1 ст 188 коап рф

Статья 16.1 КоАП РФ. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки (действующая редакция)

1. Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств — членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств — членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, —

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза —

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 23.06.2016 N 207-ФЗ.

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. Для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 16.1 КоАП РФ

1. Специфика имущественных отношений в сфере таможенного регулирования — во властном подчинении одной стороны другой; согласно п. 3 ст. 2 ГК гражданское законодательство в этой сфере не применяется.

В соответствии с ч. 2 ст. 74 Конституции РФ, а также п. 3 ст. 1 ГК ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

2. Статья 11 Таможенного кодекса РФ следующим образом определяет значения основных понятий комментируемой статьи:

товары — любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства к товарам не относятся;

российские товары — товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ, т.е. не вывезенные с таможенной территории РФ товары, полностью произведенные в РФ, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории РФ, и товары, изготовленные в РФ из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ;

иностранные товары — товары, не являющиеся российскими товарами;

товары, находящиеся под таможенным контролем, — иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории РФ до фактического пересечения таможенной границы;

транспортные средства — любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами;

перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств — совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом;

ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ — фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные Таможенным кодексом РФ действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами;

вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ — подача таможенной декларации или совершение иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные Таможенным кодексом РФ действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

3. Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу, таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики обязаны представлять для таможенного контроля в таможенные органы документы и сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Таможенный орган запрашивает документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в письменной форме и устанавливает срок их представления, который должен быть достаточен для этого. По мотивированному обращению лица данный срок продлевается таможенным органом на время, необходимое для представления указанных документов и сведений (ст. 363 Таможенного кодекса РФ; исчерпывающий перечень форм таможенного контроля установлен ст. 366 Таможенного кодекса РФ).

4. Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) (приложение к письму ГТК России от 30 сентября 2002 г. N 01-06/39049) перемещение товаров и транспортных средств вне установленных мест выражается в пересечении таможенной границы РФ, минуя зоны, через которые должно осуществляться такое пересечение. Местами пересечения таможенной границы РФ являются зоны таможенного контроля, которые создаются вдоль таможенной границы Российской Федерации в соответствии со ст. 362 ТК РФ, и Приказом ГТК России от 13 июля 2000 года N 594 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля». Кроме того, в каждом таможенном органе определяются конкретные места для проведения таможенного контроля (досмотровые залы, площадки для автомашин и т.п.), которые могут находиться как в непосредственной близости от места пересечения таможенной границы, так и на значительном расстоянии от него. Соответственно, объективную сторону данного правонарушения составляет пересечение таможенной границы Российской Федерации как вне места расположения таможенного органа, так и вне места, предназначенного для осуществления таможенного контроля.

Нормативными актами по таможенному делу для отдельных видов товаров и транспортных средств могут быть установлены строго определенные места (пункты пропуска), через которые допускается их перемещение (например, Приказы ГТК России от 5 апреля 2000 N 280 «Об определении мест пересечения таможенной границы Российской Федерации для ввоза мяса птицы автомобильным видом транспорта», от 27 декабря 2000 N 1219 «Об определении мест таможенного оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов», от 19 октября 2001 N 1002 «Об определении мест вывоза»). Однако следует иметь в виду, что деяние, выражающееся в перемещении товаров и транспортных средств вне специально определенного для них места, но в месте расположения другого таможенного органа, не может рассматриваться как перемещение помимо таможенного контроля.

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ вне времени работы таможенного органа составляет объективную сторону данного правонарушения, даже если такое перемещение производилось в установленных местах.

Перемещение товаров и транспортных средств с сокрытием от таможенного контроля может осуществляться одним из следующих способов:

— путем использования тайников, к которым относятся места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации) либо специально оборудованные и приспособленные (т.е. подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товара в чемодане с двойным дном, в специальных полостях под подкладкой одежды и т.п.);

— путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, к которым могут быть отнесены различные ухищренные способы утаивания товаров, такие как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального досмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товара в шинах автомобиля и т.п.);

— путем придания одним товарам вида других, под которым понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида.

