Границы и размер земельного участка

Содержание:

Установление границ земельного участка многоквартирного дома в судебном порядке.

Как было указано ранее, согласно жилищному законодательству собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Вместе с тем, в отношении определения размера и границ земельного участка многоквартирного дома достаточно часто возникают споры. В частности, указанный выше земельный участок многоквартирного дома в результате действий органа власти нередко сформирован или формируется в границах фундамента такого дома или с минимальными отступами от него. При этом, в отношении части участка, необходимого для эксплуатации дома и занятого, например, объектами озеленения и благоустройства, органом власти могут совершаться действия, направленные на распоряжение таким земельным участком. Например, в отношении такого участка может быть принято решение о предоставлении его третьим лицам для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

Следует отметить, что собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, вправе требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

Способы защиты прав собственников помещений в многоквартирном доме во многом зависят от возникновения прав третьих лиц на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома. Исходя из указанного обстоятельства, защита прав собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться путем административного или искового производства.

Административное производство.

В данном порядке осуществляется защита прав собственников помещений в многоквартирном доме в ситуациях, когда на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, не возникли права третьих лиц,

В данном случае защита прав собственников осуществляется по правилам главы 25 ГПК РФ или 24 АПК РФ (с учетом подведомственности) путем оспаривания действий (бездействий) органа власти по формированию земельного участка многоквартирного дома, а также действий, предшествующих распоряжению таким участком.

Следует учитывать, что заявление об оспаривании действий (бездействий) органа власти может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В решении по подобного рода делам суд указывает и обязанность соответствующего органа совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов сособственников помещений в многоквартирном доме либо на отказ в удовлетворении соответствующего требования полностью или в части.

Таким образом, в рамках административного производства собственники помещений в многоквартирном доме вправе не только требовать признания действий (бездействий) органа власти по формированию участка незаконными, но и требовать установления границ земельного участка многоквартирного дома в тех параметрах, которые они считают необходимыми для эксплуатации такого дома.

Исковое производство.

В случаях, если в результате действий уполномоченных органов власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, защита прав собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться по правилам искового производства.

В подобных ситуациях собственники помещений в многоквартирном доме вправе обратиться в суд к таким третьим лицам:

  • с иском, направленным на оспаривание соответствующего права;
  • с иском об установлении границ земельного участка.

К данным искам применяется общий срок исковой давности, который составляет три года.

Следует отметить, что при рассмотрении указанных выше исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.

Таким образом, во всех указанных выше случаях на основании решения суда могут быть установлены границы земельного участка, занятого многоквартирным домом и необходимого для их использования.

Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефонам:

Размер земельного участка под многоквартирным домом

Здравствуйте! Наш многоквартирный дом построен в 1968 году. Земельный участок на котором расположен наш дом поставлен на кадастровый учет в 2002 году на основании предоставленных администрацией города списков ранее учтенных земельных участков составленных по результатам инвентаризации земель города. В соответствии с выпиской из ГКН наш земельный участок имеет статус ранее учтенного , но границы его не установлены в соответствии с действующим законодательством ,декларативная площадь земельного участка составляет 1882 кв.м. , назначение участка – для эксплуатации жилого дома. Несколько квартир в нашем доме переведены их собственниками в нежилые помещения и в настоящее время являются магазинами. Мы хотим зарегистрировать право общей долевой собственности на наш земельный участок . Для этого необходимо провести межевание , а для межевания нужно вычислить размер площади земельного участка необходимого для эксплуатации нашего дома. По методике изложенной в «СП 30-101-98 «Методические указания по расчету земельных участков в кондоминиумах»» размер земельного участка необходимого для эксплуатации многоквартирного дома вычисляется путем умножения коэффициента зависящего от этажности и года постройки данного дома на общую площадь всех жилых помещений в данном доме . Но ведь часть помещений в нашем доме принадлежащая отдельным собственникам на сегодняшний день не являются жилыми помещениями ( магазины). Каким образом законодательство РФ предусматривает определение площади земельного участка необходимого для эксплуатации нашего дома? Спасибо.

