Как отразить возмещение ндс из бюджета

Проводки по возмещению НДС из бюджета

Основанием для возмещения НДС из бюджета служит отправленная в ИФНС налоговая декларация, в которой сумма НДС с закупок превышает сумму НДС с продаж. Регламент возмещения указывают статьи 172, 173, 176 Налогового Кодекса РФ.

На практике бывает сложно вернуть НДС из бюджета, поскольку зачастую организации прибегают к мошенническим схемам, чтобы незаконно получить бюджетные средства.

Порядок возврата НДС из бюджета:

  1. Отправка в ИФНС налоговой декларации, подтверждающей превышение суммы вычетов над суммой НДС, начисленного с операций по реализации.
  2. Налоговая инспекция обязательно проводит камеральную проверку, результат которой — решение о возмещении НДС из бюджета или об отказе этой операции. Основанием для отказа служит акт, в котором налоговики укажут нарушения, допущенные организацией.
  3. Если дано разрешение на возмещение НДС, то организация получит эти средства на расчетный счет, либо получит возможность погасить задолженности по другим налогам из этих сумм.

Возврат НДС на расчетный счет

В случае, если ИФНС принято решение о возврата НДС из бюджета, организация может подать заявление о перечислении этой суммы на свой расчетный счет. В этом случае бухгалтерия сделает следующие проводки по НДС:

Возмещаем НДС на счет

Предприятия, имеющие отрицательное значение НДС, в т. ч. осуществляющие продажу товаров на экспорт, имеют право на бюджетное возмещение налога на добавленную стоимость. В этой статье речь пойдет о том, как правильно оформить все документы для получения бюджетного возмещения, как заполнить декларацию по НДС, сделать необходимые проводки в бухгалтерском учете, а также какие санкции могут быть применены к налогоплательщику при нарушении установленного порядка возмещения НДС.

Кто имеет право на бюджетное возмещение НДС

Бюджетное возмещение, согласно п. 1.8 Закона о НДС, — это сумма, подлежащая возврату налогоплательщику из бюджета в связи с излишней уплатой налога в случаях, указанных Законом о НДС.

Порядок определения суммы налога, подлежащего возмещению из государственного бюджета Украины, и сроки проведения расчетов перечислены в п. 7.7 Закона о НДС. А в пп. 7.7.11 установлен перечень налогоплательщиков, не имеющих право на бюджетное возмещение, а именно:

1) лица, которые были зарегистрированы плательщиками НДС менее чем за 12 календарных месяцев до месяца, по результатам которого подается заявление на бюджетное возмещение, и/или объемы налогооблагаемых операций которых за последних 12 календарных месяцев меньше заявленной суммы бюджетного возмещения (кроме начисления налогового кредита в результате приобретения или сооружения (строительства) основных фондов);

2) лица, не осуществлявшие деятельность в течение последних 12 календарных месяцев;

3) лица, являющиеся плательщиками единого налога по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, которая предусматривает уплату этого налога способом, отличающимся от установленного Законом о НДС, или освобождение от такой уплаты.

Сумма НДС, которую можно заявить на возмещение

Размер суммы, которую налогоплательщику разрешает возместить Закон о НДС, ограничивается пп. 7.7.2 Закона о НДС. В частности, бюджетному возмещению подлежит часть отрицательного значения, которая равна сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров (услуг) в предыдущем налоговом периоде поставщикам таких товаров (услуг). Остаток отрицательного значения после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода.

Что именно имеется в виду в Законе под «предыдущим налоговым периодом»?

Согласно разъяснению по заполнению расчета суммы бюджетного возмещения (письмо ГНАУ от 18.04.2006 г. №7251/7/16-1517), «при заполнении строки 3 Расчета суммы бюджетного возмещения налогоплательщик может учесть из суммы налогового кредита пре­дыдущего налогового периода (строка 17 декларации по НДС) те суммы налога, которые фактически уплачены в таком же налоговом периоде поставщикам товаров (услуг) денежными средствами (в том числе авансом), включая суммы налога, которые фактически были уплачены в таком же предыдущем налоговом периоде при ввозе на таможенную территорию Украины товаров (сопутствующих услуг), в том числе и суммы налога на добавленную стоимость, которые были уплачены денежными средствами в таком предыдущем налоговом периоде, в качестве оплаты налогового векселя, выданного при импорте товаров. То есть в строку 3 Расчета включаются суммы налога на добавленную стоимость по тем товарам (услугам), налоговый кредит по которым возник в одном налоговом периоде с оплатой. Учитывая указанное, сумма, которая может быть фактически возмещена плательщику НДС на расчетный счет или зачислена в уменьшение налоговых обязательств по НДС в будущих отчетных периодах (строка 4 Расчета и 25 налоговой декларации по НДС), не может превышать сумму, указанную в строке 1, в пределах суммы, указанной в строке 4 строке 3 Расчета».

Некоторые аспекты заявления бюджетного возмещения

После заявления бюджетного возмещения согласно пп. 7.7.3 Закона о НДС в течение 30 дней, следующих за днем получения налоговой декларации, налоговый орган проводит документальную невыездную проверку (камеральную) заявленных в ней данных. При наличии достаточных оснований считать, что расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства, налоговый орган имеет право в течение такого же срока провести внеплановую выездную проверку для определения достоверности начисления такого бюджетного возмещения.

В пп. 7.7.7 Закона о НДС указывается: если по результатам документальной невыездной (камеральной) или внеплановой выездной проверки (документальной) налоговый орган обнаруживает несоответствие суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в налоговой декларации, то он:

а) в случае занижения заявленной налогоплательщиком суммы бюджетного возмещения по сумме, определенной налоговым органом в результате таких проверок, направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором указываются сумма такого занижения и основания для ее удержания. В этом случае считается, что налогоплательщик добровольно отказывается от получения такой суммы занижения в качестве бюджетного возмещения и учитывает ее согласно пп. 7.7.3 в уменьшение налоговых обязательств по этому налогу следующих налоговых периодов;

б) в случае превышения заявленной налогоплательщиком суммы бюджетного возмещения над суммой, определенной налоговым органом в результате проведения таких проверок, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором указываются сумма такого превышения и основания для ее удержания;

в) в случае выяснения в результате таких проверок факта, по которому налогоплательщик не имеет право на получение бюджетного возмещения, направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором указываются основания отказа в предоставлении бюджетного возмещения.

