Что считается скрылся с места дтп

Содержание:

Что считается скрылся с места дтп

Наказание за оставление места ДТП — лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток.

Что является оставлением места ДТП? В законодательстве такого определения не дано. Если говорить простым языком, то оставлением места ДТП будет являться действие водителя с целью скрыться с места ДТП.

Случай, когда водитель отъехал к обочине, чтобы освободить проезжую часть – не является оставлением места ДТП. Но это может быть нарушением Правил дорожного движения, т.к. освободить проезжую часть допускается только, если движение других транспортных средств невозможно (п. 2.5 Правил дорожного движения). Т.е. за это водитель может быть наказан, но не лишением прав или арестом, а штрафом в размере 1000 рублей.

В ПДД четко оговорены случаи, когда водитель может оставить место ДТП безнаказанно:

1. В экстренных случаях, если невозможно отправить пострадавших на попутном транспорте, то водитель должен доставить их на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение (при этом водитель должен сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия); предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

2. Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в подразделение полиции для оформления происшествия.

3. Если в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может быть осуществлено без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путем заполнения водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств соответствующих бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

И, как уже сказано выше, освободить проезжую часть (например, отъехать к обочине) допускается только, если движение других транспортных средств невозможно. Но необходимо предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортных средств, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

Поэтому можно сделать основной вывод: если в ДТП нет пострадавших, которым требуется срочная госпитализация (и попутного транспорта для их отправки в лечебное учреждение не найти), то сдвигать транспортные средства с места ДТП не надо до приезда ГИБДД. И только если транспортные средства совсем перекрыли проезд, то сдвинуть их с места можно только после составления схемы ДТП при участии свидетелей. И по возможности надо постараться сделать фотографии и(или) видео результатов ДТП и всех следов ДТП со всех возможных ракурсов.

И помните: знание — сила!

Какие случаи квалифицируются как скрылся с места ДТП

Ситуации, когда кто-то из участников скрылся с места ДТП, считаются серьезным административным правонарушением. Причем неважно, имелся ли у водителя злой умысел, или он уехал с места аварии из-за банальной невнимательности. Юристы Хонест проанализировали судебную практику и рассказывают, что суды понимают под сокрытием с места ДТП, и как действовать, если вас обвиняют в этом правонарушении.

Терминология и закон

В первую очередь любому водителю необходимо знать юридическую терминологию — что такое ДТП, какое наказание и за что предусматривает законодательство. В ст. 1.2 ПДД РФ дано такое значение:

ДТП — событие, возникшее во время движения транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Фактически ДТП это любое событие, оказываемое воздействие на человека или имущество. Стоит внимательно относится к ДТП с людьми. Например, водитель задел машиной пешехода. Смерти или ранения нет, из повреждений — запачканная одежда. Но если пешеход обратится в суд и будет признан ущерб его имуществу или тот же моральный ущерб, то трактовать это событие как ДТП все-таки возможно. Соответственно, если водитель скрылся с места — будет трактовка оставления места ДТП.

Другой пример — на стоянке один водитель открывал дверь и поцарапал ей другую машину. Если виновник скроется с места событий, то трактоваться это событие как виновник скрылся с места ДТП не будет. Конечно, к ответственности за повреждение имущества все-таки привлечь могут — но это совершенно другая статья.

Если виновник аварии скрылся с места ДТП и был пойман, то его ждет наказание. В зависимости от решения суда водителя может ждать:

  • Лишение прав сроком до полутора лет (в большинстве случаев);
  • 15 суток административного ареста.

За оставление места ДТП не накажут

Есть ситуации, когда водитель может уехать с места ДТП без последствий. Это возможно, если он будет исполнять свои обязанности, прописанные в ПДД, связанные с жизнью и здоровьем пострадавшего.

Авария с пострадавшими

Если водитель попадает в ДТП с пострадавшими, то в числе его обязанностей — вызвать помощь медиков и полицию. Есть оговорка — в случае экстренной необходимости водитель может самостоятельно доставить пострадавшего в больницу. Если это невозможно сделать с использованием попутного транспорта, то водитель может воспользоваться своей машиной, даже если она попала в ДТП.

Особенности таких ситуаций — существуют дела, когда водителей в таких ситуациях все-таки привлекали к ответственности за то, что они уехали с места ДТП. Например, лишение прав или арест может получить водитель, который сбил пешехода, доставил его в больницу, и затем не вернулся на место аварии и не вызвал полицейских. Или доставил в больницу пострадавшего, а в это время участники аварии вызвали полицию и сказали, что водитель сбежал — в такой ситуации поможет спокойствие и запись всего процесса на видеорегистратор. Лучше всего держать запись активной всегда, чтобы на нее попал и момент аварии, и ваши дальнейшие действия.

Авария без пострадавших

Если авария произошла, но пострадали только автомобили, возможностей у водителей больше. Но и опасностей для штрафа за скрытие с места ДТП также масса.

Водители могут оформить Европротокол. Если разногласий в том, кто виноват, нет, полицию привлекать не придется. Если есть — то нужно следовать инструкциям сотрудника ГИБДД, который может указать водителям самостоятельно прибыть в отдел. Соответственно, в таких ситуациях штрафа за оставление места ДТП не будет.