Уточнение от 2 апреля 2015 — 16:53
Мы тоже считаем , что правильно было бы при расчете размера площади земельного участка необходимого для эксплуатации нашего дома учитывать площадь нежилых помещений также как и жилых, так как при приобретении этих помещений приобреталась и приходящаяся на их долю часть общего имущества (часть земельного участка на котором расположен наш дом) Но администрация города отказывается согласовывать межевой план нашего земельного участка , в котором размер площади нашего земельного участка расчитан с учетом того , что ранее ( во время застройки данной территории) все помещения в нашем доме принадлежащие отдельным собственникам были жилыми . Администрация города настаивает на том , что для нежилых помещений не должны предусматриваться детские площадки , площадки для отдыха и занятий спортом и т.п. и на этом основании утвержджает , что в расчетах площади земельного участка необходимого для эксплуатации нашего дома должны учитываться только те помещения , которые на сегодняшний день являются жилыми. При таком расчете площадь нашего земельного участка уменьшается почти в два раза , так как в доме было всего 12 квартир и из них 5 переведены в нежилые. По расчетам Администрации города нам положена полоса земли вдоль дома шириной 12 метров, но на таком участке даже парковку для наших автомобилей невозможно разместить из за близости к окнам квартир .А на детскую или спорт площадку уже ничего не остается , а ведь еще нужны места для выгрузки товаров в магазины расположенные на всем первом этаже дома.Мы намерены обратиться в суд , но не знаем на основании каких правовых норм мы можем доказать необходимость учитывать наряду с жилыми помещениями и помещения магазинов . Может по этому поводу были какие-либо разъяснения каких-либо официальных органов?!

Неурегулированность порядка определения размера земельного участка многоквартирного дома приводит к тому, что практика в большинстве своем идет по пути определения размера земельного участка многоквартирного дома по обрезу фундамента здания. Вместе с тем, законодательство (ст. 36 ЖК РФ) предусматривает включение в состав участка многоквартирного дома территории, необходимой для обслуживания и эксплуатации здания, занятой объектами озеленения, благоустройства. Эксплуатация дома предполагает подачу на многоквартирный дом различных услуг, обеспечивающих безопасность и комфортность проживания, посредством систем и сетей инженерного обеспечения (газо-, тепло-, водо-, электро- и т.п). Градостроительное законодательство (ст. 6 ФЗ «О введении в действие ГрадК РФ») позволяет определить размер земельного участка многоквартирного дома в проектах планировки и проектах межевания до принятия технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений.

В случае определения размера земельного участка многоквартирного дома по обрезу фундамента здания, земельные участки за пределами обреза фундамента многоквартирного дома рассматриваются как земельные участки общего пользования (используются для проезда/прохода неопределенного круга лиц). Полагаю, что органы гос.власти и органы местного самоуправления, устанавливая в проектах планировки и проектах межевания размер участка многоквартирного дома по обрезу фундамента здания, нарушают права собственников помещений в таком доме, так как создают условия, препятствующие реализации права собственника.

Так как законодательство (ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ») обуславливает возникновение земельного участка многоквартирного дома и права собственности на такой участок с проведением его государственного кадастрового учета, то сведения об учете здания многоквартирного дома имеют значение для определения размера уборочной площади многоквартирного дома.

Мнение эксперта относительно критериев определения размера земельного участка многоквартирного дома:

Участок многоквартирного дома не может быть по обрезу фундамента здания, так как обслуживание здания (покраска, побелка стен, ремонт крыш, окон и т.п.) требуют площади за пределами обреза фундамента здания. В технических регламентах по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений, а также в проектах планировки и проектах межевания земельный участок многоквартирного дома как часть общего имущества должен включать территорию, необходимую для обслуживания и эксплуатации дома в зависимости от его технических характеристик (этажности, конструктивных особенностей и т.п.). Иной подход (определение участка по обрезу фундамента дома) будет создавать препятствия в реализации собственниками помещений многоквартирного дома своих прав.

Здравствуйте. Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № Д23-5416 “О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом”

18 марта 2011 Справка

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом.