По результатам камеральной проверки составляется Акт о результатах документальной невыездной (камеральной) проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (приложение 2 к Порядку №166). В этом акте могут подтверждаться правомерность суммы бюджетного возмещения, заявленной суммы НДС, уменьшение заявленной суммы бюджетного возмещения, в т. ч. и частичное, отказ в предоставлении бюджетного возмещения, а также необходимость внеплановой выездной проверки.

Достаточными основаниями для внеплановой выездной проверки согласно п. 3.1 Методических рекомендаций, являются:

1) непредоставление плательщиком НДС для проверки указанных в расчете бюджетного возмещения копий первичных документов, подтверждающих факт оплаты им товаров (услуг) основным поставщикам;

2) непредоставление копий ре­естров полученных и выданных налоговых накладных;

3) установление того факта, что поставщик товаров (услуг) не является плательщиком НДС;

4) заявление плательщиком НДС бюджетного возмещения, в два и более раз превышающего стоимость собственных основных фондов;

5) заявление плательщиком НДС бюджетного возмещения, которое с учетом проведенного бюджетного возмещения в преды­дущих периодах по результатам документальной невыездной проверки в четыре и более раз превышает стоимость собственных основных фондов;

6) заявление бюджетного возмещения плательщиком НДС, осуществляющим производственную деятельность и имеющим собственные основные фонды, без достаточного наличия трудовых ресурсов для проведения такой деятельности;

7) установление фактов того, что расчет бюджетного возмещения сделан с нарушением норм налогового законодательства, в т. ч. и по письменной информации подразделений налоговой милиции.

Таким образом, плательщик НДС не может отказаться от предоставления пакета документов, подтверждающих правомерность его требований на возмещение НДС.

Если по результатам проверки была составлена справка о подтверждении сумм бюджетного возмещения НДС, то орган государственного казначейства предоставляет налогоплательщику указанную в ней сумму бюджетного возмещения. Такая сумма перечисляется с бюджетного счета на текущий банковский счет налогоплательщика в обслуживающем банке в течение пяти операционных дней после получения заключения налогового органа (пп. 7.7.6 Закона о НДС).

Пример ООО «Экспорт Плюс» является экспортером товаров и проводит хозяйственную деятельность в течение 4 лет. Предприятие по результатам учета представило в декларации по налогу на добавленную стоимость за январь 2007 года следующие данные (см. образец 1 на с. 20). При этом в декабре 2006 году в декларации по НДС было отражено отрицательное значение (налоговый кредит) в графе 17 декларации в сумме 5089 грн. Сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная в отчетном периоде налогоплательщиком поставщикам товаров и работ, полученных в декабре 2006 году, составляет 2806 грн. На эту сумму налогоплательщик заявляет к возмещению из бюджета.

В подтверждение суммы налогового кредита и права на получение бюджетного возмещения налогоплательщик прилагает к декларации пятый лист экспортной декларации за январь 2007 года (оригинал), заверенные копии банковских выписок за декабрь 2006 года, копии авансовых отчетов и товарных и кассовых чеков, подтверждающих приобретение товаров с НДС через подотчетных лиц за наличные, копии реестров полученных и выданных налоговых накладных, копии налоговых накладных, полученных от поставщиков, включенных в состав налогового кредита за декабрь 2006 года. Заполнение расчета суммы бюджетного возмещения см. в образце 2 на с. 21, а заполнение заявлдения — в образце 3 на с. 21. Бухгалтерский учет ООО «Экспорт Плюс» с расчетами по НДС представлен в таблице.

Ответственность за ошибки при возмещении НДС

При выявлении в ходе документальной невыездной (камеральной) проверки ошибок, в т. ч. при выявлении завышения суммы бюджетного возмещения сотрудники органа ГНА составляют акт об административном правонарушении должностных лиц предприятия. Органы ГНАУ руководствуются КоАП, ст. 163-1 «Нарушение порядка ведения налогового учета, предоставления аудиторских заключений». Статья предусматривает ответственность за нарушение порядка ведения налогового учета и влечет за собой наложение штрафа в размере от 5 до 10 н. м. д. г. (85—170 грн).

Но представление ошибочных данных в декларации по НДС не всегда свидетельствует об отсутствии или нарушении установленного законом порядка ведения налогового учета, поэтому плательщикам можно обжаловать наложение административного взыскания в суде.

Отражение возмещения НДС по условиям примера

Бюджетное возмещение НДС

Бюджетное возмещение — это возмещение отрицательного значения НДС на основании подтверждения правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам проверки налогоплательщика, в том числе автоматическое бюджетное возмещение в порядке и согласно критериям, определенным в разделе V НКУ (п.п. 14.1.18 п. 14.1 ст. 14 НКУ).

Порядок определения суммы налога, который подлежит уплате (перечислению) в бюджет или бюджетному возмещению, а также сроки проведения таких расчетов регулируются ст. 200 НКУ.

Согласно п. 201.14 ст. 201 НКУ плательщики НДС обязаны вести учет операций поставок и приобретения товаров (услуг) в соответствии с разделом V НКУ. Результаты такого учета согласно п. 201.15 ст. 201 НКУ отражаются в налоговых декларациях, формы которых утверждаются в порядке, определенном ст. 46 НКУ.

Формы налоговой отчетности и порядок их заполнения утверждены приказом Минфина от 28.01.2016 г. № 21 (далее — Порядок № 21).

Право на получение бюджетного возмещения имеет плательщик НДС, который принял решение о возврате суммы бюджетного возмещения и представил в соответствующий контролирующий орган налоговую декларацию и заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, которая отражается в налоговой декларации. Данный порядок определен п. 200.7 ст. 200 НКУ.

Алгоритм формирования отрицательного значения НДС

Если в результате расчета разницы между суммой налоговых обязательств (строка 9) и налогового кредита (строка 17) получено:

  • положительное значение, то заполняется строка 18. То есть в этой строке отражается сумма НДС, подлежащая начислению по итогам текущего отчетного (налогового) периода и уплачивается в бюджет (п.п. 1 п. 5 раздела V Порядка № 21);
  • отрицательное значение, то заполняется строка 19 (п.п. 2 п. 5 раздела V Порядка № 21).