Когда признают оставление места ДТП

Если водитель попал в аварию и скрылся с места аварии по злому умыслу, это однозначно будет трактоваться как правонарушение. Но иногда водителю подвергаются административному преследованию по этой статье, даже не подозревая, что нарушили закон.

Решили вопрос самостоятельно

Банальная ситуация — один водитель не рассчитал габариты в пробке и чиркнул по капоту другой машины. Казалось бы, повреждений нет, небольшая царапина. Смысла что-то оформлять нет, вызывать сотрудников тоже. Водитель признает свою вину и предлагает пострадавшему решить вопрос на месте. Или слышит такое предложение от пострадавшего. Водитель-виновник уезжает с места аварии и на ближайшем перекрестке его тормозят сотрудники ГИБДД — пострадавший решил получить побольше денег и позвонил в полицию.

В таких ситуациях все же стоит оформить европротокол или хотя бы взять с другого водителя расписку о том, что он не имеет никаких претензий.

Другой водитель передумал

Другая ситуация — столкнулись два автомобиля. Оформляется Европротокол, один из водителей согласен признать за собой вину. Протоколы подписываются, признанный потерпевшим уезжает по своим делам. Виноватый же водитель внезапно решает поменять свое мнение и вызывает полицию — чтобы все-таки убедиться в том, что ПДД нарушил именно он.

Опять же, главное в таких ситуациях внимательность — изучите Европротокол, убедитесь, что другой автомобилист зафиксировал в письменном виде признание своей вины и поставил на вашей копии подпись. Рекомендуем снимать происходящее на видео.

Не заметил аварию

Если вы двигались по стоянке, задели крылом другой автомобиль и уехали — это в том числе будет признано оставлением места ДТП. В таких ситуациях рекомендация проста — будьте внимательны. Возможно, следует использовать второй видеорегистратор, который будет записывать то, что происходит сзади.

Практические рекомендации

Для обвиняемого

Что делать, если вас пытаются сделать виноватым в оставлении места ДТП? Зависит от деталей ситуации. Если вы действительно поцарапали чей-то автомобиль и уехали — скорее всего, ваши номера попали на запись чьего-то видеорегистратора или авария была зафиксирована камера наблюдения. Во многих случаях водителя, виновного в ДТП, находят. Однако в ряде случаев доказать вину не так просто, поскольку водитель успел отремонтировать ТС.

Иногда можно попасться на уловку мошенников. Водителя подрезали на дороге, машины останавливаются. Аварии вроде бы нет — чтобы не вступать в конфликт, водитель продолжает движение. Его догоняют, снова тормозят. Демонстрируют царапины на чужой машине и просят денег — иначе якобы вызовут полицию и оформят штраф за оставление места ДТП. В такой ситуации нужно внимательно оценить ситуацию. Возможно, вы действительно не заметили легкого касания. Или же, если на вашем авто нет следов, действительно стоит вызвать полицию. Если другой водитель будет настаивать на вашей вине, можно предложить ему сделать экспертизу ЛКП или кузова его авто. Исследование установит, действительно ли ваш автомобиль оставил на его машине царапину или вмятину — или это результат совсем другого ДТП.

Для пострадавшего

Для пострадавшего ситуация меняется в зависимости от вида полиса, которым застрахован автомобиль. Итак, виновник ДТП скрылся с места происшествия. ОСАГО или КАСКО — какая у вас страховка?

  • Если КАСКО, то проблем нет, ущерб возместят, искать виноватого не обязательно;
  • Если ОСАГО и виновник скрылся, то придется его искать — по правилам именно страховая компания виновника будет возмещать ущерб пострадавшего. Нет виновника — неясно, куда обращаться за компенсацией, соответственно, в страховой выплате будет отказано.

Принимайте во внимание все ситуации, когда водителя могут сделать виновным в оставлении места ДТП. Учитывайте их и берите с другого участника аварии расписку о его согласии с виной. И не теряйте спокойствия на дорогах.

В случае сложной и спорной ситуации звоните в Хонест, наши специалисты подскажут, что делать. Это бесплатно.

Травмпункт с лишением

Ежемесячно в прошлом году в январе, феврале, марте, апреле с места происшествия сбегало около полутора тысяч человек. В этом году максимальное количество сбежавших приходится на март — 890 человек. В остальные месяцы количество скрывшихся на 10 процентов меньше.

Точных причин такого резкого падения корреспонденту «РГ» выяснить не удалось. Хотя в ГИБДД считают, что причиной стал европротокол, который получил широкое распространение. Кроме того, суровые меры, которые принимают в ГИБДД для розыска и привлечения к ответственности таких нарушителей, тоже дали свои результаты. И не последнюю роль играет в этом распространение среди автомобилистов видеорегистраторов. В общем, нарушитель не уйдет не замеченным.

Однако по-прежнему остаться без прав водитель может даже за самые незначительные происшествия, не по его вине случившиеся. Все дело в том, как будут расценивать его действия сотрудники ГИБДД или суд.

Ситуация простая. Некий водитель выезжал из двора дома. Он остановился около дороги, чтобы пропустить движущийся транспорт. И тут почувствовал, что его машину кто-то стукнул. Он вышел из машины и увидел молодого человека, который стоял, облокотившись на его автомобиль.