1. По вопросу о том, в каких случаях формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляет орган государственной власти, в каких орган местного самоуправления, в каких случаях арендатор (землепользователь) сообщаем.

Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 189-ФЗ) предусматривает общую норму для органов государственной власти и органов местного самоуправления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение термина «формирование земельного участка». Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя:

1) подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории;

2) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон № 221-ФЗ), кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным органом по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, представленных на основании заявления любого лица (статьи 1, 3, 14 Закона № 221-ФЗ).

Проведение кадастровых работ осуществляется кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона № 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ по инициативе собственника земельного участка (заказчика). Вместе с тем, заключить данный договор с кадастровым инженером вправе любое лицо.

В соответствии со статьей 37 Закона № 221-ФЗ в результате кадастровых работ кадастровый инженер передает заказчику таких кадастровых работ межевой план, технический план, акт обследования.

На основании статей 9-11 Земельного кодекса формирование земельного участка, находящегося в федеральной собственности, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, формирование земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, — исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, формирование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления.

В случае, если государственная собственность на земельный участок не разграничена, формирование такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Решение об образовании земельного участка принимается органами, осуществляющими предоставление земельных участков (статья 29 Земельного кодекса), в том числе на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка.

2. По вопросу о том, каковы нормы для определения площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и принципы установления таких норм сообщаем.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Местоположение границ и размер земельного участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка .

Если образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (часть 10 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ).

3. По вопросу о том, должна ли в данном случае осуществляться разработка документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) в соответствии с требованиями статей 42, 43 Градостроительного кодекса или возможно образование новых земельных участков в порядке, установленном статьями 11.3, 11.4 Земельного кодекса, сообщаем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 191-ФЗ) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

Данной нормой предусмотрены переходные положения градостроительного законодательства. Исходя из содержания указанной нормы, в целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна осуществляться разработка проекта планировки территории, проекта межевания территории.

4. По вопросу о том, применяется ли пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ только на случаи, установленные статьями 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса, или на иные случаи, установленные законом, сообщаем.

В связи с тем, что пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ не предусматривает ограничений в отношении каких-либо конкретных случаев, Департамент недвижимости считает, что данная норма распространяет свое действие на все отношения, регламентируемые законодательством в области градостроительной деятельности

Директор Департамента недвижимости А.И. Ивак

Вы также вправе обратиться за разъяснениями в Минэконом развитие.

Добрый день, спасибо за Ваш вопрос. Вам следует знать, что

К сожалению, ЖК РФ не содержит особых положений о порядке определения размера земельного участка под многоквартирным домом. Но некоторые ориентиры в законодательстве есть. Так, в силу части 1 статьи 36 ЖК РФ границы и размер земельного участка рассчитываются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Более конкретно данное положение раскрывается в пункте 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ, где указано, что площадь части земельного участка, занятой зданием и необходимой для его использования, определяется в порядке части 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ. Однако, указанная статья говорит об определении лишь предельных размеров земельных участков, которые устанавливаются в соответствии с утвержденными нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Значит, в любом случае необходимо будет в рамках известных пределов устанавливать границы с учетом индивидуальных обстоятельств. Если земельное законодательство говорит о процедуре расчета границ земельного участка под многоквартирным домом лишь в общих чертах, то в части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса указано, что размеры должны определяться с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки территорий. «С учетом» может означать две возможности установления размеров земельных участков: они могут быть равны показателям, определенным в соответствии с градостроительными нормативами и правилами, действовавшими в период застройки, либо быть меньше их, если сложившееся землепользование не позволяет придерживаться данных показателей. На современном этапе подзаконный правовой акт о правилах определения границ участка не разрабатывался. В этой связи представляется целесообразным руководствоваться ранее предусмотренным порядком определения границ, который наиболее полно учитывал как интересы жильцов, так и необходимые технические требования. На основе статьи 10 действовавшего до вступления в силу ЖК Федерального закона «О товариществах собственников жилья» были приняты Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах», Свод правил по проектированию и строительству СП 30101-98, Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах.