Под недействительными документами, использование которых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу составляет объективную сторону комментируемого правонарушения, понимаются:

а) поддельные документы, т.е. полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа или печати и т.п.);

б) документы, полученные незаконным путем, т.е. выданные с нарушением порядка их выдачи, либо полученные в результате предоставления в качестве оснований для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо полученные в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;

в) документы, содержащие недостоверные сведения, — документы, которые фактически являются подлинными, но содержат сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать, и т.п.), однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные) являются ложными;

г) документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, — документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу Российской Федерации других товаров и транспортных средств;

д) иные недействительные документы, к которым могут относиться документы, не имеющие юридической силы или утратившие ее (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т.п.).

В диспозиции ст. 16.1 КоАП содержится указание на то, что она не применяется в случаях, предусмотренных ст. 16.2 КоАП. С учетом наличия аналогичной оговорки только в ч. 1 ст. 16.2 КоАП вопрос о квалификации деяния, содержащего признаки обеих статей, должен решаться следующим образом.

При наличии признаков незаконного перемещения товаров или транспортных средств, выражающегося в их перемещении помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, деяние подлежит квалификации по ст. 16.1 КоАП даже при одновременном наличии признаков недекларирования (например, физическое лицо прошло через «зеленый» коридор, имея при себе товар, подлежащий обязательному письменному декларированию, сокрыв его в дополнительной полости под подкладкой одежды).

Вместе с тем деяние, выражающееся в представлении при декларировании товаров недействительных документов, на основании которых в декларации указываются недостоверные сведения, подлежит квалификации по ч. 2 ст. 16.2 КоАП, несмотря на наличие признаков правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 КоАП. Такие случаи возможны при вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ, когда перемещение товаров и транспортных средств сопровождается подачей таможенной декларации. Например, при декларировании вывозимых товаров с представлением копии недействительного паспорта сделки и указанием реквизитов этого паспорта сделки в таможенной декларации.

5. Согласно п. 1 ст. 390 Таможенного кодекса РФ для идентификации товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, могут быть использованы пломбы, печати, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, проставлены штампы, взяты пробы и образцы товаров, произведено подробное описание товаров и транспортных средств, составлены чертежи, изготовлены масштабные изображения, фотографии, иллюстрации, другие средства идентификации.

Средства идентификации товаров, помещаемых под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита, определены п. 2 ст. 83 Таможенного кодекса РФ. Применительно к экономическому таможенному режиму переработки на таможенной территории способы идентификации товаров в продуктах их переработки установлены п. 1 ст. 175 Таможенного кодекса РФ, о способах идентификации товаров, определенных при помещении товаров под другие экономические таможенные режимы, см. ст. 189, 199 Таможенного кодекса РФ.

О средствах идентификации, установленных Таможенным кодексом РФ применительно к конкретной таможенной процедуре, таможенному режиму, см. ст. 83, п. 1 ст. 104, п. 1 ст. 169, ст. 189, ст. 199 Таможенного кодекса РФ.

Согласно п. 6 Правил доставки товаров под таможенным контролем, утвержденных Приказом ГТК России от 20 мая 1996 г. N 304 (зарегистрирован в Минюсте России 15 апреля 1997 г. N 1291), товары, доставляемые в соответствии с указанными Правилами, должны быть идентифицированы таможенным органом отправления и таможенным органом назначения.

Идентификация таможенным органом отправления производится после идентификационного досмотра путем наложения пломб, печатей, нанесения идентификационных знаков, проставления штампов, использования описания товаров, чертежей, масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации.

Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев реальной угрозы уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. При возникновении указанных обстоятельств перевозчик обязан незамедлительно сообщить ближайшему таможенному органу об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представить доказательства существования указанной угрозы.

