).

15. Основанием для отграничения административных правонарушений в сфере обеспечения пожарной безопасности от преступлений, предусмотренных ст. 219 УК РФ, является отсутствие причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо отсутствие деяния, повлекшего по неосторожности смерть человека.

16. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), по ч. 8 комментируемой статьи — органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), по ч. ч. 1 — 6.1 анализируемой статьи — органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор (п. 39 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

17. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор (ст. 23.34 КоАП РФ), а по ч. ч. 5 и 6.1 комментируемой статьи — районные судьи, если возникнет необходимость применения наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 — 8 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к статье 20.4 КОАП РФ

1. Объектом административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.

Под пожарной безопасностью следует понимать состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения устанавливаются Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

— в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных указанным Федеральным законом;

— в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности.

При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ, и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, расчет пожарного риска не требуется.

Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий.

Административная ответственность по ч. 3 комментируемой статьи наступает в случае возникновения вследствие нарушения требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий.

2. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины.

В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

Смотрите еще:

  • Стоимость доверенность юристу на представление интересов в суде Цена юридического поручения, или Сколько стоит доверенность у нотариуса на представительство в суде Зачастую текст доверительной документации требует удостоверения в нотариальной конторе. […]
  • П г ч 6 ст 81 тк рф Увольнение работника за неправомерные действия (статья 81 ТК РФ) Увольнение недобросовестного сотрудника согласно Трудовому кодексу РФ: детальный разбор действующего законодательства и […]
  • Добровольная ликвидация с долгами 5 законных способов ликвидации компании с долгами Существует множество ситуаций, когда предприниматели вынуждены ликвидировать предприятие. Чаще всего это связано с экономической […]
  • Бланк брачный контракт Бланк брачный контракт Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, […]
  • Ст 330 гкрф Ст 330 гкрф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ […]
  • Ст 527 часть 1 коап Ст 527 часть 1 коап Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК […]
  • Ст 332 гпк комментарии Ст 332 гпк комментарии Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, […]
  • Статья 691 коап рф комментарии Статья 691 коап рф комментарии Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры […]

Комментарии запрещены.