Водитель поинтересовался, как чувствует себя молодой человек. Тот сообщил, что, вероятно, вывихнул ногу. Водитель предложил довезти пешехода до травмпункта, тот согласился. В травмпункте пешехода обработали, он написал расписку водителю о том, что претензий к нему не имеет. Он подвернул ногу, споткнувшись о парапет, и облокотился на машину, чтобы не упасть. Водитель любезно предложил его довезти до травмпункта.

Водитель позвонил по телефону 112 из травмпункта, сообщил о случившемся и спросил, что ему делать. Узнав, что пострадавший претензий к водителю не имеет, водителю разрешили ехать по своим делам. Увы, но буквально на следующий день водителю, который оставил все свои данные в травмпункте, позвонили из ГИБДД и сообщили, что возбуждают на него дело за оставление места ДТП.

Дело в том, что в травмпункте анализом причин происшествий не занимаются. Оттуда попросту отправляется телеграмма в ГИБДД с сообщением о том, что человек получил травму в результате контакта с автомобилем.

В соответствии с Правилами дорожного движения водитель после того, как доставил пострадавшего в медучреждение, обязан вернуться к месту аварии, чтобы оформить все, как положено. И это условие не зависит от того, имеет ли претензии пострадавший к водителю или не имеет. В данном случае претензии к водителю имеет государство.

Конечно, звонок по телефону 112 важен. Во всяком случае, он записывается. Если что, можно поднять информацию и убедиться, что такой звонок был. В суде это поможет. Ведь будет налицо отсутствие умысла скрыться с места происшествия. Будет подтверждение того, что водитель действовал согласно указаниям оператора.

Впрочем, оператор службы «112» — это не тот человек, указаниям которого необходимо строго следовать. Дело в том, что этот оператор должен был соединить водителя с дежурным подразделения полиции. И только дежурный мог принимать решения и давать указания и рекомендации водителю.

А в данной истории водитель попал в патовую ситуацию. Он ничего не нарушал. На его стоящую машину оперся пешеход. Он отвез этого пешехода в больницу, сообщил все свои данные, пешеход к нему претензий не имеет. Он даже позвонил и сообщил о происшествии в службу «112». Однако требования правил он не выполнил.

Есть интересное решение Верховного суда, в котором водитель, который уехал с места происшествия, но вернулся к моменту его оформления, не признается виновным в оставлении места происшествия. Но это решение касается случаев, когда в аварии не пострадали люди.

Тут возникает вопрос: что считать аварией? Аварией считается любое происшествие с транспортным средством. Если автомобиль врезался в забор, в бордюр, в дерево или кустарник, это еще не значит, что с места аварии можно уехать, даже если машина получила скромные царапины. Вполне возможно, что владелец бордюра, отбойника, дерева, забора или кустарника имеет материальные претензии на последствия этой аварии.

Именно по этой причине в Правилах дорожного движения четко прописано, в каких случаях водители могут оставлять место аварии без оформления в ГИБДД.

Если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов, то можно смело разъезжаться без оформления.

Напомним, что без вызова ГИБДД на место аварии можно обойтись лишь в нескольких случаях. Причем если в аварии есть пострадавший, то без полиции вообще никуда не деться. Даже если пешеход сам бросился водителю под колеса или, не заметив, врезался в багажник и при этом не имеет претензий. Если сразу после столкновения он убежал в неизвестном направлении, водителю лучше попытаться найти свидетелей, не двигаться с места происшествия, пока дежурный не даст определенных советов или на место не приедут инспекторы. Но сообщить о происшествии в полицию необходимо сразу после происшествия.

В конечном итоге это и безопасность водителя. Подставы с участием пешеходов, которые якобы случайно попали под колеса, становятся популярными.

Но если авария произошла без пострадавших, то есть возможность обойтись без вызова на место происшествия сотрудников дорожно-патрульной службы.

Если в ДТП пострадали только автомобили участников и не пострадали люди, можно разойтись на месте, обменявшись расписками об отсутствии претензий друг к другу.

Можно оформить европротокол, то есть заполнить бланки извещений о ДТП, если авария случилась с двумя автомобилям, нет пострадавших и споров о том, кто виноват. Далее эти заполненные бланки необходимо предоставить в свою страховую компанию обоим участникам. Это должен сделать и виновник ДТП. Иначе ему могут выставить регресс на всю сумму, выплаченную пострадавшему.

Также можно просто подъехать к любому посту ДПС или в любое подразделение ДПС и оформить аварию уже там, в теплом помещении. При этом необходимы оба участника. Необходимо на камеру зафиксировать все детали происшествия. Так, чтобы на фото было видно, где это произошло и какие элементы автомобиля пострадали.

А что касается истории с водителем, в машину которого врезался пешеход, то все закончилось благополучно. Водитель вместе с пешеходом пришли в ГИБДД и объяснили, что ДТП не было. Дело было закрыто.