Идентификация товаров путем проставления пломб и печатей на грузовые отделения транспортных средств производится в случаях, когда такие транспортные средства соответствуют Правилам оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, утвержденным Приказом ГТК России от 19 августа 1994 г. N 426 (зарегистрирован в Минюсте России 2 сентября 1994 г. N 678).

Если в таможенном органе отправления идентификационный досмотр не проводился, в качестве средств идентификации могут признаваться пломбы и печати транспортных организаций или отправителей товаров.

Печати и пломбы не проставляют на грузовые отделения транспортных средств при доставке животных и иных товаров, к которым необходим доступ во время доставки.

При доставке товаров, в том числе тяжеловесных и громоздких, в открытых транспортных средствах или в транспортных средствах, не соответствующих Правилам оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами (когда такие перевозки допускаются законодательством о таможенном деле), средства идентификации по решению должностного лица таможенного органа могут налагаться на отдельные грузовые места, в качестве средств идентификации могут использоваться описание товаров, чертежи, масштабные изображения, фотографии, иллюстрации. Товаросопроводительные документы (в том числе счета-фактуры или счета-проформы) являются средствами таможенной идентификации.

Идентификация товаров таможенным органом назначения производится путем проверки средств идентификации таможенного органа отправления, проведения идентификационного досмотра и осуществления таможенного контроля в иных формах.

6. Перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, квалифицируется как преступление (контрабанда) (ч. 1 ст. 188 УК).

7. Индивидуальные предприниматели — нарушители таможенных правил несут административную ответственность в соответствии с санкцией комментируемой статьи как должностные лица; физические лица — нарушители, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и не наделенные полномочиями должностного лица, привлекаются к административной ответственности, установленной санкцией рассматриваемой статьи для граждан (о корреляции статуса индивидуального предпринимателя и должностного лица см. комментарий к ст. 2.4).

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, при совершении ими административного правонарушения в области таможенного дела несут административную ответственность в соответствии с санкцией комментируемой статьи как должностные лица; при этом к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не может быть применено административное наказание в виде административного штрафа (см. комментарий к ст. 2.5).

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. п. 8 комментария к ст. 15.26).

Статья 188. Контрабанда

Комментарий к статье 188

1. При описании состава преступления, предусмотренного в комментируемой статье, использовано множество бланкетных признаков (таможенная граница, товары, таможенный контроль, декларирование и т.д.), для уяснения содержания которых необходимо обращение к таможенному законодательству и прежде всего к Таможенному кодексу РФ.

Товары определены в Таможенном кодексе РФ (подп.

СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

Незаконное перемещение товаров через таможенную границу преследуется в уголовном порядке при их стоимости, превышающей 250 тыс. руб. (крупный размер).

Таможенный кодекс РФ не называет помимо товаров «иные предметы», как это сделано в ч. 1 ст. 188 УК. Не предусмотрены «иные предметы» и в статьях КоАП РФ об ответственности за правонарушения в области таможенного дела, которые отличаются от аналогичных случаев уголовно наказуемой контрабанды только размером.

Надо иметь в виду, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян» признано не соответствующим ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 19, ч. 2 ст. 54 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ нормативное положение ч. 1 комментируемой статьи в той мере, «в какой оно позволяет — во взаимосвязи с примечанием к статье 169 данного Кодекса — при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации недекларированной или недостоверно декларированной иностранной валюты и (или) валюты РФ в крупном, т.е. превышающем в эквиваленте 250000 рублей, размере признавать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в Российскую Федерацию без письменного декларирования».

2. Объективная сторона контрабанды включает действие, определяемое в законе как «перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов», совершаемое одним из указанных в законе способов.