Основные принципы, заложенные в этих актах, состоят в следующем: если земельный участок еще не был отведен, то границы определяются в зависимости от этажности дома и от СНиПов, действовавших в период строительства; если же земельный участок уже был отведен, то его границы не подлежат пересмотру. Положение детализирует, что размеры земельных участков для создания кондоминиумов на территориях существующей застройки, а также на вновь осваиваемых территориях определяются в соответствии с градостроительной документацией, градостроительными нормативами и методикой расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах.

Рекомендация эксперта
Таким образом, я считаю, что при расчете площади земельного участка необходимого для эксплуатации Вашего дома необходимо учитывать нежилые площади так, как они были изначально при строительстве дома (т.е. как жилые).

Если будут вопросы, могу ответить более подробно.

Границы и размер земельного участка под многоквартирным домом определяются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства

Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 20 января 2010 года N Д23-124 даны разъяснения по вопросу оформления прав на земельный участок под многоквартирным домом.

В частности, в письме сказано: «В соответствии с ранее действовавшим Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах» нормативный размер земельного участка, передаваемого в общую долевую собственность домовладельцев бесплатно, определялся в зависимости от площади участка, занятого непосредственно жилыми зданиями и иными объектами недвижимости, входящими в состав кондоминиума, а также прилегающими к ним территориями, необходимыми для обеспечения их функционирования (обслуживания), с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан в кондоминиуме, обслуживания жилых зданий и другого имущества, входящего в состав кондоминиума, а также доступ ко всем объектам кондоминиума.

При этом должны обеспечиваться нормальные условия проживания граждан на смежных земельных участках и права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов этих участков, а также владельцев расположенных на них зданий, строений и сооружений.

В случае если земельный участок, занятый садом, не входил в состав кондоминиума как прилегающая к нему территория и не был признан необходимым для обеспечения его функционирования (обслуживания), то такой земельный участок не мог перейти в общую долевую собственность домовладельцев бесплатно.

В настоящее время право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме закреплено ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦЫ И РАЗМЕРА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НА КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕН МНОГОКВАРТИРНЫЙ ДОМ

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 19.03.2010 N Д23-922.

Действующая редакция ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ »О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 189-ФЗ) предусматривает возможность формирования, проведения кадастрового учета и бесплатного перехода земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, когда данный земельный участок не был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс), а также после введения в действие Жилищного кодекса .

Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Местоположение границ и размер земельного участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий ( ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ »О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон N 221-ФЗ) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Если образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа ( ч. 10 ст. 38 Федерального закона N 221-ФЗ).

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в главе II «Требования к содержанию общего имущества» предусматривает пункты 10, 15 и 16:

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124
«О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» предусматривает форму договора ресурсоснабжения. Пунктом 3 п.п. б) Правил предусмотрено включаемое в договор ресурсоснабжения в соответствии с подпунктом «а» пункта 18 Правил положение об ответственности исполнителя за действия потребителей коммунальных услуг, которые повлекли нарушение установленных этим договором показателей качества коммунального ресурса и объемов поставляемого коммунального ресурса, применяется с учетом пункта 53 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг гражданам).

II . Что нужно сегодня для того, чтобы оформить землю под многоквартирным домом.

Для оформления земельного участка в общедолевую собственность собственник помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме обращается лично в отдел документационного обеспечения управления делопроизводства администрации города Владивостока в режиме «Одно окно» (ул. Западная, 15, часы приема: понедельник-четверг, с 9.30 до 13.00 и с 14.00 до 17.00; пятница с 9.30 до 13.00 и с 14.00 до 16.00) или направляет почтовым отправлением заявление на имя главы города Владивостока о формировании земельного участка под многоквартирным домом. Образцы заявлений размещены на сайте www . vlc . ru , и на первом этаже здания управления градостроительства и архитектуры по адресу: ул. Западная, 15. В заявлении указывается обратный адрес для отправки корреспонденции, телефон для связи. К заявлению от одного собственника помещений в многоквартирном доме прилагаются следующие документы:

1. копия документа, удостоверяющего личность заявителя (паспорт);

2. копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на помещение в данном доме.

3. в случае обращения от юридического лица, имеющего нежилые помещения в многоквартирном доме – свидетельство о регистрации в налоговых органах и учредительные документы.