Строки 20 и 21 отражают данные по распределению отрицательного значения.

С учетом строки 19 определяется сумма превышения отрицательного значения над суммой, исчисленной в соответствии с п. 200 1 .3 ст. 200 1 НКУ на момент представления налоговой декларации. Рассчитанная сумма указывается в строке 19.1 и зачисляется в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода (строка 21).

Если сумма отрицательного значения (строка 19) меньше или равна сумме, исчисленной в соответствии с п. 200 1 .3 ст. 200 1 НКУ на момент представления налоговой декларации, то строка 19.1 не заполняется.

Сумма, исчисленная в соответствии с п. 200 1 .3 ст. 200 1 НКУ на момент представления налоговой декларации, указывается в соответствующем служебном поле в строке 19.1.

Сумма отрицательного значения, не превышающая сумму, исчисленную в соответствии с п. 200 1 .3 ст. 200 1 НКУ на момент представления налоговой декларации (строка 19 — строка 19.1), указывается в строке 20 (п.п. 3 п. 5 раздела V Порядка № 21).

При этом сумма отрицательного значения (строка 20) согласно п.п. 4 п. 5 раздела V Порядка № 21 распределяется следующим образом:

  • в строке 20.1 отражается сумма, зачисляемая в уменьшение суммы налогового долга, возникшего за предыдущие отчетные (налоговые) периоды (в том числе рассроченного или отсроченного согласно НКУ);
  • в строке 20.2 — подлежащая бюджетному возмещению на счет налогоплательщика в банке (строка 20.2.1) или в счет уплаты денежных обязательств либо погашения налогового долга по другим платежам, которые уплачиваются в Госбюджет (строка 20.2.2). Плательщики НДС, имеющие право бюджетное возмещение НДС, осуществляют расчет бюджетного возмещения и прилагают к декларации расчет суммы бюджетного возмещения (Д3), а также заявления о возврате суммы бюджетного возмещения и/или суммы денежных средств на счете в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость и/или учета регистрационной суммы налогоплательщика, который реорганизуется, в расчете регистрационной суммы правопреемника (Д4). Расчет суммы бюджетного возмещения осуществляется в пределах суммы, исчисленной в соответствии с п. 200 1 .3 ст. 200 1 НКУ на момент представления декларации, за вычетом отрицательного значения текущего отчетного (налогового) периода, зачисленного в уменьшение суммы налогового долга по НДС. Значение строки 3 расчета суммы бюджетного возмещения (Д3) переносится в строку 20.2 декларации;
  • в строке 20.3 — зачисляемая в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода (строка 20 — строка 20.1 — строка 20.2). При этом остаток отрицательного значения отражается в декларации до полного погашения независимо от даты его возникновения (даже по истечению срока 1095 дней). На это обращает внимание главный налоговый орган в Базе знаний «ЗІР», подкатегория 101.20.

Таким образом, при отсутствии у налогоплательщика на дату представления им декларации налогового долга по НДС такой налогоплательщик имеет право задекларировать сумму отрицательного значения НДС к бюджетному возмещению. Сумма бюджетного возмещения указывается в строке 20.2 с обязательным представлением необходимых приложений о размере суммы бюджетного возмещения (см. также письмо ГУ ГФС г. Киева от 03.06.2016 г. № 12305/10/26-15-12-02-14).

Отметим, что плательщик НДС имеет право задекларировать в строке 20.2.1 и/или 20.2.2 декларации часть суммы налога, подлежащую бюджетному возмещению, а другую часть перенести в строку 20.3 этой декларации и задекларировать к бюджетному возмещению в любом следующем отчетном налоговом периоде, при условии соблюдения соответствующих норм НКУ (см. также Базу знаний «ЗІР», подкатегория 101.20).

Такой алгоритм формирования и использования отрицательного результата по НДС определен в соответствии с нормой п. 200.4 ст. 200 НКУ.

Документальное оформление бюджетного возмещения

Расчет суммы бюджетного возмещения осуществляется в пределах суммы, исчисленной в соответствии с п. 200 1 .3 ст. 200 1 НКУ на момент представления декларации, за вычетом отрицательного значения текущего отчетного (налогового) периода, зачисленного в уменьшение суммы налогового долга по НДС. Значение строки 3 расчета суммы бюджетного возмещения (Д3) переносится в строку 20.2 декларации.

Налогоплательщик, который принял решение о возврате суммы бюджетного возмещения, представляет в соответствующий контролирующий орган следующие формы отчетности:

Указаний относительно заполнения этих документов Порядок № 21 не содержит. Исходя из содержания формы приложения 3, в частности, следует, что таблица 1 приложения 3 к декларации заполняется следующим образом:

  • в графе 1 указывается сумма отрицательного значения, которое не превышает расчетную сумму, исчисленную в соответствии с п. 200 1 .3 ст. 200 1 НКУ на момент представления декларации, за вычетом суммы, зачисленной в уменьшение суммы налогового долга по НДС (строка 20 — строка 20.1 декларации);
  • в графе 2 — сумма из строки 1, фактически уплаченная в предыдущих и отчетном (налоговых) периодах поставщикам товаров/услуг или в Государственный бюджет Украины;
  • в графе 3 — сумма, которая подлежит бюджетному возмещению и переносится в строку 20.2 декларации. Значение этой строки не может превышать значение строки 2.

Расшифровка суммы налога, фактически уплаченной в предыдущих и отчетном (налоговых) периодах поставщикам товаров/услуг или в Государственный бюджет Украины, осуществляется в таблице 2 приложения 3 к декларации. В таблице указывается индивидуальный налоговый номер контрагента, за счет которого возникла сумма отрицательного значения, исходя из хронологии ее возникновения, начиная с отчетного периода, который является ближайшим к дате представления декларации (новейший отчетный период) и заканчивая наиболее давним отчетным периодом. При этом в графе 6 таблицы 2 приложения 3 к декларации проставляется отметка «+» в случае, если сумма отрицательного значения, указанная в графе 5, получена правопреемником от реорганизованного налогоплательщика.