Таможенной границей являются пределы таможенной территории РФ (территории РФ), а также пределы (периметры) особых экономических зон, находящихся на территории РФ и создаваемых в соответствии с федеральными законами, и пределы (периметры) находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ (т.е. за пределами Государственной границы) искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию (ст. 2 Таможенного кодекса РФ). Таким образом, таможенная граница РФ в основном совпадает с Государственной границей РФ, за указанными исключениями, в силу которых перемещение товаров через таможенную границу РФ возможно и в пределах таможенной территории РФ (например, ввоз (вывоз) товаров в пределы (из пределов) особой экономической зоны с остальной части территории РФ).

3. Перемещение товаров через таможенную границу — это совершение действий по ввозу товаров на таможенную территорию РФ или вывозу их с этой территории (подп. 7 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ). Из определений ввоза и вывоза, содержащихся в Таможенном кодексе РФ (подп. 8 и 9 п. 1 ст. 11), можно сделать вывод, что это, как правило, не одномоментные действия, а система целенаправленных действий. Данные положения таможенного законодательства, безусловно, следует иметь в виду при анализе уголовно-правовой нормы, но с определенными поправками на то, что при контрабанде происходит криминальное перемещение товаров через таможенную границу, когда не соблюдается установленный порядок перемещения.

4. Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях соблюдения таможенного законодательства РФ. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения и иных местах. Товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до момента (по общему правилу) выпуска их в свободное обращение. Российские товары считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории РФ с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ, и до пересечения таможенной границы.

5. Перемещением товаров помимо таможенного контроля будет их перемещение через таможенную границу РФ (ввоз или вывоз) вне определенных таможенными органами мест (таможен, таможенных постов) или вне установленного времени производства таможенного оформления. Сюда же относятся случаи перемещения товаров путем прорыва таможенной границы — открытое перемещение, минуя таможенный контроль, а также перемещение, осуществленное в установленном месте, но при этом таможенный контроль не проводился в результате подкупа должностного лица.

6. Сокрытием от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, признается любое их утаивание путем использования различных тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, в частности путем придания одним товарам вида других (камуфлирование, маскировка и т.п.). Иногда преступники для сокрытия контрабандно перемещаемых товаров (например, наркотиков) используют естественные полости тела человека.

7. Перемещение товаров с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации связано с предоставлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, недействительных документов или документов, относящихся к другим товарам, либо с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, но относящегося к другим товарам и транспортным средствам.

8. Недекларирование или недостоверное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу, — это незаявление по установленной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Незаконность подобных действий связана с нарушением установленной таможенным законодательством обязанности декларировать товары, перемещаемые через таможенную границу, путем заявления в таможенной декларации или иным способом, в письменной, устной или конклюдентной форме, сведений о товарах и других сведений, необходимых для таможенных целей (ст. ст. 123 и 124 Таможенного кодекса РФ).

9. Для признания контрабанды оконченным преступлением необходимо, чтобы с использованием указанных в законе способов (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, недекларирование или недостоверное декларирование и др.) имело место фактическое перемещение товаров через таможенную границу РФ. Это положение равно относится к случаям как ввоза, так вывоза товаров, однако требует конкретного рассмотрения применительно к различным ситуациям.

При перемещении товаров на таможенную территорию России помимо мест, где осуществляется таможенный контроль, преступление окончено с момента фактического перемещения их через таможенную границу, так как уже с этого момента субъект получает возможность распоряжаться по своему усмотрению контрабандно ввезенными товарами. Иная ситуация имеет место при ввозе товаров на таможенную территорию РФ через пункты пропуска через Государственную границу, где одновременно проводится таможенный контроль и таможенное оформление. Эти пункты располагаются не непосредственно на Государственной (таможенной) границе РФ, а на определенном, иногда значительном отдалении от нее (например, в аэропортах, морских и речных портах). Практически во всех подобных случаях перемещение товаров через таможенную границу происходит до того, как перевозчик доставляет ввезенные им товары в пункт пропуска через Государственную границу РФ, где он обязан предъявить их таможенному органу (п. 2 ст. 69 Таможенного кодекса РФ). При этом пересечение таможенной границы при наличии умысла на контрабанду еще не образует оконченного состава преступления, что произойдет при прохождении зоны таможенного контроля (фактическом выпуске товаров) с сокрытием контрабандного товара от таможенного контроля, обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, недекларированием или недостоверным декларированием. При обнаружении контрабандных товаров при таможенном контроле содеянное следует рассматривать как покушение на контрабанду.

