Федеральный закон об общественных объединениях 1995 г

Федеральный закон «Об общественных объединениях» 2018

Закон об общественных объединениях в последней действующей редакции от 31 декабря 2017 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» регулирует отношения, возникающие между государством и общественными организациями, создающимися в связи с желанием граждан добровольно объединиться на основе общности интересов для реализации общих целей. Федеральный закон определяет организационно-правовые формы общественных объединений в зависимости от сферы деятельности и территориальной принадлежности (местные, региональные, межрегиональные, общероссийские и международные).

Федеральный закон устанавливает порядок создания общественных объединений, условия их ликвидации, требования к учредителям и членам объединений, требования к уставу, символике и обязательной государственной регистрации общественных объединений. Федеральный закон «Об общественных объединениях» определяет права и обязанности общественных объединений в Российской Федерации. Федеральный закон устанавливает ответственность общественных объединений за нарушение требований настоящего закона и нарушение законодательства Российской Федерации, а так же предусматривает приостановление или ликвидацию общественных объединений за нарушение законов РФ.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон об общественных объединениях не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Комментарии к закону

Вы также можете получить комментарии к закону «Федеральный закон «Об общественных объединениях»». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

Об общественных объединениях

Федеральный закон «Об общественных объединениях»

В нашей стране право каждого на объединение гарантируется Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 30). В целях реализации этого конституционного права граждан принят Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 20.07.2012, далее — Закон N 82-ФЗ). Его действие распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан. Исключение составляют религиозные и коммерческие организации, а также создаваемые ими некоммерческие союзы (ассоциации). —- Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 11.02.2013, далее — Закон N 7-ФЗ) указывает, что некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (п. 3 ст. 2). —- Например, в п. 3 ст. 6 Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» указывается, что общественные объединения пожарной охраны создаются либо в форме общественной организации, либо в форме общественного учреждения. —- Вместе с тем в отношении отдельных организационно-правовых форм общественных объединений может предусматриваться уведомление органов государственной власти о создании этого общественного объединения. Например, Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» (ред. от 01.12.2012, далее — Закон о политических партиях) провозглашает, что политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц (п. 1 ст. 11). Одним из способов создания политической партии является ее создание на учредительном съезде политической партии. —- Например, предметом регулирования Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ред. от 28.12.2010, далее — Закон о профсоюзах) являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций —- Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ред. от 23.12.2010) устанавливает не только особенности создания и деятельности благотворительных организаций, но также определяет основы правового регулирования благотворительной деятельности, возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления; Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 28.07.2012) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Вместе с тем последний Закон регулирует также общественные отношения, связанные с созданием и деятельностью общественных объединений потребителей (ст. 45).

Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ , Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» , Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» , Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» , Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» , Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

С принятием Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 11.03.1992 «О коллективных договорах и соглашениях», который к представителям работников относил органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им (ст. 2).

Добровольные пожарные. Следует также обратить внимание на Федеральный закон от 06.05.2011 N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», ст. 18 которого устанавливает компенсации и льготы добровольным пожарным по месту основной работы.

Объединения инвалидов. Можно упомянуть здесь и об общественных объединениях инвалидов, право на создание которых предусматривается гл. V Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2012). Например, Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 30.12.2012).

Дело NПозиция ВС РФ.

Позиция ВС РФ: Отсутствие в наименовании некоммерческой организации указания на ее организационно-правовую форму при наличии иных грубых нарушений норм федерального закона может стать основанием для принятия судом решения о ликвидации этой организации

Применимые нормы: п. 1 ст. 54 , п. 3 ст. 61 ГК РФ, ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ

Примечание. Приведенная ниже практика сформирована до внесения изменений в ст. ст. 54 , 61 ГК РФ в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ и в ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ согласно Федеральному закону от 21.07.2014 N 236-ФЗ.

Решение Верховного Суда РФ от 15.11.2012 по делу N АКПИ12-1059

В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» наименование некоммерческой организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Если наименование религиозной организации не отвечает приведенным требованиям, так как в нем отсутствует указание на организационно-правовую форму, и религиозной организацией неоднократно и грубо нарушены нормы федеральных законов, это является основанием для ее ликвидации по решению суда в силу абз. 3 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Решение Верховного Суда РФ от 04.07.2012 по делу N АКПИ12-858

Определение Верховного Суда РФ от 17.10.2012 N 46-АПГ12-11

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Организационно-правовые формы общественных объединений перечислены в ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82- ФЗ «Об общественных объединениях «. Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер деятельности ( ст . 28 Федерального закона от 19.05.1995 N 82- ФЗ «Об общественных объединениях «). Официальное название (наименование) общественного объединения не содержит указания на организационно-правовую форму (в уставе она также не указана). Кроме того, судом установлено, что при создании организации допущены иные грубые нарушения закона , которые являются существенными и неустранимыми. При таких обстоятельствах вывод судов нижестоящих инстанций о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требования о ликвидации общественного объединения является правильным.

Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2011 N 1-Г11-29

Определение Верховного Суда РФ от 06.09.2011 N 1-Г11-17

Все позиции высших судов к ст. 54 ГК РФ: см. Перечень позиций высших судов

Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»

Полное наименование

Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»

Номер документа

Дата принятия

Ссылка на документ

Регламентируемые услуги

Портал «Наш Санкт-Петербург»

Единый портал госуслуг

Городской информационный портал ГОРОД +

Работа в России

Портал правовой информации

Законодательное Собрание СПб

Кадровый портал администрации Санкт-Петербурга

Социальная линия «Нет коррупции!»

Официальный городской туристический портал Санкт-Петербурга

Портал «Открытые данные Санкт-Петербурга»

Единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга

Задать вопрос по работе Портала

Телефон: (812) 417-34-94
Электронная почта:
[email protected]

Задать вопрос по работе МФЦ

Телефон: (812) 573-90-00

Нашли ошибку?
Выделите некорректный текст, нажмите Ctrl+Enter

Портал «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге»
© 2007–2018 Комитет по информатизации и связи

Закон «Об общественных объединениях»

Федеральный закон 82 «Об общественных объединениях» регулирует правоотношения граждан, которые возникают при реализации их права на участие в регламентируемых группах. Предписывается, что иностранные граждане обладают аналогичными правами. Исключения составляют случаи, прямо указанные в законодательных актах или международных договорах Российской Федерации.

Описание закона

Федеральный закон 82 «Об общественных объединениях» принят 14 апреля 1995 года. Он регламентирует основные вопросы, связанные с правом граждан объединяться в группы и организации. Краткое содержание закона можно рассмотреть на основе структурного перечня его глав:

  • общие положения – включают в себя основные принципы закона, определения и разновидности;
  • порядок создания общественных объединений, реорганизация и упразднение;
  • права и обязанности объединенной группы;
  • собственность и управление имуществом, надзор и контроль за исполнением;
  • ответственность за нарушение закона;
  • международные общественные объединения и международные связи.

Федеральный закон 82 постоянно дорабатывается с целью актуализации законодательной базы. Цель изменений заключается в оптимизации положений правовых актов, а также их соответствие иным документам, принимаемым в Российской Федерации.

Последние изменения в Закон «Об общественных организациях» были внесены в 2016 году. Коснулись они формулировок некоторых статей. Более поздних поправок в законе об объединениях на 2017 год не имеется.

Скачать ФЗ 82

Скачать Федеральный закон 82 «Об общественных объединениях» можно здесь. Документ приведен в актуальной редакции на 2017 год. В текст внесены все последние изменения. Предлагаемый документ подойдет как для получения информации, так и для углубленного изучения законодательной базы по вопросам объединения граждан.

Последние изменения, внесенные в закон об общественных объединениях

Последние изменения в ФЗ 82 «Об общественных объединениях» были внесены в 2016 году. 31 января поправки были внесены в статью 4 ФЗ 82. По ним была изменена редакция первой части о содержании права граждан на объединения.

2 июня 2016 года статья 8 была дополнена пятым пунктом о необходимости создания единоличного исполнительного органа. В отдельных случаях образуется коллегиальный исполнительный орган.

С 2016 года поправок в ФЗ 82 не вводилось. Ряд изменений в Закон об общественных движениях был внесен в более ранние периоды. Их следует рассмотреть на примере наиболее актуальных статей.

Ст 5 ФЗ 82 регламентирует понятие общественного движения. Под таковым понимается добровольное некоммерческое формирование, основанное на принципе самоуправления. Предписывается, что оно создается по инициативе граждан, которые объединяются при наличии общих интересов для достижения общих целей. Поправки в редакцию статьи 5 не вносились с момента публикации документа.

Ст 7 ФЗ «Об общественных объединениях» предписывает организационно-правовые формы возможных формирований. К таковым относятся:

  • общественная организация;
  • движение;
  • фонд;
  • учреждение;
  • орган общественной самодеятельности;
  • политическая партия.

Последние поправки в статью были введены в 2002 году. По ним добавлен последний пункт, а также упразднена вторая часть статьи 7. Иных редакций данное положение не имеет.

В Федеральном законе 82 ФЗ статья 29 предписывает обязанности общественных объединений. К таковым относятся следующие аспекты:

  • соблюдение законов РФ, международных правовых норм и принципов;
  • публикация ежегодного отчета об использовании собственного имущества;
  • необходимость уведомлять регистрирующий орган о продолжении своей деятельности с указанием на актуальное местоположение и общей информации о названии и руководителях;
  • при наличии запроса от регистрирующих органов предоставлять все сведения и отчеты в том же виде, в котором таковые оформляются для налоговой службы;
  • допускать полномочное лицо регистрирующих органов на проводимые мероприятия, оказывать иное содействие в ознакомлении с деятельностью объединения;
  • предоставлять полную информацию касающуюся денежного объема и имущества, получаемых из иностранных источников.

Отдельно статья регламентирует случаи неоднократного нарушения обязанностей. При непредоставлении ежегодного отчета регистрирующий орган вправе обратиться в суд с заявлением о признании данного объединения недействительным. Данный принцип действует в отношении ежегодных отчетов и предоставления сопутствующей информации.