Скрыться с места ДТП: несколько типичных историй с печальным концом

«Номер мобильного телефона определился, за эту ниточку потянули»

16.06.2016 в 16:39, просмотров: 47032

Наверное, не ошибусь, если предположу, что практически каждый автовладелец хоть раз в жизни попадал в неприятную ситуацию, когда, оставив свою машину без присмотра на час, на два, на ночь, а то и на неделю, обнаруживал на ней свежие повреждения: царапины, вмятины и т.д. Эти «автографы», как правило, анонимны. Ну, есть у наших водителей такая фишка: сматываться с места ДТП, если никто не видел, не думая о последствиях…

У меня нет ни гаража, ни тем более личного шофера, вот и приходится бросать авто где придется. Поэтому сюрпризы где-нибудь на бампере оттого, что кто-то неловко к нему притерся, увы, не редкость. Относиться к этому философски, как, к примеру, во Франции, где принято парковаться впритык, не всегда удается, потому что ремонт — это дорого. Но предъявлять счет обычно некому: не пойман — не вор.

Ясным апрельским вечером, гуляя с собакой, я вдруг услышала визг тормозов, вой клаксона и звук удара в узком проезде с тыльной стороны дома, где жители, и в том числе ваша покорная слуга, паркуют своих «коней». Первая мысль — двое не разъехались, и произошло глупейшее лобовое столкновение из-за того, что никто не хотел уступать. Но, к моему изумлению, водители, громко обменявшись «любезностями», благополучно разъехались. Нехорошее предчувствие заставило меня подойти поближе. Незнакомый мужчина сидел на корточках рядом с моей машиной.

— Извините, что вы тут делаете? — спросила я, думая, что это он меня зацепил и как честный человек не «свинтился», а решил рассмотреть повреждения и вызвать полицию.

— Записываю номер автомобиля, который вас стукнул, — ответил он, старательно выводя пальцем на пыльной двери буквы и цифры, вплоть до региона.

— Может, вы и марку запомнили?

— Запомнил: «Шкода Октавия».

— Боюсь спросить: а на цвет тоже обратили внимание?

— Белый. И еще. За рулем была женщина, наглая такая, даже не остановилась! — наблюдательный свидетель пылал праведным гневом.

Повреждения, на мой взгляд, выглядели скромно — потертости и царапины, но на этот раз я решила довести дело до конца: зря, что ли, свидетель старался!

Экипаж ДПС прибыл довольно быстро. Составили протокол. Предупредили, что если водителя установят — он наверняка будет все отрицать, и вообще надо готовиться к мучительному хождению по инстанциям: в подразделение ГИБДД, в суд, в страховую компанию, на сервис…

По наивности я думала, что виновницу аварии найдут молниеносно. Есть госномер, цвет и марка — что еще надо? К тому же информация была передана в «02», что называется, по горячим следам, и лихачка вряд ли успела покинуть пределы района.

Увы, механизм розыска раскручивается неспешно, особенно когда речь идет о мелком ДТП. Но Ирине П. в тот день отчаянно не везло! Ровно через четверть часа она устроила новое ДТП — на этот раз уже серьезную аварию. Надо ли говорить, что в группе разбора ее ждал неприятный сюрприз, потому что злополучная «Шкода» уже числилась в базе розыска.

«Подумаешь, притерли кого-то»

В таких случаях, что бы ни говорили автоюристы, приемлемой альтернативы лишению прав — в виде, допустим, крупного штрафа — нет, и нарушителю даже в случае мелкого ДТП (та же царапина на бампере) грозит почти то же, что и пьяному за рулем. Короче, сбежал с места аварии — стань пешеходом на год или полтора!

Впрочем, иногда судьи назначают административный арест до 15 суток, и некоторые водители радостно отправляются в спецприемник мести улицы или в настольные игры играть — главное, можно будет сразу сесть за руль.

По статистике, место ДТП оставляет каждый десятый водитель. Реальные цифры, конечно, выше, потому что далеко не все потерпевшие обращаются в полицию, считая, что это бесполезно.

— Каждый день водители скрываются с места аварии. Только за пять месяцев этого года в нашем административном округе произошло 248 случаев ДТП с пострадавшими, 33 человека оставили место аварии, 21 из них удалось разыскать. За этот же период зафиксировано 8690 мелких ДТП, скрылись 650, — рассказывает майор полиции Денис Муравьев, старший инспектор розыска Отдельного батальона ДПС ГИБДД по Западному административному округу. — В основном это достаточно молодые водители, в возрасте 25–35 лет; в последнее время отмечаем, что среди них стало больше женщин. Не потому, что они плохие водители. Просто количество автоледи стремительно растет.

Забавно, что некоторые даже не считают, что совершили ДТП: подумаешь, притерли кого-то на дороге или на парковке. Обычные отговорки: не заметил, не услышал, опаздывал за ребенком в школу, торопился к больному родственнику…

— Многие водители лукавят и в очень редких случаях признают свою вину, — говорит мой собеседник. — Особенно если нет свидетелей. Пытаются узнать, что у нас на них есть, в частности, интересуются видеозаписью с камер наружного наблюдения. К сожалению, часто мы сталкиваемся с плохим качеством записи, расплывчатым изображением. В такой ситуации водитель возмущается: «А где видно, что это я за рулем?!».

Интересуюсь, к каким еще хитростям прибегают люди, чтобы скрыть свою причастность к ДТП.

Около 6 утра на Минской улице водитель совершил наезд на пешехода и скрылся. Человек погиб, машину нашли во дворах. За рулем находился бывший сотрудник полиции. Такое тоже случается, хотя и очень редко, — констатирует майор Муравьев. — Он хотел заявить о якобы угоне своего автомобиля, но не успел: его быстро задержали. А по мелким ДТП часто бывает, что водители, которые покинули место аварии, обращаются в полицию в других округах, чтобы оформить ДТП, если у них КАСКО, и скрыть следы. Ремонтируют даже у официальных дилеров, но тем не менее есть достаточно примеров, когда этих предприимчивых автолюбителей удавалось изобличить.