При вывозе товаров моментом окончания преступления является фактическое пересечение ими таможенной границы. Все иные действия, непосредственно направленные на вывоз товаров (подача таможенной декларации, содержащей недостоверные сведения, вход (въезд) физического лица с контрабандно перемещаемыми товарами в зону таможенного контроля и т.п., в том числе и прохождение зоны таможенного контроля), образуют покушение на контрабанду, поскольку до момента пересечения таможенной границы товары считаются находящимися под таможенным контролем. В силу этого до момента фактического пересечения таможенной границы у субъекта остается возможность добровольного отказа от совершения преступления.

В связи с этим трудно согласиться с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2008 N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» . Так, в п. 5 Постановления указано, что при ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию РФ контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров или иных предметов в связи с обнаружением того, что их ввоз совершается одним из указанных противоправных способов, в том числе в случаях обнаружения данного факта при представлении таможенному органу указанных документов в процессе осуществления таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, помещения товаров под таможенный режим либо выпуска товара или иных предметов.

Российская газета. 2008. N 123.

В случаях, когда в процессе перемещения товаров или иных предметов обманное использование документов или средств таможенной идентификации, а равно факты недекларирования, недостоверного декларирования или сокрытия от таможенного контроля обнаружены не были, преступление, предусмотренное ст. 188, считается оконченным с момента принятия таможенными органами решения о выпуске товара или иных предметов, а в случае непринятия такого решения по причине уклонения лица от завершения таможенной процедуры — с момента совершения уголовно наказуемых действий по фактическому выведению товаров или иных предметов из-под таможенного контроля.

Контрабанду, совершенную при ввозе на территорию Российской Федерации товаров или иных предметов помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, следует считать оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы Российской Федерации только в тех случаях, когда оно произошло вне пунктов пропуска через Государственную границу РФ и вне иного места (коридора), установленного для следования товаров к месту прибытия, если такое место расположено не на границе, а в глубине таможенной территории РФ.

Контрабанду, совершенную при вывозе товаров или иных предметов с таможенной территории РФ, следует считать оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверности сведений, указанных лицом в представленной им таможенной декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, если такие действия совершались противоправными способами, перечисленными в ч.

К числу действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, помимо подачи таможенной декларации относятся иные предусмотренные Таможенным кодексом РФ действия с указанными товарами или предметами до фактического пересечения ими таможенной границы (вход или въезд физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу РФ в целях убытия его с таможенной территории РФ, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории РФ, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством РФ мест).

Указанное разъяснение Пленума Верховного Суда РФ фактически исключает стадии совершения рассматриваемого преступления.

10. Субъектом контрабанды может быть лицо, достигшее возраста 16 лет, непосредственно участвовавшее в выполнении объективной стороны преступления либо выполнившее объективную сторону контрабанды путем использования лица, не осведомленного о незаконности совершаемых действий (посредственный исполнитель).

Контрабанда совершается с прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что незаконно перемещает товары через таможенную границу РФ одним из указанных в законе запрещенных способов, и желает этого.

11. Для вменения контрабанды, предусмотренной ч. 2 ст. 188, необходимо, чтобы сознанием виновного охватывались те характеристики предметов контрабанды, которые повышают ответственность за содеянное. Крупный размер предметов контрабанды по ч. 2 ст. 188 не требуется.

О наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах см. комментарий к ст. 228; об инструментах и оборудовании, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, — комментарий к ст. 228.2; сильнодействующих и ядовитых веществах — комментарий к ст. 234.

Порядок перемещения через таможенную границу наркотических средств, психотропных, ядовитых и отравляющих веществ установлен Постановлением Правительства РФ от 16.03.96 N 278 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ» .