Каков порядок возмещения налога на добавленную стоимость из Государственного бюджета?

Мы разобрались, что такое автоматическое возмещение НДС и кто из налогоплательщиков имеет на это право?

Бюджетное возмещение представляет собой возмещение отрицательного значения НДС из Госбюджета по результатам проверки налогоплательщика, подтверждающей правомерность сумм бюджетного возмещения налога. На сегодня возможно бюджетное возмещение НДС в общем либо в автоматическом порядке. Общий порядок действовал и ранее, а вот автоматическое возмещение НДС является нововведением для налогового законодательства, и стало возможным только с момента вступления в силу Налогового кодекса Украины.

Общий порядок возмещения НДС

Для получения бюджетного возмещения НДС плательщику необходимо своевременно подать в налоговый орган декларацию и заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, которая отражается в такой декларации. Также необходимо приложить расчет суммы бюджетного возмещения и другие предусмотренные законодательством документы.

В дальнейшем налоговый орган в течение 30 календарных дней, следующих за
предельным сроком получения налоговой декларации, должен провести камеральную проверку заявленных в ней данных.

Возможно также проведение и документальной внеплановой выездной проверки плательщика в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком проведения камеральной проверки. Перечень достаточных оснований, которые предоставляют право налоговым органам на подобную проверку, прямо предусмотрен постановлением КМУ от 27.12.2010 года № 1238 (открытие производства по делу о банкротстве плательщика или его поставщиков, разногласия между суммой налогового кредита плательщика и суммой налоговых обязательств его контрагентов, которые не устранены по результатам проведения камеральной проверки, и т.д.). Право проверки налогоплательщика предоставляется только в случае, когда ему до начала проведения указанной проверки вручено под расписку копию приказа о проведении документальной внеплановой проверки.

После окончания проверки орган ГНС обязан в пятидневный срок предоставить органу Госказначейства заключение с указанием суммы, которая подлежит возмещению из бюджета. После этого Госказначейство в течение пяти операционных дней перечисляет указанную сумму бюджетного возмещения с бюджетного счета на текущий банковский счет плательщика.

Если по результатам какой-либо из проверок будет выявлено несоответствие суммы бюджетного возмещения заявленной в налоговой декларации сумме, то налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление, в котором указываются сумма занижения/превышения и основания для ее вычитания или основания для отказа в предоставлении бюджетного возмещения.

Оспаривание плательщиком указанного выше налогового уведомления в административном или судебном порядке временно прекращает процедуру возмещения в части оспариваемой суммы до окончания процедуры обжалования. Получив соответствующее решение (вышестоящего органа либо суда), налоговый орган в течение последующих пяти рабочих дней обязан представить органу Государственного казначейства Украины заключение с указанием суммы налога, подлежащей возмещению из бюджета.

Автоматическое возмещение НДС

Что касается автоматического возмещения НДС, то подобный механизм должен обеспечить добросовестным налогоплательщикам возможность быстро получить возмещение налога. Для этого необходимо своевременно подать декларацию по НДС и соответствующее заявление, а в дальнейшем специальная компьютерная программа в автоматизированном режиме осуществит выбор тех налогоплательщиков, которые отвечают предусмотренным Кодексом критериям для автоматического возмещения. Перечень «подходящих» налогоплательщиков ГНА передает в Госказначейство.

Согласно НК Украины налогоплательщик (юридическое лицо либо СПД) имеет право на автоматическое возмещение, если отвечает одновременно таким критериям:

  1. не находится в процедуре банкротства;
  2. включен в ЕГРПОУ и в реестр не внесены записи об отсутствии по месту нахождения/проживания, принятии решений о выделении, прекращении юридического лица/предпринимательской деятельности СПД, признании недействительными уставных документов либо изменений к ним, прекращении госрегистрации юрлица/предпринимательской деятельности СПД;
  3. осуществляет операции, к которым применяется нулевая ставка, и удельный вес которых в течение предыдущих двенадцати последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев) совокупно составляет не менее 40 процентов общего объема поставок (для налогоплательщиков по квартальным отчетным периодам — в течение предыдущих четырех последовательных отчетных периодов));
  4. общая сумма расхождений между налоговым кредитом налогоплательщика и налоговыми обязательствами его контрагентов по данным налоговых накладных, возникших в течение трех предыдущих отчетных периодов (квартала), не превышает 10 процентов заявленной налогоплательщиком суммы бюджетного возмещения;
  5. средняя заработная плата не менее чем в два с половиной раза превышает размер минимальной заработной платы в каждом из последних четырех отчетных налоговых периодов (кварталов);
  6. не имеет налогового долга.

Кроме указанных критериев налогоплательщик также должен соответствовать одному из следующих критериев, а именно, иметь: более 20 официальных работников в каждом из последних четырех отчетных налоговых периодов (кварталов); или основные фонды, остаточная балансовая стоимость которых на отчетную дату превышает сумму налога, заявленную к возмещению за предыдущие 12 календарных месяцев; или уровень определения налогового обязательства по налогу на прибыль к уплате в бюджет (отношение уплаченного налога к объему полученных доходов) выше среднего по отрасли в каждом из последних четырех отчетных налоговых периодов (кварталов).

Порядок определения соответствия налогоплательщика критериям, дающим право на получение автоматического бюджетного возмещения НДС, утвержден приказом Министерства финансов Украины от 21.09.2011 № 1178. Критерии оценки плательщика построены на анализе данных его отчетных показателей и имеющейся налоговой информации. При этом определение соответствия налогоплательщика указанным критериям проводится в автоматизированном режиме в течение 15 календарных дней после предельного срока подачи отчетности.

По результатам проведения автоматизированной сверки соответствия данных плательщика критериям на автоматическое возмещение центральный орган ГНС в течение 15 дней после предельного срока подачи отчетности формирует два перечня налогоплательщиков: перечень налогоплательщиков, отвечающих определенным в Кодексе критериям и имеющих право на автоматическое бюджетное возмещение НДС; перечень налогоплательщиков, которые таким критериям не отвечают и, соответственно, не имеют права на автоматическое бюджетное возмещение налога.