Виновника вычислили по звонку в «скорую»

Для гаишников все аварии, в которых пострадало только «железо», от едва заметных потертостей во дворе до трассовых ДТП, где другие скорости и последствия, когда машина «в хлам», считаются мелкими. Виновников ищут, но, наверное, с меньшим рвением, чем тех, кто устроил ДТП с пострадавшими. Трещина в бампере или перелом руки — комплекс мероприятий по розыску один и тот же.

Когда пострадавший в результате аварии обращается за медицинской помощью в травмопункт или больницу, информация в обязательном порядке передается в службу 02. Как правило, описываются телесные повреждения и сообщается адрес, где произошло ДТП. Естественно, медики не знают ни номера, ни цвета машины, которая совершила наезд, а пострадавшему тем более не до этого.

— Некоторое время назад произошла такая история, — вспоминает старший инспектор розыска. — Бабушка 90 лет шла из аптеки домой. Во дворе стояла машина, в которой сидели молодые люди. Как нарочно, когда старушка проходила мимо, автомобиль двинулся задним ходом. Бабушка упала — ей много не надо. Перелом тазобедренного сустава. Кто-то из молодых людей вызвал «скорую», дождались приезда и уехали. Номер мобильного телефона определился, за эту ниточку потянули. Водитель был установлен и привлечен к ответственности.

Оставление места ДТП — тяжелая практика для водителей автобуса. Пожилого возраста пассажиры при резком торможении падают, ломают тазобедренный сустав. Это всегда расценивается как тяжкий вред здоровью, а в таком случае неизбежно наступает уголовная ответственность. Водитель обязан остановиться и вызвать полицию, но многие, передав пострадавшего в руки врачей, продолжают движение по маршруту, как будто ничего не случилось.

Вот человек случайно сбил пешехода и, чтобы не терять время, отвез его в больницу. Неужели это тоже расценивается как оставление места ДТП? Он ведь не просто сбежал, а действовал из лучших побуждений! Может быть, чью-то жизнь спасал. В такие моменты не до формальностей.

Так вот, инициатива наказуема. Даже если водитель лично отвез пострадавшего в медицинское учреждение, он обязан после этого вернуться на место и сообщить в полицию. Все-таки в городе лучше вызывать «скорую», потому что в некоторых случаях бывают такие повреждения, когда пострадавшего нельзя ни трогать, ни перемещать.

Записки на лобовом стекле и шантаж

Дорога в ад, как известно, вымощена благими намерениями. Моя коллега, выезжая из двора, случайно задела припаркованный автомобиль. В результате — трещина на бампере. Ждать приезда полиции журналистка не могла — опаздывала на важное интервью. Но как порядочный человек оставила под «дворниками» на ветровом стекле записку со всеми своими координатами в расчете на то, что владелец с ней свяжется, и они урегулируют вопрос компенсации вреда. Через несколько дней ей действительно позвонили, только из полиции, и сообщили, что она оставила место ДТП. Дальше — суд и лишение прав на год.

Так что записки лучше не писать. Очень часто пострадавшего не устраивает предложенная сумма, он начинает шантажировать честного водителя, выдвигать новые требования и в конечном счете заявляет на него в полицию.

— Я мог бы рассказать не одну историю на эту тему. Вот водитель задел пешехода. Остановился, переговорил с ним, тот махнул рукой: «Езжай, все нормально!», а потом написал заявление в полицию. По-человечески все понятно, водителю можно посочувствовать, но «лирика» в судах не применяется. Нельзя уезжать, даже если в вашу припаркованную машину врезался на велосипеде ребенок. Вы ни в чем не виноваты, но на следующий день мать потерпевшего заявит, что машина двигалась задом. И если происшествие не попало в камеру наружного наблюдения, доказать, что автомобиль стоял, будет практически невозможно.

Или пешеход сам налетел на машину, ушиб ногу или ударился лбом — надо обезопасить себя на месте и вызвать полицию. Лучше опоздать на работу, не успеть на свидание, пропустить визит к стоматологу, чем лишиться водительского удостоверения на год или полтора.

Помню только один случай, когда федеральный судья переквалифицировал такое правонарушение на более легкую часть, — рассказывает Денис Муравьев. — Водитель, останавливаясь на пешеходном переходе, в самый последний момент слегка задел пожилую женщину. Он довез ее до ближайшего медицинского учреждения, дождался, пока ей окажут помощь, и доставил ее домой. Съездил в аптеку, купил лекарства, дал денег и оставил свой телефон. А через три недели старушка обратилась с заявлением в полицию. Она рассчитывала, что мужчина будет и дальше оказывать ей материальную поддержку, а он «пропал и трубку не берет!». Мы этого водителя, конечно, установили, направили материал в суд, но судья учел все обстоятельства и назначил наказание в виде штрафа.

«Иногда машину прячут в соседнем дворе»

Если нарушитель все-таки благополучно скрылся после совершения ДТП и никаких сигналов от правоохранительных органов не получил, не стоит думать, что теперь можно расслабиться и забыть неприятный инцидент, как страшный сон. А вдруг в тот самый момент, когда он быстро сматывал удочки, его засекла местная «мисс Марпл» или чудесным образом сработала камера наружного наблюдения.