СЗ РФ. 1996. N 13. Ст. 1350.

Под отравляющими веществами понимаются химические реагенты и их соединения, воздействующие на центральную нервную систему и органы дыхания и даже в незначительном количестве вызывающие их поражение, однако не относящиеся к химическому оружию.

О радиоактивных веществах и ядерных материалах см. комментарий к ст. 220.

Порядок экспорта и импорта радиоактивных веществ определяется Положением о порядке вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ и изделий на их основе, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.96 N 291 .

Ввоз из иностранных государств на территорию России отработанного ядерного топлива в целях его переработки осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и ее международными договорами.

Радиационные источники — не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение (ст. 3 Федерального закона от 21.11.95 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» ).

СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.

Об огнестрельном оружии, боеприпасах, взрывчатых веществах, взрывных устройствах см. комментарий к ст. 222.

Общие положения о порядке ввоза на территорию России и вывоза из России оружия и патронов к нему сформулированы в ст. 17 Федерального закона от 13.12.96 N 150-ФЗ «Об оружии» .

СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.

Перемещение взрывчатых веществ через таможенную границу РФ регламентируется Постановлением Правительства РФ 12.07.2000 N 512 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации и транзита по территории Российской Федерации взрывчатых веществ, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий».

Предметом контрабанды, предусмотренной ч. 2 ст. 188, может быть любое огнестрельное оружие: боевое, служебное, гражданское (спортивное, охотничье как с нарезным стволом, так и гладкоствольное). В комментируемой статье отсутствует оговорка, включенная законодателем в ст. 222 УК («за исключением гражданского гладкоствольного, его основных частей и боеприпасов к нему»).

Предметом контрабанды по ч. 2 ст. 188 следует также признать и основные части огнестрельного оружия, определяющие его функциональное назначение (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка, ударно-спусковой и запирающий механизмы), тем более в случаях, когда оружие перемещается в разобранном виде.

Вооружение и военная техника определены в ст. 1 Федерального закона от 19.07.98 N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» как «комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники)».

СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610.

Оружие массового поражения — ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие; средства доставки — ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения (ст. 1 Федерального закона от 18.07.99 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» ).

СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.

О материалах и оборудовании, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, говорится в целом ряде указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ .

См., например: Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утв. Указом Президента РФ от 05.05.2004 N 580 // СЗ РФ. 2004. N 19 (ч. II). Ст. 1881; Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утв. Указом Президента РФ от 14.01.2003 N 36 // СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 208; Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.06.2001 N 462 // СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2677.

Здесь имеются в виду материалы и оборудование так называемого двойного назначения, которые в принципе имеют мирное назначение, но могут быть использованы для создания соответствующего оружия и средств его доставки. Общие принципиальные положения, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в отношении материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, предусмотрены в Федеральном законе «Об экспортном контроле».

О культурных ценностях, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, и о самих этих правилах говорится в Законе РФ от 15.04.93 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» . Положения Закона конкретизированы в Приказе Россвязьохранкультуры от 14.03.2008 N 117 «О Перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации» .

Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 20. Ст. 718.

БНА РФ. 2008. N 24.

О стратегически важных сырьевых товарах, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, говорилось в Указе Президента РФ от 14.07.92 N 628 «О порядке экспорта стратегически важных сырьевых товаров» и в Постановлении Правительства РФ от 26.06.92 N 434 «Об утверждении Перечня стратегически важных сырьевых товаров, экспорт которых осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными Министерством внешних экономических связей Российской Федерации», которые в настоящее время не действуют.