Сама процедура автоматического возмещения отличается от обычного бюджетного возмещения НДС сроком проведения камеральной проверки правомерности заявленных к возмещению сумм налога – в течение 20 календарных дней, последующих за граничным сроком получения налоговой декларации, а также не предусматривает проведения невыездной документальной проверки при условии соответствия налогоплательщика всем вышеперечисленным критериям.

Сокращенными, по сравнению с общим порядком, являются и другие сроки. Так, орган ГНС обязан предоставить Госказначейству заключение с указанием суммы, подлежащей автоматическому возмещению из бюджета, в течение трех рабочих дней после окончания проверки. В свою очередь, после получения заключения орган Государственного казначейства также в течение трех дней (операционных) обязан перечислить указанную сумму возмещения с бюджетного счета на текущий банковский счет налогоплательщика.

В случае несоответствия налогоплательщика критериям, дающим право на автоматическое возмещение НДС, налоговый орган обязан в течение 17 календарных дней после предельного срока подачи отчетности сообщить плательщику о соответствующем решение и предоставить подробные объяснения и расчеты по критериям, значения которых не соблюдены. Такое решение может быть обжаловано налогоплательщиком в установленном порядке.

Если орган государственной налоговой службы в установленный срок не прислал налогоплательщику уведомления, считается, что такой плательщик отвечает критериям для получения права на автоматическое бюджетное возмещение налога.

Бесспорно положительным моментом является закрепление в НК Украины ответственности государства за несвоевременное возмещение НДС. Так, суммы налога, не возмещенные плательщикам в течение определенных Кодексом сроков, считаются задолженностью бюджета по возмещению НДС. На сумму такой задолженности в течение срока ее действия, включая день погашения, начисляется пеня в размере 120 процентов учетной ставки НБУ, действующей на момент возникновения пени.

При этом необходимо учитывать, что не имеют права на бюджетное возмещение НДС лица, которые были зарегистрированы как плательщики этого налога менее чем за 12 календарных месяцев до месяца, по результатам которого подается заявление на бюджетное возмещение, а также лица, которые имели объемы налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев меньше, чем заявленная сумма бюджетного возмещения (в обоих случаях, кроме начисления налогового кредита вследствие приобретения или сооружения (строительства) основных фондов).

Что происходит с возмещением НДС и почему оно работает не всегда

Чиновники надеялись, что электронная система возмещения НДС сделает исчисление и уплату налога прозрачными, а плательщики, наконец, получат гарантии возврата средств. Выясняем, кому государство может автоматически возместить налог на добавленную стоимость, а кому нет, как это работает в Украине и почему наши законы все усложняют

Оксана Воловик, юрист

В позапрошлом году украинский бизнес перешел на систему электронного администрирования НДС. Чиновники надеялись, что это сделает исчисление и уплату налога на добавленную стоимость прозрачными. Главное — это должно было стать гарантией права добросовестных плательщиков на возмещение косвенного налога.

Возмещение НДС зависит от остатка на счете

На возмещение НДС из бюджета влияет остаток денежных средств на счете плательщика в системе электронного администрирования:

Когда плательщик подает налоговую отчетность и на его счете в системе электронного администрирования НДС сумма средств превышает ту, что подлежит перечислению в бюджет, он может подать в контролирующий орган заявление на перечисление денежных средств. Заявление должно быть подано вместе с налоговой отчетностью и содержать реквизиты плательщика.

Если все в порядке, средства перечисляют на текущий счет налогоплательщика в сумме остатка, превышающего сумму налогового долга по налогу и сумму согласованных налоговых обязательств.

Перечислить средства на текущий счет могут тогда, когда такое уменьшение общей суммы пополнения электронного счета не приведет к формированию отрицательного значения суммы налога.

Заявление плательщика о возврате суммы бюджетного возмещения налогов вносят в Реестр.

Сумма возмещения согласовывается не сразу и не всегда

Сумма бюджетного возмещения согласовывается в Реестре заявлений не сразу. Только с определенных дат наступает момент, когда плательщик может быть уверен в возмещении от государства:

Информация о возврате суммы бюджетного возмещения контролирующим органом появляется на следующий рабочий день после возникновения такого случая.

В таком случае обязательно должна быть отметка о виде проверки: камеральная или документальная. Информация об автоматическом возвращении средств тоже появляется в Реестре на следующий рабочий день.

В течение пяти (операционных) дней налогоплательщик получает возмещение на свой текущий счет в банке. Ему также могут перечислить сумму возмещения на бюджетные счета как уплату денежных обязательств или погашение налогового долга.

Кому государство не возмещает НДС

По результатам камеральной или документальной проверки контролирующий орган может обнаружить, что сумма бюджетного возмещения не соответствует сумме, заявленной в налоговой декларации. Тогда контролирующий орган направляет налогоплательщику уведомление, в котором указаны сумма такого превышения и основания для ее вычета.

Если же становится известно, что налогоплательщик не имеет права на получение бюджетного возмещения, котролюючий орган отказывает ему в возмещении НДС.

Как насчет тех, кто не успел задекларировать остаток налогового кредита?

Ситуация с налоговыми периодами, предшествовавшими внедрению системы электронного администрирования, до сих пор сложная. Плательщики, которые не задекларировали остаток налогового кредита НДС в переходной декларации за июнь 2015 года, утратили техническую возможность возместить этот налог в системе электронного администрирования.

Соответствующие суммы таких плательщиков не были автоматически зачислены на их электронные счета. А корректировка налоговой отчетности была осуществлено позднее — в течение года со дня составления накладных.

Возникла правовая коллизия, когда базовое право на возмещение налога на добавленную стоимость гарантировано нормами Налогового кодекса (в пределах 3-летнего срока давности). Но специальные нормы относительно внедрения системы электронного администрирования НДС делают невозможным воспользоваться ею, если на счете плательщика эти суммы не учитываются.

И чиновники не предусмотрели других вариантов того, как налоговый кредит может попасть на электронный счет.

Здесь возникает угроза злоупотребления дискреционным полномочием со стороны налогового органа и отстранение от проведения документальной проверки, ссылаясь лишь на результаты камеральной. Такой отказ в возмещении налогоплательщику реально уплаченного НДС противоречит ряду нормативных положений и принципа надлежащего управления.