По всем интересующим вопросам, Вы можете созвониться со специалистом управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока по тел. 252-76-25 в рабочие дни с 9.00 до 18.00.

Сведения и интересующая информация содержится на Едином портале государственных услуг Российской Федерации.

Всю подробнейшую информацию о процессе формирования земельного участка под многоквартирным домом можно узнать в следующем документе — постановление администрации города Владивостока от 28.06.2011 № 1718, утвердившее Регламент предоставления администрацией города Владивостока услуги «Организация формирования земельного участка под многоквартирным домом для дальнейшей эксплуатации многоквартирного дома с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории с постановкой земельного участка на кадастровый учёт», информация также размещена на сайте Администрации г. Владивостока www . vlc . ru .

III . Про сроки предоставления услуги.

Пунктом 2.4. Регламента предоставление услуги осуществляется в течение финансового года, которым предусмотрено финансирование организации постановки земельного участка под многоквартирным домом на кадастровый учет.

Прогнозируемый срок предоставления услуги с учетом поэтапности исполнения, взаимодействия и сотрудничества структур, финансирования из средств бюджета Владивостокского городского округа — до конца текущего финансового года со дня заключения муниципальных контрактов:

1) на изготовление топосъемки земельных участков М 1:500;

2) на исполнение работ по постановке земельных участков на кадастровый учет.

Срок издания распоряжения Управления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории под многоквартирным домом для дальнейшей эксплуатации многоквартирного дома на существующем в планшетохранилище материале (при наличии) приходится на подготовительный период заключения муниципальных контрактов, в течение которого Управлением проводятся следующие работы:

формирование списков поступающих в администрацию заявлений и комплектация пакетов документов;

определение объемов планируемых работ;

подготовка технических заданий;

изготовление обзорных схем;

нанесение градостроительных ограничений;

определение границ земельных участков и их согласование, направление запросов КПТ — до момента заключения муниципальных контрактов со дня регистрации заявления.

В случае наличия оснований для отказа в предоставлении услуги заявителю в течение 30 дней направляется мотивированный отказ за подписью первого заместителя главы администрации города Владивостока, курирующего деятельность Управления.

Работы по постановке земельных участков под многоквартирными домами на государственный кадастровый учёт ежегодно проводятся в рамках муниципальных заказов, оплачиваются за счет средств местного бюджета после проведения конкурса и заключения муниципального контракта на данные виды работ с организацией, победившей в конкурсе. Очередь в форме списка домов формируется по мере поступления заявок в адрес администрации г. Владивостока, заявки постепенно включаются в список домов, планируемых на заключение контракта на выполнение данного вида работ в будущем финансовом году.

Хочется сделать акцент на то, что жильцы домов, если они решают сами ускорить процесс оформления земельного участка (не ждать год!), такое возможно сделать за собственные средства.

В таком случае заявка подается с формулировкой «изготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для дальнейшей эксплуатации многоквартирного дома. После этого управление изготавливает и утверждает схему, вручает заявителю, который далее обращается к услугам кадастрового инженера (по выбору – есть государственный реестр кадастровых инженеров), к полномочиям которого относится исполнение межевого плана и постановка земельного участка на гос. кадастровый учёт.

Средняя стоимость работ по изготовлению топосъемки и постановке на кадастровый учет земельного участка под 1 многоквартирным домом 45 000 руб. Стоимость работ по постановке на кадастровый учет земельного участка под 1 многоквартирным домом 15 000. (рассчитаны на основании факта 2011-2012 гг).

Данный порядок цифр усреднённый (стоимость может быть иной по договоренности с выбранным Вами кадастровым инженером, она зависит, в том числе, и от размеров земельного участка – т.е. чем больше дом, или его протяжённость, тем больше стоимость). Стоимость также может впрямую зависеть от качества выполненных работ, поэтому при выборе кадастрового инженера имеет смысл провести исследование по соответствию цены и качества, чтобы результат заказываемой услуги по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет Вас устроил.

I V . Про работу по формированию земельных участков под многоквартирными домами в цифрах.