По словам моего собеседника, в случае, когда в аварии есть пострадавшие, возможно продлить расследование на срок до 6 месяцев, потому что необходимы временные затраты на истребование медицинских документов. Потом назначается судебно-медицинская экспертиза, и тогда нарушителя могут привлечь к ответственности уже по второму составу — причинение вреда здоровью.

Через какое время информация об оставлении водителем места ДТП появляется в базе? В любом случае — не сразу. Часто это зависит от тяжести последствий. Если на ваших глазах произошел наезд, и пешеходы полетели на крышу, а вы успели «отсканировать» госномер уходящего на скорости автомобиля, дежурная часть по вашему звонку оперативно примет информацию и передаст в управление ГИБДД. В любой камере на дороге, а их сегодня сотни, автомобиль будет «светиться».

— Иногда машину прячут буквально в двух шагах от ДТП, где-нибудь в соседнем дворе, — рассказывает майор Муравьев. — Девушка недавно сбила женщину с собакой, которые переходили дорогу в неположенном месте, да еще и в вечернее время. Удар пришелся на поводок, собака не пострадала, а женщину-пешехода затянуло под колеса. Девушка в панике бросила автомобиль в близлежащем дворе. Его нашли ровно через два часа по разбитому зеркалу и характерным повреждениям на капоте. А недавно удалось разыскать водителя, который, сдавая задом во дворе, задел девочку на самокате. В полицию сообщили только цвет седана, тем не менее мы его нашли.

Мальчики-мажоры тоже иногда фигурируют в сводках. Некоторые торопятся открутить номера, но это не всегда помогает. А шестнадцатилетнего студента МГИМО, который на своем квадроцикле сбил пешехода, от наказания спас возраст. Водительского удостоверения у юноши не было, а административный арест возможен только с 18 лет.

…В назначенное время мы с Ириной П. приехали в подразделение ГИБДД, где инспектор сравнил характер механических повреждений и их высоту на обоих авто — все совпало до сантиметра. На суде Ирина свою вину признала частично, уверяла, что просто не заметила наезда, и звука удара тоже не слышала: в салоне играла громкая музыка. И вообще во всем винила неизвестного водителя встречной машины, который якобы чуть не всадил ей в лоб.

Но суд признал женщину виновной в административном правонарушении и назначил ей наказание в виде лишения права управления транспортным средством сроком на один год.

Если бы Ирина не уехала с места ДТП, она не угодила бы в другую аварию и рулила бы себе дальше. После таких историй волей-неволей начинаешь верить в знаки судьбы, которые мы часто игнорируем…

Заголовок в газете: Стукнул. Сбил. Сбежал — свидетели найдутся
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27127 от 17 июня 2016 Тэги: ДТП, Суд, Авто , Компенсации Организации: ГИБДД Полиция Места: Россия

Скрылся с места ДТП — ответственность и последствия

Не все водители знают, что на некоторые аварии с участием автотранспорта можно не вызывать инспекторов ГИБДД. Участники происшествия могут оформить европротокол или договориться между собой о порядке возмещения ущерба.

В правилах прописано (пункт 2.6.1 ПДД РФ), что если нет пострадавших и повреждены только автомобили, если обстоятельства ДТП не вызывают разногласий, водители не обязаны сообщать о случившемся в полицию. Они могут оставить место ДТП и:

  • оформить документы о ДТП в ближайшем подразделении полиции (предварительно зафиксировав обстоятельства на фото или видео);
  • оформить документы по европротоколу – заполнить бланк извещения о ДТП в соответствии с правилами обязательного страхования (ОСАГО);
  • не оформлять документы о ДТП, если необходимость этого у водителей отсутствует.

При этом важно понимать, что не каждая авария считается ДТП. Если в результате не погибли и не ранены люди, не причинен какой-либо материальный ущерб (кроме имущества самого виновника аварии), такое событие не будет считаться дорожно-транспортным происшествием.

Однако, незнание вышеуказанного часто приводит к привлечению водителя к административному наказанию за «оставление места ДТП» и свою невиновность водителю приходится отстаивать в Верховном Суде РФ.

Так, Верховный Суд РФ в своем постановлении от 29.06.2017 (№ 92-АД17-2) встал на сторону автовладельца, не признав дорожно-транспортным происшествием утрату колеса автомобиля.

ВС РФ указал, что для отнесения события к дорожно-транспортному происшествию необходимо наличие движущегося по дороге транспортного средства, само событие должно быть связано с этим транспортным средством, а возникшие последствия события должны соответствовать перечисленным в понятии «дорожно-транспортного происшествия»: погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Когда не считается, что водитель скрылся с ДТП

  • Происшествие не требовало документального оформления со стороны ГИБДД;
  • Водитель уехал с ДТП, но вернулся.