А улучшение и упрощение администрирования налогов не может происходить за счет нарушения/ухудшения прав налогоплательщиков, и государство не должно на этом зарабатывать (отказом в возмещении НДС по причине изменений в администрировании).

Бюджетное возмещение-2016

16.08.2016 2442 0 3

Акценты этой статьи:

  • когда возникает право на бюджетное возмещение (далее – БВ);
  • какие условия нужно соблюдать плательщикам НДС, чтобы получить БВ.

Общие положения

НДС – это, пожалуй, единственный налог в системе налогообложения Украины, который может иметь два конечных результата: либо налогоплательщик должен уплатить его в бюджет, либо бюджет должен возвратить его налогоплательщику.

И если с уплатой НДС в бюджет все предельно ясно, то с его возвратом из бюджета не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Эту полученную отрицательную разницу можно переносить из текущей декларации в последующие декларации и ждать, когда она будет перекрыта положительным значением, а можно подать декларацию с заявленной суммой БВ.

Порядок БВ установлен ст. 200 Налогового кодекса (далее – НК), а порядок отражения суммы БВ в декларации по НДС – Порядком заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденным приказом Минфина от 28.01.16 г. № 21 (далее – Порядок № 21).

Изменения, которые были внесены в ст. 200 НК Законом от 24.12.15 г. № 909-VIII (далее – Закон № 909), действуют с 01.01.16 г. (а некоторые с 01.02.16 г., например п. 200.7 НК). В данной статье мы рассмотрим, какие условия нужно соблюдать налогоплательщикам, чтобы получить БВ.

Когда возникает право на БВ?

Согласно п. 200.4 НК, плательщик НДС, который отражает в строке 19 налоговой декларации по НДС (далее – декларация) за отчетный период отрицательное значение, имеет право заявить БВ в сумме налога, которая была им фактически уплачена поставщикам товаров/услуг либо в бюджет, в размере, не превышающем регистрационный лимит.

Обратите внимание: даже если вы сразу БВ не заявили, то вы это сможете сделать в последующих периодах, но только в течение 1 095 дней после возникновения у вас права на БВ (п. 102.5 НК).

Может ли предприятие при аннулировании НДС-регистрации претендовать на БВ?

При аннулировании НДС-регистрации плательщик может по результатам последнего отчетного периода заявить БВ. При этом он должен получить БВ независимо от того, будет он на момент получения БВ зарегистрированным плательщиком НДС или нет (п. 184.9 НК; ОИР, категория 101.16).

Размер БВ

Итак, в строке 19.1 декларации указано отрицательное значение. Эта сумма в первую очередь учитывается в уменьшение налогового долга (в случае его наличия), который возник в предыдущих отчетных периодах, в том числе рассроченного или просроченного (стр. 20.1 декларации). Но только в части, не превышающей лимита регистрации (служебное поле стр. 19.1 декларации), рассчитанного согласно п. 200 1 .3 НК (далее – показатель формулы ∑Накл) на момент подачи декларации плательщиком.

При отсутствии налогового долга налогоплательщик может распорядиться отрицательным значением по своему желанию, а именно:

  • заявить к возмещению из бюджета. Возместить могут сумму НДС, фактически уплаченную получателем товаров/услуг в предыдущих или текущем отчетном периоде поставщикам или в бюджет, которая не превышает показатель ∑Накл на момент получения контролирующим органом декларации (стр. 20.2 (20.2.1, 20.2.2) декларации);
  • и/или перенести в состав налогового кредита следующего отчетного периода (стр. 21 декларации).

Для того чтобы заполнить служебное поле строки 19.1 декларации (отразить суму регистрационного лимита), нужно на момент подачи декларации направить запрос (по форме J1301206) в систему электронного администрирования НДС (далее – СЭА).

Направления БВ

В 2016 году (благодаря изменениям, внесенным в п. 87.1 и пп. «б» п. 200.4 НК Законом № 909) плательщик может выбрать направление использования БВ:

  • вернуть деньги на свой текущий счет – при этом cумма БВ может быть заявлена полностью или частично в строке 20.2.1 декларации;
  • и/или зачесть в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга по другим платежам в госбюджет – для этого сумма БВ отражается в строке 20.2.2 декларации.

Также налогоплательщикам теперь разрешено в случае необходимости изменить направление согласованного БВ (п. 200.12 НК). Согласно п. 5 разд. IV Порядка № 21, для этого надо подать уточняющий расчет (далее – УР) к декларации за отчетный налоговый период, в котором было заявлено БВ. Контролирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня получения такого заявления должен его удовлетворить.

На данный момент ГФС не заявляла о своей позиции по поводу налоговых периодов, за которые можно представить уточняющий расчет в целях изменения направления БВ. По нашему мнению, уточнить показатели отчетности можно начиная с декларации за январь 2016 года (с момента, когда начали действовать изменения к п. 200.12 НК).

Критерии БВ

С 1 января 2016 года из НК исключен п. 200.5, согласно которому не имели права на БВ лица, зарегистрированные плательщиками НДС менее 12 календарных месяцев, и лица, у которых объем налогооблагаемых операций оказался меньше заявленной суммы БВ. Это можно считать положительным нововведением Закона № 909.

Значит, начиная с 01.01.16 г. право плательщика на БВ не зависит:

  • от его «стажа» в качестве зарегистрированного плательщика НДС;
  • от объема его налогооблагаемых операций (что также подтверждается и налоговыми разъяснениями, например письмами ГФС от 15.02.16 г. № 3154/6/99-99-19-03-02-15, от 15.03.16 г. № 5586/6/99-99-19-03-02-15).

Кроме того, ст. 200 НК больше не содержит такого понятия, как автоматическое БВ (хотя в пп. 14.1.18 НК, где дано определение БВ, оно осталось).

С 01.02.16 г. ведется два реестра заявлений на БВ: один для тех, кто соответствует критериям, определенным п. 200.19 НК (пп. «а» пп. 200.7.1 НК), а другой – для тех, кто не соответствует данным критериям (пп. «б» пп. 200.7.1 НК).