Согласно справке Федеральной службы государственной статистики 2010 г. общее количество многоквартирных жилых домов по г. Владивостоку (с учетом домов блокированной застройки) составляет: 5390.

На государственный кадастровый учет поставлены 1558 земельных участков:

Министерство экономического развития
Российской Федерации

О формировании земельного участка, занятого многоквартирным домом

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 07.11.2012 № ОГ-Д23-5497

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости), рассмотрев обращение от 8 октября 2012 г., сообщает.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также не уполномочено осуществлять контроль за деятельностью органов местного самоуправления и давать оценку их действиям.

Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

По информации, представленной Росреестром, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о Земельном участке, разрешенное использование – «для обслуживания жилого дома», категория земель – «земли населенных пунктов». Сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 31 мая 2005 г. Местоположение границ указанного земельного участка не установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Государственный кадастровый учет изменений Земельного участка в части уточнения местоположения границ и площади, а также вида разрешенного использования не осуществлялся.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) сведения о государственной регистрации прав на Земельный участок отсутствуют.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), части 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее – многоквартирный дом). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П по заявлению собственников помещений в многоквартирном доме органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

При этом согласно части 3.1 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в межевом плане, подготовленном в отношении земельного участка, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в ЕГРП, приводятся сведения, позволяющие отнести такой земельный участок к имуществу, право на которое возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации данного права.

В соответствии с пунктом 9 Особенностей подготовки межевого плана в отношении земельного участка, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 мая 2012 г. № 289, в состав документов приложения межевого плана включается копия предусмотренного соответствующим федеральным законом документа (документов), являющегося основанием возникновения права собственности на такой земельный участок.

Учитывая, что в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество, по мнению Департамента недвижимости, документами, подтверждающими возникновение права общей долевой собственности на такой земельный участок, могут являться документы, подтверждающие право собственности граждан на помещения в многоквартирном доме.

Необходимо отметить, что позиция Росреестра по указанному вопросу совпадает с мнением Департамента недвижимости.

Земельный участок, занятый многоквартирным домом, сформированный и поставленный на государственный кадастровый учет после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, принадлежит собственникам помещений в таком многоквартирном доме на праве общей долевой собственности с даты его государственного кадастрового учета независимо от момента государственной регистрации права на такой земельный участок (часть 5 статьи 16 Вводного закона). При этом в соответствии с пунктом 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Смотрите еще:

  • Развод по телефону форум Diesel Forum Телефонное мошенничество.. (разводы по телефону. Нравится Не нравится zmei 18-02-2013 В связи с участившимися случаями телефонного мошенничества (когда вас просят […]
  • Организационная деятельность коммерческих банков Глава 11 КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В системе организации общественного производства важное место занимает кредит. Кредитная система в странах с рыночной экономикой включает банковскую систему и […]
  • Образец приказа о назначении директора в ооо с одним учредителем Приказ о назначении директора ООО: образец 2018 года Ни один глава компании не может приступить к исполнению своих обязанностей без вступления документа о его назначении в силу. Другими […]
  • Какие обязанности у коммерческого директора Коммерческий директор Коммерческий директор охватывает очень широкий фронт работ: под его управление подпадают такие сферы, как службы продаж и логистики, маркетинговые и закупочные […]
  • Родство первой степени это Родство первой степени это 3.2. Круг наследников по закону, порядок призвания их к наследованию Согласно ГК в настоящее время установлено восемь очередей наследников (ст. 1142–1145 […]
  • СюрпризовНет задать вопрос Какие средства контрацепции предпочитают современные россиянки? Различные методы контрацепции известны чуть ли не с доисторических времен, когда наши предки открыли для себя тайну […]
  • Сколько будет материнский капитал 2012 Размер материнского капитала в 2013 году составит более 408 тыс рублей МОСКВА, 18 сен - РИА Новости. Размер материнского капитала за рождение второго и последующих детей в 2013 году […]
  • Гос выплата за рождение второго ребенка Детские пособия Какие пособия получает женщина в России при рождении ребенка в 2018 году? Общий их перечень на федеральном уровне установлен законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О […]

Комментарии запрещены.