Последние изменения в статью 29 были внесены в 2014 году. Коснулись они редакции абзаца о предоставлении ежегодного отчета о подтверждении деятельности. Внесенные коррективы изменили слово «название» на «наименование».

НКО. Формы и отличия

В случае, если вы хотите зарегистрировать благотворительное НКО, вам необходимо выбрать ОПФ из следующих вариантов — благотворительный фонд, благотворительная общественная организация, или благотворительное учреждение (при этом, благотворительное учреждение вправе создавать (быть учредителем) только иная благотворительная НКО. Но как было сказано выше учреждения сейчас регистрируются только муниципальные и государственные) в соответствии со ст.7 ФЗ 135-ФЗ от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Об организации управления. Если вы захотите создать корпоративную НКО, вам следует помнить, что вы будете фигурировать в выписке из ЕГРЮЛ в качестве учредителя даже в том случае, если выйдите из состава участников. Определитесь, какая форма участия в деятельности НКО вам нужна — корпоративная, когда участники могут принимать новых членов и формировать органы управления или унитарная. Когда-нибудь, может очень остро встать вопрос власти — если вы являетесь руководителем НКО, участники вполне спокойно созовут собрание/съезд/конференцию и передадут управление другому лицу. Хотя такое возможно и в условно унитарных НКО, например, в общественном фонде (как мы знаем, учредителей должно быть не менее трех, так как ОФ является общественным объединением). А двое всегда могут скооперироваться против одного).

Что следует знать об общественных объединениях. Вам следует выбирать из форм именно общественных объединений, в случае, если ваша НКО планирует заниматься политической деятельностью, в т.ч. участвовать в выборах в представительные органы МСУ или общественным контролем (в том числе в госзакупках). Иные НКО просто для этого не подходят, так как не имеют реальных полномочий. Кроме того, вам следует помнить, что создать объединение могут только физ.лица численностью не менее трех. Кроме того, вам необходимо определиться с масштабом деятельности — будет ли оно местным (в границах нас.пункта), региональным, межрегиональным или общероссийским. Следует помнить, что для каждого вида такого объединения существуют свои условия по проживанию учредителей на территории деятельности ОО. Да, еще интересный факт — если у вас не планируются траты или приходы денежных средств, вам не нужно имущество, вы вправе заниматься деятельностью без регистрации в Минюсте. Соответственно, собираете участников, принимаете устав и работаете. Единственное, организация не приобретет прав юридического лица — вы не сможете открыть счет в банке, сформировать имущество и принимать пожертвования.

Нейминг. Самая интересная часть. Название у вас коротким не получится, особенно если вы регистрируете общественное объединение. Итак, формирование наименования происходит по следующей формуле:

Указание масштаба (местный, региональный, общероссийский)+ ОПФ (например, общественный фонд или организация) + указание характера деятельности (например, правозащитный или общественного контроля) + непосредственно наименование или имя/фамилия учредителя (необязательно) + регион или территория МО (например, г.Казани или Республики Татарстан). Таким образом, может получиться — Региональный общественный фонд правовой защиты «Право» Республики Татарстан.

С другими НКО легче — не обязательно указывать масштаб и регион или территорию деятельности. Все остальное должно присутствовать.

Ну вот, самое основное. Я не затрагивал тут порядок регистрации, ликвидации, вопросы управления и много других моментов. Задача стояла — дать основное понимание возможных форм деятельности и помочь определиться с выбором ОПФ, если вы решили регистрировать НКО.

Смотрите еще:

  • Гарант двойное гражданство Статья 3. Двойное гражданство Статья 3. Двойное гражданство 1. За лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если […]
  • Закон о банках и банковской деятельности казахстана О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан имеющего силу Закона, " О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" Постановление Президента Республики Казахстан […]
  • Козлова еи кутафин ое конституционное право См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., С Транскрипт 1 22 См.: Багданова Н.А. Ответственность в структуре конституционно-правового статуса субъекта […]
  • Гк рф с изменениями на 2018г Гк рф с изменениями на 2018г Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское […]
  • Владимир юрасов адвокат Адвокат Юрасов Владимир Станиславович Тел.: +7 (499) 391-06-68, +7 (985) 364-54-14 Регистрационный номер 77/4335 в реестре адвокатов г. Москвы. Член Президиума Международного Союза […]
  • Расчёт арендной платы госимущества в севастополе Постановление КМ Украины "О Методике расчета и порядке использования платы за аренду государственного имущества" от 4 октября 1995 г. N 786, Киев (С изменениями, внесенными Постановлением […]
  • Незаконное врачевание в ук рф Уголовный кодекс РФ c комментариями Комментарий к статье 235 1. Преступление, предусмотренное настоящей статьей, посягает на здоровье населения и порядок регулирования частной медицинской […]
  • Выплаты за второго ребенка в 2018 году в алтайском крае Выплаты и пособия на ребенка в Алтайском крае и Барнауле в 2018 году Пособия и выплаты на детей в регионах Выплаты и пособия на ребенка в Алтайском крае и Барнауле в 2018 году Детские […]

Комментарии запрещены.