Попасть в реестр, приведенный в пп. «а» пп. 200.7.1 НК, плательщик может, если он соответствует одновременно нескольким критериям, а именно:

  • не находится в судебных процедурах по банкротству (пп. 200.19.1 НК);
  • включен в Единый государственный реестр (далее – ЕГР), и при этом в реестре нет «компрометирующей» записи:
    – об отсутствии подтверждения сведений о нем;
    – о его отсутствии по местонахождению (месту жительства);
    – о принятии решения относительно выделения, прекращения юрлица или предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя;
    – о признании полностью или частично недействительными уставных документов юрлица или изменений к ним;
    – о прекращении госрегистрации юрлица или предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя, и относительно таких лиц отсутствуют решения или сведения, на основании которых проводится эта процедура (пп. 200.19.2 НК);
  • имеет необоротные активы, остаточная стоимость которых на отчетную дату по данным налогового учета втрое превышает сумму, заявленную к БВ, либо получил от банка финансовую гарантию сроком на один год, действующую со дня подачи заявления о возврате суммы БВ, а также осуществляет операции по экспорту товара, удельный вес которых на протяжении предыдущих 12 последовательных отчетных периодов (месяцев) составляет не менее 40 % общего объема поставок (для квартальных плательщиков – на протяжении предыдущих 4 последовательных отчетных периодов) (пп. 200.19.3 НК). Подробнее о порядке формирования этого критерия рассказано в Порядке, утвержденном приказом Минфина от 14.11.14 г. № 1128 (который является действующим на сегодня). Согласно пп. 3 п. 4 данного Порядка, остаточная стоимость необоротных активов определяется по данным, которые отражены в декларации по налогу на прибыль за последний отчетный налоговый период (тот, по которому прошел срок подачи декларации).

Как плательщик должен подтвердить, что он соответствует критериям, установленным п. 200.19 НК?

Плательщик НДС указывает данные о своем соответствии критериям, установленным п. 200.19 НК, в таблицах 1–3 приложения 4 (Д4) к декларации за отчетный период, в котором он заявляет БВ.

Так, таблицу 1 заполняют налогоплательщики, у которых критериями получения БВ являются остаточная стоимость необоротных активов на конец отчетного периода, в котором декларируется БВ (при этом заполняются графы 1, 2 таблицы 1), или удельный вес экспортных операций (гр. 5 таблицы 1). Кроме того, в графах 3 и 4 таблицы 1 проставляется отметка «+» на соответствие критериям пп. 200.19.1 и 200.19.2 НК.

Таблицу 2 заполняют налогоплательщики, для которых критерием получения БВ является финансовая банковская гарантия. Обратите внимание: финансовая гарантия может быть представлена только банком, который входит в перечень, определенный КМУ (постановление КМУ от 29.07.15 г. № 538).

В таблице 3 налогоплательщик подтверждает свое соответствие или несоответствие требованиям п. 200.19 НК.

Сколько времени длится проверка на соответствие налогоплательщика критериям, которые он сам указал?

Проверка осуществляется на протяжении 15 календарных дней (далее – к. д.) после окончания срока для подачи декларации, в которой заявлено БВ (п. 200.20 НК).

Как узнать о решении ГФС?

Допустим, ГФС посчитает, что плательщик не соответствует указанным критериям. Тогда в течение 17 к. д. после окончания срока для подачи декларации с заявленным БВ налогоплательщику обязаны направить решение с детальным объяснением и расчетами по критериям, которые, по мнению налоговиков, не соблюдаются.

Если ГФС в течение этих 17 к. д. не прислала плательщику такого решения, то это означает, что плательщик отвечает критериям, установленным п. 200.19 НК (п. 200.21 НК).

Реестры заявлений о получении БВ

Мы уже сказали, что с 01.02.16 г. налогоплательщики, которые подают заявления на возврат сумм НДС из бюджета, делятся на две группы (пп. 200.7.1 НК):

  • соответствующие критериям, определенным п. 200.19 НК (далее – реестр-1);
  • не соответствующие критериям, определенным п. 200.19 НК (далее – реестр-2).

Принципы ведения и форма таких реестров установлены Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 22.02.16 г. № 68 (далее – Порядок № 68).

В реестры включаются только заявления, поданные после 1 февраля 2016 года. Заявления, по которым суммы НДС не возвращены до 01.02.16 г., не включаются в реестры.

Заявления налогоплательщиков вносятся в реестр автоматически на протяжении операционного дня в хронологическом порядке их поступления (п. 4 Порядка № 68).

Заявления могут быть исключены из соответствующего реестра в случае несоблюдения требований НК к налоговой отчетности (п. 5 Порядка № 68). Кроме того, если заявление, поданное плательщиком в реестр-1, территориальные органы ГФС признают не соответствующим критериям п. 200.19 НК, такое заявление будет исключено из реестра-1 и включено в реестр-2 в течение 17 к. д. после окончания срока подачи отчетности (п. 6 Порядка № 68). Хотя такое решение налоговиков можно и обжаловать (п. 200.21 НК).

Приведем один из примеров, когда может произойти такая ситуация.

Допустим, предприятие зарегистрировано в ЕГР 4 апреля 2016 года, дата регистрации плательщиком НДС – 08.04.16 г. Экспортные поставки были в апреле – июне (доля экспорта больше 40 %). Вместе с декларацией за июнь предприятие подало заявление на включение в реестр-1. В данном случае условие «доля экспорта не менее 40 % за предыдущие 12 месяцев» не выполняется.

Кроме того, определить остаточную стоимость необоротных активов по данным налогового учета на отчетную дату не представляется возможным. Значит, под критерии пп. 200.19.3 НК предприятие просто не подходит и пока вправе претендовать только на реестр-2. Поэтому ГФС перебросит заявление из реестра-1 в реестр-2.

ГФС ежедневно публикует реестры на своем официальном веб-сайте (пп. 200.7.3 НК, п. 7 Порядка № 68). Возврат налога из бюджета осуществляется в хронологическом порядке, то есть согласно очередности внесения в каждый реестр заявлений о БВ (пп. 200.7.2 НК).

Реестры состоят из двух частей и формируются по каждому заявлению, которое подано в составе декларации либо уточняющего расчета (далее – УР) (если УР подавался) (п. 8 Порядка № 68).