12. Для привлечения к ответственности по п. «б» ч. 3 ст. 188 необходимо установить, что служебное положение должностного лица, его должностные полномочия использовались именно для перемещения товаров через таможенную границу одним из указанных в законе способов. Поэтому субъектом контрабанды с использованием служебного положения могут быть прежде всего должностные лица, являющиеся сотрудниками Федеральной таможенной службы, осуществляющие таможенный контроль, таможенное оформление и проводящие таможенную идентификацию товаров или транспортных средств, а также должностные лица, освобожденные в силу ст. 386 Таможенного кодекса РФ от определенных форм таможенного контроля и использующие это для контрабандного перемещения товаров. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК.

13. Насилие к лицу, осуществляющему таможенный контроль (п. «в» ч. 3 ст. 188), может выражаться в нанесении побоев, совершении иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленном причинении вреда здоровью любой степени тяжести, а также в его убийстве. При этом квалификацией по п. «в» ч. 3 ст. 188 охватывается нанесение побоев, совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, легкий и средней тяжести вред здоровью, а также тяжкий вред здоровью (ч. ч. 1 и 2 ст. 111 УК). В случаях причинения при совершении контрабанды лицу, осуществляющему таможенный контроль, тяжкого вреда здоровью с особо квалифицирующими признаками (ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК), а также при посягательстве на его жизнь содеянное квалифицируется по совокупности п. «в» ч. 3 ст. 188 и ч. 3 (ч. 4) ст. 111 УК либо ст. 317 УК (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа).

Лицами, осуществляющими таможенный контроль, являются сотрудники Федеральной таможенной службы, а также сотрудники пограничных органов, выполняющих в ряде случаев функции таможенной службы. Одна лишь угроза насилием, не реализованная в его фактическом применении, не дает оснований для квалификации контрабанды по п. «в» ч. 3 ст. 188.

14. Особо квалифицированным видом контрабанды (ч. 4 ст. 188) является ее совершение организованной группой (см. комментарий к ст. 35). В организованную группу могут входить и должностные лица таможенных органов.

15. При контрабанде драгоценных металлов и природных драгоценных камней, наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, сильнодействующих, ядовитых, радиоактивных или взрывчатых веществ, оружия, взрывных устройств и боеприпасов не исключается при наличии реальной совокупности преступлений привлечение к ответственности также по ст. ст. 191, 220, 221, 222, 223, 226, 228, 228.1, 229, 234 УК, предусматривающим ответственность за хищение или вымогательство этих средств (веществ) и предметов. Возможна также совокупность контрабанды с незаконным пересечением Государственной границы РФ (ст. 322 УК), подделкой документов, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК) и рядом других документов.

Смотрите еще:

  • Как зарегистрировать квартиру в налоговой Порядок оплаты налога на доход от сдачи жилья в аренду в 2018 году Налоговики выбирают плательщика налога на доход от сдачи жилья в аренду в зависимости от того, кто получает выгоду — […]
  • Возражение на исковое заявление управляющей компании Что делать, если УК подала иск в отношении меня по поводу задолженности? На меня Городская управляющая компания подал исковое заявление в суд, с задолжностью за 9 лет. Однако договора с УК […]
  • Гк рф 690 Статья 690. Ссудодатель 1. Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником. 2. Коммерческая […]
  • Разбой на дорогах челябинск 2014 На дорогах Челябинской области начали грабить дальнобойщиков Сотрудники отдела по борьбе с оргпреступностью управления уголовного розыска ГУ МВД по Южному Уралу задержали двух жителей […]
  • Ст 161 ук рф 2018 года Статья 161. Грабеж 1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, — наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на […]
  • Часть 10 статьи 161 жилищного кодекса Статья 161 ЖК РФ. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом 1. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания […]
  • 144 статья ук рф старого 144 статья ук рф старого Сайт создан в рамках проекта "полезные ресурсы" Мы собираем полезную информацию со всего интернета, и предоставляем её пользователям. статья ук 144 старый […]
  • Пленум верховного суда 105 ук рф Уточнены и приведены в соответствие с изменениями законодательства отдельные постановления Пленума Верховного Суда РФ Внесены редакционные уточнения и поправки, в том числе в следующие […]

Обсуждение закрыто.