Ниже перечислим распространенные ситуации, связанные с повреждением автотранспорта, которые не требуется оформлять как ДТП:

  1. На стоянке супермаркета дверь вашей машины распахнуло ветром и вы поцарапали соседний авто. Не является ДТП, так как автомобили стояли на месте, а не двигались по дороге. От возмещения причиненного ущерба это, тем не менее, не освобождает.
  2. При заезде (выезде) в собственный гараж вы повредили свой авто и створки ворот. Если не ранены люди, а ущерб причинен только самому себе — это не является ДТП. Ситуация не требует вмешательства органов ГИБДД.
  3. Вы съехали на машине с дороги, при этом не были повреждены ни другие авто, ни столбы, ни ограждения, ни деревья и т.д., а поврежден только ваш авто, – такое происшествие не нужно оформлять с привлечением сотрудников ГИБДД. Если автомобиль врезался в забор, столб, дорожное ограждение или дерево, то сообщать об этом в ГИБДД необходимо, так как это имущество кому-то принадлежит, а значит, их владельцу причинен ущерб.

Если водитель оставил подобное место происшествия, привлекать его за это к административной ответственности ошибочно.

Если вернулся на место ДТП

В 2016 году интересное решение вынес Верховный Суд РФ (постановление от 24.10.2016 № 127-АД16-5), а именно – отменил постановления нижестоящих судов, которые признали, что водитель покинул место ДТП, не смотря на то, что к моменту приезда сотрудников ДПС водитель вернулся и принимал участие в оформлении происшествия.

Из материалов следовало, что водитель на момент приезда сотрудников полиции находился на месте ДТП, обстоятельства происшествия были установлены с его участием, в протоколе об административном правонарушении им была сделана отметка о том, что место ДТП он не покидал, приезда сотрудников ДПС дождался, схема к протоколу осмотра подписана обоими участниками дорожно-транспортного происшествия.

Суд сделал вывод, что при таких обстоятельствах нет оснований для вывода об оставлении водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Ответственность за оставление ДТП водителем

Если водитель действительно попал в ДТП и скрылся с места происшествия, ему грозит административная ответственность по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ:

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Что еще нельзя делать после ДТП

Запрещается употреблять алкогольные напитки. Если вы прошли медицинское освидетельствование после ДТП и у вас на руках есть копия соответствующего протокола, то данный запрет на вас не распространяется. В любом другом случае водитель может быть привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 12.27 КоАП РФ – за невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием:

Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Дата публикации статьи: 12 сентября 2017 года
Последнее изменение: 07 марта 2018 года

Что будет, если скрыться с места ДТП?

Авария на дороге – это всегда стрессовая ситуация для ее участников. А все люди реагируют на стресс по разному. Одни остаются хладнокровными, и сразу же начинают действовать в своих интересах, другие просто выпадают из реальности на какое-то время, не осознавая сути происходящего. А есть и такие, кто начинает паниковать, и тут уже трудно ожидать от человека логичных и обдуманных поступков. Среди тех, кто стал виновником ДТП, есть много людей, у которых первой мыслью было скрыться с места ДТП, убежать и спрятаться. Кто-то сумел взять себя в руки и остаться, кто-то все-таки последовал своим эмоциям и уехал.

Почему нужно остаться на месте аварии?

Самыми распространенными ситуациями, когда виновник аварии сбегает с места происшествия, является наезд на пешехода. Это можно объяснить тем, что водитель очень сильно боится последствий, ведь автомобиль способен причинить человеку значительный вред. К тому же у самого автомобиля практически не остается повреждений, и он точно на ходу, что позволяет ему скрыться с места преступления.

Но моральные и нравственные принципы должны превозмочь страх перед ответственностью. Главное в такой ситуации — это помочь потерпевшему. Может оказаться так, что сделать это больше некому. И если водитель останется, он сможет спасти чью-то жизнь. С юридической точки зрения оказание помощи тоже скажется положительно при вынесении решения. А вот если скрыться с места ДТП, то даже если водитель не был виновен в нарушении ПДД, то его ожидает наказание.

Еще одним доводом в пользу того, чтобы остаться и помочь, является возможность смягчить наказание при помощи того факта, вовремя оказанная помощь не допустила ухудшения состояния потерпевшего. Если пешеход или человек, находящийся в другом автомобиле выжил, то при квалификации преступления будет проходить нанесение повреждений средней тяжести или тяжких увечий, но не смерть потерпевшего .

Ответственность за оставление места столкновения

В настоящее время за оставление места аварии законодательством предусматривается только админ. ответственность. Ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ утверждены такие правовые последствия за подобный проступок:

  • арест на срок до 15 суток;
  • лишение прав на срок от 1 года до 1.5 лет.

Если последствия ДТП требуют применения уголовной ответственности, то оставление места ДТП будет выступать в качестве повода для ужесточения наказания.

Кому административный арест не положен?

Существует категории граждан, в отношении которых никогда не применяется такое административное наказание, как арест. К ним относятся:

  • беременные;
  • женщины с несовершеннолетними детьми до 14 лет;
  • инвалиды 1-2 групп;
  • сотрудники спецотделов и полиции;
  • военнослужащие;
  • юноши, призванные на сборы.

Если человек, входящий в одну из таких категорий, скрылся с места ДТП, он заплатит административный штраф 1000 рублей и лишится водительского удостоверения на 1,5 года.

Что будет со страховкой, если скрылся с места ДТП

Если автолюбитель скрылся с места ДТП – наказание последует не только от органов правопорядка, но и страховщика. Согласно п. 76 Правил ОСАГО, страховая компания вправе предъявить виновнику ДТП, который покинул место ДТП, регрессный иск и потребовать с него компенсации всей денежной суммы, выплаченной пострадавшему лицу.