Первая часть реестров содержит дату подачи заявления, номер декларации или УР, наименование (Ф. И. О.) налогоплательщика и его ИНН.

Вторая часть реестров включает такую информацию, как:

  • дата направления плательщику уведомления об отказе в принятии декларации (УР);
  • сумма БВ для получения на банковский счет, указанная в заявлении;
  • дата согласования этой суммы территориальным органом ГФС;
  • дата направленного в казначейство заключения ГФС (с указанием суммы НДС, подлежащей БВ);
  • сумма, подлежащая БВ согласно заключению ГФС;
  • дата и номер налогового уведомления-решения (далее – НУР), в котором указана несогласованная сумма БВ;
  • несогласованная сумма БВ;
  • дата начала обжалования НУР;
  • обжалуемая сумма;
  • дата окончания обжалования НУР;
  • сумма НДС, подлежащая БВ, которая была согласована по результатам обжалования;
  • дата зачисления БВ на счет плательщика в банке;
  • сумма БВ, поступившая на банковский счет плательщика.

Причем информация во второй части реестров обновляется каждый день.

Найти реестр-1 и реестр-2 на сайте ГФС можно в разделе Главная/Деятельность/Возмещение НДС/Реестры заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения.

В чем различие между возмещением по реестру-1 и по реестру-2 (какие нюансы, в чем преимущество первого реестра над вторым)?

На сегодня это не очень понятно. Похоже, что все решает очередь. Ведь, согласно пп. 200.7.2 НК, налог возвращается плательщикам в хронологическом порядке, а именно по очередности внесения в каждый реестр заявлений о БВ, без преимущества реестра-1 над реестром-2.

Подтверждение БВ

Плательщиков, которые подали заявление на БВ в реестр-1, ждут два этапа:

  • проверка на соответствие критериям п. 200.19 НК;
  • камеральная проверка заявленных данных.

А вот плательщикам, которые подали заявление на БВ в реестр-2, стоит ожидать лишь камеральной проверки.

Камеральная проверка проводится на протяжении 30 к. д. после окончания срока подачи декларации с заявленным БВ (п. 200.10 НК). Обратите внимание: допустим, камеральная проверка не была проведена либо по результатам ее проведения НУР не было направлено налогоплательщику в срок, определенный НК. В этом случае сумма БВ считается согласованной контролирующим органом со следующего дня после окончания срока проведения камеральной проверки (абзац третий п. 200.10 НК).

Также контролирующий орган имеет право провести документальную проверку (п. 200.11 НК). Но она проводится только в случае, если БВ было сделано за счет отрицательного значения, сформированного:

  • по операциям за периоды до 1 июля 2015 года, не подтвержденные документальными проверками;
  • по приобретению товаров/услуг у налогоплательщиков, которые применяли спецрежим налогообложения, определенный ст. 209 НК, за период до 01.01.16 г.

Кроме того, п. 37 подразд. 2 разд. ХХ «Переходные положения» НК установлено, что контролирующим органам запрещается осуществлять документальные внеплановые выездные проверки относительно достоверности сумм БВ, которые заявлены плательщиками в отчетных периодах после 01.07.15 г., за исключением случаев, названных в п. 200.11 НК. Например, если плательщик заявил БВ в феврале 2016 года, но за счет отрицательного значения, которое сформировалось в июне 2015 года (до 01.07.15 г.), то у налоговиков есть право провести такую проверку.

Также в п. 37 подразд. 2 разд. ХХ НК сказано, что если суммы НДС задекларированы к возмещению до 01.07.15 г., то их БВ осуществляется в порядке, определенном ст. 200 НК в редакции, которая действовала на 01.07.15 г.

После окончания проверки налоговики в течение 5 рабочих дней подают Казначейству заключение с указанием суммы БВ или по заявлению плательщика засчитывают БВ в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга по другим платежам в госбюджет (п. 200.12 НК).

В течение 5 операционных дней после получения от налоговиков заключения Казначейство перечисляет сумму БВ плательщику на его текущий банковский счет (п. 200.13 НК).

Получение БВ (бухгалтерский учет)

Пример
В декларации за май 2016 года отрицательное значение НДС (стр. 19) составило 100 000 грн. При этом 80 000 грн. предприятие заявило к БВ на текущий счет (стр. 20.2.1). Возмещение получено 29.07.16 г. на текущий счет.

Смотрите еще:

  • Развод по телефону форум Diesel Forum Телефонное мошенничество.. (разводы по телефону. Нравится Не нравится zmei 18-02-2013 В связи с участившимися случаями телефонного мошенничества (когда вас просят […]
  • Юрист задачи работы Юристы за права и достойную жизнь человека Цели и задачи Основные цели и задачи разработка проектов и программ, направленных на защиту конституционных прав и свобод человека и […]
  • Заявление на изменение основного вида деятельности ооо Смена основного вида деятельности ООО. Пошаговая инструкция В условиях постоянных изменений покупательского спроса, курсов валют и т. д. перед любым хозяйствующим субъектом может встать […]
  • Образец письма на досрочное расторжение договора Письмо о расторжении договора аренды В тех случаях, когда договор аренды составлен бессрочно либо предусмотрено его автоматическое продление, для прекращения действия договора требуются […]
  • Публикация сообщений о ликвидации юридического лица Состав информации публикуемой в журнале "Вестник государственной регистрации" Журнал содержит информацию о намерениях организаций совершить действия, требующие извещения заинтересованных […]
  • Как можно передать право собственности на квартиру Договор дарения: как подарить недвижимость законно При оформлении дарственной на недвижимое имущество, важно учесть все правовые нюансы, чтобы не лишиться подарка и не доставить хлопот […]
  • Расчет страховки путешественника Калькулятор страхования путешествий по России онлайн Вдали от дома особенно важно чувствовать себя защищенным и быть уверенным в том, что помощь будет рядом даже в непредвиденной ситуации. […]
  • Пакет документов для подачи в суд на алименты Как подать на алименты в суд В случаях, когда один из супругов уклоняется от выполнения обязанностей по содержанию ребенка, им необходимо садиться за стол переговоров и заключать […]

Обсуждение закрыто.