Когда можно покинуть место ДТП?

1. Автомобили-участники ДТП препятствуют передвижению легкового и грузового транспорта. В этом случае их разрешается передвинуть на более безопасный участок дороги, предварительно сфотографировав их первоначальное положение с помощью фотоаппарата или мобильного телефона, и заручившись показаниями свидетелей.

2. Схема ДТП составлена и согласована всеми участниками ДТП. Тогда можно добраться до ближайшего поста ДПС или отделения ГИБДД для оформления всей нужной документации, не опасаясь получения обвинения – «скрытие с места ДТП».

3. В аварию попали люди, им требуется оказать срочную медицинскую помощь. Согласно п. 2.6 ПДД РФ, водитель может доставить пострадавших на собственном автомобиле в ближайшую больницу, если нет возможности вызвать скорую помощь или воспользоваться попутным транспортом.

Покидая место происшествия, водителю следует подстраховаться, по возможности сделать четкие фотографии места происшествия, разбитых элементов автомобилей, внешнего вида обоих машин со всех сторон и с номерами, следов торможения, осыпей и обломков деталей.

Что будет если уехал с места ДТП в больницу, и не вернулся?

Любой участник ДТП может доставить раненого человека в больницу, сообщить сотрудникам учреждения свою фамилию и имя, номер транспортного средства, а затем вернуться на место происшествия. Если он этого не сделал, то нарушил закон и правоохранительные органы вправе предъявить ему обвинение – «скрытие с места преступления», и инициировать судебное разбирательство.

Кому грозит ответственность за оставление места ДТП?

Не всегда водители, уехавшие с места аварии, нарушают закон. На вопрос: что будет, если скрыться с места ДТП, в результате которого есть пострадавшие, ответ однозначный – наказание, предусмотренное законом. Но если пострадавших в результате аварии, нет, стороны претензий друг к другу не имеют, то никто не будет наказывать водителей, за то, что они разъехались. Однако в таком случае претензий к страховой тоже быть не может. Если все же водитель хочет получить компенсацию за повреждение автомобиля, договорившись с виновником аварии, они могут подписать Европейский протокол без вызова сотрудников ГИБДД, и разъехаться. Также не считается правонарушение съезд с места аварии для доставления пострадавших в больницу.

Правила европротокола

Если водитель покинул место ДТП, оформив еропротокол с другой стороной, то это не считается правонарушением. Единственный нюанс – Европейский протокол должен составляться при соблюдении ряда условий:

  • В аварии должны участвовать только два автомобиля.
  • У обоих водителей должен быть оформлен страховой полис.
  • Во время происшествия не должны пострадать люди – водители, пассажиры, пешеходы.
  • Общая сумма ущерба не должна превышать 50 тысяч рублей.
  • Участники аварий не должны иметь разногласий по обстоятельствам происшествия.

В течение 15 дней каждый участник ДТП должен обратиться в свою страховую компанию с извещением о ДТП, заполненным в соответствии правилами ОСАГО. Поскольку в последнее время участились случаи мошенничества с европротоколом, некоторые страховые компании отказывают его принимать, ссылаясь на ошибки в оформлении. Тогда документ следует отправить заказным письмом, дождаться официального отказа, и на его основании обращаться в суд.

С 01.10.2016 года ущерб по ОСАГО в некоторых регионах увеличен до 400 тысяч рублей – Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области. Однако и здесь существуют ограничения при составлении европротокола – автомобиль должен быть оснащен спутниковой системой, чтобы страховая компания могла точно установить место происшествия.

Смотрите еще:

  • Нотариус продажа доли ооо Продажа доли в ООО: особенности сделки Востребованная услуга среди членов обществ – продажа доли в ООО. Нотариус Леонтьев Евгений Владимирович предлагает услуги по оформлению продажи доли […]
  • Хулиганство статья 158 Статья 20.1 КоАП РФ. Мелкое хулиганство Защитить личную неприкосновенность каждого гражданина и его человеческое достоинство от противоправного поведения других индивидов призваны нормы […]
  • Закон о алкоголе в самаре Алкоголь в Самарской области теперь продают с 08:00 до 23:00 Покупать спиртное в Самарской области стало проще. 28 декабря были официально опубликованы поправки а действующий […]
  • Изменения в ст 727 коап рф Внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях и закон об исполнительном производстве Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные […]
  • Поправки уголовного кодекса на 2018 год статья 105 Поправки к статье 105 ук рф 2018 В случае принятия законопроекта за исследование, поиск, разведку, разработку и добычу (вылов) природных ресурсов смогут наказывать принудительными работами […]
  • О признании права собственности на земельный участок снт О признании права собственности на земельный участок снт " Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными […]
  • Езда в нетрезвом виде на мопеде Разъясняем законодательство За езду на мопеде в нетрезвом виде могут лишить свободы Вопрос: Предусмотрена ли ответственность за управление мопедом в состоянии алкогольного […]
  • Как вернуть одолженные деньги по расписке Возврат долга при отсутствии свидетелей и расписки Порой случается, что один человек занимает другому какую-нибудь сумму денег без письменного закрепления условий договоренности, а лишь […]

Комментарии запрещены.